пятница, 12 июня 2015 г.

Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? Л.А.Я...

Осложнение ситуации в образовании наблюдаю с начала 80-х
годов. Чем дальше, тем хуже. Сейчас не экспериментируя, сразу же авторитарно
внедряют. Мы отказываемся от академической парадигмы образования, переходим к
экологической.




Академическое образование нам не нужно.

Начало разрушать систему образования - система обучения
русскому языку и чтению Эльконина. Фонетический метод образования.

До 1982-1985г детей обучали ЗРИТЕЛЬНО  ЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДОМ.

Эльконин свой букварь по фонетическому методу сделал в
1962г.
В русском языке мы говорим и слышим одно, а писать надо,
как видим и по правилам. Нам не надо фиксироваться на том, что слышим и
говорим.
Нам надо смотреть, как написано, и надо знать правила.
Зрительно – логический метод был официальный до 1981-1982г.

Фонетический букварь Эльконин сделал  в 1961г на волне исследования европейской
американской фонетики.
Попробовали и получили, что он не обучает ни чтению, ни
грамоте. Отложили как лингвистический изыск.

20 лет они продавливали свой букварь. Опыт показывал, что
дети учиться не могут.
Цукерман, Бугрименко этим занимались и с 1982 г было решено
перейти на фонетический букварь, потому что в конце 80-х годов дети пошли в
школу читающие.

Когда фонетический разбор делает читающий человек, то он
разбор делает не звукового состава слова, т. е он не звуки анализирует, а знает
как написано. Видит слово, членит, легко делает фонетический разбор слова.

Если делает 
фонетический разбор слова не читающий ребенок, то он работает со
звуковым составом слова. Он не может его легко проанализировать.
В 60-70 г  пошли в
школу не читающие дети. Они  не могли
быстро научиться делать фонетический разбор слова. Им не хватало года, чтобы
научится  это делать. Поэтому
фонетический  букварь откладывали.
В конце 70 –х пошли в школу дети читающие, Сократили
начальную школуна год.  в 1981 г  Элбконин, цукерман…сделали новый фонетический
букварь, который стал базовым  для нашей
школы.
Сначала изучают звуки, с ними работают, потом рассказывают
про буквы.

С 1982 по 1985г переход на фонетический букварь по всей
стране завершился.
В конце 80-х все школы
перешли на фонетический метод обучения.
Грянул дефолт, экономический кризис. Родителям некогда
стало заниматься с детьми. В школу пошли дети не читающие. Пособия покупать
дорого.
Дефект фонетического букваря стал очевиден. Т. е обучить
читать по фонетическому методу невозможно.
Сделали вывод, не букварь плохой, а дети плохие. У детей не
развит фонематический слух.
С 90-х годов опустили фонематический анализ. фонетический
разбор  слова в детский сад. В
подготовительной группе детского сада стали заниматься фонетическим разбором,
как подготовка к школе.
Дети не понимают.
В среднюю группу опустили.

Сейчас старшая и подготовительная группа 2 года занимаются
фонетически разбором.
Занимаются звуковым анализом наших слов. Букв они не видят.
2 года они анализируют все на слух. У них формируется слуховая доминанта. Т. е
звучание слова первично. Правописание вторично. Главное звучание.

- ребята, какое слово вы на А вы знаете
-(А)Огурец
Дети пишут, как слышат потому что у них фонетическая
доминанта, потому что метод обучения фонетическим методом чтению письму.
Мы их учим слышать и потом они пишут, как слышат.

Даже когда они изучают правила, у них автоматизируется
слуховой вариант, который они привыкли воспроизводить.
С 1 по 6 класс есть занятия на звуковую запись слова.
Малако, сабака ыйожиг байаян

Звуки, то что мы говорим и слышим, а буквы, что видим и
пишем. Т. е физически невозможно сделать звуковую запись слова.
 Запись слова
буквенная. Иначе это неграмотная запись.

