вторник, 8 марта 2016 г.

Гроза

Действие первое: общественный сад на берегу Волги.



Красоту видит самоучка механик каждый день. Человек с
незамыленным взглядом, человек творческий, потому что хочет изобрести перепетом
мобиле, чтобы получить 1 млн и потом пустить его на развитие общества в
маленьком городке.
 Человек, который
хочет преобразовать общество, потому что Господь сотворил великолепную природу,
как райский сад, а как человек себя ведет.
В рай был райский сад. Адам и Ева были изгнан из рая на
землю за грехи. На земле тоже красота, потому что Господь сказал, он хорош этот
мир.

В этот мир вносит зло человек и преображает и природу, и
человеческую природу.
На этой природе сразу контраст.
Кабаниха под видом благочестия. Самого благочестия нет.

Кулигин даст характеристику этого общества. «Жестоки нравы
в нашем обществе. В мещанстве кроме бедности и грубой наглости вы не увидите.
Никогда нам сударь не выбиться из этой коры.»
Покрытое коростой растение не может пробиться средь его.
Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше
насущного хлеба.

21 Фон на котором развиваются события. Фон красоты природы
и фон страсти человеческих отношений, которые будут разыгрываться в этом
обществе.

Борис, племянник Дикого вынужден работать на него задарма,
поскольку они с сестрой остались без родителей, которые в холеру умерли.
Бабушка оставила завещание. Управляющим по завещанию назначен Дикой с условием,
что даст племянником деньги, когда признает их благочестие и соответствующее к
нему расположение.

Никогда Борису этих денег не получить. Дикой никогда не
расстанется с деньгами. Зачем другим отдавать деньги, если свои деньги есть.
Мы видим зависимость Бориса от Дикого. Увидим вторую
зависимость Тихона от его матушки Кабанихи. Эти два человека очень похожи.
Разница в одежде европейскости Бориса, потому что он человек образованный,
ходит в костюме, а не косоворотки, как Тихон.

Он воспитывался в Москве, а не здесь в провинции.
Он признается, что город этот для него чужой. Он вынужден
здесь оставаться, чтобы получить наследство. Жертва ради сестры. Он давно бы
все бросил, но оставит сестру бесприданницей.

Найдите 2-3 отличия между Тихоном и Борисом.
Почему Екатерина, будучи замужем за Тихоном вдруг испытывает
чувства к Борису.

Борис. А мне,
видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый
хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности
заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В
женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! (Молчание.) К все-таки нейдет она у
меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с
ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой

В домострое после смерти отца мужчина глава
семейства, неважно сколько ему лет. Тем более если он женатый.
А тут «сделай так, как я тебе приказывала». Значит,
самостоятельных поступков Тихон Кабанов совершать не может.

Мать Кабаниха обижается, что не почитают 5-ую заповедь
почитай родителей. Доказательств этому нет. Все так, как положено быть, но
претензии предъявляются.
Значит, грех лежит на матери, которая упрекает детей в том,
что они не делают.
Почтение как к матери здесь соблюдается.

По евангелию. Муж отлепится от матери, прилепится к жене.
Кабаниха долго пилила Тихона Кабанова, женись. Когда
женился в невестке увидела врага.
Островский подметил ревность матери к сыну, особенно, если
сын маменькин сыночек. Мать его воспитывала, от себя не отпускала. Будет всю
жизнь смотреть как за дитятей.
Домостроя тут и в помине нет. Она не допустит, чтоб он себя
самостоятельно проявил. Поэтому все наказы будут исходить от нее.

В древней Руси младший сын должен досматривать родителей,
жить с родителями, но быть во главе семейства и давать уход.

Поводов Кабанихи упрекнуть Екатерину нет. Но сердце вещун.
Островский показывает, что в чем-то Кабанова права. Это
сложность жизни. Кабанова как мать желает сыну счастья. Но заласкала своей
опекой. Не дает сыну и шагу самостоятельно ступить.

Мать действительно понимает, что только в глазах Екатерина
доказывает свою любовь к сыну?
Проницательный взор материнский. Она начинает чувствовать
не видя, пока нет никаких оснований в чем-то упрекать Екатерину. Действительно
сердце вещун.

Да я о тебе говорить не хотела. К слову пришлось.
Установились такие нравы в городе. Если к слову пришлось,
то можно и отчитать для профилактики или скуки ради.

Все это происходит на фоне того самого сада.
Почему человек так мельчает и человеческие отношения так
усложняются.
Если любовь, так любовь.
Если почитание родителей, то почитание родителей.
Любовь родительская к детям тоже должна быть.
Почему все усложняется?
Почему нет чистоты в этих отношениях на фоне прекрасной
природы?
Кто виноват?
Бог сотворил такого человека или человек уже сам в грехах
погряз и их постоянно множит?

Потому чтоздесь каждый, особенно Кабанова, видит НЕДОСТАТКИ
В ДРУГОМ, но не видит своих собственных.
Легче указывать на недостатки других, чем видеть свои
собственные.

Чтобы видеть собственные недостатки нужно особое духовное
зрение. Значит, должно быть особое духовное состояние.
Чтобы чужие недостатки видеть, достаточно пребывать в
грехах.
Потому что сопоставляется все с собой, со своим состоянием.

То, что говорит Кабанова – это само характеристика, потому
что на сама в этом пребывает. Это ее состояние.
Кулибин ничего плохого ни о ком не сказал. Он может
охарактеризовать состояние в целом, потому что в душе у него состояние другое.
У него радость, когда видит природу. Человек творческий, с сочувствием
относится к людям, к Екатерине. У него состояние любви к жизни. Хотя видит
недостатки жизни, но никого не обличает, потому что другое его собственное
состояние.

«Мне всегда за тебя достается».
Тихон своих недостатков не видит. Духовная нищета. Стрелки
переводит на Екатерину. Она во всем виновата.
Он не подневольный пошел под венец. Он выбирал Екатерину.
Под венцом он обещал ее любить и защищать. Он муж, а она замужем, т. е он ее
опора и защита.
Почему же он ее не защищает перед маменькой. Варвара
защищала.
«Да ты любишь меня»? Екатерина не ощущает мужниной любви.

Кто виноват в трагедии, которая произойдет? Только ли одна
Екатерина?
С позиции домостроя муж отвечает за поступки всех домочадцев
без родителей. За поступки своей жены отвечает непременно.

Тихону хочется побежать к Дикому, чтобы рюмочку пропустить.

Знаменитый монолог Екатерины «почему люди не летают»
Что Екатерина в клетке?
Чем занимается Екатерина в доме Кабановых? Позднее она
скажет, хоть бы ребенок был, не так скучно было бы.

Дома мать не принуждала ее что-то делать. Она не занималась
никаким рукодельем по домострою.
По домострою не должен человек пребывать в праздности.
Екатерина все время пребывала в праздности, что дома у
родителей, что дома у Кабановых, потому что определенного дела у нее нет. Что
это подневольное состояние? Что она в клетке живет?

Зачем она в церковь ходит? Видит Ангелы в свете летают и
поют? Это прелесть. Т. е она ходит на службу не молиться, а мечтать.

Где она впервые увидела Бориса? В церкви. Потому что она в
церковь идет не к Богу, а на других посмотреть, помечтать.
Поскольку Екатерина находится в прельщении, то прельщение
происходит в церкви в самом неподходящем месте, где она обратила внимание на
Бориса.

Именно в церкви она увидела Бориса. Вот прилог. Появляется
мысль, появляется помысл.
Как жить с этим помыслом?
От него надо избавиться, как-то истребить не собеседовать с
ним.
Силы воли не хватает, потому что ум находится в праздности.
Значит, отсечь самой не получается.
Поговорить с Варварой, потому что Варвара сестра мужа. Она
должна остудить, пресечь эти греховные помыслы.

 «Варя: быть
греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою
над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»

Или не за кого, потому что Тихон не удержит.
Когда он будет уезжать, она говорит: «Возьми меня с собой».
Да от такого житья от какой хочешь красавицы жены убежишь.
Тоже не удержал, а подтолкнул. Тоже анти домострой.

«Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда
я от нее не уйду»
Признание. Борису дурь в голову лезет, а здесь мечта в
голову лезет.
Не через сердце идет, а дурь в голову лезет. Потому что
ПОМЫСЛ, а НЕ ЧУВСТВА.

Варвара «Говори! Я хуже тебя»
Вот сочетание.
Она думала девушка скажет, одумайся, а тут интересно, а
продолжение какое.
Она уже давно находится в прелести. Думает об этом,
мечтает. Сны уже снятся. Теперь остыть бы немножко. Варвара говорит: «Нет..»
Катерина . И такая мысль придет на меня, что, кабы моя
воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на
хорошей, обнявшись…
Варвара . Только не с мужем.
Катерина . А ты почем знаешь?
Варвара . Еще бы не знать.
Катерина . Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я,
бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха.
Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я
другого люблю?

Признание произошло.

Варвара . Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Получается каким судом судите, таким и судимы будете.
Получается нет трезвления.
А дальше «Погоди, Тихон уедет, вот погуляем»

Если эти две барышни уже прельщены пребывать в прелести.
Понятно, что теперь они идут семимильными шагами ко греху. Их должен кто-то
остановить.
Или хотя бы должна быть какая-то остуда. В трезвлении быть.
Появляется барыня.

Барыня . Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов
поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то
куда ведет. (Показывает на Волгу.)
Вот, вот, в самый омут.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть
будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то
ведет!

Катерина, которая чувствует свое греховное состояние
прореагировала первая, а не Варя.

«Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся,
точно она пророчит мне что-нибудь.»

Девушка, ты ходишь в церковь. Беги туда и кайся.
Ан нет, потому что Варвара с другой стороны подпитывает, да
с левой стороны кто-то шепчет.

Тут разгораются отношения.
Кабанов собирается уезжать. Кабанова естественно наставляет
своего сына.
«Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл?
Приказывай жене-то, как жить без тебя»

Порядок, чинность.
По заведенному порядку надо прощаться или действительно
жене что-то говорить.

Почему жене надо приказывать. Разве она не знает, как себя
нужно вести.

Не груби матери, почитай, как родную мать. Работай
что-нибудь без меня. А работы то нет. В окна не гляди. На молодых парней не заглядывайся.

Тиша, не уезжай! Ради бога, не
уезжай! Голубчик, прошу я тебя!
Кабанов . Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я
не поеду!
Катерина . Ну, бери меня с собой, бери!
Кабанов . Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж
заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со
мной.

Хороший замечательный муж по домострою? Опора в жизни?

Да неужели же ты разлюбил меня?
Кабанов . Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой
хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки
мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как
знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих
на ногах нет, так до жены ли мне?
Катерина . Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова
говоришь?

Фон гроза. Гроза Кабаниха.
Две недели погуляет, вернется. А дальше как жить?
Тихон раскрылся во всей полноте своей.
Понятно, почему она в другого влюбилась, потому что этот
отталкивает.

Кто тебя знает, чего ты боишься? Ведь
ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Маменька – защита, опора?

Кабанов . Как
можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти

В голову уже пришло и Борису, и Катерине.
Почему Кабанов не попросил, чтобы она дала слово.
Слово нужно держать. Это для нее был бы сдерживающий
фактор.

Он не берет слово, потому что не хочет на себя брать
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Если возьмет с нее слово, то он будет за нее отвечать. И
она будет в ответе за свои поступки.
А он отмахнулся. Ответственности не. Ты самостоятельная.
Сама поступай так, как считаешь нужным.

Екатерина получает от Варвары заветный ключик от калитки в
в райском саду, где происходит грехопадение.

Екатерина остается одна.
Кульминация.
Покаяться, чтобы вернуться к исходной точке.
Покаяние, метанойя, перемена мыслей, перемена сознания,
перемена ума.
Если не покаяться, можно дальше по наклонной скатиться.

Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В
неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и
рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не
рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся;
неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А
горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот
хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что
дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)
Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел;

Все виноваты, кроме ее одной.

смотрит на ключ.)
Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На
соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.)
Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)
Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала…

Кульминационная точка. Брось ключ. Положила ключ в карман,
потому что ПРИЛОГ состоялся.
Потому что он уже ПЕРЕРАСТАЕТ в СТРАСТЬ.
Потому что от него уже просто так отделаться невозможно.
Она уже давно в ПЛЕНУ своего ПОМЫСЛА.
Тут нужно покаяние священнику, а не рассказать Варваре,
чтобы ОСТУДА здесь произошла.

знать, там ему и быть! Видно, сама судьба
того хочет!

Проще всего на судьбу свалить.

что я себя обманываю? Мне хоть
умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за
что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь
поскорее!..

Какая перемена сознания только в другую сторону.
Приобрела ключ. Кабы ночь поскорее, потому что СТРАСТЬ
разыгралась.

Тихон приезжает раньше времени.
Фон гроза начинается.
Катерина боится грозы.

Кабанова (входя) . То-то вот, надо жить-то
так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.

Разумная мысль.
Почему боится грозы.
Кулигин говорит, чего вы боитесь грозы. Это всего лишь
раскаты грома электричества. Почему в грозе видите знамения небесные, почему
обязательно убить, смерть. Он смотрит на грозу как материалист.

Символ в грозе, как в наказании. Обязательно гром будет
небесный. Грешник будет наказан.

Кабанова как вещун. Если согрешила покайся. Если нет, то
страх смерти без покаяния велик. Грозой это все значительно усиливается.

У Тихона тоже грех был, куда он ездил. Тихону как мужчине
можно, женщине нельзя.

Для Кулибина природа благодать, райский сад Богом
сотворенная.
Все грязное привносится сюда человеком.

Барыня Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то!
Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и
радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на
поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые,
благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать
будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей,
скорей!

Инициатива в свиданиях принадлежит Екатерине, а не Борису.
Ему тоже дурь в голову залезла, но не он первый, потому что
он знает, что она замужняя женщина.

Екатерина сама его соблазнила. Получается грех двойной.
Сама согрешила, так еще и другого человека совратила.

Барыня сказала пророческие слова. Теперь будет исполнение
Екатериной.
А знаешь ли, что я, беспутная, без
тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…
Кабанов (растерявшись,
в слезах, дергает ее за рукав)
. Не надо, не надо, не говори! Что
ты! Матушка здесь!

Наказание гроза в матушке. Не то что ты согрешила, а в
наказание в том, что матушка потом заест.
Это не покаяние.
Ключик. Пик. Плен. Свидание с Борисом. Страсть, само
грехопадение.
Грехопадение состоялось до дна.
Изменила мужу и совратила другого человека.

Кабанова . Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так
ты слушать не хотел. Вот и дождался!

Кабанова оказалась пророчицей.
Что происходит ПРИЗНАНИЕ или ПОКАЯНИЕ.
Вспомните Раскольникова, когда Соня заставляет его пойти в
участок, чтобы признаться, чтобы понести наказание.

Здесь тоже есть преступление и есть наказание.
Согрешила перед мужем. Она покаялась перед мужем или
призналась. Тонкая граница здесь происходит.

Когда Екатерина остается одна.

Катерина (одна) . Нет, нигде нет! Что-то он
теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать.

У нее не изменились чувства и отношение к Борису. Значит
это не покаяние, а признание, потому что ей хочется еще хоть немножко с ним
увидеться, поговорить.

Она знает, что Борис уезжает в Сибирь. Его посылает Дикой.
Борис ведет себя так же, как и Тихон.

Возьми меня с собой отсюда!
Борис .
Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает,

Хороши мужчины один и другой. Когда Катерина просит у них
защиты, они отталкивают.

Три отличия между Тихоном и Борисом. Один в образованном
костюме.  Два внешних различия.
Во внутреннем состоянии между ними нет никакой разницы.
Оба подневольные. Выполняют приказы начальства маменьки или
дядюшки.
Одинаково относятся к Екатерине. Он ее любят?
На Руси говорили жалеет, значит любит.
Тихон и Борис жалеют, а не любят.
Любовь жертвенна.
Хочет ли один из них чем-то пожертвовать ради нее.
Тихон не пожертвовал 10 дней, чтобы спасти свою жену- малую
церковь, потому что они венчаны.

