среда, 3 января 2018 г.

Андрей Кураев три лекции о церкви

12:00



Много фальшивок листовок воззваний, поэтому важно различать
(рассуждать), где церковное, а где что.
В этике есть раздел аксиология – учение о ценностях.
Нравственно взрослый человек должен различать не только
добро и зло.
Он должен различать это хорошо, а это лучше.
Это плохо, а это хуже.
И бывает ситуация, когда человек должен отказаться от
исполнения одного добра, долга ради исполнения другого долга.
Об этом говорят страшные слова Христа в Евангелии.
Кто не возненавидит отца и матерь свою, тот не достоин
меня.
На рубеже 2-3 столетий Климент Александрийский объяснял это
так.
Под отцом Спаситель имеет ввиду национальные традиции
страны, если они мешают следовать за Христом.
Под матерью понимают семейные традиции, если они мешают
тебе жить по Евангелию.
Бывают ситуации, когда одно добро спорит с другим добром.
Надо решить, какое из этих видов добра выше.
Если нельзя исполнить и то и другое. Подумай, чем можешь
пожертвовать.

Должно быть четкое понимание.
Если жизнь заставит, что я имею право приносить в жертву, а
от чего не имею права отказываться ни при каких обстоятельствах.

Бывает надо совершить один грех ради того, чтобы не сделать
другого греха.
Лестничек поясняет, если во время поста к тебе пришли
гости, лучше нарушить пост и осквернить себя нарушением поста нежели
ТЩЕСЛАВИЕМ.
По этой логике православная церковь благословляет воинов
идти на войну.
Война — это грех, потому что нельзя воевать без ненависти.
В православном понимании, грех — это не нарушение
инструкции.
Грех – это рана, которую я наношу своей душе.
По слову Исаака Сирина – грешник подобен псу, который лижет
пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что хмелеет от вкуса
собственной крови.

По канону святого Василия Великого солдат, который
возвращался с войны на 3 года отлучался от причастия не в порядке наказания, а
для исцеления.
Как пожарный бросился в огонь, спас ребенка, но ожоги
получил, лечить все равно надо.
Налагается епитимья на воинов, вернувшихся с войны, чтобы
не было вьетнамских, афганских, чеченских синдромов.
Чтобы он в покаянии молился жертвах, кого он убил.

В кафе бывший снайпер в афганской войне спрашивает:
-Должен я молится за тех, кого убил в войне.
Поэтом дается епитимья воину, вернувшемуся даже со
справедливой войны, участие в которой было благословлено церковью.
Бывает нужно совершить один грех, чтобы избежать греха
большего, при этом помнить, что все равно это грех.

В этом диалектика православного отношения к войне.
И об этом книга русского философа Ивана Ильина
сопротивлении злу силою"

Итак, должна быть иерархия ценностей и иерархия грехов. В
сложном мире мы живем.
Также должна быть иерархия церковных голосов.
Что слушать, как слушать.

Нельзя ориентироваться в лесопосадках, искусственном лесу,
когда все деревья одинакового возраста одной породы стройными рядами.
В таком лесу легко заблудиться.
Нельзя ориентироваться в Черемушках, когда все дома блочно панельные
на одно лицо.
Нельзя ориентироваться на Курской магнитной аномалии, когда
компас сходит с ума и показывает всюду северный полюс
Также и в церкви.
У ап. Павла есть выражение звезда от звезды разнится в
славе. Иная слава солнцу, иная луне.
Даже среди святых есть различия.
Вопрос кому, как подражать, что выше.
Где наиболее ярко выражается церковный голос.
Казалось бы, давайте жить по библии.
Не все так просто.
В ней есть Ветхий и новый Завет.
Какие из постановлений Ветхого завета для нас значимы
сегодня.
21:04
Некоторые иудейские заповеди Господь дал по жестокосердию
до прихода Евангелия, а какие-то заповеди вечные.
1:53:00
Сам монах понимает свою жизнь как борьбу за свободу.
Свобода духовная, свобода от страстей….,
Свобода политическая.
Древнерусские монастыри – это школа демократии.
В монастыре выбирался настоятель, выбирался эконом,
казначей.
Выбирается братией духовник.
Сейчас это забыли, к сожалению.


монахам не дают выбирать настоятеля им назначают наместника.
У нас нет настоятеля в монастырях, только наместники.
Т. е у монахов отняли право выбора себе главу монашеского
братства.
Нормальным признать это никак не могу.
В средние века монахи сами себе избирали игумена.
Это даже и в этом смысле полюс и школа свободы.
Монах свободен с точки зрения мирской.
Он скользкий. Его не за что поймать.
Семейного батюшку легче взять за жабры светским, церковным
властям.
Если что-то не, то сказал, не так себя ведешь мы тебя с
этого прихода на другой переведем.
Для семейного человека это всегда огромная проблема.
В середине учебного года детей сорвать и перевести из одной
школы в другую.
Человеческие связи у батюшки, матушки, детей.
А для хорошего монаха это все равно.
Значит, воля Божья. Не в этом монастыре, так в другом.
1:55:18
2:12:25
В 1938 г была проведена перепись населения в СССР.
Это была последняя перепись, в которой был вопрос об
отношении к религии.
Результаты были шокирующими.
Половина городского населения и 2/3 сельского населения
заявили о своей религиозности.
Вопрос об отношении к религии был пятым пунктом в опросном
листе.
В 1938 году ответит да, я религиозный человек – это акт
исповедничества.
Это означает, что те люди, которые были воспитаны в царской
России в большинстве своем от Бога не отреклись даже в Советском Союзе.

Оказалось, что церковные люди настолько не знали своей
веры, что были не в состоянии передать свою веру своим детям.
Почему?
Потому что надеялись, что это дело батюшки, государства
воспитывать наших детей в православной вере.
Поэтому дома нам церковные книги не нужны.
Знать свою веру не обязательно.
Знать, как свою веру объяснить и доказать своим детям не
обязательно.
Батюшка все расскажет.
А когда батюшек арестовали, библиотеки церковные закрыли,
семинарии закрыли, оказалось, что самый церковный люд не смогли передать свою веру
своим детям.
2:14:18
Сегодня, когда православный люд живет в ОЖИДАНИИ ГОНЕНИЙ.
Это означает, что надо учесть эти уроки.
И каждый православный дом, должен превратиться в КРЕПОСТЬ
со своей
церковной библиотекой,
православной видеотекой,
чтобы уметь плыть ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ,
закрывшись от сквозняков внешнего антихристианского мира,
чтобы своей душе и душе близких людей давать добротный хлеб православного
богословия.
Это тоже одно из проявлений и один из уроков 20 века.
2:15:10
3:12:00 электронные приборы опознают нас не по имени. Это
не значит, что мы должны забывать свои имена.
Эти имена произносим в быту, церкви. Называем свои
крещальные имена.
О конце света.
Лично я считаю, что нам до него не дожить.
Нормальный христианин должен желать конца света.
Апокалипсис так и считает.
Гряди Господи Иисусе. Апокалипсис радостная книга.
В Евангелии от Матвея говорится, восстанет народ на народ,
царство на царство.
Когда услышите все это, во склонитесь, ибо приблизилось
ИЗБАВЛЕНИЕ ваше.
В Новом Завете отношение Христа и церкви – это отношение
жениха Христа и невесты Церкви.

Что вы скажите о невесте, которая заказывает молебны, чтобы
жених подольше не возвращался. Большая любовь.
Христос был на земле 3,5 года.
Антихрист обезьянничает под Христа и тоже будет 3.5 года.
Поэтому христиане первых веков не обращали внимание … и
ждали прихода Христа и этому радовались.
Мы грешники, поэтому должны желать дожить до времен
антихриста и Христа.
Моя личная корысть.
В святках ни одного святого дьякона кроме мученика дьякон
апостол Стефан.
Поэтому у дьякона один шанс спастись. Дожить до
мученических времен.
У нас много грешков.
Но если в нужную минуту сказать да-да, нет-нет, то это
покроет остальные вещи.
Поэтому этого не надо бояться.
Тем более надеяться запастись картошкой, макаронами и
отсидеться в подполье 3 года.
Ух это, конечно, великий подвиг будет.
3:16 07
Почему я лично уверен, что нам такое счастье не светит
события последних гонений и встреча Господа на воздуси?
Один из главных признаков последних времен -это без
покаянности людей, их ГРЕХОВНО СТРАСТНАЯ НЕПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ.
Сейчас это есть?
Сколько переменчивых судеб мы видим.
Сами являем пример людей, которые обратились к вере, прошли
через покаяние.

В 1905г архиепископ Никон Рождественский написал письмо
святому равноапостольному Николаю Японскому… , он был на поколении старше, не
признаки ли это конца.
Святой отвечает.
Россия – это не весь мир.
Катастрофа России не есть катастрофа всего мира.
Россия сама еще не стала православной. Ей еще тысяча лет
нужно, чтобы расслышать Евангелие и понять его.
Спаситель сказал о проповеди Евангелия СПАСАЮЩЕГО, а
значит, не искаженного еретиками.
Значит, не католическое и протестантское лже понимание
евангелия должно быть проповедано, а православное святоотеческое.
А православных у нас (в Японии) всего три человека.
В 70-ые годы 20-ого столетия в Америке молодой иеромонах
Серафим Роуз подходит к своему духовному отцу святителю Иоанну Шанхайскому.
-Не признаки ли это конца?
-Спаситель сказал о спасающей проповеди Евангелия, а не
еретической.
А православных миссионеров еще у нас нет.
Поэтому это еще не конец.

