среда, 6 января 2016 г.

Ч.1 Н.Н.Соколова - Под кровом Всевышнего

Папа часто тяжело страдал приступами бронхиальной астмы. Мама
всегда очень переживала его болезнь и пугала нас словами:




 «Умрёт отец — я вас на
одном чёрном хлебе буду держать!»
Тогда мы, дети, начинали прилежно читать акафисты святым.
 Смысл текста был нам
далеко не ясен, но мы твёрдо верили, что святые нас слышат и Бог исцелит нашего
дорогого папочку.
Мама научила нас молиться от души и своими словами.
Когда папа болел или задерживался на работе, мама вставала
вместе с нами и горячо выпрашивала у Бога благополучие нашему семейству.
Для меня это был пример настоящей искренней молитвы.

Мы повторяли за матерью простые, понятные слова, обращённые к
Богу:

«Господи, дай папе нашему здоровье!» Поклон.
«Господи, сохрани нашу семью от беды!» Поклон. Или:
«Господи, прости нас, прими за все наше благодарение».

Мама жила под вечным страхом. Она боялась несчастного случая на
улице, боялась ареста, боялась, что донесут о том, что мы верующие, боялась,
что их уволят с работы. Однажды произошёл следующий случай, характерный для
того времени.

Отец мой около двух суток ехал в пассажирском поезде,
возвращался в Москву из длительной командировки. В одном купе с ним ехало трое
грузин. Они играли в карты, шутили, рассказывали анекдоты и выпивали. Папа не
принимал участия в их веселье. Он тихо лежал на второй полке и молился. Грузины
звали его в свою компанию, приглашали в ресторан, но он вежливо отказался,
ссылаясь на нездоровье. Один из попутчиков не выдержал, вспылил и сказал:
— Вы, наверное, враг народа, потому что вы не вступаете в наш
разговор, видно, боитесь выдать себя. Погодите, мы до вас доберёмся, вот
приедем в Москву и сдадим вас на руки соответствующим органам.

Отец не смолчал, но сказал, что его оскорбляют их подозрения.
Ведь он просто устал и болен, так зачем же его тревожить? Однако грузин не
унялся:
— Пусть проверят, что вы за личность, — грозил он. Сердце отца
дрогнуло, ибо с ним была его Библия. Он боялся, что его станут обыскивать и,
найдя Библию, донесут на работу о его мировоззрении. Но Бог услышал его. Один
из попутчиков оказался порядочным человеком. Когда его приятели вышли, он
шепнул:
— Не беспокойтесь. Я сумею напоить подлецов перед самым
прибытием в Москву. Я уложу их спать, а вы, не теряя ни минуты, поспешите выйти
из вагона и удалиться.
Отец поблагодарил грузина и последовал его совету.

---

Но шли годы, я становилась другой, да и дети превращались в
подростков и менялись... В их среде выделялся мальчик, который был одержим злым
духом. Фридрих, так его звали, слышал в душе голос, которому часто не мог
сопротивляться. Этот мальчик ловко срывал дисциплину в классе, ребята начинали
смеяться, а учителя выходили из себя. Я тоже частенько заливалась смехом, не
понимая ещё, кто руководит поведением Фридки. Классный руководитель часто
пересаживала нас с места на место, желая этим разбить весёлые компании.

Однажды меня посадили рядом с Фридкой. Вообще-то я умела ладить
с мальчишками лучше, чем с девочками, так как дома росла с братьями, а сестёр у
меня не было. Я подсказывала Фридриху математику, старалась помочь ему,
держалась с ним просто, но по-прежнему внимательно слушала учителей и в разговоры
Фридриха не вникала. А он продолжал держать связь с товарищами и крутился ещё
больше, чем раньше, рассылая записки, о чем-то договариваясь и т. д.
Однажды он сказал мне:
«Наташа, я против тебя ничего не имею, мы с тобой вроде
дружим... Но меня мучает голос, который я часто слышу.
 Я не ушами слышу, а будто
внутри меня кто-то говорит мне:
 «Пырни её ножом!»
А нож у меня всегда в кармане, под рукой.
 Я зла на тебя не имею и
не подчиняюсь этому голосу, но я боюсь, что когда-нибудь не сдержусь и пырну
тебя, уж очень он меня одолевает порой, этот голос.
Ты попроси, Наташа, свою маму, пусть она скажет учителям, чтобы
нас с тобой рассадили подальше друг от друга».

Я в тот же день все рассказала маме, и на следующий день нас
рассадили...
Я причащалась тогда раз пять-шесть в год, по утрам пила святую
воду, носила крестик, молилась.
И присутствие благодати Божией выводило из себя бедного
одержимого мальчика.
А класс плясал под его дудку. Каких только шалостей не вытворяли
ребята!

---
Папа приехал к нам в свой отпуск из Москвы, где тоже была
дизентерия. И как хорошо нам было с ним, когда он катал нас на лодке по Волге,
придумывал игры, а по вечерам читал нам вслух книжки. На меня произвёл впечатление
следующий рассказ:

«Человек проснулся ночью и увидел, что над ним стоит разбойник с
топором в руках. Разбойник говорит:
"Я несколько раз поднимал топор, чтобы прикончить тебя, но
не смог этого сделать. Какая-то сила охраняет тебя».
А проснувшийся имел обыкновение читать ежедневно 90-й псалом.
Вот сила Божия и сохранила ему жизнь".


Тогда я решила: буду и я
читать этот псалом.
Тогда Господь, может быть, и
нашу жизнь сохранит от болезни.
Но буду просить у Бога, чтобы
не только меня, но и братьев и родителей
Он сохранил, чтобы никто из
нас не заболел даже.
Я выучила слова псалма
наизусть и читала их ежедневно, укрывшись где-нибудь в кустах сада или одна в
комнате, но чтобы остаться в эти минуты один на один с Богом.
 Так и вернулись мы в Москву к осени здоровыми,
хотя никакой гигиены мы не соблюдали: ели с кустов ягоды, рук не мыли и т. п.
А привычка читать псалом
осталась при мне, привычка сопровождалась благодарностью к Богу, надеждой и
верой на Его милосердие.
----

В их братстве не разрешалось ни курить, ни пить, ни ходить в
кино, ни нарушать супружеской верности. Семейное положение Ивана Петровича терзало
его сердце. Он мучился, сознавая себя великим грешником, но был бессилен
исправить свою жизнь. Слезы набегали на глаза моего врача, когда он открывал
передо мною раны своего изболевшегося сердца. Я слушала исповедь хирурга и с
каждым разом начинала молиться за него все сильнее и больше. Я просила Господа
ниспослать мир его измученной душе, просила вернуть Ивана в семью, к сыну,
просила сподобить Ивана присоединиться к Православной Церкви.

Я говорила врачу:
 «У вас нет сил порвать с
грехом.
А грех отделяет вас от Бога.
Поэтому вам так и тяжело, что вы любите Господа Иисуса Христа,
но оскорбляете Его своей жизнью.
Я понимаю вашу боль.
Если бы вы пошли к православному священнику, то он снял бы в
таинстве исповеди грех с вашей души.
Наши Таинства соединили бы вас с Богом, дали бы вам силы
бороться с грехом.
Переходите в Православие, будете счастливы».

На эту тему мы могли беседовать с Иваном Петровичем сколько
угодно, но нас прерывали дела: его звали к больному, а я возвращалась в палату,
чтобы лечь. Сил у меня совсем не было.

---

Когда Ольга Васильевна услышала от меня, что Феденька наш
заинтересовался девушкой из Белоруссии, то ей это не понравилось. Видя, что
сватовство её не удаётся, она сказала мне:
— Есть такая сильная молитва, которая читается двумя или тремя
лицами по соглашению. Господь Иисус Христос сказал: «Если двое или трое
согласятся просить у Отца Небесного что-либо во имя Моё, то, чего бы они не
просили, дастся им». Так давайте же, матушка, просить у Господа, чтобы Федя ваш
взял себе жену из дочерей отца А., а не какую-то другую девушку.

Я ответила Ольге Васильевне так:
— Я буду вместе с вами, дорогая, молиться за них за всех — и за
девушек, и за сына. Но пусть ему Господь Сам на сердце положит чувство к той,
которую определил ему. Дело это настолько серьёзное, что брать на себя ответственность
я не могу, могу только вручить Господу судьбу сына. Да свершится Его святая
воля.


Однако Ольга Васильевна, уже
находясь далеко в Риге, настойчиво требовала от Господа исполнения её желания.
Когда дело шло уже к весне и после Пасхи намечалась свадьба Феди, Ольга
Васильевна усилила свой молитвенный подвиг.
 И вдруг среди горячей молитвы она ясно
услышала голос Всевышнего: «Зачем ты противишься Моей воле?»
 Ольга Васильевна была потрясена. В слезах она
просила у Господа прощения, неизменно повторяя с тех пор:
«Да будет, Господи, воля
Твоя».
Ольга Васильевна рассказала
все это нам, и мы возрадовались духом, поняв, что воля Божия — сочетаться Феде
с Галиной.
---


И что со мной стало в этот
момент! Такая радость меня охватила! Я почувствовал себя как в родном доме,
уходить больше не захотелось. Да, такова сила крёстного знамения — сводит она
Божью благодать на душу человека! И вот я стою — как в раю, хорошо мне.
Слушаю пение, возгласы
духовенства, ничего умом не постигаю, но все думаю:
«Почему здесь парни молодые,
вот те, что со свечами выходят, в белое с серебром одеты? Кто они? Почему они
тоже крестятся? Значит, они тоже молятся?

Что же они, веруют в Бога?
А нам в школе говорили, что
веруют только старики да дураки!
А вот тут молодые люди
молятся, при деле они и на дураков не похожи.
Так чинно они с разных сторон
приходят, кланяются друг другу, расходятся в стороны.
 И движения-то у них все отлажены, спокойны,
благоговейны... (это слово я тогда ещё не знал).
Серьёзность и
сосредоточенность их лиц поразила меня: не было в них ни рассеянности, ни
безразличной скуки, как у всех мирских людей.

"Как пред Богом стоят, —
думал я. — Значит, они Бога чувствуют, знают Его, верят...
Да, они знают то, чего я не
знаю.
Они понимают то, что тут в
храме происходит, а я не понимаю.
Да, они верят в Бога! Их не
обманули! А меня -обманули, твердили мне в школе, что Бога нет!
А я был глуп и поверил! Вот
эти парни счастливые, не обманутые... Но кто они?"
----

То было начало 50-х годов, когда Россия ещё томилась среди
концлагерей, тюрем и прочих испытаний. Так и отцу Вадиму Господь послал жизнь,
полную страданий.

Желая скрасить в провинции жизнь молодых супругов, прихожане
храма в изобилии приносили им плоды своих трудов. То были овощи, фрукты,
молоко, сметана и творог — в общем, то, чем были богаты местные жители. Но
кто-то из них предупредил священника: «Батюшка, есть люди, завидующие вашему
счастью. Вы ничего не берите у Юдиной бабки, уж очень она злая».

Однако жирный творог, густая сметана, приносимые этой старухой,
были ни с чем не сравнимы. Молодые не обратили внимания на предупреждения и
продолжали все кушать, благодаря Бога.

— И что же стало со мной и с
Валей! — рассказывал нам батюшка.
 — Мы вдруг возненавидели друг друга. Стали мы
с женой ссориться, из-за всяких пустяков обижаться друг на друга, ходили
раздражённые, злые.
 Когда мы поняли, что не в силах сами побороть
духа тьмы, одолевавшего нас, мы поехали в Лавру к преподобному Сергию.
Мы исповедались, рассказали и
епископу об обуревавшем нас искушении.
Ведь не было причины у нас,
чтобы иметь зло друг на друга! После молебна преподобному Сергию, после
Причастия Святых Христовых Тайн буря в душах наших стихла.
Снова любовь Божья, как
солнце, озарила наши души.
Но епископ не велел нам
возвращаться в своё село.

Он дал мне другой приход.
А там мы снова начали жить
душа в душу, но уже впредь с опаской брали приносимые нам гостинцы, брали не у
всех, а только у тех, кого знали как чистых, богобоязненных прихожан.
…..

— Батюшка! Какая может быть в СССР обитель? Почти все храмы
разрушены, монастыри закрыты, разграблены. О религии народ понятия не имеет,
имя Божие произносить-то боятся, служители Церкви сосланы, убиты...
— Другие времена настанут, деточка! Конечно, я скоро отойду, а
ты доживёшь до времени, когда крёстные ходы по России опять пойдут, колокола
загудят, очнётся народ, возродится, но это будет ненадолго... А наука достигнет
того, что как дважды два четыре доказано будет миру существование Бога, великого,
непостижимого умом человеческим. Тогда неверующих не станет...
— Батюшка! Так это рай на земле получится, все уверуют?
— Вот в том-то и горе, что уверовав в Бога, люди от него
отвернутся, сознательно не захотят быть Ему покорными, восстанут против Него. И
тогда Он придёт судить мир. Не раньше, чем когда все о Нём узнают. Это теперь
многие могли бы ещё оправдаться, сказав: «Нам доказывали, что Тебя нет, мы о
Тебе не знали...»

Но пред последними временами по всему миру будет сказано о Боге.
И вот когда люди сознательно отвергнут Бога, Любовь Божию, изберут зло и
временную жизнь вместо вечности с Богом, вот тогда Христос придёт судить мир.
Ты, деточка, забудешь мои слова, но когда они исполняться начнут, то снова всё
вспомнишь.

Вернувшись в Москву, я робко и только родителям могла передать
предсказания старца, так как боялась, что больше никто мне не поверит.

В семейной жизни о. Митрофан обещал мне счастье. Он повторил не
раз:
— Какие же прекрасные детки у вас будут! Они нужны будут Богу, и
Он их возьмёт к Себе.
Я даже смутилась:
— Господь их возьмёт чистыми, святыми, маленькими?
— Нет, милая, они много, очень много сделают для Его Церкви,
но...

Батюшка говорил о моих скорбях, но, как бы заглянув в даль,
сказал:
— Ну, да там ведь ещё останутся... Ничего, счастлива будешь. На
могилку мою приедешь, а в этой жизни мы с тобой больше не увидимся... А ты
всё-таки станешь нашей сестричкой!

По прошествии полувека я помню об этих словах отца Митрофана.
«Станешь нашей сестричкой», — это ведь он о монашестве сказал! На Большой
Ордынке вновь открыта Марфо-Мариинская обитель, в которой много писанных мною
икон. Но семейные узы меня пока держат, я бабушка и прабабушка, люблю родных,
которые уверяют, что я им нужна для духовной поддержки.
…..

Итак, прошло полвека, и предсказания старца стали сбываться. В
конце 1995 года, вскоре после кончины мужа, второй наш сын Серафим (в
монашестве архимандрит Сергий) в сане уже епископа отбыл на Новосибирскую
кафедру.
Переживания, связанные со скоропостижной кончиной владыки,
описаны в книге «Архипастырь Сибири».
В ней же рассказано и о младшем сыне — отце Фёдоре, неожиданно
отошедшем ко Господу при автомобильной катастрофе.
Так сбылось пророчество старца Митрофана:
«Они нужны будут Богу, Он их возьмёт к Себе».

Ч.1 Н.Н.Соколова - Под кровом Всевышнего



Под кровом Всевышнего Соколова
Наталия Николаевна
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий