суббота, 27 февраля 2016 г.

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ



3 самые выдающиеся произведения русской словесности

Слово о законе и благодати,

Слово о полку Игореве, 

Повесть о Петре и Февронье Муромских.

 

Евангельское изречение

В начале было слово и слово было Бог. Это относится к
первому периоду русской словесности.

 

Появляется ораторское слово по жанру торжественное
красноречие.

Его написал пресвитер загородной церкви Березцово – это
резиденция киевских князей Илларион, который был позднее поставлен Ярославом
мудрым в митрополиты. Святитель, который был прославлен в лике святых.

 

4 Просто так древнерусский книжник не писал. Чаше всего
писалось по послушанию.

В данном случае не послушание, а что же послужило поводом
для написания этого творения?

 

Слово был найдено в середине 19 века протоиреем Горским и
опубликовано в 1844г.

1037 г была заложена или построена  киевская церковь софии премудрости божьей. Но
еще не было изукрашена росписью. Жена Ярослава Премудрого упоминается в слове
как живая. Она скончалась в 1050 г.

 

При анализе любого древнерусского творения мы должны
исходить из того, что просто так ничего не писалось.

Илларион был человек книжен, т.е. хорош знал священное
писание и не только.

Если он берется за такое творение, то хочет сказать такое,
чего прежде не говорилось,

потому что он говорит:

-Писать о том, что хорошо известно, есть насыщение
гордостью, т.е. писать по гордыне о том, что известно.

 

В это время что было важно для истории Руси, для ее
осмысления?

Вся русская история воспринимается через призму Священного
писания, библию.

Человеческая история делится на 2 периода ветхозаветный и
новозаветный.

История молодой христианской Руси вписывается в
новозаветный период. Раз она вписывается в контекст мировой истории, то о ней
есть пророчества в ветхозаветной истории.

 

Это посыл для понимания толчка,который ощутил пресвитер
Илларион, когда обдумывал в пещерке.

Он раскопал двухсаженную пещерку на киевских горах. Из этой
пещерки выйдет киево-печерский монастырь.

В эту пещерку с Афона вернется Антоний Великий для русской
земли, затем к нему придет Никон Великий. Потом придет преподобный Нестор,
будущий летописец. До этого придет Феодосий Печерский.

С великой троицы Антоний, Никон и Феодосий начнется
Киево-Печерская обитель.

 

В качестве нижней даты 1037 лет он взял упоминание в
летописях Софии Киевской.

Верхняя граница 1050г. 
В слове о Законе и Благодати упоминается жена Ярослава Мудрого, как
живая. Она скончалась в 1050г.

Это границы написания этого произведения.

 

Первым раскопал пещерку и в ней молился Илларион. Он думал
о своей земле.

Что еще было важно для него и для понимания русской истории?

Сознание древнерусских людей эсхатологично. Думали о конце
света больше, чем сейчас. Сейчас – это какой-то фарс.

 

Когда ожидался первый конец света?

Человеку это не дано знать.

 

разуметь же времена и лета — не ваше дело: их
Отец Мой Небесный положил в Своей власти.
Мф.24:36-41

 

А если очень хочется узнать.

Мнение есть второе падение.

В конце 15 века один из учеников Иосифа Блодского заметил,
что настанет страшный суд когда?

 

Мы знаем, что Христу было 33.5 года, когда он был распят.

Когда спаситель сошел в ад, то ангелы посадили сатану на
цепь на 1тысячу лет.

Сатана освободится и будет править еще 3.5 года.

Получается 1037 лет от рождества Христова произойдет
страшный суд.

 

Было 2 летоисчисления. Мартовский стиль

 

Марта бо месяца
начало бытия - вся тварь Богом сотворена бысть от небытия в бытие, марта же
месяца в 21 (25) день и первозванный человек, родоначальник Адам, рукою Божиею
создан бысть".

Март день
рождения нашего прародителя

 

По свидетельству Луки Благовещение будет

 

26В шестой же
месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 
27к Деве,
обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28Ангел,
войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты
между женами.

Даты привожу по старому стилю юлианскому, а не
григорианскому календарю.

 

Благовещение 25 марта.

Получается, что март 6-ой месяц года. Год начинается 1
сентября.

В 325 г на первом вселенском соборе, который созвал
Константин Великий, новолетие 1 сентября было узаконено как новый год в
христианстве.

 

Русская православная церковь до сих пор пользуется этим
юлианским календарем и новолетием 1-ого сентября.

Когда спрашиваем сколько тебе лет (не зим, не осень), отражается
именно это мировоззрение.

Лето прошло, значит, начинается новый год.

Спрашиваем, сколько ты лет (как времен года) прожил?

Получается, с 1 ого сентября начинается другой год.

 

Разница полгода. Что по сентябрьскому стилю 37 год, то по мартовскому
будет 38 год, т. е на пол года раньше будет начинаться и на полгода раньше
будет заканчиваться.

 

Таким образом 37 -38 лет – это не разница в один год, а
по-разному летоисчисление. По мартовскому стилю это 38 год, по сентябрьскому
еще 37 год, т.е. еще полгода не дотягивает.

 

Кериопасха. Первый праздник в христианском календаре – это
благовещение. Благая весть деве Марии, что спаситель появится на земле.

Последний праздник, связанный с земной жизнью, в
христианском календаре – это пасха, воскресение господня.

Начало и конец. Альфа и Омега.

 

На годы, когда благовещение совпадает с пасхой, обращали
особое внимание. К

Конец света ожидали в год, когда будет кериопасха.

В 1038 г благовещение было субботой 25 марта, а 26 марта в
воскресенье была пасха.

Т. е это не есть полное совпадение, но близко подходит.
Великая суббота, а следующая пасха.

 

На Руси для православного сознания ничего случайного нет.

На 1038г приходится юбилей 50 лет крещения Руси.

 

10 И освятите
пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас
юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое
племя
. 

11 
Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с
необрезанных лоз ее, 


12 Ибо это юбилей: священным да будет он для
вас; с поля ешьте произведения ее. 


13 В юбилейный год возвратитесь каждый во
владение свое. 


14 Если будешь продавать что ближнему твоему,
или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; 

Левит. гл. 25

 

Лето 50-ое лето оставление, лето свободы. Это был особый
год.

В юбилейный год ничего не нужно делать.

Стремление отметить юбилейный год, а на Руси его звали
богозванный год будет вплоть до 16 века.

 

На протяжении 6 столетий юбилей у нас отмечали. Все что
кратно пятидесяти. Получается в 1038г.

Первое - это стечение благовестия и пасхи.

 

Ярослав Мудрый к этому юбилею заканчивает строительство
оборонительных укреплений вокруг Киева.

Строительство Софии Киевской Ярослав Мудрый завершил в 1037
г.

Построил златые врата и над златыми вратами церковь
Благовещения пресвятой Богородицы.

Символика. Он как бы приглашает спасителя войти в этот
город.

Золотые врата, которые в Иерусалиме сохранились. Стена
Иерусалима, которая выходит на Елеонскую гору.

В 16 веке златые врата были заложены шахом, чтобы лжепророк
не вошел в Иерусалим, но их можно видеть. Это те врата, в которые Господь вошел
в Иерусалим в вербное воскресение.

 

В древнерусских городах тоже были эти врата. Они
устраивались по образу Константинополя, который устраивался по образу Рима и
древнего Иерусалима.

 

Иерусалим как символ духовной столицы. Рим как символ
светской столицы.

Эти символы есть в Киеве, во Владимире и в Москве.

 

Ярослав Мудрый это понимал, поэтому создает Киев не как бы
как. И во образ Константинополя, и во образ Иерусалима.

Во образ Константинополя он строит Софию Киевскую, которая
повторяет Софию Константинопольскую.

В 537 г была окончательно освящена София
Константинопольская. Прошло 500 лет, т. е еще один юбилей.