Отсюда некий удерживающий – это наше миссионерское ….
Это будем считать шутка. Теперь всерьез.
3:20:07
3:20:41 Значит, наши дети – это не последнее поколение людей.
Они еще способны меняться.
Значит, о этой причине я еще оптимист.
3:21:28
На архиерейском соборе 1984 г говорилась много нелестного в
адрес Григория Распутина.
Я бы сказал – это экстрасенс Кашпировский начала 20
столетия.
Он действительно помогал наследнику трона Алексею
Николаевичу. Поэтому понятна человеческая благодарность государя и царицы этому
человеку.
В то же время святые современники царской семьи негативно
реагировали на Распутина…
А священномученик Владимир митрополит киевский был изгнан из
Петербурга царем за то, что попробовал увезти Распутина от царского двора.
3:29:00
у нас сегодня священник обречен на ложь.
Покойника заносят на отпевание.
И батюшка спокойно врет:
-Господи прими сие чадо мое по духу.
Это чадо на исповеди никогда не было.
Здесь есть богословская неправда.
Это чадо по духу в блевотине спьяну захлебнулось.
А мы поем со святыми упокой.
Отпевание – это КАНОНИЗАЦИЯ.
Иже во святых.
Каждое отпевание – это маленькая канонизация, со святыми
упокой.
Надо составить краткий чин отпевания для не прихожан,
людей, крещенных в православии, но реально церковной жизнью не живших.
Чтобы там была молитва о прощении грехов, а радостные
обетование про вечную память, со святыми упокой, эти молитвы не пелись.
Так оно и было в отношении не православных офицеров,
умиравших на службе русскому царю.
Три святое пелось, а со святыми упокой не пелось над их
могилами.
Для меня это болезненная точка. Почему мы не уважаем и не
знаем свою историю.
3:37:00
У крестного знамени есть своя история.
Первое упоминание об осенении себя крестным знаменем у
Тертуллиана…
-Ты не выходи замуж за язычника, потому что твой муж
заметит, что ты по нашему обычаю КРЕСТИШЬ ЛОЖЕ, перед тем как лечь в него.
У него будет вопрос, почему ты это делаешь?
Ты же ему ответишь, я христианка.
А он должен будет донести властям и тебя казнят.
Из святых отцов 4 века мы знаем, как они совершали крестное
знамение. Большим пальцем и только на лбу.
В 5 веке появляется двуперстное знамение, как знак борьбы
против монофизитов (монос-одна хрона).
Появилась ересь, которая утверждала, что Христос –только Бог,
но не человек.
Они в этом смысле продолжали осенять себя одним пальцем.
Не в смысле, что один Бог, а в смысле, что во Христе одна
божественная природа.
Тогда в противовес им православные сказали два пальца,
чтобы было понятно, где православные, где монофизиты.
Потом появился ислам. Ислам отрицал троицу.
И тогда появляется троеперстное сложение, оно более
позднее.
Но и двоеверное сложение не самое первое.
Считаю, что старое двое перстное сложение лучшее чем наше
современное троеперстное.
Ведь не троица распялась, а Христос распялся.
Точная деталь. Один из пальцев подогнут под указательный.
Человеческая природа Христа в послушании у божественной.
С точки зрения символической такое персто сложение полее
полно насыщено.
Но все же считаю, что из-за этого нельзя раскалывать
христиан.
Мы считаем равно честными до никонианские и никонианские
обряды.
Но если я анафематствую двуперстие, то это анафема в адрес
Серафима Саровского.
Я останусь в церкви Серафима Саровского и Иоанна
Кронштадтского в церкви ново мучеников и святых старцев.
3:42:00
Читайте любые книги Льюиса.
Моя книга на тему Мастер и Маргарита.
3:43:00
Надо уметь гневаться.
Гневаясь, не согрешайте.
Ни в коем случае нельзя позволить евреям и гомосексуалистам
приватизировать себе право на возмущение и оскорбление.
Надо заметить, евреи возмущаются каждый раз, когда кто-то
употребляет слово холокост.
Папа римский сказал однажды, миллионы детей убивают в всем
мире в результате абортов настоящий холокост.
Еврейская пресса взвилась-взвилась, как мы смеем так
назвать.
Есть решение американского суда, где разрешается слово
холокост использовать не евреям. Гомосексуалистам разрешается.
Что якобы в течении веков христиане осуждали
гомосексуализм- это голубой холокост.
Месяц назад один татарский муфтий России заявил, что на территории
России есть кресты и потребовал убрать, я сознательно разрешил себе не
стесняться в выражениях.
Это тот случай, когда вторую голову орла под удар
подставлять не стоит.
Муфтия звали Нафугул Рашир
Моя реакция была: нафиг такого Мафигулу.
3:35:18
Вам промывают голову, заодно ваш кошелек.
Купи его фотографию, и она тебя исцелит- это чисто
коммерческий проект.
3:47:26
Деда почему ты стоишь рядом с Гитлером и руку тянешь? Что это
значит?
Это значит, я хочу сказать, минуточку, минуточку, господин
Гитлер, я с вами решительно не согласен.
Мир символов - это мир условностей.
Какой смысл мы вкладываем в тот или иной символ, тем для
нас это и будет.
Пятиконечная звезда. Интерпретировать можно, как угодно.
Если возьмёте икону святого Феофана Грека преображение Господне,
вы увидите красную пентаграмму, перевернутую три конца вниз.
От Христа два луча к Илье и Моисею и три к апостолам вниз.
Что Феофан Грек сатанист?
На иконах преподобного Даниила столпника он стоит на
шестигранной колонне.
Столб в виде шестиугольной башни.
Ну и что?
В моей жизни бывают дни, когда я бессилен, в отчаянии и всю
свою надежду возлагаю на оконную раму, когда я в кресле стоматолога.
Тогда я вычленяю крест в оконной раме и с молитвой взираю
на него.
Т. е для христианина, где угодно можно увидеть родной для него
смысл.
И родной смысл туда внести.
Хотите пентаграмма  это будет Вифлеемская звезда.
Когда современный человек носит крест в виде татуировки или
сережки, это его не спасет, хотя крест может быть каноничен с ликом Христа,
надписями.
Но поскольку сам человек как святыне к этому не относится,
то поэтому…

Символ пятиконечная звезда. У него интересная история.

