воскресенье, 28 июня 2015 г.

Осипов Алексей Ильич. Иерархия мира

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий 





Нужно знать, что Небесное
Миро сие не может
 пребывать в зловонном .... "не имать Дух Мой пребывать в человецех сих, зане
суть плоть" (Быть. 6:3).

И сказал Господь: не вечно
Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут
дни их сто двадцать лет
Этим Бог показал на реальное
состояние человека, которое ничем не отличалось от животного.

Человек не может остаться в
неизменяемом состоянии, не может не двигаться, и когда он останавливается, он
уже деградирует.
Состояние, определенное, как
плоть, было уже ниже плотского животного состояния. Ибо животные делают
неосознанно, в силу присущих им законов жизни.
Человек осознает законы,
нормы жизни и поэтому, нарушая их, он ниспадает ниже этого уровня животных.

Человек венец творения по
времени (сотворен последним.) И почил Бог.

Мир духов был сотворен до
мира материального.
Дух творит себе формы, т. е
созидает, организует, воплощается дух.
Дух – начало, дает форму всего
существующего.
Это философия.

Идея такова. Сначала были
сотворены духи. Не они ли являются логосами или реальными идеями, которые божественным
словом произволением осуществились во всех материальных формах.
Не в том, в каком
божественные энергии осуществились и дали бытие тварному миру, а в том, что во
всех живых творениях присутствует  и
является удерживающим началом бытия дух реально существующий.

Т. е духи – это не только
сами по себе существующие творения, а они поставлены на страже бытия этой твари.

В Евангелии исцеляет Господь
немого бесноватого. Изгоняет духа, и немой начинает говорить.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я
повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
От Марка, гл. 9:25

В евангелии указан дух слепоты,
глухоты, прозрения. Прорицательница ходила за Павлом и говорила. Павел изгоняет
этого духа. И прорицание исчезло у девицы.

В библии есть служебные
духи, которые заведуют зрением, слухом, речью.
Идея. Все наши материальные функции,
функционирование живого мира (растения и животные), мертвой неживой природой -это
не существующая сама по себе хаотическая и бездушная материя. Всюду
присутствуют служебные духи, которые поддерживают или разрушают. У каждого духа
своя функция.

Духи могут быть не
совершенные, дух глухоты и немоты, а могут быть очень совершенные, обладающие
многими функциями.

В святоотеческом наследии много
духов разных страстей. Дух сребролюбия, дух зависти, дух гнева, дух смирения,
терпения, любви.

Господь изгонял различных духов
немощи. Святые отцы говорят о духах, которые заведуют той или иной страстью.
Служебные духи обладают спектром каких-то функций.

Тварный реальный мир создан
позже и так, что в каждом творении пылинке присутствует тот или иной дух.

Язычники тоже искали везде
духов. Русалки, водяные.
У них присутствовала вера,
что не бездушие нас окружает. Животные – это не одни только автоматы, рефлексы,
в них присутствует жизнь.

На сегодня неизвестно, что
такое жизнь. Часть ученых утверждает, что жизнь – это не совокупность каких-то
элементов. Совокупность материальных форм не дает живого образования.

Жизнь- это ДУХОВНОЕ НАЧАЛО,
а не сочетание материальных элементов.

Человек, как вершина
творения имеет этого духа.
Этот дух обладает
совершенным набором свойств, которые образуют человека.
Мы можем говорить о
человеке, как о совершеннейшем творении. Изначальный дух, изначальные логосы.
Не нетварные божественные
энергии, а уже тварные логосы энергии идеи или духи, которые оживотворяют,
реально живут, являются воплощением божественных энергий, благодаря которому
все существует.

Церковное учение. Человек
является вершиной творческих актов божьих, он выше ангелов и любого духа. Он
является воплощением духа. Дух как божественная идея, реальность человека, но
не человек. Одно тело тень, а другое само тело человека.

Богоматерь честнейшая херувим.
Бог слова воплощается, вочеловечивается
и воссел одесную (справа) отца.
Вторым лицом после царя был
тот, кто сидит справа. Второй царь фактически руководил всей деятельностью
государства.
Человеческая сторона Бога Иисуса
одесную отца.

Христиане должны стать членами
(клетками) тела Христова, которое посажено одесную отца.
Человеческая природа Христа
была во всем подобна нам, кроме греха. Святые отцы говорят, во всех категориях,
что мы называем первородным повреждением.
Вывод. Человек превыше тварного
мира, в том числе мира духов мира ангельского.

Макарий Египетский. Высоко достоинство человека. Смотри, каковы
небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только
в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не
только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле
и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему (Быт. 1, 26), но
сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу

Василий Великий. Человек
есть тварь, получившая повеление стать богом.


Обезьяне мы не можем дать
повеление стать человеком. Дальше своего предела она двинутся не может.
А у человека возможность
совершенствования бесконечная  богоподобная. Нет потолка. Его потолок - Бог в
своем бесконечном совершенстве.
Афанасий Великий. Бог стал
человеком, чтобы человек стал богом.

Григорий Полома. Человек в
большей степени, чем ангел образ божий. Бесконечная возможность совершенства
его природы.

Григорий Полома.
Сын Божий стал человеком для того, чтобы явить на какую
высоту
 Он
нас возводит;
дабы мы не гордились, как будто своими силами мы —
победители; чтобы, будучи Сугубым, воистину быть Посредником, соединяя во
едино, посредством каждой (из этих двух природ Богочеловечества Своего), обе
части;

 чтобы разрешить узы
греха;
чтобы очистить скверну, прибывшую от греха плоти;
чтобы явить Божию любовь к нам;
чтобы показать в какую глубину зла мы впали, так что для
спасения нашего долженствовало быть воплощение Божие;
чтобы стать примером для нас смирения, которое заключает в
себе плоть и страдание, и которое является целительным врачеством гордости;
чтобы показать, что наше естество было создано добрым от
Бога;
чтобы стать Начальником и Удостоверителем Воскресения и
вечной жизни, истребив безнадежие;
чтобы став Сыном Человеческим и став участником смертности,
сделать людей сынами Божиими, сделав их общниками божественного бессмертия;
чтобы показать насколько естество человеческое
преимущественно пред всеми твореньями было создано по образу Божиему: 

ибо настолько у него была близость к Богу, что и стало
возможным сойтись ему с Ним во едину Ипостась

Цель человеческой жизни, в отличие от других творений,
ОБОЖЕНИЕ и достижение им при сохранении всей свободы  НЕПАДАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.

Он может пасть, но человеку
возможно такое духовное развитие, что он может достичь непадательного
состояния.
Непадателен Бог. Даже духи
оказались способными к падению.

Не способны к падению низшие
твари, потому что не обладают свободой. Человек, обладающий свободой, может
достичь богоподобного непадательного состояния.

Такой иерархический уровень
человека. Это божество в тварном мире.
Человек преимущественно
перед всеми тварями является образом божьим.
Создал бог человека по
образу и подобию своему

·       
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и
да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над
зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле.
Книга Бытия, 1:26

Подобен, значит, близок, во
всем напоминает его.

Образ – это данные
природного характера.
Подобие- состояние, которое
человек может достичь, как личность, благодаря своей свободе.
Подобие, как особенный образ
божий в отличие от всего прочего.

Образ божий. Богообразность
человека.
Бог  един, но троичен по ипостасям. В своем
единстве он троичен.
Он один, но внутри себя он
троичен.

 Монотеисты, мусульманский мир считает, что мы
верим в три бога. Бог один, но внутри себя три ипостасен, как атом.

Древние считали, что атом
неделим. Но оказывается внутри атома целая жизнь.

Человек также является
отражение триипостасной внутренней божественной жизни.
Святые отцы уподобляют
Отца- уму,
Сына мыслям.  Ум не может быть без мысли и мысль (слово,
логос) не может быть без ума и
Дух Святой наполняет все
божество.

Так и в человеке, говорят
отцы,
есть ум,
есть слово или мысль,
есть дух, который
характеризует исходя из ума, личностного самосознания, человека.

Человек или ангелоподобный
или скверный человек.
Дух является или
отвратительным или прекрасным и святым.

Семен Новый богослов
 надлежит тебе исповедовать о Боге Отце, что Он
рождает Сына, но не был прежде Сына; и о Сыне, что Он рождается от Отца, но не
так, чтоб проявился после Отца; и о Духе Святом, что Он исходит от Отца, но и
Сам есть совечен и единосущен Отцу и Сыну.

И поклоняйся всему Духу
Святому во всем собезначальном Отце, и всему Отцу во всем совечном Сыне, и
всему Сыну во всем единосущном Духе, единому, триипостасному, совечному и
сосущному, нераздельному и неслиянному существу и естеству, как единому началу
всего сущего и единому Богу, Творцу всяческих, - да научишься познанию того,
что выше тебя, от того, что есть в тебе самом, и не забываешь образа, какой
сподобился ты получить от Бога.
Ибо и

собственный твой дух, или
душа твоя вся есть во всем уме твоем, и
весь ум твой - во всем слове
твоем
, и
все слово твое - во всем
духе твоем
, нераздельно и неслиянно.
Сие есть образ Божий

 и сим обогащены мы свыше, то есть чтоб быть
нам подобными Богу и Отцу и иметь в себе образ Того, Кто создал нас.
Посему и когда делаем
какому-либо человеку поклон, то единое почтение свидетельствуем ему, как
имеющему ум, душу и слово, не разделяя их и не предпочитая одно что-либо из сих
трех преимущественным почтением, но как он имеет в себе сии три нераздельно и
неслиянно, то кланяемся ему и почтение воздаем, не как сущему три сия, но как
единому человеку, по общему образу Творца Бога.
Таким же образом должно тебе
относиться и к Богу, даровавшему тебе сии свойства, и благочестно поклоняться
Святой, единосущной и собезначальной Троице, яко единому Богу, помышляя, какими
благами почтил тебя Бог, создавший тебя по образу Своему. 

кто называет одно какое-либо
из трех лиц большим или меньшим других,
тот еще не извлек ума своего
из глубины страстей,
чтоб мочь умными очами
узреть и познать себя самого, и по себе самому уразуметь, что как в нем самом
ум не больше и не меньше
души,
душа - ума,
слово - ума и души, таким же
образом не больше и не меньше
Отец Сына,
Сын - Отца,
Святой Дух - Отца и Сына, но
собезначальны суть и равночестны.
Слово
ума и души
Преподобный Симеон Новый Богослов 
СЛОВА. Часть 2

Святой Максим Исповедник:
«Слово... имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, т.е. Отца, и
Жизнь, т.е. Святой Дух, также существующую сущностным образом и сосуществующую
с Ним» (Кн.1, с. 257). См. Добротолюбие. Т. 3. О любви 3-я сотница. П. 25-27.

Игнатий Брянчанинов своими
словами излагает, что образ троица Бога- троица человек.

Анастасий Синоит преподобный
говорит, что человек сотворен по образу богочеловека Христа.
В предвидении бог воплощения
человек уже создан был таковым. Богочеловек был человеком и богом, то и каждый
человек двусоставен, имеет душу и тело.

Две модели изображения
человека.
1_Ум, слово и дух,
2_Дух, душа и тело. Тело
включается в эту триаду.

Каким образом тело можно
включить в образ божий, поскольку Бог не имеет тела.
Бог также принципиально
отличен и от души, как и от тела, но мы ищем богоподобие и в самой душе, когда
говорим ум, слово и дух.
Когда отцы указывают и на
тело, надо понять, что все сотворенное Богом до последней сотворенной былинки является
образом Бога, т. е. отображением Бога. Все несет на себе печать красоты
разумности целесообразности. Той красоты, которую Пифагор назвал космосом.

Святые отцы говорят, что
образ божий нельзя рассматривать как относящийся только к душе человека.
И тело является образом
божьим. Не потому что Бог обладает телом, а потому что оно является творением
божьим. И, следовательно, отображением его премудрости, его славы, его красоты.

Конститутивные черты
человека – ум, слово, дух. А речь идет о личности.

Личность неопределима.
Что такое материя не знают
до сих пор. Что такое вселенная конечная или бесконечная. Что такое жизнь,
время, пространство? Мы не можем ответить на реальные вопросы, с которыми
сталкиваемся.

Кант ввел понятие вещи в
себе. Явленной вещи и вещи в себе. Он утверждает, что мы познаем только явление
вещи, но не саму вещь, по существу. Саму вещь мы никогда не сможем познать, она
не познаваема.

Мы наблюдаем вещь через
призму своего ума так, как он устроен.
Наше эмпирическое познание,
которое осуществляется через наши чувства, и осмысливается умом, неадекватно.

Уроки физики говорят, что
свет, который мы воспринимаем,- это поток фотонов.
Музыка- это колебания
воздуха, а люди с ума сходят.
Сладкое и соленое – это реакции,
которые происходят на нашем языке, и больше ничего.
В мире физике нет света, красок,
вкуса, это происходят реакции.

Что же объективно
существует? Правда это или нет? Красоты природы – это обман или реальность?

Кант говорил, вещь в себе
непознаваема. Мы не можем заглянуть туда. Бесполезно говорить. Невозможно дать
определения.

Что такое зеленый цвет?
Количество колебаний. Определить невозможно, но можно увидеть. Но что стоит за
этим.

Мы не можем определить, что
такое личность.
Все определения связаны с
нашим восприятием, а Бог бесконечно отличен от нас, следовательно, он не такой.
Религия не возможна.

Дадим определение, что такое
личность.
Основной характеристикой
личности является самосознание человека, сопряженное со свободой
самоопределения нравственного перед лицом добра и зла.
Личность включает в себя самосознание,
свободу, совесть. Это живое самосознающее, не сопоставимо с другой личностью,
потому что там свое самоосознание.

Каждая личность – это я, но
отдельно существующая.

Осипов
Алексей Ильич.
О тщеславии

Комментариев нет:

Отправить комментарий