ОБ УНЫНИИ, ЗАБВЕНИИ И НЕВЕДЕНИИ, КАК
ВРАГАХ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
ВРАГАХ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
Вот, милостью Божией и еще сподобляемся
мы встретить праздник Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Поздравляю вас с сим знаменательным и всерадостным и всеобщим христианским
торжеством, и сердечно желаю вам провести оное в мире и радости и утешении
духовном. По обычаю своему желал бы сказать вам нечто в пользу душевную и
теперь, как и прежде.
мы встретить праздник Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа.
Поздравляю вас с сим знаменательным и всерадостным и всеобщим христианским
торжеством, и сердечно желаю вам провести оное в мире и радости и утешении
духовном. По обычаю своему желал бы сказать вам нечто в пользу душевную и
теперь, как и прежде.
Слышим, поется в песнях церковных:
"Христос сниде, сокрушая и разоряя силу вражию". Как Родивыйся от
Девы попрал и сокрушил всю силу вражию, об этом теперь говорить не будем; а
"Христос сниде, сокрушая и разоряя силу вражию". Как Родивыйся от
Девы попрал и сокрушил всю силу вражию, об этом теперь говорить не будем; а
скажем только о некоторых силах вражиих, как они борют подвижников
и подвижниц Христовых, и как и чем с помощью Христовой отражаются и
побеждаются.
и подвижниц Христовых, и как и чем с помощью Христовой отражаются и
побеждаются.
Преподобный Марк Подвижник выставляет
три особенные силы вражии, которые,
подобно
подобно
трем великим исполинам, ратуют как
живущих в монастырях, так равно и всех, хотящих приближитися к Богу.
живущих в монастырях, так равно и всех, хотящих приближитися к Богу.
Эти три исполина суть:
уныние, забвение и неведение, а по другим отцам — невежество и
неразумие, которые предъидут всем
другим страстям и пролагают удобный путь темному полчищу оных.
неразумие, которые предъидут всем
другим страстям и пролагают удобный путь темному полчищу оных.
Бывает, что часто мы не знаем, что нам
делать, а если знаем, то часто забываем
нужное и полезное для нас; а если помним, то часто от уныния ленимся исполнять должное и, таким образом, путаемся в
сетях вражиих.
делать, а если знаем, то часто забываем
нужное и полезное для нас; а если помним, то часто от уныния ленимся исполнять должное и, таким образом, путаемся в
сетях вражиих.
И наоборот: унывает человек, и от уныния ленится исполнять свои
обязанности;
обязанности;
от такового уныния и разленения нередко
предается он забвению,
предается он забвению,
а находясь в забвении и самозабвении,
человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам
стыдится своих невежественных и неприличных действий и неразумных и
безрассудных слов.
человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам
стыдится своих невежественных и неприличных действий и неразумных и
безрассудных слов.
Чтобы оградить человека от нападений
трех означенных исполинов, преподобный Марк предлагает три средства:
трех означенных исполинов, преподобный Марк предлагает три средства:
1) ведение,
получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова
Божия и от вопрошения опытных;
получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова
Божия и от вопрошения опытных;
2) благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия,
по сказанному в слове Божием:
по сказанному в слове Божием:
очи Господни тмами тем крат светлейшии
солнца суть, прозирающии вся пути человеческия и разсматривающии в тайных
местех (Сир. 23: 27);
солнца суть, прозирающии вся пути человеческия и разсматривающии в тайных
местех (Сир. 23: 27);
памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола,
честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних — смерти, суда Божия, ада и Царствия
Небесного, по сказанному:
честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних — смерти, суда Божия, ада и Царствия
Небесного, по сказанному:
поминай последняя твоя, и во веки не
согрешиши (Сир. 7: 39);
согрешиши (Сир. 7: 39);
3) прилежное исполнение своих
обязанностей относительно того, чтобы
обязанностей относительно того, чтобы
удерживать тело свое от излишнего сна,
чрево от излишней пищи и пития,
язык от празднословия и осуждения,
ум от помыслов и попечений суетных, а
сердце от похотей лукавых,
чему содействует прежде всего
трезвенное внимание и
смиренное исполнение молитвенного
правила, как церковного, так и келейного, и
правила, как церковного, так и келейного, и
особенно частое с благоговением
произношение молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально
иметь устную, как предписывает святой апостол Павел:
произношение молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально
иметь устную, как предписывает святой апостол Павел:
Тем убо приносим жертву хваления выну
Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его (Евр. 13: 15).
Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его (Евр. 13: 15).
Родивыйся от Девы и пришествием Своим
сокрушивый всю силу вражию, ходатайством Пречистыя Своея Матери и всех
благоугодивших Ему и за молитвы почивших отцов наших, да поможет нам
противуратовати, елико возможно, трем сим сильным исполинам, то есть: унынию,
забвению и неразумию.
сокрушивый всю силу вражию, ходатайством Пречистыя Своея Матери и всех
благоугодивших Ему и за молитвы почивших отцов наших, да поможет нам
противуратовати, елико возможно, трем сим сильным исполинам, то есть: унынию,
забвению и неразумию.
Так как я сам присно содержим есмь сими страстями, то и рассудил поделиться с
вами беседой о них, по старинной пословице: "Чем богат, тем и
рад".
вами беседой о них, по старинной пословице: "Чем богат, тем и
рад".
Преподобный Амвросий Оптинский
(1812-1891). Из писем (письмо 13).
(1812-1891). Из писем (письмо 13).
Письма преподобного Амвросия (Оптинского). 3-часть
[237-379] аудио ♫
[237-379] аудио ♫
Комментариев нет:
Отправить комментарий