До этого оставляли церковь только стригольники, все
остальные оставались.
остальные оставались.
Это был огромный исход.
Санников говорит треть народа вышло из церкви. По моим
данным половина.
данным половина.
Протопоп Аввакум писал тем¸ которые вышли из церкви.
Вышли они, а у них попов нет, кто будет причастие давать,
совершать святыню?
совершать святыню?
Он пишет:
-А если и попа у вас нет, так вы найдите доброго мирянина,
который лучше, чем поп безбожный.
который лучше, чем поп безбожный.
И он совершит вам это таинство.
А ежели и мужика не найдется, то женщина может совершить
это таинство.
это таинство.
Это уже не похоже на удаление буквы «аз» из символа веры.
Это глубокое понимание.
Это Бог предлагает свою трапезу и люди должны получить ее.
И если нет священника, то это может сделать мирянин.
Если нет мужчины, это может сделать женщина
Он тоже говорил, про крещение.
Он хочет, чтоб вышедшие из церкви беглые церковную жизнь не
теряли, имели церковную жизнь.
теряли, имели церковную жизнь.
Фактически из этих его установлений потом родится наше
духоборчество и потом молоканство, которые вообще эти обряды отвергнут.
духоборчество и потом молоканство, которые вообще эти обряды отвергнут.
Вышли из церкви двумя потоками старообрядцы поповцы и
безпоповцы.
безпоповцы.
Старообрядцы вышли со своими попами.
Попы потом скончаются, и они тоже будут безпоповцами.
Некоторые проникали тайно в трюмы кораблей без паспорта,
чтобы в Византии их кто-то рукоположил.
чтобы в Византии их кто-то рукоположил.
Потом они могли еще кого-то рукополагать.
Многих протопоп Аввакум окормлял.
16:12
Он любил церковь. Видел ее как христову невесту.
се еси добра прекрасная моя, се еси добра любимая моя, очи
твои горят, яко пламя огня; зубы твои белы паче млека; зрак лица твоего паче
солнечных лучь, и вся в красоте сияешь, яко день в силе своей. (Хвала о
церкви.)
твои горят, яко пламя огня; зубы твои белы паче млека; зрак лица твоего паче
солнечных лучь, и вся в красоте сияешь, яко день в силе своей. (Хвала о
церкви.)
А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб,
успокояся, хвалу богу воздавал.
успокояся, хвалу богу воздавал.
…
Он переживал духовный конфликт, когда защитил вдову и его
избили.
избили.
К Богу обращается и говорит:
Как били, так не больно было с молитвою тою; а лежа, на ум
взбрело:
взбрело:
"за что ты, сыне божий, попустил меня ему таково больно
убить тому?
убить тому?
Я ведь за вдовы твои стал!
Кто даст судию между мною и тобою?
Когда воровал, и ты меня так не оскорблял, а ныне не вем, чтo
согрешил!"
согрешил!"
Быдто добрый человек - другой фарисей с говенною рожею, - со
владыкою судитца захотел!
владыкою судитца захотел!
Аще Иев и говорил так, да он праведен, непорочен, а се и
писания не разумел, вне закона, во стране варварстей, от твари бога познал.
писания не разумел, вне закона, во стране варварстей, от твари бога познал.
А я первое - грешен, второе - на законе почиваю и писанием
отвсюду подкрепляем, яко многими скорбьми подобает нам внити во царство
небесное, а на такое безумие пришел!
отвсюду подкрепляем, яко многими скорбьми подобает нам внити во царство
небесное, а на такое безумие пришел!
Увы мне! Как дощенник-от в воду ту не погряз со мною?
Стало у меня в те поры кости те щемить и жилы те тянуть, и
сердце зашлось, да и умирать стал.
сердце зашлось, да и умирать стал.
Воды мне в рот плеснули, так вздохнул да покаялся пред
владыкою, и господь-свет милостив:
владыкою, и господь-свет милостив:
не поминает наших
беззаконий первых покаяния ради; и опять не стало ништо болеть.
беззаконий первых покаяния ради; и опять не стало ништо болеть.
Наутро кинули меня в лодку и напредь
повезли.
повезли.
Егда
приехали к порогу, к самому большему - Падуну, река о том месте шириною с
версту, три залавка 49чрез всю реку зело круты, не воротами што попловет, ино в
щепы изломает, - меня привезли под порог.
приехали к порогу, к самому большему - Падуну, река о том месте шириною с
версту, три залавка 49чрез всю реку зело круты, не воротами што попловет, ино в
щепы изломает, - меня привезли под порог.
Сверху
дождь и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто;
дождь и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто;
льет
вода по брюху и по спине, - нужно было гораздо.
вода по брюху и по спине, - нужно было гораздо.
Из
лодки вытаща, по каменью скована окол порога тащили.
лодки вытаща, по каменью скована окол порога тащили.
Грустко 50 гораздо, да душе добро: не пеняю уж на бога
вдругоряд.
вдругоряд.
На
ум пришли речи, пророком и апостолом реченные:
ум пришли речи, пророком и апостолом реченные:
"Сыне,
не пренемогай наказанием господним, ниже ослабей, от него обличаем.
не пренемогай наказанием господним, ниже ослабей, от него обличаем.
Его же любит бог, того наказует; биет же всякаго сына, его же приемлет.
Аще
наказание терпите, тогда яко сыном обретается вам бог.
наказание терпите, тогда яко сыном обретается вам бог.
Аже
ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки, а не сынове есте".
ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки, а не сынове есте".
И
сими речьми тешил себя.
сими речьми тешил себя.
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
Это человек нежно, искренно верующий.
Когда он был в Москве во власти, исправлял книги, историки
молчат, почему н был с Никоном, а потом стал против него.
молчат, почему н был с Никоном, а потом стал против него.
Может быть увидел его жесткость, лживость, неверие, когда
верующий человек обнаруживает другого духа,
верующий человек обнаруживает другого духа,
отказывается его поддерживать и становится против него.
TVS
HS205 Rus 24. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум.
Сочинения протопопа Аввакума
(1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в
истории русской литературы.
(1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в
истории русской литературы.
Главное произведение
Аввакума - "Житие" - написано в период 1672-1673 г.г. в пустозерской
тюрьме.
Аввакума - "Житие" - написано в период 1672-1673 г.г. в пустозерской
тюрьме.
Феодосия Прокофьевна
Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве
Феодора; 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) —
Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве
Феодора; 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) —
верховная дворцовая боярыня, деятельница
русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума.
русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума.
За приверженность к «старой
вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована,
лишена имения,
вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована,
лишена имения,
а затем сослана в
Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму,
Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму,
в которой погибла от голода»
Комментариев нет:
Отправить комментарий