записку о новой и древней России. В ней он дает характеристику деятельности
Романовых.
Никто так откровенно не говорил императору о судьбах
последнего времени России.
последнего времени России.
Характеризуя эпоху Петра Карамзин заметил, что Петр
допустил блестящую ошибку с основанием Петербурга. Это место осуждено самою
природою.
допустил блестящую ошибку с основанием Петербурга. Это место осуждено самою
природою.
С Петра 1 начинается эпоха нравственного падения в
обществе. Деградация высшего обществ в России.
обществе. Деградация высшего обществ в России.
Что касается Екатерины. Чужеземцы овладение воспитанием.
Двор забыл русский язык. Дела бесчестные стали обыкновенными.
Двор забыл русский язык. Дела бесчестные стали обыкновенными.
Т. е Екатерина усугубляет положение, которое складывается
при Петре 1.
при Петре 1.
Карамзин обращает внимание на образование. Образование захватили
в руки иностранцы.
в руки иностранцы.
Кого они будут образовывать? Русских дворян они будут
воспитывать в русском духе или в республиканском французском духе.
воспитывать в русском духе или в республиканском французском духе.
Они начнут воспитывать русских иностранцев.
Первым на это внимание обратил Карамзин. Его поддержит
Пушкин. В Евгении Онегине Пушкин обращает внимание на продукт этого воспитания.
Гедониста, как типичного представителя этого общества.
Пушкин. В Евгении Онегине Пушкин обращает внимание на продукт этого воспитания.
Гедониста, как типичного представителя этого общества.
Лермонтов тоже обратит на это внимание. Герой нашего времени как типичный
представитель нашего времени.
представитель нашего времени.
Карамзин был категорически против ограничения
монархии конституцией (конституционной монархии). Поскольку
самоудержание есть палладиум (святыня) России.
самоудержание есть палладиум (святыня) России.
Самодержавие нужно поддерживать, особенно дворянам, а не
ограничивать власть конституцией. Эти идеи будут позднее развиты Пушкиным.
ограничивать власть конституцией. Эти идеи будут позднее развиты Пушкиным.
Чем больше Карамзин занимается историей и выстраивает
историю правлений князей, а потом государей российских, тем более приходит к
выводу, что историк должен быть учителем нравственности.
историю правлений князей, а потом государей российских, тем более приходит к
выводу, что историк должен быть учителем нравственности.
Он должен на исторических примерах воспитывать молодежь и общество читателей, которое будет
читать его труд..
читать его труд..
54 «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок,
а нет порядка без власти самодержавной». Марфа-Посадница,
или Покорение Новагорода Н. М. Карамзин1802
а нет порядка без власти самодержавной». Марфа-Посадница,
или Покорение Новагорода Н. М. Карамзин1802
Бедная Лиза.1792г
1 01 «ибо и крестьянки любить умеют».
Эта повесть о любви крестьянки. Это открытие Карамзина.
Смысл бытия Лизы исполнение 5-ой заповеди почитания
родителей. Ее существование ради матери. Мать ее родила, воспитала, вырастила.
Теперь она отдает дочерний долг.
родителей. Ее существование ради матери. Мать ее родила, воспитала, вырастила.
Теперь она отдает дочерний долг.
Изначально все складывается взаимная любовь дочери и
матери, хорошее воспитание. Они живут друг ради друга.
матери, хорошее воспитание. Они живут друг ради друга.
1 05 мать Лизу научила не брать того, что не заработала. А
молодой человек дает рубль непонятно с какими намерениями.
молодой человек дает рубль непонятно с какими намерениями.
Девушка воспринимает человека не по каким-то душевным
качествам, они их еще не знает, а по лицу и по голосу.
качествам, они их еще не знает, а по лицу и по голосу.
Маркерами хорошего человека являются лицо и голос.
Молитва матери ведет по жизни и оберегает. И Лиза
благодарна матери за это.
благодарна матери за это.
1 07 Лиза пленилась этим молодым человеком.
Вот это ах –передача чувств, которые лежат на поверхности.
По вежливому поклону определяет матушка молодого человека.
Молодого человека зовут Эраст. Почему не русское, а
чужеземное имя у светского человека дворянина.
чужеземное имя у светского человека дворянина.
Его назвала мать. От этого можно заподозрить на чем он
воспитан.
воспитан.
Эраст от природы добрый, потому что русский. А слабый и
ветреный, потому что образование такое получил.
ветреный, потому что образование такое получил.
Лизу мы не можем назвать ветреной и слабой, потому что все
свое время она проводит в трудах, чтобы прокормить себя и мать.
свое время она проводит в трудах, чтобы прокормить себя и мать.
Евгений Онегин очень похож на Эраста, типичный герой.
Контекст находится в обществе. Пушкин будет показывать конец 18 века начало 19
века.
Контекст находится в обществе. Пушкин будет показывать конец 18 века начало 19
века.
Красота Лизы сделала впечатление в его сердце. Не заронила
любовь, ни чувства. Он читывал романы.
любовь, ни чувства. Он читывал романы.
Молодой человек воспитан на романах, да еще буйная
фантазия.
фантазия.
1 11 Мы наблюдаем как влюбилась девушка. Автор использует теорию ПРИЛОГА.
Теория прилога была разработана Василием Великим. Он
показал, любой ГРЕХ НАЧИНАЕТСЯ с ПОМЫСЛА, т. е прилога.
показал, любой ГРЕХ НАЧИНАЕТСЯ с ПОМЫСЛА, т. е прилога.
Появляется какая-то мысль. Пока она безобидная. Она может
посетить сознание и улететь, как муха прилетела и улетела.
посетить сознание и улететь, как муха прилетела и улетела.
Таких мыслей у вас
было полсотни, пока вы сидите.
было полсотни, пока вы сидите.
Прилог – это мизинец. Мысль появляется.
Лиза стоит с цветами. Подходит молодой человек. Лиза
взглянула и опустила глаза. Это тот самый прилог.
взглянула и опустила глаза. Это тот самый прилог.
Мысль уже посетила ее. Ах какой прекрасный юноша.
Мысль вроде бы отлетела и не появлялась.
На второй день юноша появляется у них в доме.
И матушка тоже сказала:
-Ах, какой юноша.
Вторая стадия – это сочетание.
Собственная мысль сочетается с чужой мыслью и крепнет.
Т. е если бы матушка сказала:
-Нет молодой человек не так хорош.
Развитие прилога, может быть, прекратилось, потому что Лиза
слушается маменьку. И развитие события пошло бы по другому направлению.
слушается маменьку. И развитие события пошло бы по другому направлению.
Но мысль собственная сочеталась с мыслью маменьки и лиза
начинает задумываться о молодом человеке.
начинает задумываться о молодом человеке.
Это уже сложение, т.е. пиковая точка.
Т. е мысль складывается в сознании, уже начинается
СОБЕСЕДОВАНИЕ с ПОМЫСЛОМ.
СОБЕСЕДОВАНИЕ с ПОМЫСЛОМ.
Лиза не может спать. Она уже собеседует с помыслом. Она все
время думает об Эрасте.
время думает об Эрасте.
Новый гость души ее образ Эрастов появляется.
Она уже не может ни о чем думать, как о нем.
Пиковая точка. Можно вернутся назад, а можно свалиться в
пропасть.
пропасть.
Монахи в монастыре не совершают страшных поступков, но
должны раз в месяц причаститься, а, значит, покоятся.
должны раз в месяц причаститься, а, значит, покоятся.
Покаяние или метанойя перемена мыслей, перемена сознания
или перемена ума.
или перемена ума.
Покаяние есть, возвращается в исходную точку чистый лист.
Покаяния нет, значит, следующая стадия ПЛЕНЕНИЕ.
Когда человек находится в плену помысла, и он НЕ МОЖЕТ из
него ВЫРВАТЬСЯ.
него ВЫРВАТЬСЯ.
Мы увидели, как зародился прилог, как произошло сочетание,
когда мысль укрепляется, потому что маменьки тоже понравился молодой человек и
Лиза начинает так думать.
когда мысль укрепляется, потому что маменьки тоже понравился молодой человек и
Лиза начинает так думать.
Мы выходим на пиковую точку СЛОЖЕНИЕ, когда все время
ПОМЫСЛЫ, все время мысли об Эрасте.
ПОМЫСЛЫ, все время мысли об Эрасте.
Вожделенная мечта, взял бы руку мою.
То, что подумала, то произошло.
Помысл слагается. Уже сложился. Помыслы начинают обретать
реализацию действие. Подкрепляются мыслью.
реализацию действие. Подкрепляются мыслью.
Кульминационная точка. Он поцеловал ее.
Мы видим, что мысль окрепла, потому что появляются чувства,
признание в любви.
признание в любви.
Даже не покаяние, а всего лишь признание матери, то
вернулась бы в исходную точку.
вернулась бы в исходную точку.
А не призналась, значит, попадает в ПЛЕН своего ЧУВСТВА, т.
е исходная пиковая точка уже пройдена.
е исходная пиковая точка уже пройдена.
Матушка воспринимает природу, что она создана Богом для
человека, как написана природа у Мономаха. Человек должен наслаждаться
природой.
человека, как написана природа у Мономаха. Человек должен наслаждаться
природой.
«Может быть мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших
никогда слезы не капали» - вдруг почему-то сказала матушка.
никогда слезы не капали» - вдруг почему-то сказала матушка.
Т.е. огорчение
возвращает нас к реальностям. Испытание посылается для духовного совершенствования
людей.
возвращает нас к реальностям. Испытание посылается для духовного совершенствования
людей.
А Лиза подумала: «Ах я скорее забуду душу свою, нежели
милого своего друга»
милого своего друга»
Одно накладывается на другое. Матушка говорит о душе как о
духовном совершенствовании. А Лиза готова погубить душу свою. Это пока помысл.
духовном совершенствовании. А Лиза готова погубить душу свою. Это пока помысл.
Но когда помысл произнесен, это уже стадия ПЛЕНЕНИЯ. Это не
просто так что-то вырвалось у сентиментальной барышни.
просто так что-то вырвалось у сентиментальной барышни.
«Страстная дружба невинной души питала сердце ее».
Т. е к ЧУВСТВУ добавляется СТРАСТЬ в эти чувства.
«Безрассудный молодой человек, знаешь ли ты сердце свое,
всегда ли можешь отвечать за свои движения. Всегда ли РАССУДОК ЦАРЬ ЧУВСТВ
твоих»
всегда ли можешь отвечать за свои движения. Всегда ли РАССУДОК ЦАРЬ ЧУВСТВ
твоих»
Лиза же полностью пребывала в своих чувствах. Ее мысли были
пленены Эрастом.
пленены Эрастом.
Договорились, что теперь романтические свидания будут не
утром, а в потемках.
утром, а в потемках.
Страсть приводит к падению. Она в плену своего чувства
приходит к потере невинности.
приходит к потере невинности.
После близости Эраст резко стал охладевать к Лизе. Он уже
появлялся не каждый день, а через день. Говорил, что дела в Москве.
появлялся не каждый день, а через день. Говорил, что дела в Москве.
И наконец признается, что ему надлежит идти на войну.
Любовь Эраста заключается в желании всякого добра.
-Вот 100 рублей. Позволь последний раз поцеловать тебя и
пойди домой.
пойди домой.
Тут происходит ТРЕЗВЛЕНИЕ, что с ней произошло.
До этого Лиза жила одними чувствами и мыслями о маменьке.
Теперь какие мысли.
-Он меня не любит, он меня выгнал, я погибла.
Т. е погибла любовь, погибли чувства или она погибла.
Карамзин одним из первых в русской литературе использовал
теорию прилога, 5 стадий развития греха для раскрытия характера своей героини.
теорию прилога, 5 стадий развития греха для раскрытия характера своей героини.
Карамзин а потом Достоевский показали, что грех не бывает
один.
один.
Малый грех обязательно за собой тянет еще больший грех.
Лиза кончает самоубийством.
Лиза совершила преступление сначала перед маменькой перед
собой.
собой.
Самоубийство есть самый страшный грех перед Богом.
Самоубийц на кладбище, где есть церковь или часовня не
хоронили.
хоронили.
Мы видим передачу чувств, сопереживание, но самое важное
здесь психологизацию героя.
здесь психологизацию героя.
Островский, Достоевский тоже будут использовать эту теорию
прилога, строя характеры своих героев.
прилога, строя характеры своих героев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий