30 человек высшее, что создано, венец
творения.
творения.
Бог сотворил его по своему образу, как
икона.
икона.
В чем заключается бог образность
человека?
человека?
1_ разумность, словесность и 2_ свобода воли.
Разумный или не разумный. Словесный или
бессловесный.
бессловесный.
Разумны только ангелы и люди, а вес
остальные неразумны; или словесны или бессловесно, потому что ангелы тоже
воспевают Бога.
остальные неразумны; или словесны или бессловесно, потому что ангелы тоже
воспевают Бога.
Разумность – это первое чем человек
подобен Богу. Его бог образность.
подобен Богу. Его бог образность.
Свобода воли, то что человек может
самостоятельно принимать решения.
самостоятельно принимать решения.
Разумность и свобода связаны.
В этом заключается богообразность.
Из этого следует, образ божий в человеке
заключается в его способностях.
заключается в его способностях.
А подобие божие – это реализация этих
способностей. Либо он реализует из в СТОРНУ Бога, либо в Сторону СВИНЬИ.
способностей. Либо он реализует из в СТОРНУ Бога, либо в Сторону СВИНЬИ.
Будет ПОДОБОСУЩНЫМ либо Богу, либо
СВИНЬЕ.
СВИНЬЕ.
Вот такие альтернативы.
Как правильно реализовать способности. В
чем они заключаются.
чем они заключаются.
В познании сущего мира и творца мира, а
также в стремлении к благу и уподоблению Богу в ДОБРОДЕТЕЛЯХ.
также в стремлении к благу и уподоблению Богу в ДОБРОДЕТЕЛЯХ.
Вот так стремится к богу. Вот так быть
на него похожим.
на него похожим.
Афанасий Великий говорит, первозданный
человек должен был познавать творца, стремится к немую.
человек должен был познавать творца, стремится к немую.
И у него были все возможности для этого.
Если бы он это сделал, то он радовался
бы общению с Богом и проводил беспечальную блаженную, подлинно бессмертную
жизнь.
бы общению с Богом и проводил беспечальную блаженную, подлинно бессмертную
жизнь.
Но у него была свобода. Он мог
склоняться к добру или ко злу.
склоняться к добру или ко злу.
И тогда Господь дал ему заповедь, чтобы
направить его свободу и поселил Адама и Еву в раю, чтобы они могли жить как
Бог.
направить его свободу и поселил Адама и Еву в раю, чтобы они могли жить как
Бог.
Но если они преступят эту заповедь и
обратятся ко злу, то они подчиняться естественному закону.
обратятся ко злу, то они подчиняться естественному закону.
Природа человека сама по себе из
небытия, поэтому она такая изменчивая и текучая. Она становится бессмертным. Но
если он нарушает заповедь и отходит от Бога и, 6естественно, подчиняется закону
смерти.
небытия, поэтому она такая изменчивая и текучая. Она становится бессмертным. Но
если он нарушает заповедь и отходит от Бога и, 6естественно, подчиняется закону
смерти.
Здесь даже не наказание, а самоубийство.
Не Бог наказал человека смертностью, а человек сам себя погубил.
Не Бог наказал человека смертностью, а человек сам себя погубил.
Человек имел все условия обложится.
Задача в раю его была обожиться там. И был выбор. Богу нужен соработник, а не
робот.
Задача в раю его была обожиться там. И был выбор. Богу нужен соработник, а не
робот.
Адам не пошел к богу. Не стяжал вечное
нетленное бытие.
нетленное бытие.
Человек соблазнённый дьяволом ослушался
согрешил и пал.
согрешил и пал.
Люди уклонились от ПОЗНАНИЯ
Бога. Они перестали понимать Бога, ЗАБЫЛИ его. Стали ЯЗЫЧНИКАМИ. Перестали
верить в троицу, знать и понимать Бога, верить в него.
Бога. Они перестали понимать Бога, ЗАБЫЛИ его. Стали ЯЗЫЧНИКАМИ. Перестали
верить в троицу, знать и понимать Бога, верить в него.
Стали верить в зло и подверглись
смертному осуждению, осуждению смерти. Стали болеть и умирать.
смертному осуждению, осуждению смерти. Стали болеть и умирать.
Тогда люди обратили мысль на самих себя.
Стали РАБАМИ своих ЖЕЛАНИЙ. Появляется
эгоизм.
эгоизм.
Смотрят на себя. У них есть желания. И
они беспрестанно стремиться к чувственным удовольствиям.
они беспрестанно стремиться к чувственным удовольствиям.
ЖЕЛАНИЯ ПРЕВРАТИЛИСЬ В СТРАСТЬ и
склонность.
склонность.
Так что люди стали боятся потерять свои
наслаждения.
наслаждения.
Они не только привыкли, а стали боятся
потерять желаемое. Так входит боязнь смерти в человеческую природу.
потерять желаемое. Так входит боязнь смерти в человеческую природу.
Все начинается с ЗАБВЕНИЯ Бога,
замкнутости на себе.
замкнутости на себе.
В итоге человек боится смерти, боится
умирать, ему грезится то, чес он призван из небытия.
умирать, ему грезится то, чес он призван из небытия.
Он не думает о Боге. Он думает о
небытии. И это ему стало страшно.
небытии. И это ему стало страшно.
По земле это заблуждение стало
распространяться. Грех стал усиливаться словно паутина на мире.
распространяться. Грех стал усиливаться словно паутина на мире.
В первом трактате Афанасия Великого
«Слово про язычников» такие мысли.
«Слово про язычников» такие мысли.
Именно потому что человек пал, стал
смертен, именно это стало поводом, чтобы Бог воплотился.
смертен, именно это стало поводом, чтобы Бог воплотился.
Это было все предвечно Богом предуведано на троическом предвечном
совете.
совете.
Афанасий Великий говорит, что Бог
вочеловечился, потому что бог пал.
вочеловечился, потому что бог пал.
Вочеловечение уготовано прежде создания
мира.
мира.
В книге пророка Исаии Бог говорит, кто
пойдет. Афанасий перетолковывает эти слова, делает диалог Бога отца и сына
перед воплощением.
пойдет. Афанасий перетолковывает эти слова, делает диалог Бога отца и сына
перед воплощением.
Бог, видя, что созданные им человек
погибает сказал: «Кого пошлю и кто пойдет». Все безмолвствовали. И только сын
сказал: «Вот я. Пошли меня»
погибает сказал: «Кого пошлю и кто пойдет». Все безмолвствовали. И только сын
сказал: «Вот я. Пошли меня»
Тогда отец сказал ему: «Иди».
И
предал ему человека, чтобы само слово стало плотью. И приняв на себя плоть во
всем обновил его.
предал ему человека, чтобы само слово стало плотью. И приняв на себя плоть во
всем обновил его.
Господь, будучи сыном Божьим, сделался и
сыном человеческим. Бестелесное слово принимает на себя (берет, одевается)
плоть. И это называется вочеловечение.
сыном человеческим. Бестелесное слово принимает на себя (берет, одевается)
плоть. И это называется вочеловечение.
Слово стало человеком, а не снизошло в
человека, т е он исповедует во Христе одно лицо, одну ипостась.
человека, т е он исповедует во Христе одно лицо, одну ипостась.
Потом Несторий еретик будет по-другому
учить.
учить.
Т. е спаситель одновременно был и Богом,
и человеком.
и человеком.
Афанасий Великий говорит, в противном
случае нашего спасения и не произошло бы. Если бы слово божие было только
Богом, то спасение не имело бы к людям никакого отношения.
случае нашего спасения и не произошло бы. Если бы слово божие было только
Богом, то спасение не имело бы к людям никакого отношения.
А если бы было только человеком, то не могло
бы соединяться сочетаться с творцов и не могло бы отменить божественный
приговор человеку.
бы соединяться сочетаться с творцов и не могло бы отменить божественный
приговор человеку.
Т. е соединившись с человеком, человек
не обожился бы.
не обожился бы.
Поскольку В ЕВХАРИСТИИ человек
причащается тела и плоти Бога, поэтому ЧЕЛОВЕК ОБОЖИВАЕТСЯ, СОЕДИНЯЕТСЯ с ним.
причащается тела и плоти Бога, поэтому ЧЕЛОВЕК ОБОЖИВАЕТСЯ, СОЕДИНЯЕТСЯ с ним.
В Спасителе две природы человеческая и
божественная. Спаситель став ради нас человеком, и понесши на себе тело, тем не
менее остался Богом, потому что не умалил себя в тело, а наоборот и тело
обожил, сделал бессмертным.
божественная. Спаситель став ради нас человеком, и понесши на себе тело, тем не
менее остался Богом, потому что не умалил себя в тело, а наоборот и тело
обожил, сделал бессмертным.
Сын Божий умаляется и становится
человеком по энергиям. Божество сущность остались. Он принял зрак раба. Вот это
произошло и называется кеносис.
человеком по энергиям. Божество сущность остались. Он принял зрак раба. Вот это
произошло и называется кеносис.
Он воспринял истинную человеческую плоть
ради ее исцеления и преображения.
ради ее исцеления и преображения.
Воплощение необходимо, чтобы спастись.
Афанасий чувствует все внутреннее
богословие писания.
богословие писания.
Он говорит, что Бог не мог отменить свои
заповеди. Он понимает Бога.
заповеди. Он понимает Бога.
Христос как человек родился, страдал,
вкушал пищу. Тело Спасителя умерло на кресте, будучи по природе смертным.
вкушал пищу. Тело Спасителя умерло на кресте, будучи по природе смертным.
Но по причине, обитавшего в нем слова Божьего,
оно не испытало свойственного природе тления, напротив, осталось нетленным (вне
тления).
оно не испытало свойственного природе тления, напротив, осталось нетленным (вне
тления).
Во Христе совершилось противоположное.
Тело и умерло, как умирают остальные тела и осталось нетленным.
Тело и умерло, как умирают остальные тела и осталось нетленным.
Более того само тление и смерть в нем
уничтожились от присущего ему слова Божия.
уничтожились от присущего ему слова Божия.
Спаситель оставил свое тело в состоянии
смерти, но в 3-ий день воскресил его.
смерти, но в 3-ий день воскресил его.
«Тело господа не могло не умереть за
всех приносимое на смерть. Но не могло остаться мёртвым, потому что сделалось
храмом Жизни. Хотя оно умерло, но ОЖИЛО из-за ОБИТАВШЕЙ В НЕМ ЖИЗНИ».
всех приносимое на смерть. Но не могло остаться мёртвым, потому что сделалось
храмом Жизни. Хотя оно умерло, но ОЖИЛО из-за ОБИТАВШЕЙ В НЕМ ЖИЗНИ».
Как две природы во Христе, также и две
воли и два действия.
воли и два действия.
Как Бог он воскрешал мёртвых, исцелял
словом, претворял воду в вино, ибо это были не человеческие дела.
словом, претворял воду в вино, ибо это были не человеческие дела.
А как носивший на себе тело, он жаждал,
утруждался и претерпел страдания. Это не свойственно божеству.
утруждался и претерпел страдания. Это не свойственно божеству.
Каждая из обеих природ спасителя
предъявляла свойственные ей действия.
предъявляла свойственные ей действия.
Важно, что обе эти природы тесно
взаимодействовали, говорит Афанасий.
взаимодействовали, говорит Афанасий.
Действия свойственные самому Богу,
воскресения мёртвых, дарование слепым зрения совершалось посредством тела.
воскресения мёртвых, дарование слепым зрения совершалось посредством тела.
И Слово носило на себе немощи плоти, как
свои собственные, потому что эта плоть была его собственная. ПЛОТЬ СЛУЖИЛА ДЕЛАМ Божества, потому что в
ней пребывало Божество и тело было Божие.
свои собственные, потому что эта плоть была его собственная. ПЛОТЬ СЛУЖИЛА ДЕЛАМ Божества, потому что в
ней пребывало Божество и тело было Божие.
Т. е. когда плоть спасителя страдала,
слово было не вне ее, поэтому и страдания называются его собственными
страданиями.
слово было не вне ее, поэтому и страдания называются его собственными
страданиями.
Когда божески оно творила дела отца, не
вне его была плоть, но Господь творил их в самом теле, т. е.
ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ (взаимо общение) СВОЙСТВ.
вне его была плоть, но Господь творил их в самом теле, т. е.
ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ (взаимо общение) СВОЙСТВ.
Взаимопроникновение ипостасей отец в
сыне и сын в отце, и святой дух н в них, и они в нем. Они друг в друге.
сыне и сын в отце, и святой дух н в них, и они в нем. Они друг в друге.
Две природы, две воли, две свободы.
Человеческая, свойственная плоти и божественная, свойственная Богу.
Человеческая, свойственная плоти и божественная, свойственная Богу.
Гефсиманское моление Христа.
У Христа была Божественная воля и
человеческая.
человеческая.
Когда Христос молился, это было
проявление его человеческой воли.
проявление его человеческой воли.
Афанасий все время говорит, ипостась Слова
приняло плоть, тело, но редко говорит о душе Христа.
приняло плоть, тело, но редко говорит о душе Христа.
Учение о Христе разрабатывается всегда с
оглядкой на то, что человеку нужно спасение и соединение с Богом обожение.
оглядкой на то, что человеку нужно спасение и соединение с Богом обожение.
Если мы неправильно понимаем, то такое
Христос, то мы не понимаем, что такое вочеловечение и спасение и обожение. Не достигаем этого.
Христос, то мы не понимаем, что такое вочеловечение и спасение и обожение. Не достигаем этого.
Идем совершенно в другую сторону, как
Адам, который стал забывать Бога, перестал его понимать. Поэтому важно понимать
учение об обожении.
Адам, который стал забывать Бога, перестал его понимать. Поэтому важно понимать
учение об обожении.
Афанасий говорит, Бог видит, что человек
умирает. Вся тварь стенает и мучается.
умирает. Вся тварь стенает и мучается.
И Бог не мог оставить его в таком состоянии
навсегда, чтобы он умирал, умирал и в конце совсем выродился.
навсегда, чтобы он умирал, умирал и в конце совсем выродился.
Он хотел восстановить человека. Но как
это сделать, спрашивает Афанасий.
это сделать, спрашивает Афанасий.
Покаяние не дает обожения. Покаяние
необходимый шаг к очищению, но не оно преображает.
необходимый шаг к очищению, но не оно преображает.
Покаяние необходимо, чтобы достигнуть
преображения. А ПРЕОБРАЖЕНИЕ – это СОЕДИНЕНЕ с Богом евхаристия.
преображения. А ПРЕОБРАЖЕНИЕ – это СОЕДИНЕНЕ с Богом евхаристия.
Покаяние не спасает от смерти, его
недостаточно. Как быть?
недостаточно. Как быть?
Афанасий говорит: «Повеления Бога
неизменно, он не мог отменить свою заповедь (решение) и человек остается
смертным, потому что решение истинное.
неизменно, он не мог отменить свою заповедь (решение) и человек остается
смертным, потому что решение истинное.
Заповедь, данная после которой человек
пал, была правильная и справедливая. поэтому Бог не мог ее отменить.
пал, была правильная и справедливая. поэтому Бог не мог ее отменить.
Спасение должно служить искуплением от
греха и освобождением от закона одновременно. Это будет упразднение смерти, как
платы за грех.
греха и освобождением от закона одновременно. Это будет упразднение смерти, как
платы за грех.
Ни человек, ни ангел совершить это не
могут. Богу - это возможно.
могут. Богу - это возможно.
«Сам логос, сотворивший человека, мог
принять нашу природу и умереть не в наказание за грех, а ради спасения и силой
божества воскреснуть».
принять нашу природу и умереть не в наказание за грех, а ради спасения и силой
божества воскреснуть».
Люди умирают, потому что они грешные, как
говорил апостол Павел. В Адаме все согрешили и поэтому умирают все справедливо,
все грешные.
говорил апостол Павел. В Адаме все согрешили и поэтому умирают все справедливо,
все грешные.
А Христос умер безгрешным. Он был без
греха. В справедливом законе смерти от греха получилась осечка, умер
невиновный.
греха. В справедливом законе смерти от греха получилась осечка, умер
невиновный.
Это не нормально, не по-божески.
Апостол Павел:
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. |
||
А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. |
||
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. |
||
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. |
||
Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, |
||
потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. |
||
Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. |
||
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2 Кор. 5:15 |
Афанасий
развивает эти мысли.
