вне Православной Церкви нет спасения
Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе
соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений,
соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений,
как учение Евангельское и апостольское,
так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на
которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили
божественный Символ православной веры, и, провозгласив его вслух всей вселенной
во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое
прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы
одной иоты.
которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили
божественный Символ православной веры, и, провозгласив его вслух всей вселенной
во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое
прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы
одной иоты.
Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще
Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к
Евсевию Самосатскому. "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто
возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. посл. §
7).
Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к
Евсевию Самосатскому. "Истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто
возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь" (Окруж. посл. §
7).
Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не
искать с ними соединения, говоря: "еретика человека, по первом и втором
наказании отрицайся: ведый, яко развратися таковый и согрешает и есть
самоосужден" (Тим. 3, 10, 11).
искать с ними соединения, говоря: "еретика человека, по первом и втором
наказании отрицайся: ведый, яко развратися таковый и согрешает и есть
самоосужден" (Тим. 3, 10, 11).
Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала
вразумление частной Римской Церкви; но последняя, несмотря на все справедливые
убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действий.
вразумление частной Римской Церкви; но последняя, несмотря на все справедливые
убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действий.
Еще в седьмом столетии породилось в западных церквах неправое
мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына.
мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына.
Вначале против сего нового умствования восстали некоторые папы,
называя оное еретическим.
называя оное еретическим.
Папа Дамас так о нем говорит в Соборном определении: "кто об
Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик" (Окруж.
посл., § 5).
Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик" (Окруж.
посл., § 5).
Тоже подтверждали и другие папы, Лев III и Иоанн VIII. Но большая
часть их преемников, обольстившись правами на преобладание, и нашедши в том для
себя много мирских выгод, дерзнули изменить православный догмат об исхождении
Св. Духа, вопреки постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки
ясных слов Самого Господа во Евангелии: "Иже от Отца исходит" (Ин.
15, 26).
часть их преемников, обольстившись правами на преобладание, и нашедши в том для
себя много мирских выгод, дерзнули изменить православный догмат об исхождении
Св. Духа, вопреки постановлений седьми Вселенских Соборов, также и вопреки
ясных слов Самого Господа во Евангелии: "Иже от Отца исходит" (Ин.
15, 26).
Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за
собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию.
собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию.
Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что
Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и
ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно
изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то:
Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и
ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно
изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то:
кропление вместо погружения в таинстве Крещения,
отъятие у мирян божественной Чаши и
употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного,
исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и
Животворящего и Всесовершающего Духа.
Животворящего и Всесовершающего Духа.
Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды
Соборной Церкви, как-то:
Соборной Церкви, как-то:
устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия
Пречистых Таин,
Пречистых Таин,
устранение брачных от священства,
признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя
Христова и проч.
Христова и проч.
Таким образом, низвратило весь древний апостольский чин совершения
почти всех Таинств и всех церковных учреждений, - чин, который содержала
древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом
Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12).
почти всех Таинств и всех церковных учреждений, - чин, который содержала
древняя святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом
Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окруж. посл. § 5, пункт 12).
Но главная ересь Римской Церкви, не по существу, а по действию,
есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания
епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами.
есть измышленный догмат главенства, или вернее горделивое искание преобладания
епископов Рима над прочими четырьмя Восточными Патриархами.
Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего
папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость.
папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешимость.
Но какова эта папская непогрешительность, свидетельствует неложная
история.
история.
О папе Иоанне ХХIII говорится в определении Констанцкого Собора,
низложившего сего папу:
низложившего сего папу:
"Доказано, что г. Иоанн папа есть грешник закоренелый и
неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в
человекоубийстве, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и
упорно пред различными сановниками утверждал и доказывал, что душа человеческая
умирает и потухает вместе с телом человеческим, подобно душе животных и скотов,
и что умерший отнюдь не воскреснет в последний день".
неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в
человекоубийстве, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и
упорно пред различными сановниками утверждал и доказывал, что душа человеческая
умирает и потухает вместе с телом человеческим, подобно душе животных и скотов,
и что умерший отнюдь не воскреснет в последний день".
Беззакония папы Александра VI и его сыновей были так чудовищны,
что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства
сатаны, а не Царства Божия.
что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства
сатаны, а не Царства Божия.
Папа Юлий II упивался кровию христианскою, постоянно для своих
целей вооружая христианские народы друг против друга (Духовн. Беседа 1858 г.
№41).
целей вооружая христианские народы друг против друга (Духовн. Беседа 1858 г.
№41).
Есть много и других примеров, свидетельствующих о великих
погрешностях пап; но теперь говорить о них не время.
погрешностях пап; но теперь говорить о них не время.
При таких исторических свидетельствах о повреждении ересью и о
погрешностях пап, справедливо ли величаются паписты мнимым достоинством Римской
Церкви?
погрешностях пап, справедливо ли величаются паписты мнимым достоинством Римской
Церкви?
Справедливо ли уничижают Православную Восточную Церковь,
основывающую свою непогрешительность не на одном каком-либо лице, но на учении
Евангельском и апостольском и на правилах и постановлениях седми Вселенских и
девяти Поместных Соборов?
основывающую свою непогрешительность не на одном каком-либо лице, но на учении
Евангельском и апостольском и на правилах и постановлениях седми Вселенских и
девяти Поместных Соборов?
На сих Соборах были со всей вселенной мужи богодухновенные и
святые, и установили все касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви,
согласно с Св. Писанием.
святые, и установили все касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви,
согласно с Св. Писанием.
Поэтому основательно ли поступают паписты, которые ради мирских
целей поставляют лицо своего папы выше правил Вселенских Соборов, почитая папу
своего более непогрешительным?
целей поставляют лицо своего папы выше правил Вселенских Соборов, почитая папу
своего более непогрешительным?
По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла
общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной
Православной Церкви.
общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной
Православной Церкви.
Римские же епископы, как начали гордостию, гордостию и оканчивают.
Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная
Церковь отпала от их частной Церкви.
Церковь отпала от их частной Церкви.
Но это несправедливо и даже нелепо.
Истина свидетельствует, что Римская Церковь отпала от
Православной.
Православной.
Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на вид, что патриархат
их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый
и старший; но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству,
или власти над другими патриархиями.
их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый
и старший; но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству,
или власти над другими патриархиями.
Несправедливо назвали они и Церковь свою Католическою, т. е.
соборною.
соборною.
Часть целым никогда называться не может; а Римская Церковь до
отпадения своего от православия составляла только пятую часть единой Соборной
Церкви.
отпадения своего от православия составляла только пятую часть единой Соборной
Церкви.
Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна,
что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим
умствованиям.
что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим
умствованиям.
Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев
латинской Церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна
ли ради сей причины называться Латинская Церковь Вселенскою или Соборною?
латинской Церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна
ли ради сей причины называться Латинская Церковь Вселенскою или Соборною?
Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не
приписывается особенного духовного права множеству и численности.
приписывается особенного духовного права множеству и численности.
Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не
заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии:
заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии:
"не бойся , малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам
Царство" (Лк. 12, 32).
Царство" (Лк. 12, 32).
Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества.
По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское,
и Св. Писание десять колен
представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему,
не отпадшими.
и Св. Писание десять колен
представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему,
не отпадшими.
Посему напрасно Латинская Церковь старается доказывать правоту
свою множеством и численностию и повсюдностию.
свою множеством и численностию и повсюдностию.
Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. отцами означен
совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь.
совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь.
Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих
последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских
постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не
принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.
последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских
постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не
принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.
Также весьма ошибочно рассуждают к латинам благосклонные, которые
думают
думают
во 1-х, что по отпадении западных от православия, в Соборной
Церкви будто бы чего-то не достает.
Церкви будто бы чего-то не достает.
Ущерб сей заменен давно премудрым промыслом - основанием на севере
Православной Церкви Русской.
Православной Церкви Русской.
Во 2-х, будто бы ради прежнего старшинства и ради численности
Римской Церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною.
Римской Церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною.
Но ин суд человеческий, и ин суд Божий. Апостол Павел ясно
говорит: "кое общение свету ко тьме?" (2 Кор. 6, 14) - т. е. что свет
истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может.
говорит: "кое общение свету ко тьме?" (2 Кор. 6, 14) - т. е. что свет
истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может.
Латины же своей ереси оставить не хотят, и упорствуют, как
свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова Василия
Великого:
свидетельствуют о них, на деле исполняющиеся столько столетий, слова Василия
Великого:
"истины они не знают, и знать не желают; с теми, кто
возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь", как сказано
выше.
возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь", как сказано
выше.
Благосклонные к латинам вместо сего должны бы лучше рассуждать о
сказанном во псалмах:
сказанном во псалмах:
"возненавидех церковь лукавнующих" (Пс. 25, 5), и
пожалеть о тех, которые, ради преобладания и сребролюбия, и других мирских
целей и выгод, возмущали едва не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых
иезуитских происков, и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции чрез
своих миссионеров.
пожалеть о тех, которые, ради преобладания и сребролюбия, и других мирских
целей и выгод, возмущали едва не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых
иезуитских происков, и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции чрез
своих миссионеров.
Миссионеры латинские не заботятся обращать в христианскую веру
природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и
болгар, употребляя для сего всякие неблагоугодные средства и ухищрения.
природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и
болгар, употребляя для сего всякие неблагоугодные средства и ухищрения.
Не лукавство ли это, и не злобное ли лукавство? Благоразумно ли
было бы искать единения с такими людьми?
было бы искать единения с такими людьми?
По этой же причине стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому
самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий?
самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий?
Это прямо жалкие подвижники. Они
стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.
стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.
Что сказать еще на вопросы: Латинская Церковь и другие
вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным? и
как разуметь о Евхаристии настоящей Римской Церкви?
вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным? и
как разуметь о Евхаристии настоящей Римской Церкви?
Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а
поврежденная еретическими мудрованиями не может.
поврежденная еретическими мудрованиями не может.
Св. апостол Иоанн Богослов говорит: "от нас изыдоша, но не
беша от нас: аще бо от нас были: пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не
суть вси от нас" (1 Ин. 2, 19).
беша от нас: аще бо от нас были: пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не
суть вси от нас" (1 Ин. 2, 19).
И св. апостол Павел говорит,
"един Господь, едина вера" (Еф. 4, 5), т.€ е. едина вера
истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от
единой истинной Церкви, о которых
истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от
единой истинной Церкви, о которых
св. апостол Иуда пишет: "яко в последнее время будут
ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих: сии суть отделяюще себя от
единости веры и суть телесни (душевни), духа не имуще" (ст. 18, 19).
ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих: сии суть отделяюще себя от
единости веры и суть телесни (душевни), духа не имуще" (ст. 18, 19).
Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? или как
будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может
совершаться без благодати Св. Духа.
будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может
совершаться без благодати Св. Духа.
В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в таинстве
Евхаристии пресуществляются призыванием
и нашествием Св. Духа.
Евхаристии пресуществляются призыванием
и нашествием Св. Духа.
А латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание сие, и
исключили оное из своей литургии.
исключили оное из своей литургии.
Итак, разумеющий - сам да разумеет о Евхаристии Латинской.
Еще вопрос: если же, как сказано, кроме Единой, Святой, Соборной и
Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так
сомнительно спасение других вероисповеданий: то почему же в России не
проповедуется открыто истина сия?
Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так
сомнительно спасение других вероисповеданий: то почему же в России не
проповедуется открыто истина сия?
На это ответ очень простой и ясный.
В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с
православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по
большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают
иноверцы: полковые и батальонные командиры - нередко иноверцы.
православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по
большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают
иноверцы: полковые и батальонные командиры - нередко иноверцы.
Где ни начни духовное лицо открыто проповедывать, что вне Православной Церкви нет спасения,
сановитые иноверцы оскорбятся.
сановитые иноверцы оскорбятся.
От такого положения русское православное духовенство и получило
как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво.
как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво.
А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего
обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать
снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий.
обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать
снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий.
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
ОТВЕТ БЛАГОСКЛОННЫМ К ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВИ О НЕСПРАВЕДЛИВОМ ВЕЛИЧАНИИ ПАПИСТОВ
МНИМЫМ ДОСТОИНСТВОМ ИХ ЦЕРКВИ
ОТВЕТ БЛАГОСКЛОННЫМ К ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВИ О НЕСПРАВЕДЛИВОМ ВЕЛИЧАНИИ ПАПИСТОВ
МНИМЫМ ДОСТОИНСТВОМ ИХ ЦЕРКВИ
Письма преподобного Амвросия (Оптинского). 3-часть
[237-379] аудио ♫
[237-379] аудио ♫
Комментариев нет:
Отправить комментарий