суббота, 9 мая 2015 г.

Книга "Пастырь Ерма"

– Госпожа,
если я согрешил против тебя, то каким образом? 




– В
сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека
праведного и то порочно, если в сердце его возникает худое пожелание? Это грех
для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное. И когда
он помышляет праведное и неуклонно к тому стремится, то имеет на небесах
благоволение Господа во всяком деле. Те же, которые затаили нечистое в сердцах
своих, навлекают на себя смерть и тлен; особенно те, которые любят настоящий
век, роскошествуют в богатстве своем и не ожидают благ будущих, — гибнут
души их.
– Госпожа,
одна прекрасная женщина укорила меня, будто я согрешил против нее, —
ответил я. И она сказала мне:
– В
сердце твоем возникло вожделение к ней. Это должно быть чуждо рабу Господню,
ведь для рабов Божиих даже и такой помысел составляет грех. И сердце чистое не
должно желать дурного — особенно твое, Герма, ты избегаешь всякого
преступного пожелания и исполнен простоты и великого незлобия.

III. -
Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой,
который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей,
не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться. За это и
гневается на тебя Господь, но Он исправит все, что прежде сделано худого в доме
твоем. За их грехи и беззакония ты подавлен мирскими делами [
4].
Но милосердие Божие сжалилось над тобою и семейством твоим и сохранило тебя в
славе. Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство.
Как кузнец, усердно работая молотом, совершает свой труд, так и праведное
слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Поэтому не переставай
вразумлять детей своих, ибо Господь знает, что они покаются от всего сердца
своего и будут написаны в Книге жизни [
5], 

 Вот Бог Сил, который невидимою Силою и Своим
Разумом сотворил мир, и Светом Своим благоукрасил тварь, и Словом Своим
утвердил небо, и землю основал на водах, и Силою Своею создал Свою святую
Церковь, которую и благословил.

Вот
Он изменит небеса и горы, холмы и моря, и все уравняется для избранных Его,
чтобы исполнить обещание, которое Он дал, если они соблюдут заповеди Божии,
полученные ими с верою.

я
преклонил колена и начал молиться Господу и прославлять имя Его за то, что Он
удостоил меня и открыл мне прежние грехи мои.

Спустя
пятнадцать дней, в которые я постился и много молился Господу открылся мне
смысл написанного.

Написано
было следующее: Дети твои, Герма, отступили от Господа, хулили Его и в великом
нечестии предали своих родителей; и прослыли они предателями родителей; [
7]
предавши их, они не исправились, но присоединили к грехам своим распутство и
нечестие скверны и таким образом исполнили меру неправд своих.

Объяви
эти слова всем детям своим и жене своей, так как и она не воздержана в речах
своих и тем согрешает. Услышав же эти слова, она обуздает свой язык и заслужит
помилование. Она образумится после того, как передашь ей слова, которые Господь
повелел открыть тебе. Тогда отпустятся грехи, совершенные прежде, как им, так и
всем святым, если от всего сердца покаются они и удалят сомнения из сердец
своих.

Ибо
славою Своею поклялся Господь, что тот из избранных Его, кто и в этот
предопределенный день будет продолжать грешить, не получит спасения.
Ибо
покаянию праведных положены сроки, и определены дни покаяния для всех святых,
но язычникам позволено каяться до самого последнего дня.

праведники,
стойте твердо и не будьте двоедушны, чтобы переселение ваше было со святыми
ангелами [
8].
Блаженны
те, кто претерпит наступающее великое гонение и не отречется от своей жизни,
ибо Сыном своим поклялся Господь, что отрекающиеся от Господа губят свою жизнь.
Это именно относится к тем, которые отрекутся в предстоящие дни;

III. А
ты. Герма, не помни неправды детей своих и не оставляй жены своей, но
позаботься о том, чтобы они освободились от прежних грехов. Они образумятся
правым учением, если ты не будешь держать зла на них. Ибо злопамятство приводит
к смерти, забвение зла — к жизни вечной.
А
ты, Герма, потерпел большие мирские бедствия за преступления дома твоего,
поскольку не обращал на них внимания как на не касающиеся тебя нисколько и
предался неправедным своим занятиям.
Но
то, что не отступил ты от живого Бога, спасет тебя; простота твоя и великое
воздержание спасут тебя, если ты пребудешь в них; и всех спасут они, кто
поступает так же.

Пребывающие
в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и обретут жизнь вечную.
Блаженны
все делающие правду: они не погибнут вовек



Видение третье
Строение башни, изображающей церковь
преклонив
колена, исповедал Богу свои грехи, как всегда.

башня,
которую видишь строящейся, — это я, Церковь, которая явилась тебе теперь и
являлась прежде.
башня
строится на водах: жизнь ваша через воду спасена и спасется [
12].
А башня основана Словом всемогущего имени и держится Силою Господа.

V. Выслушай
теперь и о камнях, на которых возведено здание. Камни квадратные и белые,
хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями, это суть апостолы,
епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, надзирали и
свято и непорочно служили избранникам Божиим,  которые всегда пребывали в
мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни
хорошо примыкают один к другому.

А
камни, извлекаемые из глубины и закладываемые в здание и соприкасающиеся с
прочими камнями, вошедшими в здание, это суть те, которые уже умерли и
пострадали за имя Господа.

-кого
означают другие камни, которые достали из земли.
– Те,
которые неотделанными кладутся в основание башни, означают людей, которых Бог
одобрил за то, что они жили праведно пред Господом и исполняли Его
заповеди. [
14]
А
которые приносятся и кладутся в само здание башни, это суть новообращенные к
вере и верные. Ангелами призываются они к совершению добра, и потому не нашлось
в них зла.

– А
те камни, которые откладываются в сторону возле башни?
Она
ответила:
– Это
те, которые согрешили и желают покаяться; потому они брошены невдалеке от
башни, что будут пригодны, если покаются.
Посему
желающие покаяться будут тверды в вере,
если только принесут покаяние теперь, пока строится башня.
Ибо когда строительство окончится, то им
уже не найдется места в самом здании
,
и они, отверженные, только останутся лежать при башне.

VI. Желаешь
знать, кто те камни, которые раскалывают и отбрасывают далеко от башни?
– Желаю,
госпожа.
– Это
суть сыны беззакония, которые
уверовали притворно и от которых не отступила неправда всякого рода; потому они
не имеют спасения, что не годны в здание по неправедности своей, — они
расколоты и отброшены далеко по гневу Господа за то, что оскорбили Его.

А
значение прошлых камней, которые во множестве видел ты сложенными и не
использованными в строительстве, таково.

Шероховатые
суть те, которые познали истину, но
не остались в ней и не находятся в
общении со святыми, потому они и не годны
.

Камни
с трещинами — это суть те, которые держат в сердцах вражду друг к другу;
будучи вместе, они миролюбивы, но, разойдясь, обретают в сердцах злобу. И эта
злоба — трещины в камнях.

Камни
меньшего размера — это те люди, которые, хоть и уверовали, но имеют еще
много неправды, поэтому они коротки.

Белые
и круглые камни — это те, которые имеют веру, но имеют и богатства века
сего; и когда придет гонение, то ради
богатств своих и попечений они отрекутся от Господа
.

– Когда
же будут они угодны Господу?
– Когда
отсечены будут богатства их, которые их
утешают
, тогда они будут полезны Господу для здания.
Ибо
как круглый камень, пока не будет обсечен и не лишится некоторых своих частей,
не сможет стать квадратным, так и богатые
в нынешнем веке, если не лишатся своих богатств, не смогут быть угодными
Господу
.

Прежде
всего ты должен знать это по себе самому: когда ты был богат, был бесполезен; а
теперь ты полезен и годен для жизни; ты и сам был из числа тех камней.

VII. Прочие
же камни, которые ты видел, были отброшены далеко от башни, катились по дороге
и с дороги скатывались в места пустынные, означают тех, которые, хотя уверовали, но, по сомнению своему,
оставили истинный путь, думая, что они могут найти лучший.

Но
они обольщаются и бедствуют, ходя по путям пустынным.

Камни,
упавшие в огонь и горевшие, означают тех, которые навсегда отказались от живого
Бога и которым, по причине преступных
похотей, ими творимых, уже не приходит мысль покаятьс
я.

– Кого
же означают камни, которые падали близ воды и не могли скатиться в нее?
– Тех,
которые слышали Слово и желают креститься во имя Господа, когда приходит им на
память святость истины, но потом они уклоняются и опять предаются своим
порочным пожеланиям.

– Есть
ли покаяние для тех камней, которые отброшены, и будет ли им место в этой
башне? Она сказала:
– Есть
для них покаяние; но в этой башне не
найдут они места, а попадут в иное, низшее место
, причем тогда, когда они
пострадают и исполнятся дни грехов их.
И
за то они будут переведены, что приняли Слово истинное.
И
тогда избавятся они от наказаний своих, когда содрогнутся сердцем от порочных
дел, ими сотворенных, и они покаются. Если же они не опомнятся, то не спасутся
из-за упорства своего сердца.

– Видишь
семь женщин вокруг башни?
– Башня
эта по распоряжению Господа ими поддерживается.
Первая
из них, которая держит башню руками, называется
Верою; посредством нее спасаются избранники
Божии.

Другая
же, которая перепоясана и ведет себе мужественно, называется Воздержанием, она — дочь Веры. Кто
последует за нею, будет блажен в своей жизни, ибо удержится от всех худых дел и всякой злой похоти и
станет наследником вечной жизн
и.