развивает эти мысли.
Он совмещает эти мысли теорию выкупа с
представлением о преображении человеческой природы во Христе.
представлением о преображении человеческой природы во Христе.
Спаситель умер за все человечество и
отменил древний смертный приговор.
отменил древний смертный приговор.
Смерть Христа была достаточной для
смерти за всех людей, говорит апостол Павел. Он умер за всех.
смерти за всех людей, говорит апостол Павел. Он умер за всех.
Умирая Христос умирает за всех и
получается, что наказание исполняется. Все умерли. В нем все умирают и закон
наказания исполняется.
получается, что наказание исполняется. Все умерли. В нем все умирают и закон
наказания исполняется.
Но умирает невиновный. Как человек он
был единосущен всем людям, имел такую же плоть, как и все.
был единосущен всем людям, имел такую же плоть, как и все.
Поэтому закон тления и смерти за грех
упразднился в нем и больше не распространяется на людей в метафизическом
смысле.
упразднился в нем и больше не распространяется на людей в метафизическом
смысле.
Буквально мы видим, что люди стареют и
умирают, но внутреннего осуждения уже нет.
умирают, но внутреннего осуждения уже нет.
Афанасий Великий говорит, что Слово
Божие обновило в нас начаток жизни, стало надеждою на воскресенье.
Божие обновило в нас начаток жизни, стало надеждою на воскресенье.
Христос обновил то, что было создано по
его образу. Произошло ПЕРЕОГЛАВЛЕНИЕ. То, что было сломлено и погублено в
человеке, обновилось. Этим Христос дал возможность получения благодати
обожения.
его образу. Произошло ПЕРЕОГЛАВЛЕНИЕ. То, что было сломлено и погублено в
человеке, обновилось. Этим Христос дал возможность получения благодати
обожения.
Он вочеловечился, чтобы мы обожились.
Богостановление.
Богостановление.
Обожение как восстановление сынов Богу,
т. е. мы становимся сынами Бога по усыновлению, становимся богами.
т. е. мы становимся сынами Бога по усыновлению, становимся богами.
Другой момент вознесение человеческой
природы на небо, а также вхождение человека в царство небесное и обретение бессмертия.
природы на небо, а также вхождение человека в царство небесное и обретение бессмертия.
Христос в теле вознесся на небо.
Следовательно, это тело сейчас есть в царстве небесном. И человек должен
последовать за Христом.
Следовательно, это тело сейчас есть в царстве небесном. И человек должен
последовать за Христом.
Т. е путь, который прошел Христос голгофа, страдание, смерть,
воскресение и есть ПУТЬ реализации ОБОЖЕНИЯ.
воскресение и есть ПУТЬ реализации ОБОЖЕНИЯ.
Обожение начинается в этой жизни. В
полноте оно возможно только, пройдя вот этот путь.
полноте оно возможно только, пройдя вот этот путь.
Он подчеркивает, как и апостол Павел:
«Мы станем общниками божественного естества, которое достигается через
приобщения к Святому Духу».
«Мы станем общниками божественного естества, которое достигается через
приобщения к Святому Духу».
Приобщение, обожение происходит не по
природе человека, а по причастию и приобщению.
природе человека, а по причастию и приобщению.
Обожение человека осуществляется путем
приобщения всех трех лиц святой троицы.
приобщения всех трех лиц святой троицы.
Мы обоживаемся, причащаясь не телом
какого-то человека, но приемля тело самого Слова божия.
какого-то человека, но приемля тело самого Слова божия.
Полное обожение возможно только после
воскресенья, когда будет новое небо и новая земля, когда будет Бог все во всем.
воскресенья, когда будет новое небо и новая земля, когда будет Бог все во всем.
Да и то это будет не для всех открыто.
Некоторые становятся ПОДОБОСУЩНЫМ СВИНЬЕ.
Афанасий Говорит: «В этой жизни люди
умирают лишь на время, какое каждому определил Бог, чтобы в конце концов все могли
достичь, настоящего воскресения, бессмертия и обожения».
умирают лишь на время, какое каждому определил Бог, чтобы в конце концов все могли
достичь, настоящего воскресения, бессмертия и обожения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий