вторник, 29 апреля 2014 г.

Валентин Катасонов •ростовщичество вершина глобальной пищевой цепочки•...

 Миф о "благотворной конкуренции" -
развенчание на простом примере








Сложился устойчивый миф, что «экономика», основывающаяся на конкуренции,
способствует росту производительности труда и снижению издержек производства.
Раз производители конкурируют, то они должны снижать цены, что выгодно
потребителю и обществу в целом.

Но на самом деле цены при конкуренции, наоборот, растут. Почему? Потому,
что «цена — денежное выражение стоимости», т.е. издержек производства (именно
такое определение цены содержалось в учебниках по политэкономии, по которым мы
учились в советское время).

Посмотрим, как ведут себя издержки производства в условиях конкуренции.
Издержки делятся на постоянную и переменную части. Переменная часть зависит от
объёма производимого товара (услуг); постоянная — не зависит (или слабо
зависит). Приведём один простенький пример.



В городе N имеется одно кафе, которое обслуживает за день 500 человек. В этом
кафе работал один повар, один бухгалтер, одна официантка и одна посудомойка.
Потом появляется ещё одно кафе. Через некоторое время их уже становится пять.
Получается, что в среднем на каждое заведение теперь приходится по 100
клиентов. Закупки продуктов, необходимых для того, чтобы кормить клиентов кафе
(переменные издержки) за это время остались на прежнем уровне.

Но в каждом из вновь созданных заведений также необходимо иметь в штате по
одному бухгалтеру, по одной официантке, по одному повару и одной посудомойке
(даже если в день придёт не 100 клиентов, а лишь 10). Нетрудно понять, что в
новых условиях постоянные издержки в виде расходов на заработную плату работников
общественного питания города возросли. Стало быть, неизбежно возрастут и цены
на завтраки, обеды и ужины в кафе города N.

Учитывая, что заведений общественного питания в городе всего пять, хозяевам
кафе договориться о повышении цен и приведении их в соответствие с новыми
издержками будет не сложно.

Это что касается издержек производства.

А ещё есть непроизводственные (или непроизводительные) издержки — реклама,
маркетинг, создание «репутации» (бренда), оказание «сопутствующих» услуг и т.п.

По имеющимся оценкам, в цене товара, который обыватель приобретает в
розничной торговле, издержки производства могут занимать меньше половины (в
некоторых случаях даже 20 и менее процентов). Причём по мере все большего
отставания производства от платёжеспособного спроса доля непроизводительных
издержек имеет тенденцию к росту.



Валентин Катасонов "О проценте: ссудном, бессудном и подсудном"


Валентин Катасонов
•ростовщичество вершина глобальной пищевой цепочки•

Комментариев нет:

Отправить комментарий