ПРАВОСЛАВИЕ И
ПРОТЕСТАНТИЗМ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?
На протяжении
истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.
истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.
Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то
остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2, 19).
остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2, 19).
Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что
предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).
предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).
апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления
отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
Подобных людей в истории было
немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими
сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они
возникли в V веке),
немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими
сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они
возникли в V веке),
Римо-католическая Церковь
(отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и
(отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и
Церкви, называющие себя
протестантскими.
протестантскими.
Если какая-то ветвь отломится от
дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать,
растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.
дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать,
растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.
уйдя из Божией
семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого.
семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого.
Итак, в XI
веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а
веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а
в начале XVI
века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями
бывшего католического священника Лютера и его единомышленников.
века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями
бывшего католического священника Лютера и его единомышленников.
Они образовали
свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее
название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.
свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее
название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.
В свою очередь, протестанты также
не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные
течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является
настоящей Церковью Иисуса Христа.
не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные
течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является
настоящей Церковью Иисуса Христа.
Они продолжают делиться и до
настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.
настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.
Основной
причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной
практики Римо-католической Церкви.
причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной
практики Римо-католической Церкви.
Как отмечает
святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались
многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения
латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но
он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным,
вполне последовал, а некоторые усилил»[1].
святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались
многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения
латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но
он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным,
вполне последовал, а некоторые усилил»[1].
«Протестанты
восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они
действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью
стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее»[2].
восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они
действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью
стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее»[2].
Они отказались
от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но
от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но
сохранили
католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.
католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.
Однако и в
том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они
не приблизились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион
(Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не
восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил
другим…
том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они
не приблизились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион
(Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не
восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил
другим…
Истина и
спасение даны Церкви.
спасение даны Церкви.
Латинство,
отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило:
отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило:
истина дана
отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и
отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и
папа же
заведует спасением всех.
заведует спасением всех.
Протестантизм
только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил:
только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил:
истина и
спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви.
спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви.
Каждый
отдельный человек был произведен в непогрешимые папы.
отдельный человек был произведен в непогрешимые папы.
Протестантизм…
со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви,
со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви,
подменил веру
рассудком отдельной личности и
рассудком отдельной личности и
спасение в
Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в
эгоистической обособленности…
Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в
эгоистической обособленности…
Принципиальная
сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и
своеволию всех родов.
сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и
своеволию всех родов.
Себялюбие и
своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма»[3].
своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма»[3].
Писание
Протестанты
сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими
признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.
сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими
признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.
И в этом они противоречат
сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать
идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим (2
Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.
сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать
идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим (2
Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.
протестанты
думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не
может помочь обрести истину.
думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не
может помочь обрести истину.
Вот как писал
об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты,
просят объяснить какое-либо место Священного Писания.
об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты,
просят объяснить какое-либо место Священного Писания.
"Да у вас
же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что
они отвечают?"
же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что
они отвечают?"
— "Мы у
них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную
мысль Божию, а не мое личное мнение"...
них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную
мысль Божию, а не мое личное мнение"...
У нас не так,
все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания
принимаем еще Священное Предание, а
все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания
принимаем еще Священное Предание, а
Священное
Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и
Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается
все в целом Священное Писание»[4].
Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и
Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается
все в целом Священное Писание»[4].
Сам апостол
Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании
нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по
воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом
Святым (2 Пет.1, 20-21).
Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании
нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по
воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом
Святым (2 Пет.1, 20-21).
Соответственно,
только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку
истинное понимание Слова Божия.
только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку
истинное понимание Слова Божия.
Священное
Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с
самого начала.
Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с
самого начала.
Не письменно,
а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание
Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных
христиан.
а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание
Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных
христиан.
Протестанты
желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые
годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось
из уст в уста, как предание.
желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые
годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось
из уст в уста, как предание.
Библия была
дана Богом для Православной Церкви,
дана Богом для Православной Церкви,
именно в
соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах
утвердила состав Библии,
соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах
утвердила состав Библии,
именно
Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла
Священное Писание в своих общинах.
Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла
Священное Писание в своих общинах.
Протестанты
же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной,
отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание
Слова Божия.
же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной,
отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание
Слова Божия.
Поэтому они
часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания,
не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по
слову апостола,
часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания,
не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по
слову апостола,
в пустое обольщение, по преданию
человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).
человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).
Таинства
Протестанты
отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать
Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это
только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а
не святая реальность сама по себе.
отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать
Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это
только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а
не святая реальность сама по себе.
Вместо
епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с
апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на
каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно
проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа.
епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с
апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на
каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно
проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа.
Протестантский
пастор лишь оратор и администратор жизни общины.
пастор лишь оратор и администратор жизни общины.