– Кто
же другие пять, госпожа?
– Дочери
одна другой. Одна называется Простотою, другая Невинностью, третья Скромностью,
четвертая Знанием, пятая Любовью. Поэтому, когда исполнишь дела матери их, тогда
сможешь и все соблюсти.

От
Веры рождается Воздержание,
от
Воздержания Простота,
от
Простоты Невинность,
от
Невинности Скромность,
от
Скромности Знание,
от
Знания Любовь.

кто
послужит им и будет в силе исполнять дела их, тот будет иметь обитель в башне
со святыми Божиими.

 Когда башня будет построена, тогда и будет
конец.

IX. 
Живите в мире, заботьтесь друг о друге, поддерживайте себя взаимно и не
пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся.

Подумайте
о грядущем суде.
Вы,
кто превосходит других богатством, отыскивайте алчущих, пока еще не окончена
башня. Ибо после, когда завершится строительство, пожелаете благотворить, но не
будет вам места.

Смотрите,
дети, чтобы такие разделения ваши не лишили вас жизни.

вразумляйте
себя взаимно и будьте в мире между собою

– Всякая
молитва нуждается в смирении, поэтому постись и получишь от Господа, чего
просишь.

 -
Почему в первом видении явилась тебе старица, сидящая на кафедре? Потому что
дух ваш обветшал и ослабел и не имеет силы от грехов ваших и сомнений сердца.
Ибо
как старцы, не имеющие надежды на обновление сил, ничего другого не желают,
кроме успокоения на ложе, так и вы, обремененные
житейскими делами, впали в беспечность и не возложили попечении своих на
Господа; одряхлел ваш разум и состарились вы в печалях ваших
.

–почему
она сидела на кафедре?
– Потому, —
отвечал он мне, — что всякий немощный сидит на седалище по причине своей
слабости, чтобы имело поддержку немощное тело его. Вот тебе смысл первого
явления.

XII. -
Когда кто сильно состарится и отчается в самом себе из-за своей слабости и
бедности, то ничего другого не ожидает, только последнего дня своей жизни. Но
вдруг получает он наследство. Узнав об этом, он вскакивает повеселевший, к нему
возвращаются силы, обновляется дух его, который одряхлел от прежних дел; он уже
не лежит, но, восставши, мужественно действует.

То
же произошло и с вами, когда услышали вы об откровении, которое Бог сообщил
вам. Господь сжалился над вами и обновил дух ваш — и вы отложили свои
немощи, пришло к вам мужество, вы укрепились в вере, и Господь, видя вашу
верность, возрадовался. Поэтому показал Он вам строение башни — и иное
покажет, если будет между вами чистосердечный мир.

те,
которые всецело, от всего сердца покаются, помолодеют и окрепнут.

О будущем гонении на христиан
встречается
мне разукрашенная дева, словно выходящая из брачного чертога, — в белых
башмаках, покрытая белыми одеждами до самого лба - это Церковь

– Госпожа,
мне встретилось такое животное, которое могло бы истребить народы, но силою
Бога и по великому Его милосердию я спасся от него.

– Счастливо
спасся ты, — сказала она, — потому, что заботу свою ты возложил на Господа и Ему открыл свое сердце, веруя, что
никем другим не можешь быть спасен
, кроме Его великого и преславного имени.

За
это Господь послал ангела Своего, поставленного над зверями, которому имя
Егрин [
16]
и он заградил пасть его, чтобы не пожрал тебя. Ты избежал великого бедствия по
вере твоей, так как ты не усомнился при виде такого зверя.

зверь
этот есть образ грядущей великой напасти. Поэтому, если приготовите себя и от всего сердца покаетесь перед Господом, то
можете избежать ее, если сердце ваше будет чисто и непорочно и в остальные дни
жизни
вашей будете безукоризненно служить Богу.

Возложите
на Господа печали ваши, и Он сам уврачует их.
веруйте
в Бога, что Он все может — и отвратить от вас гнев Свой, и послать бичи на
двоедушных.


III. Я
спросил ее о четырех цветах, которые были у зверя на голове.

Черный цвет означает мир, в котором вы живете.
Огненный
и кровавый — то, что этому миру должно погибнуть посредством крови и огня.
А
золотистая часть — это все вы, избегающие этого мира.
Ибо
как золото испытывается посредством огня и
становится годным, так испытываетесь и вы
, живущие среди них.
Те,
которые сохранят твердость и будут искушены ими, очистятся.
И
как золото оставляет в огне примеси свои, так и вы оставите всякую скорбь и
печаль, очиститесь и будете годны для здания башни.

Белая
же часть означает будущий век, в котором станут жить избранники Божии, потому
что непорочны и чисты будут те, которые
избраны Богом в жизнь вечную
.

 Имеете вы и образ грядущего великого бедствия.
Если захотите вы, оно будет не страшно для вас: помните заповеданное вам.


ЗАПОВЕДИ

Заповедь первая
О вере в единого Бога

Прежде
всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из
ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни
словом определен, ни умом постигнут. Итак, веруй в Него, бойся Его и, боясь,
соблюдай воздержание. Храни это и отринешь от себя всякую похоть и беззаконие,
и облечешься во всякую добродетель и правду, и будешь жить с Богом, если сохранишь
эту заповедь.

Заповедь вторая
О том, что должно избегать злословия и творить
милостыню в простоте
Пастырь
сказал мне:
– Имей
простоту и будь незлобив, будь как дитя, которое не знает лукавства, губящего
жизнь людей.
Ни
о ком не говори дурно и не стремись
слушать того, кто говорит дурно
.
Если
же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; веря ему, ты будешь
подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего.

Гибельно
злословие: это — дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но
всегда живет в несогласии. Удерживайся от него и всегда имей мир с братом твоим. Облекись
благопристойностью, в которой нет ничего оскорбительного, но все ровно и приятно.

Делай
добро и от плода трудов твоих, который дарует тебе Бог, давай всем бедным
просто, нимало не сомневаясь, кому даешь.
Давай
всем, ибо Бог хочет, чтобы всем досталось от Его даров. Берущие дадут отчет
Богу, почему и на что брали.
Берущие
по нужде не будут осуждены, а берущие притворно — подвергнутся суду.
Дающий
же не будет виноват: ибо он исполнил служение, назначенное Богом, не разбирая,
кому дать и кому не давать, и исполнил с похвалою пред Богом.

Заповедь третья
О том, что должно избегать лжи
Также
сказал он мне:
– Люби
истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь
поселил в этом теле, предстал истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся
Господь, который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой
лжи нет в Нем.

И
те, которые лгут, отвергают Бога и не возвращают Ему залога, который получили;
а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то
бесчестят заповедь Господа и становятся похитителями.

будешь
говорить правду; и если будешь соблюдать истину, можешь получить себе жизнь. И
всякий, кто только послушается этой заповеди, будет исполнять ее и удаляться от
лжи, — будет жить с Богом.

Заповедь четвертая
О целомудрии и разводе
I. -
Заповедую тебе, — говорил пастырь, — соблюдать целомудрие.
И
да не войдет тебе в сердце помысел о чужой жене, или о любодеянии, или о
каком-либо подобном дурном деле, ибо все это — великий грех.
А
ты помни о Господе во все часы и никогда не согрешишь.
Если
какой низкий помысел взойдет на твое
сердце, то совершишь великий грех
; и кто творит такое преступное дело,
обрекает себя на смерть.
Итак,
смотри ты, воздерживайся от таких помыслов. Ибо где обитает целомудрие, там
никогда не должен возникать худой помысел в сердце человека праведного.

– Доколе
муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает
муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя
с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.

– Что
же делать, — спросил я, — если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть
муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет
другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что
же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу
своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если
не примет ее муж, он совершит грех великий, — он ответил мне. — Должно принимать грешницу, которая
раскаивается, но не много раз
. Ибо для
рабов Божиих покаяние положено одно
. Поэтому ради раскаяния не должен муж,
отпустив жену свою, брать себе другую.
Так
же делать надлежит и жене.
Но
прелюбодейство не только в осквернении плоти своей: прелюбодействует и тот, кто
поступает подобно язычникам. [
19]
Избегай
общения с тем, кто совершает такие дела и не кается, иначе и ты будешь
причастен греху его.
Итак,
заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими — как муж, так и жена, ибо
в этом случае может иметь место покаяние.

пусть
не грешит более тот, кто уже согрешил. Что касается прежних грехов его, то есть
Бог, который может дать исцеление, ибо Он имеет власть над всем.

II. 
 Покаяние- есть великий разум.
Грешник
кающийся уразумел, что он согрешил пред Господом, он осудил всем сердцем
содеянные им дела и, раскаявшись, более уже не делает зла, но вершит добро, и
смиряет душу, и мучит ее за то, что согрешила. Итак, понимаешь, что покаяние
есть великий разум?

– Ты
будешь жив, — сказал он, — если сохранишь мои заповеди и будешь
поступать по ним; и всякий, кто только услышит и исполнит эти заповеди, будет
жить с Богом.

III. 
 если кто, будучи искушен дьяволом,
согрешил, — пусть покается. Если же часто он будет грешить и творить
покаяние, — не принесет ему покаяние пользы, ибо с трудом он будет жить с
Богом.
IV. 
– Если
муж или жена умрет и один из них вступит в брак — согрешает ли вступающий
в брак?
– Не
согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у
Господа. Поэтому храни чистоту и
целомудрие — и будешь жить с Богом
.

если
сохранишь мои заповеди; и все, кто сохранит их и будет ходить в чистоте,
получит отпущение.

Заповедь пятая
О печали и терпении
I. -
Будь великодушен и терпелив, — сказал пастырь, — и будешь
господствовать над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду.
Если
будешь великодушен, то Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не
омрачится от какого-либо злого духа, но, ликуя, расширится, и вместе с сосудом,
в котором обитает, будет радостно служить Господу.

Если же найдет какой-либо гнев, то Дух
Святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться
, ибо подавляется злым духом и, оскорбляемый гневом,
не имеет возможности служить Господу, как желает.

Поэтому,
когда оба духа обитают вместе, плохо бывает человеку. Так, если взять немножко
полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится?
И
столько меда пропадает от незначительного количества полыни, теряет сладость и
уже не имеет приятности для своего владельца, потому что делается горьким и
негодным к употреблению.
Но
если в мед не класть полынь, он останется сладок.
Сам
видишь, великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а
гнев горек и неугоден.
Итак,
если к великодушию примешивается гнев, то дух возмущается, и неприятна Богу
молитва его.

И
я сказал ему:
– Желал
бы я узнать, господин, действие гнева, чтобы уберечь себя от него.
– Если
ты и твои домочадцы не будете удерживаться от него, то потеряете всякую надежду спасения. Но воздерживайся от гнева,
ибо я с тобою; и от него воздержатся все, которые покаются от всего сердца
своего, ибо я буду с ними и сохраню их. Все такие принимаются святейшим
ангелом [
21]
в число праведных.

II. Послушай
теперь и о действии гнева, как он вреден и как губит рабов Божиих и отвращает
их от правды.
Он
не может вредить людям, исполненным веры, потому что с ними пребывает Сила
Божия;
совращает
же сомневающихся и не имеющих веры.

Как
скоро он увидит таких людей спокойными — проникает в сердце их, и муж или
жена сердятся друг на друга по каким-нибудь житейским делам: или из-за пищи,
или пустого слова, или какого приятеля, или долга, или из-за подобных мелочных
вещей.
Все
это глупо, пусто и неприлично рабам Божиим.
Но
великодушие твердо и мужественно, имеет крепкую силу и пребывает в великой
широте, весело и беззаботно радуясь, и прославляет Господа во всякое
время — чуждое всякой горечи, всегда мирное и кроткое. Это великодушие
живет с имеющими полную веру.

А
гнев безрассуден, пуст и легкомыслен.
От
безрассудства рождается огорчение,
от
огорчения раздражение,
от
раздражения гнев,
от
гнева же неистовство.
Неистовство,
происшедшее от стольких зол, есть великий и неискупимый грех.

И
когда все это находится в одном сосуде, где обитает и Дух Святой, то сосуд не
вмещает их в себе, но переполняется: добрый дух не может жить вместе со злым
духом, а удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в кротости и
тишине.

Когда
он отступит от человека, в котором обитал, человек, исполненный духами злыми,
делается чужд Святого Духа и закрыт для благой мысли.

Так
бывает со всеми гневливыми.
Итак,
ты удаляйся гнева, но облекись в великодушие и противься всякому
огорчению — и будешь в чистоте и святости, любезной Богу.

Смотри
поэтому, чтобы как-нибудь не пренебречь тебе этой заповедью, ибо если соблюдешь
эту заповедь, то можешь исполнить и прочие мои заповеди, которые хочу тебе
преподать. Итак, теперь утверждайся в этих заповедях, чтобы тебе жить с
Богом, — равно и все, кто соблюдет их, будут жить с Богом.

Заповедь шестая
О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого
из них
I. - Я
повелел тебе, — сказал пастырь, — в первой заповеди, чтобы хранил ты
веру, страх и воздержание.
правда
имеет путь прямой, а неправда — кривой. Но ты иди путем прямым, а кривой
оставь. Кривой путь неровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист и
ведет к погибели идущих по нему.

А
те, которые следуют прямому пути, идут ровно и без препятствий, потому что он
не скалист и не тернист. Итак, видишь, что лучше идти этим путем.

II. Послушай
теперь, — продолжал он, — о вере. Два ангела с человеком: один
добрый, а другой злой.
Я
спросил его:
– Каким
образом, господин, я могу распознать их, если оба ангела живут со мною?
– Слушай
и разумей. Добрый ангел тих и скромен,
кроток и мирен. Поэтому, войдя в твое сердце, постоянно будет внушать он тебе
справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и
благочестие
. Когда все это вселится в твое сердце, знай, что добрый ангел с
тобою: верь этому ангелу и следуй делам его.

Послушай
и о действиях ангела злого. Прежде всего он
злобен, гневлив и безрассуден, и действия
его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из
действий его разумей, что это ангел злой
.

– Каким
образом, — спросил я, — узнаю его, господин?
– Слушай.
Когда
овладеют
тобой гнев или досада, знай, что он в тебе; также когда возникнет в сердце
твоем пожелание разных и роскошных яств
,
и напитков, и чужих жен, то вселяются в него гордость, хвастовство, надменность
и тому подобное — тогда знай, что с тобою злой ангел.

Поэтому
ты, зная его дела, избегай и не верь
ему: дела его злы и не свойственны рабам Божиим.
Таковы действия того и
другого ангела.

Разумей
их, верь ангелу доброму и удаляйся от ангела злого, потому что внушение его во
всяком деле злое.
Даже
если в сердце человека верующего войдет
помысел злого ангела, то он непременно согрешит
.
Если
же злые люди откроют сердце свое делам ангела доброго, то обязательно он
сделает что-нибудь доброе.

Итак,
видишь, что хорошо следовать ангелу
доброму
. Если станешь повиноваться ему и творить его дела, то будешь жить с Богом; равно как и все,
которые будут следовать его делам, будут жить с Богом.

Заповедь седьмая
О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не
должно
– Бойся, —
говорил пастырь, — Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди
Божии, будешь тверд в любом деле и преуспеешь в нем.

Боясь
Господа, будешь все делать хорошо.
Вот
страх, которым должно страшиться, чтобы спастись.
Дьявола
же не бойся:
боясь Господа, ты будешь господствовать над дьяволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы,
того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться.

Ибо
всякий имеющий силу внушает страх; а кто
не имеет силы, всеми презирается
.
Бойся,
впрочем, дел дьявола, потому что они злы; боясь Господа, ты не совершишь дел
дьявола, но удержишься от них.

Двоякий
есть страх. Если ты захотел сделать
злое, то бойся Бога
 — и не сделаешь этого.
Равно
если бы захотел ты сделать доброе, то опять бойся Бога и сделаешь его.
Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога, и будешь жить.
И
все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом; а
которые не соблюдают Его заповедей, в тех нет жизни.

Заповедь восьмая
О воздержании от зла и о совершении добра
– Воздерживайся,от
зла и не делай его, а от доброго не воздерживайся, но делай его.
Ибо
если будешь удерживаться от доброго и не будешь его делать, согрешишь. Итак,
удерживайся от всякого зла и делай всякое добро.

– От
какого зла, — спросил я, — должно удерживаться?
– От
прелюбодеяния, пьянства и чрезмерных пиршеств, от излишеств в яствах, от
роскоши и тщеславия, от гордости, от лжи и клеветы, от лицемерия, злопамятства
и всякого оскорбления чести другого. Таковы дела злые, от которых должно
воздерживаться рабу Божию. Кто не воздерживается от них, тот не может жить с
Богом.

есть
еще много такого, от чего должен воздерживаться раб Божий. Это —
воровство, лжесвидетельство, пожелание чужого, надменность и тому подобное. Не
почитаешь ли всего этого злым? Подлинно, это есть зло рабов Божиих — и от
всего этого должен воздерживаться раб
Божий, чтобы жить с Богом и быть
вместе с теми, которые воздерживаются от
злых дел.

А
теперь слушай о тех добрых делах, которые положено творить, чтобы спастись.
Прежде всего это вера, страх Божий, любовь, согласие, справедливость, истина,
терпение — лучше их ничего нет в жизни человеческой: кто соблюдает их и во
все дни не станет избегать, тот блажен в своей жизни.

Затем
следуют добрые дела, состоящие в том, чтобы служить вдовам, печься о сиротах и
бедных, избавлять от нужды рабов Божиих, быть гостеприимным, не прекословить,
быть уравновешенным, считать себя ниже всех людей, почитать старших возрастом,
соблюдать правду, хранить братство, переносить обиды, быть великодушным, не
отвергать отпадших от веры, но обращать и успокаивать их, вразумлять
согрешающих, не притеснять должников — и тому подобное. Не почитаешь ли
это добром?

– Вот
и твори эти дела и не воздерживайся жить с Богом, равно как и все, которые
соблюдут эту заповедь, будут жить с Богом.

Заповедь девятая
Должно просить у Бога постоянно и без сомнения
– Отринь
от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря
себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред
Ним?

Не
помышляй этого, но от всего сердца
обращайся к Господу и проси без сомнения — и познаешь великую благость
Его
, потому что Он не презрит тебя, но
исполнит прошение души твоей.
Ибо
Бог — не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к
своему созданию.

Итак,
очисти сердце свое от всех сует настоящего века и прежде всего выполняй данные
тебе от Бога наказы — и получишь все блага, которых просишь, и все
прошения твои не будут оставлены, если будешь просить у Господа без сомнения.

Те
же, которые сомневаются, совсем ничего не получают из того, о чем просят.

 Исполненные веры всего просят с упованием и
получают от Господа, ибо просят без сомнения.

Всякий
колеблющийся человек с трудом спасется, если только не покается.
Поэтому
очисти сердце свое от сомнения, облекись в веру и, веруя Господу, получишь все,
о чем просишь.

Но
если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого,
что сразу не выполняются прошения души твоей.
Ибо,
может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее
получишь то, что просишь.
Но
ты не переставай высказывать желание
души своей и будешь вознагражден
.

Если
же придешь в уныние и перестанешь просить, то жалуйся на себя, а не на Бога,
что Он не дает тебе.
Итак,
видишь, как гибельно и ужасно сомнение, и многих даже твердых в вере совсем
отторгает от веры.
Ибо
сомнение — это дочь дьявола и сильно злоумышляет на рабов Божиих.
Итак,
отвергни сомнение и одолей его во всяком деле, вооружившись сильной и
могущественной верой.
Ибо
вера все обещает и все совершает, сомнение же ни в чем не доверяет себе и
оттого не имеет успеха в делах своих.

Итак,
видишь, что вера исходит свыше от Бога и имеет великую силу.
Сомнение
же есть земной дух, от дьявола, и силы не имеет.
Поэтому
служи вере, имеющей силу, и удаляйся от сомнения, которое бессильно, и будете
жить с Богом — ты и все люди, поступающие так же.

Заповедь десятая
О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху
молитвы
I. -
Удаляй от себя всякую печаль, потому что она сестра сомнения и гнева.
– печаль —
самый злой из всех духов и самый вредный для рабов Божиих?
Она
губит человека как ничто другое и изгоняет из него Святого Духа — и опять
спасает,

Кто
никогда не изыскивал истины и не исследовал Божество, но только уверовал и потом предался разным языческим занятиям и другим
делам сего мира, тот не понимает притчей божественных, потому что помрачается
от таких дел, повреждается и загрубевает разумом.

Как
хорошие виноградные лозы, оставленные без ухода, подавляются и заглушаются
разными сорняками и терниями, так и люди,
которые только уверовали и вдались в дела этого мира, лишаются своего смысла и,
думая о богатствах
, совершенно ничего
не понимают
, и разум их, занятый мирской суетой, глух к Господу.

Но
те, которые живут в страхе Божием,
тщательно исследуют истину
и божественное и сердцем обращены к Господу, они
легко принимают и разумеют все, что говорится им.
Ибо,
где
обитает
Господь, там много разума
. Поэтому прилепись к Господу, и все поймешь и
уразумеешь.

II. Послушай
теперь, неразумный, каким образом печаль изгоняет Духа Святого и как опять
спасает.

Когда
сомневающийся не обретает успеха в
каком-либо деле из-за своего сомнения, то печаль входит в сердце
такого
человека, омрачает Духа Святого и изгоняет его.

И
когда охватывают человека гнев и сильное раздражение по какому-нибудь поводу,
то опять печаль входит в сердце, он скорбит о своем поступке, раскаивается, что
разгневался.

Эта
печаль кажется спасительною, потому что влечет раскаянье.
Но
и в том и в другом случае печаль оскорбляет Святого Духа.
Печаль,
вызванная сомнением или тем, что не удалось человеку его дело, — печаль
неправедная.
Печаль
же от досады на дурной поступок не плохая печаль, но и она оскорбляет Святого
Духа.
Посему
удаляй от себя печаль и не оскорбляй
Святого Духа, в тебе живущего
, чтобы он не возроптал на тебя к Господу и не
удалился от тебя.

Ибо
Дух Божий, обитающий в этом теле, не терпит печали.
Итак.
Облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна
Ему, и утешайся ею.
Всякий радующийся человек совершает
добро и помышляет о добре
, презирая печаль.
А
человек печальный всегда зол,
во-первых, потому, что оскорбляет Святого
Духа, который дан человеку радостным
; и, во-вторых, потому, что он творит
беззаконие, не обращаясь к Господу и не
исповедуясь перед ним
.

Молитва
печального человека никогда не достигает престола Божия.
И
я спросил его:
– Почему
же, господин, молитва печального человека не восходит к престолу Господню?
– Потому, —
ответил он, — что печаль пребывает в его сердце. Печаль, смешанная с молитвою, не допускает молитву чистою взойти к
престолу Божи
ю.
Как
вино с добавлением уксуса уже не имеет прежней приятности, так и печаль,
примешанная к Святому Духу, не имеет той же чистой молитвы.
Посему
очищайся от злой печали и будешь жить с Богом, и все будут жить с Богом, если
только отбросят от себя печаль и облекутся в радость.

Заповедь одиннадцатая
О том, что истинные и ложные пророки познаются на деле

По
делам узнавай человека, который имеет Дух Божий.
Во-первых,
он спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого
века, ставит себя ниже всех людей и
никому не отвечает на вопросы, не говорит наедине; Дух Божий говорит
не тогда, когда человек того желает, но когда угодно Богу
.

Поэтому
когда человек, имеющий Дух Божий, придет в церковь праведных, имеющих веру, там
совершается молитва к Господу; тогда
ангел пророческого духа, приставленный к
нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как
угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и Сила его
.

Слушай
теперь и о духе земном, суетном, неразумном и не имеющем силы.
Прежде
всего человек, кажущийся исполненным духа, возвышает себя, стремится к власти,
нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за
свое прорицание, без вознаграждения не пророчествует.

Может
ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать?
 Это не свойственно пророку Божию, и в
поступающих таким образом обитает дух земной.
Далее,
он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их и, наоборот, общается с
людьми двоедушными и пустыми, пророчествует в местах потаенных [
22]
и обманывает речами, которые хотят услышать, и говорит суетное людям суетным:
так пустая посуда, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но
они хорошо приходятся одна к другой.

А
когда он оказывается среди людей праведных, исполненных Духа Божественного,
возносящих молитву, тогда и обнаруживается его пустота: земной дух от страха покидает его, и он, совершенно поверженный, ничего
не может говорить
.
Если
в кладовую поместить вино или масло и туда же поставить пустой сосуд, а после
брать запасы из кладовой, то сосуд, который поставил пустым, пустым и найдешь.
 И пустые пророки, какими приходят к людям,
имеющим Святого Духа, такими и остаются.
Вот
образ пророка истинного и ложного.

Итак,
испытывай по делам и по жизни того человека, который говорит, что он имеет
Святого Духа.
Верь
Духу, приходящему от Бога и имеющему Силу, духу
же земному и пустому, в котором нет силы, не верь: ибо он приходит от дьявола.


Задумайся
над примером, который приведу я тебе.
Если
взять камень и бросить в небо, то сможешь ли докинуть до него?
Или
же если взять трубу с водою, направить струю в небо, то сможешь ли ты пробить
небо?

как
этого не может быть, так точно дух земной бессилен и недейственен.
Осознай
теперь Силу, свыше приходящую.
Град —
крупинка очень малая, но, попадая в голову человека, какую причиняет боль?
Или
еще пример: дождевая капля, которая, с крыши скатываясь вниз, источает камень.
Видишь,
и самое малое, что сверху падает на землю, имеет великую силу: так силен и Дух
Божественный, приходящий свыше. Этому Духу ты верь, а от другого удаляйся.

Заповедь двенадцатая
Об удалении от худых пожеланий и о том, что заповеди
Божии возможно исполнить верующим
– Удали
от себя всякую похоть злую и облекись в желание доброе и святое. Ибо, облекшись
в желание доброе, ты возненавидишь зло и будешь управлять им, как захочешь.

Похоть
злая люта и с трудом усмиряется: она страшна и своею лютостью сокрушает людей.
Но
сокрушает
тех людей, которые не имеют стремления доброго и погрузились в дела этого века:
их-то она предает смерти
.

– посредством
каких действий злая похоть умерщвляет рабов Божиих.
II. Злая
похоть состоит в том, чтобы желать чужой жены, или жене желать чужого мужа,
желать великого богатства, множества роскошных яств и питий и других
наслаждений:
ибо
всякое наслаждение бессмысленно и суетно
для рабов Божиих
. Таковы пожелания злые, умерщвляющие рабов Божиих.

Злая
похоть есть дочь дьявола. Поэтому должно удаляться
злой похоти, чтобы жить с Богом
.
 А те, которые поддадутся злой похоти и не
воспротивятся ей, погибнут, потому что она смертоносна
.
Итак,
ты стремись к правде и, вооружившись
страхом Господним, противостой злой похоти
.
Ибо
страх Божий обитает в добрых пожеланиях.

И
злая похоть, видя тебя вооруженным страхом Господним и противящемся ей, убежит
от тебя далеко и не явится к тебе, боясь твоего оружия; и одержавши победу и
увенчанный за нее, предайся стремлению к правде и, воздавши Ему за полученную
тобою победу, служи Ему по Его воле.
И
если послужишь доброму началу и покоришься Ему, то можешь владычествовать над
злою похотью и управлять ею, как тебе угодною.
Имей
страх Божий и веру в Бога, люби истину, твори правду и подобные добрые дела.
Делая это, ты будешь угодным рабом Божиим и будешь жить с Богом; и все, которые
будут служить стремлению доброму, будут жить с Богом.

Заповедь — эпилог

«Пастырь
Ерма»

Книга "Пастырь Ерма"

Комментариев нет:

Отправить комментарий