Глава 12. Смерть души
Мф. 8, 22
Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Как пишет прп. Симеон Новый Богослов:
«Бывает смерть (душевная) прежде смерти физической, и
прежде воскресения тел бывает воскресение душ — делом, опытом, силою и
истиною».
прежде воскресения тел бывает воскресение душ — делом, опытом, силою и
истиною».
Мы боимся, обычно, смерти тела, но Господь заповедал нам: «Не
бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего сделать» (Лк. 12, 4). Но если
не должна нас страшить смерть тела, то нас должна ужасать смерть нашей души —
ее бесчувственное, оцепенелое состояние во грехе.
бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего сделать» (Лк. 12, 4). Но если
не должна нас страшить смерть тела, то нас должна ужасать смерть нашей души —
ее бесчувственное, оцепенелое состояние во грехе.
Одному из пришедших к Нему Господь сказал: «Предоставь мертвым
погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22), указывая этим, что, живя телом, можно быть «живым трупом», умершим душой от греха,
лености и нерадения.
погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22), указывая этим, что, живя телом, можно быть «живым трупом», умершим душой от греха,
лености и нерадения.
Как пишет прп. Антоний Великий:
«Смерть для людей, которые понимают ее, есть
бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует
бояться, а (бояться надобно) погибели
душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души».
бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует
бояться, а (бояться надобно) погибели
душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души».
О том же пишет прп. Макарий Великий:
«Истинная смерть — внутри, в сердце, и она сокровенна:
ею умирает внутренний человек. Поэтому, если кто перешел от смерти к жизни
сокровенной, то он истинно во веки живет и не умирает. Даже если тела таковых и
разрушаются на время, то снова будут воскрешены во славе, потому что освящены.
Поэтому смерть христиан называем сном и успением».
ею умирает внутренний человек. Поэтому, если кто перешел от смерти к жизни
сокровенной, то он истинно во веки живет и не умирает. Даже если тела таковых и
разрушаются на время, то снова будут воскрешены во славе, потому что освящены.
Поэтому смерть христиан называем сном и успением».
По определению св. Григория Паламы:
«Смерть собственно состоит в
разлучении души от Божества и соединении со грехом. Это, для имеющих разум,
смерть истинная и страшная…
разлучении души от Божества и соединении со грехом. Это, для имеющих разум,
смерть истинная и страшная…
Все оставим, что разлучает нас от Бога и производит
такую смерть. Убоявшийся этой смерти и сохранившийся от нее не убоится
приближения плотской смерти, имея в себе жительствующую истинную жизнь, которую
плотская смерть соделывает лишь неотъемлемою».
такую смерть. Убоявшийся этой смерти и сохранившийся от нее не убоится
приближения плотской смерти, имея в себе жительствующую истинную жизнь, которую
плотская смерть соделывает лишь неотъемлемою».
Как пишет о. Александр Ельчанинов:
«И ад, и рай уже отчасти имеем
здесь, на земле, — в страстях наших и в опыте добра.
здесь, на земле, — в страстях наших и в опыте добра.
"Не приидет Царствие Божие с соблюдением — се
Царство Божие внутрь вас есть". Не то же ли самое можно сказать о геенне
огненной? Не настал ли уже ад и теперь для многих людей?»
Царство Божие внутрь вас есть". Не то же ли самое можно сказать о геенне
огненной? Не настал ли уже ад и теперь для многих людей?»
Что такое по существу духовная смерть и
каковы признаки ее приближения?
каковы признаки ее приближения?
На этот вопрос так отвечает еп. Аркадий (Лубенский):
«Как есть признаки приближения
физической смерти (болезни, дряхлость, ослабление слуха, зрения и т. п.),
так есть и признаки смерти духовной:
физической смерти (болезни, дряхлость, ослабление слуха, зрения и т. п.),
так есть и признаки смерти духовной:
1. Постепенное притупление совести, которая привыкает ко
греху, и человек приучается прощать себе все: совесть не требует более покаяния и спит при грехе.
греху, и человек приучается прощать себе все: совесть не требует более покаяния и спит при грехе.
2. Такое состояние, когда грех обращается в страсть, которая отнимает
у человека здравый ум, лишает способности чувствовать Бога, грех, зло и
добро.
у человека здравый ум, лишает способности чувствовать Бога, грех, зло и
добро.
3. Охлаждение к молитве, к
чтению книг духовного содержания, отсутствие интереса к духовным беседам, скука
во время богослужения, сонливость во время молитвы.
чтению книг духовного содержания, отсутствие интереса к духовным беседам, скука
во время богослужения, сонливость во время молитвы.
4. Легкая восприимчивость
соблазна на грех, раздражительность, озлобление, чувство мести, ненависти и
т. п.
соблазна на грех, раздражительность, озлобление, чувство мести, ненависти и
т. п.
5. Все вышеприведенные состояния души, все вместе, создают человека духовно больного, что
отражается и на внешнем его виде и поведении (мрачный взгляд, озлобленное
лицо, грубость манер, неприятно резкий голос и т. п.) и постепенно
низводит человека до полного духовного омертвления».
отражается и на внешнем его виде и поведении (мрачный взгляд, озлобленное
лицо, грубость манер, неприятно резкий голос и т. п.) и постепенно
низводит человека до полного духовного омертвления».
Вышеприведенное краткое перечисление признаков духовной смерти,
конечно, далеко не достаточно для освещения этого важнейшего для христианина
вопроса. К нему мы будем постоянно возвращаться в дальнейшем тексте.
конечно, далеко не достаточно для освещения этого важнейшего для христианина
вопроса. К нему мы будем постоянно возвращаться в дальнейшем тексте.
Следует указать, что нарушение
каждой из заповедей Христа и отступление человека от христианских добродетелей
(о чем будет говориться подробно в 3-й части наших очерков) уже ведет человека по пути к смерти души.
каждой из заповедей Христа и отступление человека от христианских добродетелей
(о чем будет говориться подробно в 3-й части наших очерков) уже ведет человека по пути к смерти души.
Комментариев нет:
Отправить комментарий