В 14 веке еврейская община Праги была притесняема со
стороны местного магистрата городских властей.
Чехия тогда входила в состав священной римской империи
германской нации. Это была часть Германии.
Евреи тогда имели статус… слуги короля.
Т. е как апостол Павел требовал суда кесаря, а не местных
властей, также евреи средневековые юродивые.
Их статус означал, что местный граф, барон не имеют права
суда над евреями. Только император, король.
Пражские евреи обратились к очередному Карлу немецкому
королю с просьбой о защите. Император отозвался.
И в знак того, что еврейская община Праги находится под личным
контролем и защитой императора этот император разрешил евреям пользоваться
частью его королевского герба шестиконечной звездой.
С той поры шестиконечная звезда стала евреями рассматриваться
как знак их защиты, а позднее звезда Давида.
Т. е это очень новый символ.
И ничего общего с талмудом кабалистикой и миром времен
ветхого завета не имеет.
Поэтому и нам, увидя этот знак, считать дескать евреи здесь
побывали и свою руку приложили.
3:51:00
Жидомасоны везде. Всюду куда ни зайдешь две загадочные
буквы Ж и М.
3:52:19
Как вы относитесь к объединению католической, протестантской
и православной церквей?
Я согласен с мнением Владимира Соловьёва в Трех разговорах.
Соединение если оно и будет, то доброкачественным сможет
быть в одном случае в общей камере, общем бараке.
Если мы во времена антихриста сможем различить подмену и
отстоять свое нет, брошенное в лицо антихристу, его слугам, его говорящей
иконе, его чудесам и за это нас казнят.
В этом случае будет уже не важно считался ли он до этого православным,
католиком или протестантом.
В этой общей участи эти различия исчезнут.
Никакой другой экуменизм я не признаю.

А дальше серьезный вопрос.
А может ли не православная церковь дать своему духовному
чаду такую духовную силу, чтобы различить, узнать, ВЫСТОЯТЬ, сказать нет,
НАСТОЯТЬ НА СВОЕМ, не знаю.
Но если сможет, то скажу словами Высотского, значит, нужные
книги ты в детстве читал.
Если в нужную минуту смог сделать нужный христианский
выбор.

А вот насчет объединения экуменического на конференциях,
застольях, банкетах этого боюсь и совсем не хочу.
3:54:52
Порядок в монастырях наводить не буду. Не моего ума это
дело.
Можно я похвастаюсь.
10 лет назад на трапезе в монастыре матушка игуменья говорит:
-Отец Андрей, вы может быть скажите слово назидания
сестрам. Расскажите, что главное в нашем монашеском служении…
-Кто я такой, чтобы монахинь учить монашескому делу, я сам не
монах. Увольте матушка, ваш приказ не вижу исполнить возможности.
-Ну теперь отец Андрей, я вас зауважала.
А то у нас на прошлой неделе был один профессор из вашей
духовной академии мирянин, так он с радостью согласился нас поучать в
монашеской жизни.
Так что я монахов учить монашеской жизни не собираюсь.
3:55:56
Как вы купируете любовь к вашим врагам политическим и
социальным?
Я плохой христианин. Даю сдачи. Веду жесткую полемику.
Любовь к врагам не гарантирую.
Что ж поделаешь. Не все в церкви святые.
Мне бы, дай Бог, с близкими людьми научиться жить по-человечески,
по-христиански, а что уж там каких-то политических врагов.


Андрей Кураев три
лекции о церкви


Комментариев нет:

Отправить комментарий