развенчание на простом примере
Сложился устойчивый миф, что «экономика», основывающаяся на конкуренции,
способствует росту производительности труда и снижению издержек производства.
Раз производители конкурируют, то они должны снижать цены, что выгодно
потребителю и обществу в целом.
способствует росту производительности труда и снижению издержек производства.
Раз производители конкурируют, то они должны снижать цены, что выгодно
потребителю и обществу в целом.
Но на самом деле цены при конкуренции, наоборот, растут. Почему? Потому,
что «цена — денежное выражение стоимости», т.е. издержек производства (именно
такое определение цены содержалось в учебниках по политэкономии, по которым мы
учились в советское время).
что «цена — денежное выражение стоимости», т.е. издержек производства (именно
такое определение цены содержалось в учебниках по политэкономии, по которым мы
учились в советское время).
Посмотрим, как ведут себя издержки производства в условиях конкуренции.
Издержки делятся на постоянную и переменную части. Переменная часть зависит от
объёма производимого товара (услуг); постоянная — не зависит (или слабо
зависит). Приведём один простенький пример.
В городе N имеется одно кафе, которое обслуживает за день 500 человек. В этом
кафе работал один повар, один бухгалтер, одна официантка и одна посудомойка.
Потом появляется ещё одно кафе. Через некоторое время их уже становится пять.
Получается, что в среднем на каждое заведение теперь приходится по 100
клиентов. Закупки продуктов, необходимых для того, чтобы кормить клиентов кафе
(переменные издержки) за это время остались на прежнем уровне.
Издержки делятся на постоянную и переменную части. Переменная часть зависит от
объёма производимого товара (услуг); постоянная — не зависит (или слабо
зависит). Приведём один простенький пример.
В городе N имеется одно кафе, которое обслуживает за день 500 человек. В этом
кафе работал один повар, один бухгалтер, одна официантка и одна посудомойка.
Потом появляется ещё одно кафе. Через некоторое время их уже становится пять.
Получается, что в среднем на каждое заведение теперь приходится по 100
клиентов. Закупки продуктов, необходимых для того, чтобы кормить клиентов кафе
(переменные издержки) за это время остались на прежнем уровне.
Но в каждом из вновь созданных заведений также необходимо иметь в штате по
одному бухгалтеру, по одной официантке, по одному повару и одной посудомойке
(даже если в день придёт не 100 клиентов, а лишь 10). Нетрудно понять, что в
новых условиях постоянные издержки в виде расходов на заработную плату работников
общественного питания города возросли. Стало быть, неизбежно возрастут и цены
на завтраки, обеды и ужины в кафе города N.
одному бухгалтеру, по одной официантке, по одному повару и одной посудомойке
(даже если в день придёт не 100 клиентов, а лишь 10). Нетрудно понять, что в
новых условиях постоянные издержки в виде расходов на заработную плату работников
общественного питания города возросли. Стало быть, неизбежно возрастут и цены
на завтраки, обеды и ужины в кафе города N.
Учитывая, что заведений общественного питания в городе всего пять, хозяевам
кафе договориться о повышении цен и приведении их в соответствие с новыми
издержками будет не сложно.
Это что касается издержек производства.
кафе договориться о повышении цен и приведении их в соответствие с новыми
издержками будет не сложно.
Это что касается издержек производства.
А ещё есть непроизводственные (или непроизводительные) издержки — реклама,
маркетинг, создание «репутации» (бренда), оказание «сопутствующих» услуг и т.п.
маркетинг, создание «репутации» (бренда), оказание «сопутствующих» услуг и т.п.
По имеющимся оценкам, в цене товара, который обыватель приобретает в
розничной торговле, издержки производства могут занимать меньше половины (в
некоторых случаях даже 20 и менее процентов). Причём по мере все большего
отставания производства от платёжеспособного спроса доля непроизводительных
издержек имеет тенденцию к росту.
Валентин Катасонов "О проценте: ссудном, бессудном и подсудном"
розничной торговле, издержки производства могут занимать меньше половины (в
некоторых случаях даже 20 и менее процентов). Причём по мере все большего
отставания производства от платёжеспособного спроса доля непроизводительных
издержек имеет тенденцию к росту.
Валентин Катасонов "О проценте: ссудном, бессудном и подсудном"
Валентин Катасонов
•ростовщичество вершина глобальной пищевой цепочки•
•ростовщичество вершина глобальной пищевой цепочки•
Комментариев нет:
Отправить комментарий