Юбилей Софии Константинопольской. К этому времени Ярослав
Мудрый строит Софию Киевскую.

 

Как была крещена Русь, сразу была устроена митрополия. 50
лет митрополии русской.

Т. е София строится тоже к 50-летию русской митрополии,
потому что Киев должен быть столицей древнерусского государства и
соответственно православного мира.

 

Паралельно с киевской митрополией была митрополия
черниговская и переяславская.

Киев надо было выделить из числа других древнерусских
княжеств, чтобы он был первым.

Се будь мать городов русских, когда-то сказал Олег.

 

МАТЬ ГОРОДОВ - это и есть МЕТРОПОЛИЯ. Это калька с
греческого.

Говоря о семантики или значении выражений надо помнить, что
НИЧЕГО СЛУЧАЙНОГО НЕТу.

 

В 1037-1038 г исполняется 60 лет самому Ярославу Мудрому,
но тогда не отмечали.

 

Это богозванный год. В ближайшем будущем ничего подобного
нет.

Автор пытается осмыслить стечение всех этих обстоятельств.

Пытается понять почему в первый юбилей крещения Руси
столько юбилеев.

Значит это не случайно. Господь так устроил. Хорошее
знамение для Руси.

 

Илларион пытается осмыслить в контексте всей мировой
христианской истории роль и положение Руси.

 

Здесь религиозная философия истории.

История имеет духовный смысл. Его нужно понимать.

Мы не ощущаем связь духовного смысла истории.

Когда мы понимаем ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, Русь
(потом Россия) очень быстро выходит из критических ситуаций.

 

Когда происходи осмысление. Вспомните смутное время.
Праздник, который мы отмечаем 4 ноября по новому стилю.

Тогда и произошло духовное осмысление происходящего и ПОКАЯНИЕ
всего русского НАРОДА.

Трехдневный строжайший ПОСТ,

сугубая МОЛИТВА и

освобождение Руси от иноверцев, которые пришли на русскую
землю.

И потом устроение дома Романовых и начало устроительства
России после осмысления того, что произошло в смутное время.

 

То же самое требуется и сейчас. Чтобы это понять, до этого
надо дорасти. С телевизора об этом не скажешь. Осмысление должно быть
индивидуальное и самого народа.

 

Народ – это святые, а не толпа людей. Златоуст.

Кто ОСМЫСЛИВАЕТ свою собственную ЖИЗНЬ и ИСТОРИЮ имеет
предназначение человека.

 

Слова Иллариона строится от общего к частному.

1-ый раздел. Разговор законе и благодати.

2-ой Разговор о русском народе и его предназначении,

3-ий раздел. Хвала князю Владимиру.

К слову примыкает молитва, которая была написана позднее,
когда происходила восхождение на митрополичью кафедру митрополита Иллариона.

 

Молитва эта читается ежегодно 1 сентября, т. е. на
новолетие русскими иерархами.

 

 

Илларион во 2-ой части не просто осмысливает роль Руси в
контексте мировой христианской истории, но и впервые формулирует русскую идею.

Русской идеи почти тысяча лет.

 

Илларион обращает внимание, у каждого народа есть свое
предназначение.

Каждый народ избранный, для какой-то миссии, как и каждый
человек.

Это не значит хуже или лучше.

У каждого человека есть своя миссия. Он избран Богом.

У каждого человека есть ангел хранитель.

 

Поэтому Илларион пытается понять предназначение русского
народа. Формулирует русскую идею.

 

Сознание древнерусских книжников 11-12 веков было
религиозно символическим.

Ни в одном произведении 11-12 веков вы не найдете
причинно–следственную связь событий.

Это свидетельство о том, что произведение подлинно, как
Слово о полку Игореве.

Причинно- следственной связи нет, но есть СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ,
т. е связь по смыслу между теми и иными событиями.

 

Связь по смыслу определяется через священное писание, а не
напрямую.

Летописи пишутся по летам и указывается год. Лето 8861, от
сотворения мира.

События не связываются между годами, а отсылка идет от
сотворения мира. Это характерно для сознания того времени.

Т. е. каждое событие имеет смысл и его нужно толковать
через священное писание, потому что там есть символ каждому событию.

Древнерусские книжники это видели, а мы не видим.

 

Во вступлении Илларион обращает внимание на 10 заповедей
закона Моисея.

Господь дал 10 заповедей Моисею.

Избрал иудейский народ для хранения этих заповедей, т. е
указал путь избавления от греха на земле.

 

10 заповедей не ведут ко спасению, только уберегают от
греха. Это ветхозаветная история.

Смысл и первое предназначение иудейского народа ХРАНИТЬ 10
ЗАПОВЕДЕЙ.

 

Иудеи не сохранили эти заповеди. Когда Моисей ушел на гору,
чтобы поблагодарить Бога за заповеди, народ сотворил себе кумира золотого
тельца, стал ему поклоняться и забыл эти заповеди.

 

35 Тогда вторично был избран иудейский народ, погрязший в
грехах, чтобы пришел спаситель.

Если они спасутся, то остальные тем более спасутся.

 

Смысл не в том, что они избраны, а в том, что если они
спасутся, то другие и подавно спасутся.

Потому что спаситель сказал, я пришел не к праведникам, а к
грешникам.

 

Но чтобы обрести спасение, сказал Спаситель, нужно
КРЕСТИТЬСЯ.

Ему не нужно было креститься, потому что н богочеловек
безгрешен.

Но он указал путь ко спасению- КРЕЩЕНИЕ.

Без крещения нет спасения.

 

Плюс он дал 9 заповедей, христианское учение Благодать,
которая сходит на землю вместе со Спасителем.

 

О законе Моисеем даннем – древнерусский церковнославянский
текст.

Перевод. О законе через Моисея переданным.

Т. е Моисею дан закон, а он дал его своему народу, т. е
через Моисея переданным.

 

О благодати и истине, которые Иисусом Христом были явлены.
Пришел Спаситель и явил благодать.

9 заповедей блаженства – это тот путь, который ведет ко
спасению.

Первым исполнил все 19 заповедей был Спаситель.

«Яне пришел нарушить закон, но исполнить»

 

Путь святых – это исполнение 19 заповедей. Это царский или
Христов путь. Путь праведников.

Как стать святым? Исполни 19 заповедей.

 

Илларион сопоставляет закон и благодать.

1-ый этап закон.

2-ой благодать. Приход Спасителя и Бога к людям на землю и
в ад, чтобы души праведников вывести из ада.

Через страдания, воскресение и спасение праведных с
указанием спасительного пути пришел Спаситель в этот мир.

39 Благословен Бог израилев и бог Христианский. 

Это цитата из библии.

Искусство книжника, когда он цитатам из ветхого завета
доказывает приоритет нового завета.

Цитатами из священного писания проводит свою мысль.

С приходом Спасителя люди становятся свободными. Не будьте
рабами человеков.

 

Сегодня нам говоря о праве. Это есть ограничение
человеческой свободы.

На Руси никогда не говорили о правах человека. Только
теперь нам права навязывают.

Потому что априори человек свободен.

Любое право подразумевает, что человек на что-то имеет
право делать, а на что –то не имеет.

Любое прав ограничивает свободу человека.

 

Православие не допускает этого. Не для нашего менталитета
права человека, потому что человек свободен изначально.

Потому что он сотворен по образу и подобию Бога

Да еще и спаситель купил нас и нашу свободу великой ценою.

Поэтому мы свободны.

Но прежде всего свобода должна быть от греха.

 

42 Тема закона – это тема рабства. Закон – только подобие
истины.

Образ его Агарь, рабыня.

Тема благодати - это тема свободной.

Благодать есть Истина. А Истина есть Бог.

Образ ее Сара, свободная.

 

https://www.youtube.com/watch?v=XDs8snPbgU4

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИУжанков Александр Николаевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий