Сидя на санях, помыслил я в душе своей и
воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.
воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.
Дети мои или иной кто, эту грамотку пусть
примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей,
страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь
начало всякого добра.
страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь
начало всякого добра.
взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот
что мне вынулось:
что мне вынулось:
"О чем печалишься, душа моя? Зачем
смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и
расположил их по порядку и написал.
смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и
расположил их по порядку и написал.
"Зачем печалишься, душа моя? Зачем
смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него".
смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него".
"Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй
творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут
владеть землей".
творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут
владеть землей".
"И не будет грешника; посмотришь на
место его и не найдешь его.
место его и не найдешь его.
Кроткие же унаследуют землю и насладятся
миром.
миром.
Злоумышляет грешный против праведного и
скрежещет на него зубами своими;
скрежещет на него зубами своими;
Господь же посмеется над ним, ибо видит,
что настанет день его.
что настанет день его.
Оружие извлекли грешники, натягивают лук
свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем.
свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем.
Оружие их пронзит сердца их, и луки их
сокрушатся.
сокрушатся.
Лучше праведнику малое, нежели многие
богатства грешным.
богатства грешным.
Ибо сила грешных сокрушится, праведных же
укрепляет Господь.
укрепляет Господь.
Как грешники погибнут, - праведных же
милует и одаривает.
милует и одаривает.
Ибо благословляющие Его наследуют землю,
клянущие же Его истребятся.
клянущие же Его истребятся.
Господом стопы человека направляются.
Когда он упадет, то не разобьется, ибо
Господь поддерживает руку его.
Господь поддерживает руку его.
Молод был и состарился, и не видел
праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба.
праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба.
Всякий день милостыню творит праведник и
взаймы дает, и племя его благословенно будет.
взаймы дает, и племя его благословенно будет.
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир
и отгони зло, и живи во веки веков". (…)
и отгони зло, и живи во веки веков". (…)
Поистине, дети мои, разумейте, что
человеколюбец Бог милостив и премилостив.
человеколюбец Бог милостив и премилостив.
Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам
сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.
сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.
А Господь наш, владея и жизнью и смертью,
согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь.
согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь.
Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять
привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как
тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и
милостынею.
привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как
тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и
милостынею.
И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь
Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не
лишиться.
Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не
лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не
забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они.
забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они.
Ни затворничеством, ни монашеством, ни
голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
"Что такое человек, как подумаешь о
нем?".
нем?".
"Велик Ты, Господи, и чудны дела
Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои",
Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои",
"Велик Ты, Господи, и чудны дела
Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле".
Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле".
Ибо кто не восхвалит и не прославит силу
Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено,
или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено,
или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
И земля на водах положена, Господи, Твоим
промыслом!
промыслом!
Звери различные и птицы и рыбы украшены
Твоим промыслом, Господи!
Твоим промыслом, Господи!
И этому чуду подивимся, как из праха
создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать,
не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости.
создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать,
не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости.
И тому подивимся, как птицы небесные из
рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и
сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились
леса и поля.
рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и
сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились
леса и поля.
Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу
и на радость.
и на радость.
Велика, Господи, милость Твоя к нам, так
как блага эти сотворил Ты ради человека грешного.
как блага эти сотворил Ты ради человека грешного.
И те же птицы небесные умудрены Тобою,
Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то,
и имея язык онемеют.
Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то,
и имея язык онемеют.
"И благословен, Господи, и прославлен
зело!".
зело!".
"Всякие чудеса и эти блага сотворил и
совершил.
совершил.
И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не
верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет
проклят!".
верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет
проклят!".
РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде
своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)
своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)
….
Бог сохранил меня невредимым. И с коня
много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в
юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в
юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
Что надлежало делать отроку моему, то сам
делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе
покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо;
весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий
распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.
делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе
покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо;
весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий
распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.
…
Также и бедного смерда и убогую вдовицу не
давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
не
хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его
за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных
опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие
годным.
хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его
за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных
опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие
годным.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие
добрые дела, славя Бога со святыми Его.
добрые дела, славя Бога со святыми Его.
Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни
зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет.
зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет.
Ибо, если я от войны, и от зверя, и от
воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или
быть убитым, пока не будет от Бога поведено.
воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или
быть убитым, пока не будет от Бога поведено.
А если случится от Бога смерть, то ни
отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело -
остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.
отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело -
остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ
все мы тленны, и потому помышляю, как бы
не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
(…)
не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
(…)
Посмотри, брат, на отцов наших: что они
скопили и на что им одежды?
скопили и на что им одежды?
Только и есть у них, что сделали душе
своей.
своей.
…
Если же кто из вас не хочет добра и мира
христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!
христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!
Не от нужды говорю я это, ни от беды
какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света
сего.
какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света
сего.
На Страшном Суде без обвинителей сам
себя обличаю. И прочее.
себя обличаю. И прочее.
Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) совершил на своем
веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.
веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.
Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего
сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом.
сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом.
Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег
Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.
Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.
ПОУЧЕНИЕ
ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Комментариев нет:
Отправить комментарий