Делают упражнение: начинаются с разных звуков.
мышка и мишка, нес и нос
Тельонок и козленок ударная о.
Учат звуки лось, конь, бить, день – это 3 звука. Последний
мягкий.
Обозначение звуков; твердый согласный – синий кружочек,
мягкий зеленый и гласные – красный.

Они выставляют, что там три звука красный синий и зеленый
кружочек.
После этого они мягкий знак не пишут никогда.
Дети пишут: Веселый летний ден.
- Какая там последняя буква должна быть?
- зеленая
Как учат, так дети и пишут.

В комплектах для подготовки к школе то же. Сколько звуков,
но не сколько букв,
 Ориентируются на
звуки, а не на буквы. Под звуки они подставляют неизвестно какие буквы. Пишут
неграмотно.
Пишут Ыйожиг, малако

Потом – это не убрать. Что здесь три звука, а не три буквы.
Что тельонок надо писать через ё ударное. Телёнок
Что фторник начинается с в, искимо с э.
Пишут не в окно, а ва кно. Вки но (в кино)
Т. е пишут, как слышат.
Эти программы делают поколения безграмотных. Это система
обучения якобы грамоте в начальной школе.

Что делать. Родители не ведут детей в начальную школу.
Обучают дома. Фонетикой вообще не занимаются. Тогда можно сохранить
грамотность. Если ребенок обучался зрительно логическим методам, как мы, либо
зрительно буквами по кубикам Зайцева.
Но идут в школу. Начинают писать не грамотно. От этого
трудно избавится, когда каждый день фонетический разбор, звуковая запись слова.

Работала в школе глухонемых. У них нет слуха никакого. Они
пишут грамотнее, чем наши дети со слухом.
Фонематический и никакой слух не нужен для грамотного письма.
Глухие учатся по тем же программам. Читают биологию, историю прекрасно. Пишут
контрольные сочинения, решают задачи, диктанты пишут с губ (слуха).

Фонематический слух не нужен, чтобы учиться.
Раньше мы фонетику изучали в 5 классе 2 недели. Освоение
фонетического разбора. Все уже умели читать. Фонематическую премудрость легко
понимали.
В процессе учебы она никому не нужна. И ее забывали до
экзаменов.
См мои статьи педагогика неграмотности. Я лаю. А
педагогический слон идет.

В 90–ые годы оказалось, что всех мы выучивать не можем.
Что-то надо делать с образованием.
Так реорганизовали преподавание русского языка.

У Эльконина написано, что чтение – это озвучивание
графических символов.

Озвучивание графических символов – это музыка.
А ЧТЕНИЕ – это ПОНИМАНИЕ, ОСЫВСЛИВАНИЕ, т. е чтение вслух и
быстрое чтение вслух никому не нужно.
Если ребенок читает громко вслух, то не понимает, что
читает.

Просили взрослых читать вслух доклады, передовицы на
незнакомые темы. Спрашивали про что. Не справился никто. Отдельные моменты
западают в памяти

Осмысливание и озвучивание две параллельные операции,
которые не слиты даже у взрослых людей. Нужно распределять внимание между
выразительным говорением и пониманием. Это не просто.

Когда детей учат через быстрое озвучивание, то озвучивать
они могут, поработавши с логопедом, но не вникают в то, что читают.

Получается, что дети идут не только неграмотные и не
читающие. Эта проблема выявилась в 90-ыегоды.

Только 30% детей
выходят из 11 класса с полноценным навыком чтения.
Они понимают полностью
любые тексты, которые читают. Остальные нет.

Если навык чтения не полноценен, они не могут писать
сочинения, составить грамотно фразы. Не читают художественную литературу. Как
только начинается описание природы моральное метание   героев, все поплыли. 
Как только сложноподчиненные длинные фразы, то перестают
воспринимать смысл того, что читают.
Т. е виноваты не компьютеры. Кто читать умеют, тем техника
не мешает. Они им пользуются как инструментарием.

Если ребенок плохо читает, то дальше он не может нормально
учиться. Читать параграфы. Дополнительную литературу. Не может решать задачи,
потому что не понимает, что там написано.

В 90-х годах решили всех не образовывать, только чтоб
адаптация была у детей. В школу пришли психологи, дефектологи, логопеды.

Пошла в школу в 1955г. В классе 45 чел. Не было логопедов,
психологов, дефектологов. Родители не делали уроков с детьми, и все учились.
Тогда были программы, которые позволяли обучать всех, не
умеющих читать, не выговаривающих звуки, плохо соображающие с неразвитым
мышлением.

Ленин картавил, но грамотно писал и читал на 4-х языках.
Ребенок не выговаривает звуков, класс потешается.  но грамотно пишет. Т. е ГРАММОТНОСТЬ – это
функция МЫШЛЕНИЯ, а не произношения.
Произношение не имеет значения. Глухонемые не произносят,
не слышат, а пишут грамотно.

В школу пришли психологи логопеды социальные работники
адаптировать детей. Дети чувствовали себя плохо. Кому понравится получать
двойки, переписывать диктанты.
Леонтьев говорил, человек чувствует себя хорошо, когда он
ЭФФЕКТИВЕН в ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
У школьника ведущая деятельность учебная. Если у него с
учебой плохо, то счастливым и адаптированным он не будет никогда. Сколько не играй
и не занимайся тренингом с психологом, в 90-ые годы адаптировать и успокоить
детей не получилось.

Следующая концепция была воспитание. Не грамотные, не
адаптированные, но мы их воспитаем. Ведите себя хорошо, будьте дружными.
Провалилась.

Третья концепция формирование компетенции. Не грамотные, не
адаптированные, не воспитанные, но будут обладать практическими навыками, по
выходе из школы успешно действовать.

Давыдов писал, что педагогика обречена транслировать
устаревшие знания.

Пока выяснят нужные компетенции, составят учебники,
программы, чтобы эти компетенции формировать, пока дети будут учиться по этим
учебникам пойдет 10 лет и то чему учили, окажется не нужным.
Компетенция – это УМЕНИЕ использовать ЗНАНИЯ и НАВЫКИ в
практической жизненной ситуации.
С компетенцией не получается.

Следующая концепция формирование универсальных учебных
действий.
Новая программа федеральные государственные образовательные
стандарты.
формирование универсальных учебных действий, чтобы ребенок
смог учится самостоятельно, если захочет.

Не читают классиков Выгодского, Давыдова, как на самом деле
сформировать то, чтобы дети могли учиться самостоятельно.
Школу ломают окончательно. В школе много административных
проверок.

В советское время был приоритет науки. Если будем развивать
науки, то решим все проблемы. Главное понимать объективные законы окружающего
мира. Законы физики, химии, биологии, экономики, социологии, истории, чтобы
понять из-за чего что происходит. Не пытаться противостоять объективным
законам, но вписываться, выбирать проблемные вещи.
Разовьем науки, а дети освоят науки, то решим все проблемы.

Сейчас парадигму академического образования сменили.
Сейчас все попроще в картинках, заучивать и пересказывать.
Началось это с 90-ъх годов. Из- за программ дети не могли хорошо учиться,
Психологи вспомнили, что у них наглядно- образное мышление.
Науки стали заменять картинками.

Выгодский ругает начальную школу. Если программы построены
на наглядно образной основе, то за 4 года наглядно образного обучения
закрепляется детское дошкольное до понятийного мышления ребенка.
Потом, что-либо исправить в средней школе, бывает сложно.
Т. е изучать надо науки.

Знания устаревают, мало применяются.  В школу ходят, чтоб НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ. Думать
можно научиться тогда, когда изучаем науки.
Если ребенок хорошо решает задачи по физике и математике,
то любую жизненную проблему он решит. В остальных случаях вряд ли.

Выгодский писал, что основная задача школы
сформировать  ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Потому что в ПОНЯТИЙНОМ
мышлении отражаются объективные законы окружающего мира
. Сталкиваясь с
жизненной ситуацией человек знает из-за чего это произошло, что это такое, что
будет дальше и как надо действовать, принять правильное решение в данной
ситуации, чтобы адаптироваться, выжить.
Самолет не построим, если не знаем объективные законы.
Вежде нужно понятийное мышление.

В психологии считают, что оно само по себе созревает. В
учебниках написано, что у детей сначала наглядно действенное мышление, потом
наглядно образное. Потом формируется само по себе словесно –логическое или понятийное
мышление
.

У Пиаже написаны этапы развития мышления. Понятийное
мышление созревает к 11-13 годам, а у взрослых оно уже есть.
Выгодский писал, что менее 20% взрослого населения обладает
понятийным мышлением. Только те, кто занимается исследовательской деятельностью
в основном в технических и естественных науках.

У меня есть тесты на измерение понятийного мышления. В
психологии определения даются, а инструментария для измерения не. В этом плане
психология не наука. Она должна быть как физика, где под каждое название должна
быть формула.

Скорость- это путь, пройденный в единицу времени. В чем бы
он не измерялся в метрах, парсеках, попугаях.
У меня под все методы есть измерительные процедуры.

Вейкер профессор уехал в Америку. В 90-ые годы проводил
исследования по развитию мышления у детей 5 летнего возраста в Европе Америке и
россии.
Он дал задания для детей 5-ти летнего возраста психологам с
высшим образованием, которые с ним работали и обследовали этих детей. Они знали
Выгодского, Пиаже, исследования по мышлению.

Вейкер сделал вывод. Более 70% психологов с высшим
образованием мыслят как дети 5-8 летнего возраста. Обобщают от частого к
частному по существенному признаку. Т. е у них понятийное мышление отсутствует.

Выгодский писал, если человек не изучал науки у него
понятийное мышление само по себе не сформируется само по себе.
Высшие психические функции – это результат воспитания и обучения, но не созревания.

Развитие мышления исторический процесс и зависит от
развития человечества, а не отдельного человека. Отдельный человек в жизни не
сможет сформировать понятийное мышление.

Выгодский и др изучали мышление примитивных народов. В
обществе, где нет наук, у них нет понятийного мышления. Они мыслят только
практически. Они адаптированы только к той среде, где живут.

Если среда резко поменяется или они уедут, то действовать
не могут. Не могут анализировать ситуацию, другие закономерности. Они вписаны
только в ту среду, где практически адаптировались.

Понятийное мышление начинает формироваться, когда возникает
рабовладельческий строй, когда возникают люди, которые занимаются только
наукой, когда они изучают астрономию, географию, делят географические участки,
рисуют карты местности, занимаются медициной. Т. е они познают объективные
законы окружающего мира и выстраивают систему научных знаний.

Наука выстаивается по понятийному принципу. В основе науки
лежат основные понятия аксиомы. И в зависимости от действующих там законов
выстраивается пирамида понятий любой науки. Пирамида понятий, понятийная
пирамида, пирамида науки, писал Выгодский.

Пирамида науки выстраивается постепенно. Любой может
обучится, когда науки изучает.
В советское время все программы были построены так, чтобы
дети знали науки. Писали учебные программы ученые математики, физики, биологи,
а не педагоги и психологи, как сейчас.
Детям давалось из науки ясно, четко, структурировано.
Мышлением усваивался принцип организации наук. Конкретные знания укладывались в
научной системе. Мышлением усваивался принцип организации наук физики, химии,
биологии, географии, истории. Усваивался механизм аналитический и
организационный. И тогда формировалась понятийная структура.

Жизненную проблему человек мог положить на место в
понятийной структуре. Понять из-за чего это произошло, с чем связано, как надо
действовать, чтоб не ухудшить ситуацию, а разрешить и действовать, не
противореча объективным законам.

В психологии доминирует системно деятельностый подход.
Пока не осознают, что индивидуально мышление не созревает,
а это результат воспитания и обучения, сдвигов положительных не будет.

В педагогике уважались науки и результаты были хорошие.
Теперь науки все убрали. Выгодский в 20-ые годы в эксперименте показал, как
надо развить понятийное мышление всем. Ввели научное обществоведение с 1 по 4
класс. И замеряли каждый год насколько ребенок может делать обобщения, давать
определение понятий на обществоведческой основе и бытовой.
Никто это не читает ни психологи, ни преподаватели.

в 1-ом классе После года обучения  на обществовеческой основе более 60% детей
легко делали обобщения и давали определения. На бытовых меньше 20%.
После 2-ого класса на общеведческой по 80% на бытовых около
40%.
После 3-его класса на обществоведческой основе 90%, на
бытовой основе 60%
К 4-ому классу 98% справлялись с определением
обществоведческих понятий, 82% легко работали на базе любых бытовых понятий. К
какой сфере они соотносятся, структурировали.

Выгодский сделал вывод. Обучение НАУЧНЫМ ПОНЯТИЯМ формирует
зону ближайшего развития для СМОНТАННОГО МЫШЛЕНИЯ ребенка. И перестраивает
спонтанное мышление по ПОНЯТИЙНОМУ принципу.

Т. е только тогда, когда будут изучать науки, можно
сформировать понятийное мышление.
У нас образование начинается с 7 лет. До 7 лет ребенок
как-то мыслит, обобщает. У него мышление наглядно –образное и неизвестно какое.

Выгодский говорил, до школы ребенку не приходится
систематично обобщать и работать с информацией. Он то играет, то поет, то
танцует.

В школе 5 раз в неделю 4 урока нужно как-то обобщать и
систематизировать лавину информации. Лавина информации нарастает. И те способы,
которые он использует будут закрепляться в качестве ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ.
Если он будет обобщать наглядно и образно, то у него
закрепится ДЕФЕКТИВНОЕ ДО ШКОЛЬНОЕ 
допонятийное мышление.

Если сразу начнут включать науки, то у него будет
формироваться научное мышление.
Давыдов так преобразовал математику. Давыдов и
Эльконин  конкурирующие психологические
школы. Давыдов учился у Гальперина.
А Гальперин и Эльконин соревновались, кто правильнее
понимает, что надо делать психологу в педагогике.
У Гальперина основная задача – поэтапное формирование
умственных действий. Занимался проблемами развития умственных действий, которые
прекрасно решил Давыдов.

Математика специфична тем, что там не учат счету. У него
начальная алгебра дается раньше натуральной арифметики. Т. е складываются
понятийные математические структуры.
Дети обучаются хорошо. Программу не понимают преподаватели.
Чтобы ее понять нужно понятийное мышление. А у учителей начальной школы с этим
проблема.

Дети в экспериментальных классах, работающие по Давыдовским
программам, дальше хорошо соображают. 
Даже сейчас есть программы, которые формируют мышление, но они не
используются. Направление идет в сторону упрощения. Раз дети не могут, давайте
их учить проще.

Средняя упростилось. В начальной школе родители с детьми
как-то работают. С репетиторами, психологами, логопедами дети занимаются и
как-то в 5 ый класс выходят. Но дальше и дети не хотят учится и программы
упрощают. Науки убраны отовсюду.

В 90-ые годы была история 
как история развития цивилизаций, как предлагал Выгодский с 1 по 4 класс
обществоведения по Марксу. Заменили на историю в картинках. Заучивать и
пересказывать. И она давно такая. И в 5-ом классе детям не надо думать.

Когда мы учились до 5 ого класса были 10-12 отличников.
Потом пропадали, потому что дальше заучивать и пересказывать было невозможно.
Сейчас школу можно закончить без понятийного мышления. Она
дает только начальные навыки чтения, счета, письма и общей адаптированности к
школе.

Раньше науки начинались с 5-ого класса. Наука ботаника,
история, физика, химия и обучение заканчивалось, если не было понятийного
мышления.

Сначала убрали биологию. Общее природоведение . А раньше
было 5-ый класс ботаника, 6-7 класс зоология, 8 анатомия и 9 общая биология,
как обобщение понятийной биологической пирамиды.

В начальной школе общее природоведение как базовое
естествознание заменили на окружающий мир.
Раньше в начальной школе природоведением закладывали основы
естественно научного мышления.
Сейчас окружающий мир – это неизвестно про что и как.
Моральные темы, вдруг что-то про природу, зайчиков, про историю что-то
вспомнят.

Они гордятся, что занятие окружающий мир у них практико
ориентирован. Проводят  уроки следов
зверей, чтобы ребенок во 2-ом классе сам мог выйти из зимнего леса. Составители
не знают, что по следам зверей из леса не выйти. 2 урока они изучают следы
зверей.
Чтобы выйти из леса нужны другие ориентиры.

Непонятно, кто составляет учебники. Это ужас. И родители
должны составлять задания.

Сейчас в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НЕТ НИЧЕГО, что дало бы позитивные
знания и что-то позитивное сформировало у ребенка.

50 Обучение русскому ФОНЕТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ, т. е пишут, как
СЛЫШАТ.
Чтение вслух. Не понимают, что читают.
Вместо природоведения окружающий мир.
Математику испортили тоже.

По федеральным государственным стандартам (ФГС) они должны
не решать задачи и просто читать, т. е не формировать
навыки
, а они должны ставить ЦЕЛЬ УРОКА, составлять план урока, какие
задачи они должны на уроке решить, чтобы они научились рассуждать и думать.

Но у нас не понимают, чтобы поставить цель урока, нужно,
чтобы сформировалась интуитивная компонента в понятийном мышлении. Выделять
суть, главное.
Чтобы составить план должна быть логическая компонента
понятийного мышления, чтобы ребенок видел причинно следственные связи.

Т. е пока не формировано понятийное мышление он не может
поставить цель, выделить задачи, составить план урока.
Но на это учитель обязан отвести пол урока. Считать им
некогда.
Составляют якобы планы, цели, задачи. Получается, что дети
считать не умеют.

Если ребенок начинает
бегло читать, то у него счет идет быстро. Т. е чтение идет как первичная
абстракция, которая помогает всему остальному. Не только решать задачи, но и
стимулирует развитие мышления.

Дети читать не умеют и считать не умеют. Заканчивая
начальную школу, только 2-2 ребенка умеют читать нормально. Остальные умеют
разбирать только отдельные слова.
Читать не умеют, считать им некогда. Во 2-ом классе нужна
таблица умножения и многозначные числа, а они не умеют считать в пределах десятка.

На пальцах им считать не дают. Запрещено. Хоть считайте
дома на пальцах, как первая символьная абстракция.

Дети 5-го  класс  решают примеры  8+3=12, т. е они с переходом через десяток
считать не умеют.

Это происходит потому что переделали программу математики
начальной школы. Вместо того, чтобы считать, они учат состав числа. Из чего
состоит число 0и 10, 1и 9, 2 и 8, 3 и 7. Они наизусть заучивают состав чисел,
но не считают. После этого дети считать не умеют.
Психологи и педагоги, которые делают эти программы не
понимают, что память операторной функцией не обладает, как они заучили, то и
воспроизвели. А 8и 3 они не сложат, т. к тут нужно действовать операторно.

Они могут воспроизвести состав любого числа во всех
направлениях, но посчитать они не умеют. Состав числа вызубрили. Примеры решать
не умеют.

Контрольные не пишут не считают.
Берут 2-ую дурь, которая у нас внедряется. Американский
способ счета по линейке. Как только по линейке они присчитывают на луче,
получается, они остаются в наглядном поле, символа не выходит. У них много
мерность математического мышления не формируется.
Т. е дальше они не могут работать ни с многозначными
числами, ни с таблицей умножения. Не понимают. Дальше умножение, деление
закрыто.

Счет по линейке – это в пределах 20-30. Больше они считать
не могут.
Дальше они учат таблицу сложения, а не считают. Таблица
сложения – это счет тройками четверками. 3.6.9.12,15,18,21 и т.д.
Эти цепочки они заучивают как стишки.

Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного
образования? Л.А.Ясюкова (03.04.15)


Комментариев нет:

Отправить комментарий