воскресенье, 12 октября 2014 г.

Стихи Лермонтова. Исполняют: А. Кайдановский, О. Ефремов, А. Калягин и др.

К
Божией Матери




Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не   о
спасении, не перед битвою,
Не   с
благодарностью иль покаянием,
Не   за
свою молю душу пустынную,
За   душу
странника в свете безродного,
Но   я вручить
хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела   душу прекрасную.
М.
Ю. Лермонтов (1814-1841, 27л)
Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко
М.
Ю. Лермонтов

"Отче
наш"
Я слышал в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!"
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
А. С. Пушкин  (1799-1837, 38л)
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Во дни печальные великого поста;
И падшего свежит неведомою силой.
Владыка дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей;
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.
С. Пушкин (1799-1837)


Царь
Небес
Царь небес! Успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли
И на строгий Твой рай
Силы сердцу подай.

Перед сном
Молю Тебя, пред сном грядущим, Боже!
Дай людям мир, благослови
Младенца сон, и нищенское ложе,
И слезы тихие любви.
Прости грехи, на жгучее страданье
Успокоительно дохни
Н.
П. Огарев (1813-1877, 64)

Спаси,
спаси меня
Спаси, спаси меня! Я жду,
Я верю, видишь, верю чуду.
Не замолчу, не отойду
И в дверь Твою стучаться буду.
Во мне горит желаньем кровь,
Во мне таится семя тленья.
О, дай мне чистую любовь,
О, дай мне слезы умиленья!
И окаянного прости,
Очисти душу мне страданьем
И разум темный просвети
Ты немерцающим сияньем.
Д.
С. Мережковский (1866-1941, 75л)

Молитва
о крыльях
Ниц простертые, унылые,
Безнадежные, бескрылые,
В покаянии, в слезах,
Мы лежим во прахе прах.
Мы не смеем, не желаем
И не верим, и не знаем,
И не любим ничего.
Боже, дай нам избавленья,
Дай свободы и стремленья,
Дай веселья Твоего,
О, спаси нас от бессилья,
Дай нам крылья, дай нам крылья,
Крылья Духа Твоего!
Д.
С. Мережковский

Помолись
смиренно Богу
Помолись смиренно Богу,
Попроси прощенья.
Мало в нас любви и много
Злого помышленья.
И не верь в людские знанья
И в людские силы,
Бестелесно, как мечтанье,
Все, что прежде жило.
Было много воли смелой
И большой гордыни,
Все исчезло и сгорело,
Прах и пепел ныне.
Ты живешь в незнаньи полном
Цели или срока,
Ты плывешь, как лист по волнам
Мутного потока.
Помолись смиренно Богу,
Попроси прощенья,
И отдай твою тревогу
На Его решенье.
Андрей
Блох

К
Небесной Заступнице
Мира Заступница, Матерь всепетая,
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страданья,
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В царство небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
Ю.
В. Жадовская (1824-1883, 59л)

Блажен, кто верою святою
свой дух возвысил, окрылил,
и сердце, как стальной бранею,
от бурь житейских укрепил.
Тому не страшны испытанья,
ни даль, ни моря глубина;
не страшны горе и страданья,
и сила смерти не страшна.
А. Ушаков

За все Тебя, Господь, благодарю,
Ты после дня тревоги и печали
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне   как всегда,
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем вечерняя звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознаньи,
Что я  
один в безмолвном созерцаньи,
Что всем я чужд и говорю с Тобой.
И. А. Бунин (1870-1953, 83г)

О,
Боже мой
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир   Твой вечный храм
И землю, небо и зарю
Пускай мученья мне грозят,
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала;
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть,   благодарю!
Д.
С. Мережковский (1866-1941, 75л)

Меня, во мраке и пыли
Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любовью крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне видим мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И вещим сердцем понял я,
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К Нему вернуться жаждет снова.
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону.
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало;
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
А. К. Толстой (1817-1875, 58л)

Молись
дитя
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, ангел твой хранитель
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет,
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет.
И.
С. Никитин (1824-1861)
Пошли,
Господь, Свою отраду
Пошли, Господь, Свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий мимо саду,
Бредет по жаркой мостовой.
Кто смотрит вскользь через ограду
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Его главы не освежит.
Пошли, Господь, Свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий мимо саду,
Бредет по знойной мостовой.
Ф.
И. Тютчев (1803-1873)
Чем
доле я живу
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека.
Всеобщий наш Отец, Который в небесах,
Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да приидет царствие Твое, да будет воля
Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб насущный от трудов,
Прости нам долг: и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
А.
А. Фет (1820-1892)

Я получил 16 место,
Конец страданиям, конец игре.
Наверно, кто-то скажет, что нечестно,
Наверно, в глубине обидно мне.

Но говорить не смейте о бесчестье.
Себя я отдал, сделал все, что мог.
Я заслужил 16-е место
И лучший в своей жизни дал урок.

Такими не бывают пораженья!
Пускай в 15-ти окажется другой,
Я выиграл свое главное сражение
Я одержал победу над собой.
2000г
Евгений Травин

* * *
IТ WAS WIТH МE(GOVAARS SATB 373)

Было время: я ликуя,
Шёл на Божий дела;
Говорил я: «Всё могу я,
Предо мной падёт скала!» 
Я трудился, рвенья полный,
Строил дом, пахал поля,
Но мой дом размыли волны,
Не дала плодов земля.

И тогда душой смущённый
Я людей на помощь звал;
Но в работе обновлённой
Их совет не помогал.
Безутешный и унылый
Я упал на берегу...
Беден я, во мне нет силы,
Ничего я не могу!

Но меня достигло слово:
«Я к тебе так близок был
С силой к помощи готовой,
Но о Мне ты позабыл.
Встань, возьми Меня за руку:
Много, много силы в ней;
И твой труд, рассеяв муку,
Я свершу рукой Своей».

И я принял зов и смело
Взялся за руку Христа.
С Ним пошёл на то же дело,
На бесплодные места.
И - о чудо! Зреет колос
Вырос дом на берегу...
И воспел мой громкий голос:
«Всё я с Господом могу!»

* * *
Когда
дряхлеющие силы
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,

Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;

От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;

Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
Начало сентября 1866
Федор
И. Тютчев (1803-1873,
Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,



Чтобы помиловал Господь,

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,



От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь!
Верное врачество 
Молись в день радужного счастья, 


Пред трудным подвигом молись! 

Молись, когда грозит ненастье, 

Когда смущаешься, молись! 

Молись у дорогой могилы, 

За жизнь рожденного молись! 

Молись в минуту искушенья, 

Коль победил себя, молись! 

Молись в предсмертное мгновенье, 

Чтоб Бог тебя простил, молись. 
Молитва
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
 Все-созидающую
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, распятый во имя любви!
Ожесточаемое,
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака, и зла, и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши молитву,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Я.
П. Полонский (1819-1898)

Молись
Молись! Дает молитва крылья
Душе, прикованной к земле,
И высекает ключ обилья
В заросшей тернием скале.
Она  
покров нам от бессилья.
Она  
звезда в юдольной мгле.
На жертву чистого моленья
Души нетленный фимиам,
Из недоступного селенья
Слетает светлый ангел к нам
С прохладной чашей утоленья
Палимым жаждою сердцам.
Молись, когда змеей холодной
Тоска в твою проникнет грудь;
Молись, когда в степи бесплодной
Мечтам твоим проложен путь,
И сердцу, сироте безродной,
Приюта нет, где отдохнуть.
Молись, когда глухим потоком
Кипит в тебе страстей борьба;
Молись, когда пред мощным роком
Ты безоружна и слаба;
Молись, когда приветным оком
Тебя обрадует судьба.
Молись, молись! Души все силы
В молитву жаркую излей,
Когда твой ангел златокрылый,
Сорвав покров с твоих очей,
Укажет им на образ милый,
Уж снившийся душе твоей.
И в ясный день и под грозою,
Навстречу счастья иль беды,
И пронесется ль над тобою
Тень облака иль луч звезды.
Молись! Молитвою святою
В нас зреют тайные плоды.
Все зыбко в жизни сей проточной.
 Все
тленью дань должно принесть.
И радость быть должна непрочной,
И роза каждая отцвесть.
Что будет,  
то в дали заочной,
И ненадежно то, что есть.
Одни молитвы не обманут
И тайну жизни изрекут,
И слезы, что с молитвой канут
В отверстый благостью сосуд,
Живыми перлами воспрянут
И душу блеском обовьют.
И ты, так радостно блистая
Зарей надежд и красоты,
В те дни, когда душа младая
Святыня девственной мечты,
Земным цветам земного рая
Не слишком доверяйся ты.
Но веруй с детской простотою
Тому, что нам не от земли,
Что для ума покрыто тьмою,
Но сердцу видимо в дали,
И к светлым таинствам мольбою
Свои надежды окрыли.
Кн.
П. А. Вяземский (1792-1878)

Прости мне, Боже, прегрешенья
Прости мне, Боже,
прегрешенья
И дух мой томный
обнови.
Дай мне терпеть мои
мученья
В надежде, вере и
любви.
Не страшны мне мои
страданья,
Они залог любви
святой,
Но дай, чтоб
пламенной душой
Я мог лить слезы
покаянья.
Взгляни на сердца
нищету,
Дай Магдалины дар
священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть
венец мой тленный
Под игом тяжкого
креста
К ногам Спасителя
Христа.
И.
И. Козлов (1779-1840)
Утешение
Слезы свои осуши, проясни омраченное сердце,
К небу глаза подними: там Утешитель Отец!
Там Он твою сокрушенную жизнь, твой вздох и
молитву
Слышит и видит.
Смирися, веруя в благость Его,
Если ж силу души потеряешь в страданьи и в
страхе,
К небу глаза подними: силу
Он новую даст.
В.
А. Жуковский (1783-1852)

Из оды "Бог"
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц в трех лицах Божества!
Дух, всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем   Бог!
..
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие,
Чтоб дух мой в смертность облачился,
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец, в бессмертие Твое!
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
Г. Р. Державин (1743-1816).
Ночное
небо
Смотри, смотри на небеса,
Какая тайна в них святая
Проходит молча и сияя
И лишь настолько раскрывая
Свои ночные чудеса,
Чтобы наш дух рвался из плена
Чтоб в сердце врезывалось нам,
Что здесь лишь зло, обман, измена,
Добыча смерти, праха, тлена,
Блаженство ж вечное   лишь там!
А. Н. Майков (1821-1897)
Гимн
Богу
Тебе, подымавшему бездны,
Бессмертную славу поет
И солнце, и звездное небо,
И все, что под небом живет.
Тебе, созидавшему в мраке
Предвечные солнца лучи,
И мирная ветка оливы,
И мстительной правды мечи.
Тебе, ниспровергшему в пропасть
Надменного демона тьмы,
Высокие мысли и думы,
И полные правды псалмы.
Тебе, ниспославшему Слово
В наш мир для прозренья слепцов,
Огни, ароматы курильниц,
Моленья во веки веков.
Не Ты ль назначаешь дорогу,
Не Ты ли горишь маяком?
Мой дух не Твое ль дуновенье,
И все мы не в духе ль Твоем?
И Ты, совершающий тайны
В сияющем мире Своем,
Ты слышишь, Ты видишь, Ты любишь,
И жизнь Твоя в сердце моем!
К.
М. Фофанов (1862-1911)
Молитесь 
Бывают дни - теснит и давит 

Тоской измученную грудь. 

Но верь: премудрость миром правит, 

Свершай безропотно свой путь




Когда тяжелой жизни битвой 

Твоя душа удручена, 

Молись сердечною молитвой, 

И успокоится она.



Молись Христу! Своей любовью 

Он тяжкий крест твой облегчит, 

Своей святой и чистой кровью 

Он язвы сердца исцелит. 



И слезы пусть ручьем обильным 

С лица польются твоего, 

И преклони перед Всесильным 

Колени сердца своего! 
Молитва 
Спаси меня Господь! Затмился надо
мною 

Твоих святых небес лазуревых покров. 

Просвета нет; гроза находит за грозою, 

И между гроз, от мглы нависших облаков 

На все вокруг меня ложится тень седая. 

Гнетущею тоской я день и ночь томим. 

То с бурею в борьбе, то бурю ожидая, 

Я верою одной в Тебя, Господь, храним


Господь, храни меня! 
Спаси меня, Господь! Таинственную
силу 

Той веры до конца даруй душе моей, 

Пока я не свершу пути, пока в могилу 

Я не сложу с земною жизнию своей 

Все то, чем некогда Ты дал ей озариться, 

Что я считал моим, о чем Тебя молил, 

Что Ты мне дал любить и дал, к чему стремиться

Чем испытал меня и чем благословил. 

Господь, веди меня! 
Спаси
меня, Господь! Трудна была дорога; 

Борьба с преградами, ненастье, близость бед, 

И сердца чуткого немолчная тревога 

Мой утомили дух. На прошлой жизни след 

В раздумьи тягостном смотрю усталым взором, 

Воспоминаний ряд проходит предо мной. 

И больно мне, когда они звучат укором, 

И грустно мне, когда я слышу звук другой. 

Господь, прости меня!
 
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был-
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Благодарю
Тебя, Господь, за хлеб,
За
завтрак, за обед, и ужин
И
за негласный Твой совет,
Как
часто он бывает нужен

И
обращаюсь я к Тебе
То
с просьбою,  а то с мольбою
К
Тебе так тянется душа
За
благодатью и покоем

Придя
домой благодарю
Тебя,
Господь, за возвращенье.
И
пред иконой крест кладу:
«Прости
меня
за
прогрешенья»

Так
в церковь хочется сходить,
Так
редко там теперь бываю.
Все  расстоянья и пути
С
трудом я их преодолеваю.

«Спаси,
Господь» и «сохрани»-
Тебе
я часто повторяю.
Без
веры нет для нас пути
Я
это сердцем понимаю.

Как
охраняет Ангел мой меня,
Как
помогает в страшный час и горе.
И
это все ведь от Тебя, Господь,
Я
знаю, что любя даешь Ты силу и приволье. 

«Я Господь, это - Мое
имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Ис.42:8


Стихи Лермонтова. Исполняют: А.
Кайдановский, О. Ефремов, А. Калягин и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий