суббота, 6 февраля 2016 г.

Гумилёв. Поэт, политик, пассионарий.

Мысль об этом пришла
Вернадскому, когда он прочитал во французской газете сообщение о перелете
огромного количества саранчи в пустыню.




Ее общая масса была больше
массы меди во всех медных месторождениях Земли, и саранча летела навстречу
гибели.

Вернадский задумался, что же
было причиной такого необычного факта, и пришел к заключению, что ей является
особая энергия, присущая всему живому на Земле.
Как он писал в дальнейшем, «все живое представляет из себя
непрерывно изменяющуюся, состоящую из самых разнообразных теснейшим образом
между собой связанных живых существ, совокупность
организмов
Это своеобразное динамическое
равновесие, стремящееся с ходом времени перейти в статическое равновесие …
Чем более длительно его
существование … тем ближе к нулю будет свободная энергия, … энергия живого
вещества, которая проявляется в сторону, обратную энтропии.

Ибо действием живого вещества
создается развитие свободной энергии, способной производить работу».
Непосредственно из этого
представления Гумилевым была выведена мысль об этногенезе как энергетическом
импульсе, постепенно затухающем от соприкосновения с окружающей средой и этносе
как динамической системе, существующей на основе пассионарности и стремящейся
придти к этноландшафтному равновесию.
--
ПАССИОНАРНОСТЬ КАК
ЭНЕРГИЯ
 — биохимическая энергия живого вещества биосферы,
определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемою
историками как активность (миграционная, природопреобразовательная, военная,
экономическая и т.д.).

Эта активность определяется
количеством энергии в системе (пассионарным напряжением) — то есть количеством 
пассионариев различных
уровней.

Следовательно, пассионарность,
описанная как поведенческий феномен, имеет энергетическую природу:
способность индивида совершать
целенаправленную работу по изменению окружения (что требует длительного
эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напряжения)
объясняется повышенным количеством энергии, которую данная особь захватывает
(абсорбирует) из окружающей среды.

Этот вывод есть следствие из
закона сохранения энергии, согласно которому энергия, потребная для совершения
той или иной работы, не может появляться ниоткуда.

При этом закономерно встает
вопрос о форме рассматриваемой энергии, механизме ее абсорбции.
Ответ на этот вопрос был
найден Л.Н.Гумилевым в трудах В.И.Вернадского, открывшего и описавшего тот вид
энергии, за счет которого живые организмы растут, размножаются и совершают
работу всех типов.

В.И.Вернадский назвал эту
энергию биохимической 
энергией живого вещества.
Распределена данная энергия в
биосфере неравномерно, что порождает в животном и растительном мире так
называемые «волны жизни», массовые миграции животных (вроде отмечавшихся
В.И.Вернадским перемещений гигантских масс саранчи, птиц, грызунов леммингов и
т.д. 
[*9]).

В человеческих же коллективах (этносах) избыток энергии порождает всплески
целенаправленной активности, описанные на историческом материале как пассионарные толчки.

Выдвигавшиеся часто против
Л.Н.Гумилева обвинения в биологизаторстве неосновательны, так как ученый
неоднократно подчеркивал, что человек в отличие от животного выдает энергию в
виде осмысленных, социально значимых действий.

Гумилёв. Поэт, политик, пассионарий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий