воскресенье, 26 апреля 2015 г.

мир ангелов и демонов ч 1 Святитель Игнатий Брянчанинов (христианская ау...

по падении первых человеков Бог,
произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, 
сотвори им
ризы кожаны и облече их
 [30]. Ризы
кожаные, по объяснению святых Отцов [
31], означают
нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и
духовность, получила настоящую свою дебелость.





Хотя начальною причиною изменения
и было падение, …прочими полезными для нас последствиями, истекающими из
состояния, в котором ныне находится наше тело, чрез допущение дебелости нашему
телу мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых
мы ниспали.

 Мы стяжали как бы естественное влечение ко
злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение {стр. 14} подобно
влечению демонов ко злу: прилежит помышление человеку прилежно на злая
от юности его
 [32]. Но в нас смешано добро
со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру
.

Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в
кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло,
явно и непрестанно содействуя злу,
заражая примерами своей постоянно
преступной и враждебной Богу деятельности.

Тем удобнее они могли бы совершить
это, что падший человек естественно влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов, покорившись им
произвольно
. В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались бы демонами; покаяние и
восстание из падения были бы для них невозможны
.

Премудрость и благость Божия
положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами,
низверженными на землю с неба — грубую вещественность тела человеческого. Так, земные правительства
отделяют темничною стеною злодеев от общества человеческого, чтоб они по
произволу не вредили этому обществу и не развращали прочих человеков [33].

Духи падшие действуют на
человеков, принося им греховные помыслы
и ощущения; до чувственного видения духов достигают весьма немногие человеки
.

При размножении человечества в его
настоящем состоянии падения тело приносит душе весьма сходное служение с тем
служением, которое исполняют пелены для новорожденного тела. Обернутое пеленами тело младенца получает
правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли бы получить
уродливые формы
: так и душа, облеченная
в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя
изучением Закона Божия или, что то же, изучением христианства, и стяжавает
способность различать добро от зла
 [34].

Тогда даруется ей духовное видение духов и, если то окажется сообразным с целями
руководствующего ею Бога, чувственное, так как обман и обольщение для нее уже гораздо менее опасны, а опытность и
знание полезны
.

При разлучении души от тела
видимою смертию мы снова вступаем в разряд и общество духов.

Из этого видно, что для благополучного вступления в
{стр. 15} мир духов, необходимо благовременное образование себя Законом
Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам некоторое время,
определенное каждому человеку Богом для странствования по земле
. Это
странствование называется земною жизнию.


Человеки делаются способными
видеть духов при некотором изменении чувств, которое совершается неприметным и
необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что внезапно
начал видеть то, чего доселе не видел и чего не видят другие, — слышать
то, чего доселе не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств оно
очень просто и естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для
неиспытавших — оно странно и непонятно.


Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с
существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением
чувств.

Из Священного Писания явствует,
что телесные чувства служат как бы
дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата
отворяются и затворяются по мановению Бога
.

Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными
в падших человеках, чтоб заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам
и не губили
нас.

Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших
духов, окружены ими, порабощены ими
.

Не имея возможности ворваться к
нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные
греховные помыслы и мечтания, или привлекая легковерную душу в общение с собою
.

Непозволительно человеку устранять
смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле
Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это
случается.

Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими
духами
.
Святым Ангелам несвойственно
принять участие в деле, несогласном с волею Божиею, в деле неблагоугодном Богу.

Чем влекутся человеки к вступлению
в открытое общение с духами? Легкомысленные и не знающие деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием,
неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут нанести себе
величайший вред
; люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога,
вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых порочных
целей.

Богу благоугодно, чтоб служитель
его пребывал постоянно в величайшем благоговении
пред Ним, в безусловной покорности
к Нему, в безусловной преданности Его святейшей воле. Всякое
нарушение этих отношений не {стр. 17} благоприятно Богу и налагает на нас
печать гнева Божия [38].

 Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок,
установленный Богом, и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас,
признаются искусителями Бога и
изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий
.

Только совершеннейшим христианам,
преимущественно из иноков, {стр. 20} сподобившимся прозреть душевными
очами, был открыт мир духов: но таких христиан и в самые цветущие времена
иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария
Великого [46].

Свойство всех видений, посылаемых
Богом, замечает святой Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление,
исполняют ее страха Божия, сознания своих греховности и ничтожества
.

Напротив того, видения, в которые
мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие,
в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как не понимаемое нами
удовлетворение наших тщеславия и самомнения [47].

Демоны, являясь наиболее в виде Ангелов, стараются польстить человеку
похвалою, потешить его любопытство и тщеславие
; затем они удобно ввергают его в
самообольщение и наносят ему сильнейший, более или менее явный, душевный вред.

Мысль, что в чувственном видении
духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовного, не доставляет должного понятия о
духах, д
оставляет одно поверхностное понятие о них, очень удобно может
доставить понятия самые ошибочные, и их-то наиболее и доставляет неопытным и
зараженным тщеславием и самомнением.

Кто видит духов и находится в
чувственном общении с ними?

Волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану [48];

люди предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, прибегшие к
волхвам, при посредстве их вступившие в
явное общение с падшими духами
, что совершается под непременным условием
отречения от Христа [49]:

люди, истощенные пьянством и развратною жизнию;
подвижники, впавшие в самомнение и гордость;
весьма немногие способны к нему по
естественному сложению;
весьма немногим являются духи по
поводу какого-либо особенного обстоятельства в жизни.
В последних двух случаях человек
не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтоб выйти из этого
положения, {стр. 21} как весьма опасного.

В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством
магнетизма
, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых Ангелов,
обольщают и обманывают различными
интересными сказками,
перемешивая правду со лжею, — всегда причиняют крайнее душевное и даже
умственное расстройство
.

Употребление магнетизма есть
отрасль волхвования. При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно
имеется отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более
заботясь об уничтожении существенного
, нежели наружного.

Оставя без всякого внимания
постановления Божии, не справясь тщательно, угодно ли Богу, сообразно ли воле
Божией предпринимаемое, легкомысленный испытатель таинственного слепо вверяется
действию магнетизма, без всякой
предосторожности вступает в общение с духами, верит им и вверяется
,
действует под их наставлением. Что это, как не отступление от Бога?


Как человеки, возлюбившие свое падение, свою греховность, употребляют все
меры, чтоб привлечь всех человеков в свое направление
: так в особенности заботятся об этом падшие духи.

Они совершают дело погубления человеков с несравненно большим успехом, чем
злонамереннейшие человеки
.

Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном
отсутствии добра.

Способности падших духов далеко
превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях
самою тяжестию и дебелостию своего тела.

Человеки должны поневоле
удовлетворяться тою опытностию во зле, которую они стяжавают во время краткой
земной жизни;
 их злые
намерения уничтожаются сами собою в тот час, когда они поневоле оставляют
поприще земной жизни, будучи востребованы на суд Божий
и в вечность.
{стр. 25}

Демонам, напротив того,
предоставлено пребывать на земле со
времени их окончательного падения [63] до кончины
мира
: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное
время
, при их способностях и при постоянной злонамеренности, нисколько не
растворенной никаким благим стремлением, или увлечением.

Если они и притворяются благонамеренными, то это единственно с целию вернее успеть
в злом намерении
. Для благонамеренности они вовсе неспособны.

Видящий чувственно духов легко может быть обманут в свое повреждение и погибель.
Если же он, при видении духов, окажет
доверенность к ним, или легковерие, то он непременно будет обманут
,
непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатию обольщения, печатию страшного
повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и
спасения
.

Одним только христианским подвижничеством доставляется правильный,
законный вход в мир духов
. Все прочие средства незаконны, и должны быть
отвергнуты, как непотребные и пагубные.

«Писание заповедует, —
говорил Антоний Великий [69], —
чтоб мы всяцем хранением блюли свое сердце [70]. Врагов
имеем страшных и коварных [71], то есть лукавых демонов; с ними предлежит нам
сражение
, как говорит Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но
к началом и ко властем, и к
миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным
 [72].

Великое множество их находится в
объемлющем нас воздухе; они — недалеко от нас; господствует между ними
великое {стр. 27} несогласие [73]. О природе
и разнообразии их многое могут сказать другие, превосходящие нас в духовном
преуспеянии, а нам настоит особенная
нужда знать употребляемые ими против нас козни
.

Демоны созданы благими.
Впоследствии, отпавши от небесной мудрости, низверженные на землю, они обольстили язычников привидениями.

Пламенея ненавистию к нам, христианам, они употребляют все средства к
возбранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали.


Нужна усиленная молитва, нужен великий подвиг, чтоб те,
которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли
узнавать их
. Некоторые из них менее злобны, другие более злобны; но у
всех — одно стремление: разными способами устроить для нас падение и
погибель.

Мы должны друг друга наставлять,
заимствуя познание из тех искушений, которым подверглись от демонов; почему и
я, как стяжавший некоторое опытное знание о духах, сообщаю его вам, чадам моим.


действуют они с тою целию, чтоб
обольстить дивами тех, кого не могли обольстить помыслами. Если же и при этом
покушении они найдут душу укрепленною
верою и надеждою: то наконец приводят с собою своего начальника
 [76].

мир ангелов и демонов ч 1 Святитель Игнатий
Брянчанинов (христианская аудиокнига)

Комментариев нет:

Отправить комментарий