Как говорит
святой Игнатий (Брянчанинов),
святой Игнатий (Брянчанинов),
«Лютер… с
запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам
сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и
другого принадлежит самим апостолам…
запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам
сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и
другого принадлежит самим апостолам…
отверг и
Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно
получить отпущение грехов без исповедания их»[5].
Отвергли протестанты и прочие священнодействия.
Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно
получить отпущение грехов без исповедания их»[5].
Отвергли протестанты и прочие священнодействия.
Почитание Богородицы и святых
Пресвятая Дева
Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески
сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).
Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески
сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).
Это было
сказано об истинных последователях Христа – православных христианах.
сказано об истинных последователях Христа – православных христианах.
И
действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане
почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию.
действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане
почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию.
А протестанты
не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.
не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.
Дева Мария,
как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому
Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.
как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому
Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.
Богородица и
все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога.
все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога.
Даже человек,
если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить,
также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых.
если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить,
также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых.
Известно, что еще
при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался.
при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался.
Так, например,
по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы
избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).
по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы
избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).
Писание
сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20,
38).
сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20,
38).
Поэтому после
смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто
свят, сохраняет возможность общения с Ним.
смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто
свят, сохраняет возможность общения с Ним.
И Писание
прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он
слышит их (см.: Откр. 6, 9–10).
прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он
слышит их (см.: Откр. 6, 9–10).
Поэтому
православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и
обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о
нас.
православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и
обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о
нас.
Опыт
свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи
получают прибегающие к их молитвенному заступлению.
свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи
получают прибегающие к их молитвенному заступлению.
Например, в
1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился
в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву.
1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился
в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву.
У русских не
было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии.
было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии.
Православные
жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она
помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды.
жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она
помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды.
И вот, однажды
утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать
армию и возвращаться назад.
утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать
армию и возвращаться назад.
А на вопросы о
причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой
стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские
земли.
причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой
стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские
земли.
И, хотя
Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и
духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.
Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и
духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.
Молитвы за умерших
Те
православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать
святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах.
православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать
святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах.
Поэтому
Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь
посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких.
Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь
посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких.
Но протестанты
и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.
и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.
Посты
Господь Иисус
Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у
них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).
Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у
них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).
Господь Иисус
Христос был отнят у своих учеников
Христос был отнят у своих учеников
первый раз в
среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а
среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а
второй раз — в
пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте.
пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте.
Поэтому во
исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают
пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов
животного происхождения, а также от разного рода развлечений.
исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают
пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов
животного происхождения, а также от разного рода развлечений.
Господь Иисус
Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим
ученикам (см.: Ин. 13, 15).
Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим
ученикам (см.: Ин. 13, 15).
И апостолы,
как сказано в Библии, служили Господу и постились(Деян. 13, 2).
как сказано в Библии, служили Господу и постились(Деян. 13, 2).
Поэтому
православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из
которых главный — Великий пост.
православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из
которых главный — Великий пост.
Протестанты
отрицают посты и постные дни.
отрицают посты и постные дни.
Священные изображения
Тот, кто
желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам,
которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали
злыми.
желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам,
которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали
злыми.
Эти злые духи
нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения
истинному Богу на поклонение себе.
нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения
истинному Богу на поклонение себе.
Поэтому Бог,
заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,—
добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я
Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5).
заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,—
добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я
Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5).
Поэтому
православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать
их.
православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать
их.
Однако,
повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать
в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили
верность Богу и стали святыми ангелами.
повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать
в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили
верность Богу и стали святыми ангелами.
Поэтому с
самых первых времен и православные христиане делали священные изображения
святых, соединившихся с Господом.
самых первых времен и православные христиане делали священные изображения
святых, соединившихся с Господом.
В древних
подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и
священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию,
апостолов, сюжеты из Евангелия.
подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и
священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию,
апостолов, сюжеты из Евангелия.
Эти древние
священные изображения сохранились и до наших дней.
священные изображения сохранились и до наших дней.
Точно так же в
современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения,
иконы.
современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения,
иконы.
При взгляде на
них человеку легче вознестись душой к первообразу,
сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему.
них человеку легче вознестись душой к первообразу,
сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему.
После таких
молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко
происходят чудесные исцеления.
молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко
происходят чудесные исцеления.
В частности,
об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились
именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.
об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились
именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.
Однако
протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не
понимая разницы между ними и между идолами.
протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не
понимая разницы между ними и между идолами.
Это происходит
из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного
настроения —
из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного
настроения —
ведь не заметить принципиальной разницы между
изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает
разницы между святым и злым духом.
изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает
разницы между святым и злым духом.
Другие отличия
Протестанты считают, что если
человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится
спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно.
человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится
спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно.
А православные христиане, вслед за апостолом
Иаковом считают, что вера,
если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17).
Иаковом считают, что вера,
если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17).
И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи!
Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного(Мф. 7, 21).
Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного(Мф. 7, 21).
А значит, по мнению православных
христиан, что необходимо исполнять заповеди,
выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.
христиан, что необходимо исполнять заповеди,
выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.
Также у
протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть.
протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть.
Монахи
ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа.
ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа.
А кроме того,
они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания
(неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю.
они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания
(неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю.
В этом они
подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно
послушен Господу.
подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно
послушен Господу.
Монашеский
путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного
человека, но и мирянин также может спастись, стать святым.
путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного
человека, но и мирянин также может спастись, стать святым.
Среди
апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.
апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.
***
Когда у
святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у
православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не
менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он
ответил:
святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у
православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не
менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он
ответил:
«Дело не в
людях, а в учении.
людях, а в учении.
Если японец,
прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в
Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у
нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие.
<...>
прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в
Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у
нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие.
<...>
Что же это?
Да то, что в
Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к
нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты»[6].
Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к
нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты»[6].
Действительно,
православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой
непреложной истине:
православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой
непреложной истине:
«Что Бог
открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от
того.
открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от
того.
Это относится
к католикам и протестантам.
к католикам и протестантам.
Те все
прибавляют, а эти убавляют…
прибавляют, а эти убавляют…
Католики
помутили апостольское предание.
помутили апостольское предание.
Протестанты
взялись поправить дело — и еще хуже сделали.
взялись поправить дело — и еще хуже сделали.
У католиков
один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа»[7].
один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа»[7].
Поэтому все,
кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в
наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без
каких-то усилий православных христиан,
кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в
наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без
каких-то усилий православных христиан,
Сам Бог
приводит таких людей к истине.
приводит таких людей к истине.
Для примера
приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы
до сих пор.
приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы
до сих пор.
Случай в США
В 1960-х годах
в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая
группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им
протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью,
в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая
группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им
протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью,
поскольку предполагают,
что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и
что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и
ее будто
только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма.
только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма.
Но такая мысль
противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь.
противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь.
И тогда эти
молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней
древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее,
прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами.
молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней
древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее,
прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами.
И вот,
благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами
убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь,
благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами
убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь,
хотя никто из
православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама
история христианства засвидетельствовала для них эту истину.
православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама
история христианства засвидетельствовала для них эту истину.
И тогда они
вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух
тысяч человек, приняли Православие.
вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух
тысяч человек, приняли Православие.
Случай в Бенине
Другая история
произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем
православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного
исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.
произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем
православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного
исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.
Вот с одним из
них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело
заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич.
них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело
заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич.
Беханзин повез
сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить.
сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить.
Тогда
пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать
молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына.
пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать
молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына.
Но эти молитвы
были бесплодны.
были бесплодны.
После этого
Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться
Иисусу Христу об исцелении Эрика.
Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться
Иисусу Христу об исцелении Эрика.
И после их
молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину.
молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину.
Впоследствии
происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу.
происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу.
Поэтому к ним
переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.
переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.
В 1975 году
община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили
усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию.
община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили
усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию.
И в этот
момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на
вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил:
момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на
вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил:
«Мою Церковь
называют Православной Церковью».
называют Православной Церковью».
Это очень
удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не
слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный».
удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не
слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный».
Тем не менее,
они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет
спустя смогли познакомиться с православными христианами.
они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет
спустя смогли познакомиться с православными христианами.
И когда они
узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и
ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли
в Православную Церковь.
узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и
ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли
в Православную Церковь.
Так Господь
откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к
истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.
откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к
истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.
ПРАВОСЛАВИЕ
или ПРОТЕСТАНТИЗМ? Отвечает отец Владимир
ПРАВОСЛАВИЕ И
ПРОТЕСТАНТИЗМ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Протестантизм
Что такое протестант?
Алексей Богачёв о масках
личности, инфляции эго и потери связи с Богом.
личности, инфляции эго и потери связи с Богом.
13:42
Я православный почему?
Православие – это древнейшая форма христианства, возникшая
на ближнем востоке.
на ближнем востоке.
Одно дело, когда современный американец читает евангелие, другое,
когда грек, египтянин, сириец или еврей первого века читает евангелия.
когда грек, египтянин, сириец или еврей первого века читает евангелия.
Восприятие древних людей этих книг было более исторически и
корректно, чем восприятие современных американских менеджеров.
корректно, чем восприятие современных американских менеджеров.
Предпочитаю православие как ТРАДИЦИЮ монашескую, духовную,
молитвенную, мистическую,
молитвенную, мистическую,
Чтение священно писания людьми, которые по культурно
исторической ситуации были максимально приближены к библейской эпохе в отличие
от немецких или французских профессоров 19 века
исторической ситуации были максимально приближены к библейской эпохе в отличие
от немецких или французских профессоров 19 века
Комментариев нет:
Отправить комментарий