Предоставил ее на растерзание ее чувству страсти. Там тоже
не любовь, а страсть.
Она прельстилась, вспыхнула страсть. Она горит в этом огне
страсти. Но ни один ни другой не могут ей помочь. Жалеют на расстоянии. Но
любви нет.
У Бориса понятно, в голову лезут мысли, но венчаный Тихон.
Возлюбит жену свою, да убоится мужа своего (потерять его
любовь).
Жена не убоялась мужа своего, потому что он не возлюбил
жену свою.
Ответственность лежит не только на Екатерине. Прежде всего
ответственность лежит на Тихоне.

Борис, как и Тихон оттолкнул ее.

Борис (рыдая)
. Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла
поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)

Фон, помимо грозы песни.
Народ поет в праздник, радостное состояние души.
Значит, жизнь не такая ужасная, как на переднем плане.
А здесь разыгралась трагедия, потому что одно чувство
заменено другим.
Человек не контролируется собой. Почему?
Потому что страсти побеждают действительное какое-то
чувство.

Кто любит, тот будет молиться. Будет молиться мать.
Мать любит, но о матери она не думает, потому что
эгоцентризм здесь, потому что страсть.

В ней–то самой есть любовь к кому ни будь.
Страсть есть, а есть ли любовь к той же матери.
Она не задумывается, что будет с матерью, когда она
покончит с собой. Знает, что это грех. Грех для себя.

Островский обращает внимание на эгоцентризм всех
действующих лиц. Любви здесь нет.
У Чехова в Чайке аналогичная ситуация. Вроде бы все
влюблены.

Так и здесь вроде бы о чувствах пьеса. В любви должна быть
пара и любовь жертвенна. А страсть эгоцентрична.

Трагедия чувства и долга. Побеждает чувство или страсть. И
получается трагедия.

Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы

Это попытка перекинуть ответственность с себя на другого.
Кабанов должен отвечать за жену и ее поступки. И он ответит
дважды.

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем
остался жить на свете да мучиться! (Падает
на труп жены.)

Это муки совести. Произойдет осознание и ему будет очень
горько осознавать свои поступки.
Если он проанализирует как мы с вами, то увидит, что вина
не на маменьке лежит. В состоянии аффекта он может сказать, что вы ее довели до
этого.
Со временем, когда начнет осознавать, то муки угрызения
совести будут страшные.
Он ответственен за поступки жены, и он толкнул ее не
маменька.

Маменька тиранила, потому что Екатерина проявляла смирение.
В ней гордость была.
Ответственность по домострою в большей степени лежит на
муже нежели на поступках жены.

Если у него произойдет трезвление, то произойдет и
покаяние.

Добролюбов заметил, что до конца она водится своей натурой,
а не рассудком.
Она идет за своими природными влечениями за натурой.
Грешит она, потому что это требования натуры.
Рассудок тормозил, подсказывал, что нельзя этого делать.
Клятву она хотела давать. Но натура требовала своего.

Вроде бы Добролюбов осуждает безнравственную бесстыжую
женщину.
Но в конце разбора пьесы, он не осуждает ее. Хочет
показать, что освобождение натуры, следование человеком за импульсами, которые
натура посылает это и есть по сути настоящая жизнь.
Поэтому, когда она отдается своим влечениям, то это и есть
свобода, которой так ей не хватало.
Ей хотелось пользоваться жизнью и любовью, но она знает,
что это преступление.

Добролюбов говорит, должны переродиться все, кроме
Екатерины, и сочувствовать ее природному чувству, которое в ней вдруг
пробудилось.

Вот так произведение оценивается современниками, потому что
Екатерина – это революционер с точки зрения народных демократов Добролюбова,
Белинского, Писарева, потому что они бросают вызов не только действительности,
но и старым устоям, старым традициям

С их точки зрения она луч света в темном царстве.
Но трагедия Островского в том, что устои, которые были в
древней Руси, к сожалению, в 19 веке сломаны, ушли в прошлое.
Нет тех устоев, а новые нравственные устои не появились,
тогда человек может погибнуть.

Об этом говорит Гоголь, Достоевский, Островский.
А если Бога нет, то все дозволено.
Настоящий фактор не страх грозы, а страх божий.
Вот этого у нашей героини нет.

Гроза


Комментариев нет:

Отправить комментарий