суббота, 9 декабря 2017 г.

Навязчивые мысли. Как победить навязчивые мысли

Мысли в голове носятся табунами. Что с ними делать?



-Ничего.
Это автоматические мысли.
Все что нужно делать- это не верить им.
Не берите в голову.
Подумаешь, крутится мысль. Не боритесь с этой мыслью.
-Нет, не буду об этом думать.
Это не сработает.

НО если будете НАБЛЮДАТЬ за этой МЫСЛЬЮ. Следить за ней, вам
станет легче.

О каких мыслях идет речь?
Надо что-то съесть, выпить. Надо туда, надо сюда.
Нет не надо.
Если вы будете просто смотреть на эти мысли, наблюдать, не верить
им, не считать, что это правда.
Просто НАБЛЮДАТЬ.
О, чудо, они станут слабеть.
Они сильны, когда вы с ними спорите.

Захочется что-нибудь съесть или сделать.
Скажите себе:
-Любопытно, у меня появилась мысль, что надо, что-нибудь съесть?
Где она у меня? Как она выглядит?
Возбуждение в руках и груди, надо что-то съесть.
А в голове мысль похожа на орангутанга, который скачет с ветки на
ветку.
Так вот как это все выглядит. Прикольно.
Ну хорошо, ладно.
И ВСЕ.
Вы перестали с этим бороться.
Вы за этим просто наблюдаете.
И все. На этом хорошо.

Важно понимать, что это навязчивая мысль.
Что она не обязательна к исполнению.
Она даже не обязательна к рассмотрению:
А надо ли это делать или не надо?
Просто у меня появилась такая мысль.

У вас эмоциональная зависимость.
Вы не хотите кому-то звонить.
Телефон перед вами, мысль: надо звонить.

У меня появилось желание позвонить ему или ей, аж руки дрожат.
Ах, оказывается, при этой мысли дрожат руки. Вот как происходит.
Как интересно.
Даже в горле пересохло.
И мысль надо позвонить пробьется через череп и выскочит.
Как интересно.
3:49
Когда вы начинаете такое наблюдение, в этот момент мысли перестают
для вас быть навязчивыми
Они перестают причинять вред, перестают обладать такой силой.
Просто наблюдайте.

https://www.youtube.com/watch?v=bEtr-wCzn2s

Навязчивые мысли. Как
победить навязчивые мысли

Под борьбо́й с по́мыслами в
православной аскетической литературе принято понимать 
молитвенное усилие
христианского подвижника по противостоянию 
греховным мыслям (помыслам, образам,
мечтаниям).
Следуя свв. Отцам, греховные помыслы приходят в
душу или от 
падших духов, или берут повод от
внешних чувственных предметов.
Все греховные помыслы несут в себе образы явлений и
предметов чувственно воспринимаемого мира и предложение греховного наслаждения
.
Они стремятся подчинить себе 
ум, но в то же время воздействуют на
человеческое 
сердце, испорченное страстями.

Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба,
сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва
возникает представление помысла или предмета – прилог; потом
принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение;
за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Задача человека – противостоять воздействию греховного
помысла, то есть не принять
его.
С этой задачей человек не в состоянии справиться
собственными усилиями.
Само человеческое естество заражено грехом, и помысел
находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние
помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому
Богу
, исполнимо только при содействии Божественной 
благодати.
Именно поэтому борьба с помыслами сводится к
усиленной молитве
, то есть является молитвенным подвигом.

Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские
подвижники советуют непрекословие.
 «Не прекословь помыслам,
всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою
к Богу прерывай беседу с ними»
, – учит святой 
Исаак Сирин.
«Должно ли прекословить борющему нас помыслу? –
спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ.
Не
прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут
нападать; но помолись
на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и
Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их».

Молитвенное стояние против помыслов требует не только
напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают
временно сковать страсти.
«Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг
освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница
Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».

Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце,
потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их
вожделение» (св. 
Исаак Сирин).
По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и
помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а
в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.

Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного
(внутреннего) подвига христианина.
У христианских подвижников (прежде всего в монастырях)
эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной 
молитвой Иисусовой

·        
Различение помыслов старец Сергий (Шевич)

Различение помыслов


Борьба с помыслами — основа борьбы со
страстями – становится особенно напряженной во время молитвы, когда действие помыслов
проявляется сильнее и с большей очевидностью, чем во время наших повседневных
дел.
Но эта борьба должна стать для нас делом
постоянным.
С помощью молитвы и чтения Священного
Писания нужно приучиться различать помыслы – эта способность позволит нам во
всех обстоятельствах нашей жизни принимать добрые помыслы и отвергать дурные,
так чтобы они не смогли перейти в слова или дела.

Старец Сергий говорил: «Нужно постоянно
подвергать помыслы досмотру, который показал бы, откуда они происходят: от Бога
или от дьявола, а те, которые исходят от дьявола, отвергать энергично,
безусловно и беспрекословно».
Еще одним условием этой способности к
различению является внутренняя чистота, ибо если мы пребываем во грехе, то
теряем способность различать помыслы и видеть собственные грехи и страсти.

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ИСТОРИИ


Святитель Феофан Затворник:

«Вошел сатана в Иуду и научил его, как
предать Господа; тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была
отворена для него дверь.
Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь
стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием,
предрасположением, согласием.
У кого все это клонится на сторону сатаны,
в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в
того входит Господь.
Что входит сатана, а не Господь, в этом
виноват сам человек.
Не допускай сатане угодных мыслей, не
сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них – сатана
походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти.
Если же завладевает он кем, то потому, что
тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему этому злу – мысли.

Не допускай худых мыслей, и навсегда
заключишь тем дверь души твоей для сатаны.
А что мысли приходят недобрые – что же
делать: без этого никого нет на свете; и греха тут никакого нет.
Прогони их – и всему конец; опять придут –
опять прогони; и так всю жизнь.
Когда же примешь мысли и станешь ими
заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще
неотвязнее.

За сочувствием пойдут худые намерения то
на те, то на другие недобрые дела.
Неопределенные намерения определятся потом
расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость –
вот и грех внутри!
Дверь сердца отворена настежь; и как
только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать.
Тогда бедная душа, как невольник или как
вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел.
Не допусти она худых мыслей – ничего бы
такого не было».

Святой праведный Иоанн
Кронштадтский:

«Несомненно, что диавол в
сердцах весьма многих людей сидит какою-то сердечною вялостию, расслаблением и
леностию ко всякому доброму и полезному делу, особенно к делу веры и
благочестия, требующему сердечного внимания и трезвения, вообще духовного
труда.
Так он поражает сердце
вялостию, а ум тупостию во время молитвы; так он поражает сердце холодностию и
бездействием сердечным тогда, когда нужно сделать добро, например: сострадать
страждущему, помочь в беде находящемуся, утешить печального, научить невежду,
наставить на путь истины заблуждающегося и порочного.
 Надо постоянно внимать своему сердцу,
прогонять из него мглу лености и окамененного нечувствия, наблюдать, чтобы оно
всегда горело верою и любовию к Богу и ближнему и готово было на все труды и
самопожертвования для славы Божией и для спасения ближнего.

Тщанием не лениви, духом
горяще, Господеви работающе (
Рим. 12,
11
).
Диавол сидит в наших сердцах
еще необыкновенно сильною раздражительностию; мы становимся иногда так больны
самолюбием, что не терпим ни малейшего противоречия, препятствия вещественного
или духовного, не терпим ни одного слова негладкого, грубого.
Но тогда-то и надо терпеть,
когда доходят воды злобы и нетерпения до души нашей.
В терпении вашем стяжите души
ваша (
Лк. 21, 19).
Приидоша реки, и возвеяша
ветри, и опрошася храмине той (
Мф. 7, 27).
Что будет с нею, что будет с
человеком, когда на него диавол пустит реку своих искушений и повеет на него
ветром своих козней?
Если твердо христианин стоит
на камне – Христе, то не падает, а если стоит на песке своего мудрования и
страстей, то сильно падает».

«Диавол обыкновенно вселяется в нас чрез
один лживый помысл или мысль ложную и вожделение греховное и потом действует в
нас, и беспокоит нас: так он прост.
Не паче ли Господь Бог духов вселяется в
нас чрез единую мысль и любовь истинную и святую и с нами бывает, и в нас
действует, и бывает для нас всем?»

·                    
Борьба с помыслами свящ. Павел Гумеров

Статья 3.
Борьба с помыслами

Отсечение
дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Святой Антоний, искушаемый видом золотой лампыСвятой Антоний, искушаемый видом золотой лампы
Страсть рождается в душе
человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения.
По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании
человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ,
навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его
соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть
его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это
также сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение
к помыслу
, или сосложение, когда воля настолько подпала под
влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов
перейти к действиям.
Грех уже наполовину
совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые
помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»
(
Мф. 15:19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем.
И апостол Иаков пишет:
«Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (
Иак. 1:15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно
когда-нибудь перейдет в действие.
Человек, позволяющий себе нескромные
взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин,
имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе
огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
Может ли кто ходить по
горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (
Притч. 6:
27–28
).

Поэтому тем, кто хочет
вести духовную жизнь, следует помнить,
что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше
, «разбивать младенцев их о камень» (см.: 
Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было
сказано выше) прилог– нечто нам совсем не принадлежащее, но, как
какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно
нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии
прочел о том, что наши мысли вовсе не
являются «нашей собственностью
» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания,
условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и
т.д.
Например, если бы мы родились в другой
стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе.
Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они
могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам.
(Следует еще добавить, что люди
православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще
из одного источника, и источник этот хорошо известен.)
 Конечно, эти замечания о мыслях касаются
только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с
ней
, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять
с плохими «развод
», то есть не
пускать их в свое сознание, не считать своими
, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными.
Мне эта мысль весьма
понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника
прочел очень похожий совет:
«Великая ошибка, и ошибка
всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую
должно стоять, как за себя. Все греховное
есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих.
Кто хочет вести брань с
собою, тот должен разделить себя на себя
и на врага, кроющегося в нем
.
Отделив от себя известное
порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству,
возроди в сердце неприязнь к нему.
Это – самое спасительное
средство к прогнанию греха.
Всякое греховное движение
держится в душе через ощущение некой приятности от него;
потому, когда возбуждена неприязнь к
нему
, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не
сродни человеку; мы сотворены чистыми,
светлыми, очищены водами святого крещения.
Вот лежит ребенок, только что крещенный;
он чист, он как ангел Божий, и «все греховное
есть пришлое к нам
», оно приходит уже потом.
И только приняв его в себя, согласившись
с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как
непросто.

 

Щит веры

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли
для нас желательны, а какие нельзя подпускать
и на пушечный выстрел.
Поступить как родители, которые могут
заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно
привести еще аналогию.
Когда раздается звонок в дверь, мы же не
сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок
и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в
квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно
беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному
священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не
имеющее к тебе отношения
.
Мысль может контролировать приходящие к
нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет».
Допустим, сидит человек в доме; окна и
двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он
не открыл окно.
Но стоит открыть – непогода ворвется
внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны
входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от
греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми.
Ведь есть закон: природа не терпит
пустоты.
И духовная природа тоже.
Вспомните притчу, как нечистый дух
выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается
и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место,
как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить
после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их
обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на
котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть
противоположная добродетель.
Так и каждой греховной мысли можно
противопоставить противолежащую, добродетельную.
Например, блудной – целомудренную,
чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания,
жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет
святителя Феофана: начинать борьбу с
помыслами с молитвы к Господу
, святым и ангелу-хранителю.
Чтобы мы приписывали успехи духовной
брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Нужно найти главную свою страсть и бороться
с ней как деятельно, так и в мыслях.
Брань эта никогда не прекратится. «Но
все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее.
И опытности прибавится; так что и
заметить, и отразить не трудно будет».

Комментариев нет:

Отправить комментарий