среда, 5 августа 2015 г.

Краткое житие преподобной Марии Египетской

—ты, нагая, так умертвила свою
плоть, заклинаю тебя, не скрывай от меня, но все расскажи о твоей жизни.




Ради Бога, скажи все не для
похвальбы, а чтобы дать наставление мне грешному и недостойному.
Много убеждал Зосима ее и другими
словами, а она, подняв его, сказала:
— Прости меня, святой отец, я стыжусь рассказать о позорной жизни
моей. Но ты видел мое нагое тело, так я обнажу и душу мою, и ты узнаешь,
сколько в ней стыда и позора. Я откроюсь тебе, не хвалясь, как ты говорил: о
чем хвалиться мне, избранному сосуду диавольскому!

Но если начну рассказ о своей жизни,
ты убежишь от меня, как от змеи; твой слух не выдержит повести о моем
беспутстве. Однако я расскажу, ничего не умолчав; только прошу тебя, когда
узнаешь жизнь мою, не забывай молиться за меня, чтобы мне получить какую-либо
милость в день судный.
Старец с неудержимыми слезами просил ее поведать о своей жизни, и
она так начала рассказывать о себе:

«Я, святой отец, родилась в Египте,
но будучи 12-ти лет от роду, когда были живы еще мои родители, я отвергла их
любовь и отправилась в Александрию[8].
Как я потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно
предаваться любодеянию, — об этом без стыда я не могу даже помыслить, не только
пространно рассказывать; скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей
похоти.

Семнадцать лет, и даже больше, я
совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я
не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и
удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата и оттого не брала, — нет,
я жила в нищете, часто голодная пряла охлопья, но всегда была одержима желанием
еще более погрязнуть в тине блуда: я видела жизнь в постоянном бесчестии.

Однажды, во время жатвы, я увидела,
что много мужей — и египтян, и ливийцев[9] идут к морю. Я спросила одного
встречного, куда спешат эти люди? Тот ответил, что они идут в Иерусалим на
предстоящий в скором времени праздник Воздвижения Честного и Животворящего
Креста. На мой вопрос, возьмут ли они и меня с собой, он сказал, что если у
меня есть деньги и пища, то никто не будет препятствовать. Я сказала ему: «Нет,
брат, у меня ни денег, ни пищи, но все-таки я пойду и сяду с ними в один
корабль, а они меня пропитают: я отдам им свое тело за плату». — Я хотела пойти
для того, чтобы, — прости меня, мой отец, — около меня было много людей,
готовых к похоти. Говорила тебе я, отец Зосима, чтобы ты не принуждал меня
рассказывать про мой позор. Бог свидетель, я боюсь, что своими словами я
оскверняю самый воздух».

Орошая землю слезами, Зосима
воскликнул:
— Говори, мать моя, говори! Продолжай свою поучительную повесть!
«Встретившийся юноша, — продолжала она, — услышав мою бесстыдную
речь, засмеялся и отошел прочь. А я, бросив случившуюся при мне пряслицу,
поспешила к морю. Оглядев путешественников, я заметила среди них человек десять
или больше, стоявших на берегу; они были молоды и, казалось, подходили к моему
вожделению. Другие уже вошли в корабль.

Бесстыдно, по обыкновению, я
подбежала к стоявшим и сказала: «Возьмите и меня с собою, я вам буду угождать».
Они засмеялись на эти и подобные слова, и видя мое бесстыдство, взяли с собой
на корабль, и мы отплыли. Как тебе, человек Божий, сказать, что было дальше?

Какой язык, какой слух вынесет
рассказ о позорных делах, совершенных мною на корабле во время пути: я увлекала
на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не научала.
Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась
земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей! Но я
думаю, что Бог ожидал моего покаяния, не желая смерти грешника, но с
долготерпением ожидая обращения.

С такими чувствами прибыла я в
Иерусалим и все дни до праздника поступала по-прежнему, и даже хуже. Я не
только не довольствовалась юношами, бывшими со мной на корабле, но еще собирала
на блуд местных жителей и странников.

Наконец, наступил праздник
Воздвижения Честного Креста, и я как и прежде, пошла совращать юношей. Увидев,
что рано утром все, один за другим, идут в церковь, отправилась и я, вошла со
всеми в притвор и, когда наступил час святого Воздвижения Честного Креста
Господня, попыталась с народом проникнуть в церковь.

Как я ни старалась протесниться, но
народ меня отстранял. Наконец, с большим трудом приблизилась к дверям церкви и
я, окаянная. Но все невозбранно входили в церковь, а меня не допускала какая-то
Божественная сила. Я снова попыталась войти, и снова была отстранена, осталась
одна в притворе.

Думая, что это происходит от моей
женской слабости, я вмешалась в новую толпу, но старание мое оказалось тщетным;
моя грешная нога уже касалась порога, всех невозбранно церковь принимала, меня
одну окаянную она не допускала; как будто нарочно приставленная многочисленная
воинская стража, неведомая сила задерживала меня — и вот я опять оказалась в
притворе. Так три-четыре раза я напрягала силы, но не имела успеха. От
изнеможения я не могла более вмешиваться в толпу входящих, все тело мое болело
от тесноты и давки.

Отчаявшись, я со стыдом отступила и
встала в углу притвора. Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне
видеть животворящее древо Креста Господня. Свет спасительного разума, правда
Божия, освещающая душевные очи, коснулась сердца моего и указала, что мерзость
дел моих возбраняет мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, с
рыданиями бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца.

Так я плакала, стоя в притворе.
Подняв глаза, я увидала на стене икону Пресвятой Богородицы и, обратив к ней
телесные и душевные очи, воскликнула:
— О Владычица, Дева, рождшая Бога плотию! Я знаю, глубоко знаю,
что нет чести Тебе и хвалы, когда я, нечистая и скверная, взираю на Твой лик
Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота
погнушается и возненавидит меня блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог
для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне,
оставленной всеми, на помощь! Повели, чтобы мне не возбранен был вход в
церковь, дай мне узреть Честное древо, на котором плотию был распят рожденный
Тобой, проливший святую кровь Свою за избавление грешников и за мое.

Повели, Владычица, чтобы и для меня,
недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту! Будь
моей верной поручительницей перед Сыном Твоим, что я более не оскверню своего
тела нечистотою блуда, но, воззрев на крестное древо, отрекусь от мира и его
соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения.

Так я сказала. Подбодренная верою и
убежденная в милосердии Богородицы, я как будто по чьему-то побуждению,
двинулась с того места, где молилась, и смешалась с толпой входящих в церковь.
Теперь никто меня не отталкивал и не мешал дойти до дверей церкви. Страх и ужас
напал на меня, я вся трепетала. Достигнув дверей, прежде для меня затворенных,
я без труда вошла внутрь святой церкви и сподобилась видеть Животворящее древо,
постигла тайны Божии, поняла, что Бог не отринет кающегося. Падши на землю, я
поклонилась Честному Кресту и облобызала его с трепетом. Потом я вышла из
церкви к образу моей поручительницы — Богородицы и, преклонив колена перед Ее
святой иконой, так молилась:

— О присноблаженная Дева, Владычица
Богородица, не погнушавшись моей молитвы, Ты на мне показала Свое великое
человеколюбие. Я видела славу Господню, блудная и недостойная зреть ее! Слава
Богу, ради Тебя принимающему покаяние грешных! Вот все, что я грешная могу
помыслить и сказать словами. Теперь, Владычица, пора исполнить то, что я
обещалась, призывая Тебя поручительницей: наставь меня, как будет Твоя воля, и
научи, как довершить спасение на пути покаяния.

После этих слов я услыхала, как
будто издалека, голос:
— Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение.
Выслушав эти слова с верою, что они обращены ко мне, я со слезами
воскликнула, взирая на икону[10] Богородицы:
— Владычица, Владычица Богородица, не оставь меня! — С этими словами я
вышла из церковного притвора и быстро пошла вперед.

http://www.youtube.com/watch?v=QyE2lz1Eia4  
Краткое житие преподобной Марии Египетской

Комментариев нет:

Отправить комментарий