воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Что лучше, брак или безбрачие (о. Даниил Сысоев)

блаженный Фотий у
Экумения:
 говорит как бы: девство,
хорошее очень и само по себе, хорошо и по причине готовых настать искушений:
одинокому не так трудно их переносить, как связанному женою и детьми.





Душа при этом как бы на
части разрывается,– и самому тесно, и тех жаль, и человек загружается
невыносимою тяготою зла; а одинокому, не поражаемому страданиями столь близких
себе лиц, удобнее выдерживать треволнения бедствий».

Человек безбрачный выступает как
верный Господу человек, который ведет бой непосредственно с Сатаной.
Во время гонений часто именно
монахи были форпостом православия.
Они выступали главными защитниками
православия во время иконоборческой ереси.
В древнем Риме многие мученики
были безбрачными девственниками, но и брачных мучеников много есть.

Апостол Павел говорит,
ты привязан к жене, не ищи
отвязывания.
Ты отвязан от жены, не ищи жены.
Апостол Павел брак называет узами,
а развод отвязыванием.
Иоанн Златоуст замечает, что легче
для человека, быть в кандалах или ходить свободно своими ногами

Обручальное кольцо – это первое
звено брачных уз.

Узы и связка связаны не с
греховностью, а человеку часто тяжело всю свою жизнь посвятить Богу. Фактически
невозможно это сделать. Поэтому человек обречен, что он не получит высших
ступеней в вечности. Он войдет в благую, прекрасную вечность, в рай. Но высшие
ступени для него закрыты.

Кто на земле не поднялся выше, то
дальше он не пойдет. РАЗНИЦА в СЛАВЕ НАВСЕГДА.

У нас слово брак происходит от
слова БРАТЬ. Муж берет себе жену. Поэтому свадьба, когда сводят мужа и жену.
Развод, когда их разводят. Жениться, значит, преследовать и догнать.
Это связано с древнерусской
практикой женитьбы. На Ивана Купалы догоняли понравившуюся девушку. Догнал,
повязал, потащил. Вот тебе и жена. Умыкание невесты.

Апостол Павел говорит, привязался
к жене, не ищи повод отвязаться.
Отвязался от жены не ищи жены.

Овдовел или  без твоей вины развод произошел, живи проще,
больше не ищи жены, сказал апостол.
Впрочем, если женишься не
согрешишь.

Василий Великий говорил,
второй брак допускается из заражения
плоти,
третий допускается, как терпимое
зло,
четвертый есть ни с чем не
сообразное свинство.
5-ый браком не называется.
Господь сказал, ты четырех имела и
5-ый не муж тебе.

Ап Павел говорит, если ты
женишься, не согрешишь, выйдет замуж девушка не согрешила она.
В браке нет греха. Брак честен,
ложе не скверно.
Ап Павел не рекомендовал долго
воздерживаться, чтобы сатана не искушал невоздержанием вашим.

Апостол говорит, что суета
пожирает. Таковы будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль.
Утеснения по плоти - сложности. В
муках рожает женщина детей. Часто случаются конфликты в плотских отношениях
между супругами. Один другого в половой сфере не хочет понимать.
Плоть мужа хочет кушать. Жена
говорит денег мало, денег дай. Утеснение для мужа.  Жене неприятно это говорить. Всем плохо Жены
будут обижать  мужей из- за денег,  мужья обижаться, жены расстраиваться.
Конфликты  из-за плотской жизни, проблемы
выращивания детей. Проблемы родить детей, вырастить, в школе проблемы. Проблемы
как замуж отдать или женить детей.
Проблема на проблему и проблемой
погоняет. Ап Павел говори, мне вас просто жалко. Я щажу вас.

Златоуст Скорбные заботы
содержания дома поддержания детей

Свт. Иоанн Златоуст говорит

И муж и жена одинаково
страдают в это время: тот душою, эта телом. И затем уже разуметь здесь скорбные
заботы содержания дома, воспитания детей, поддержание внешних отношений,
лишения, неудачи, превратности, нападки, разорения. Все это неизбежно вынесть,
между тем как безбрачные свободны от всего этого и пребывают властителями и
своего тела, и своих занятий, и всего своего внешнего положения.

Церковь называет брак- единство
жизни и имущество, это совместное ведение хозяйства, деловое предприятие. И
здесь у брака тоже есть проблемы.
Детей много, дома не хватает. Дома
хватает, но дом начинает стареть. Многие живут в хрущебах. Радости мало.

Если живешь один, то какая тебе
разница. А с женой попробуй поживи в хрущебе или коммуналке. Поживешь, но не
очень приятно. Тяготы по плоти. Мне жаль вас. Вам тяжело жить в такой ситуации.

"Я вам сказываю,
братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, 

как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; 

и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не
пользующиеся; 

ибо проходит образ мира сего"...


(1Кор.7:29-31)...

 Апостол говорит, сейчас время стянуто. От
семьи утешение может и бывает, но для вас какое утешение буде. Время
сокращается. Оно коротко. Последние дни наступили.
После прихода Господа наступили
последние дни. Господь скоро придет. Нам к встрече Господа надо готовиться. Уже
не до того, чтобы много думать о семейной жизни.
Если семейную жизнь ставишь на
первое место, то  будешь забывать, что
скоро Господь  придет на суд.
И радости в семье короткие,
говорит апостол.  Не  забывай об этом.
Апостол говорит, брак хорошая
вещь, но девство лучше. Есть хорошее и лучшее.

 «Нам заповедано уже
идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь (то есть глубже в
жизнь сию входишь). Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком
случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями,
то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость налагать на себя
такое бремя, которое и приняв, должно нести так, как бы не приняв?» (святой Златоуст). 

Иоанн Златоуст  ярый сторонник монашества сагитировал много
юношей и девушек уходить в монастыри проповедью безбрачия.
В силу лучшести. Много  святых даров дается девственникам.

Бодрствуйте, потому что не знаете,
когда Господь придет.
В этом состоянии бодрствования
необходимо жить.
Что может дать хорошего брак?
Ощущение надежного тыла, на который можно положиться.
Это ощущение тыла – пустое.
А в любое время Господь придет.
Собираться пора.

Если мы христиане странники
пришельцы, то тыла у нас здесь быть не может. 
Мы здесь живем в шатрах. А родина у нас на небесах.
Апостол говорит именно те, кто
живет в браке, это должны себе напоминать.
Вы должны не забывать и не думать,
что брак у вас  навсегда. Брак у вас не
навсегда. Вам надлежит вступить в то царство, где нет брака, где люди общаются
между собой как чистые существа несвязанные рабством плоти (рабством тела).

Господь сказал, в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают
как Ангелы Божии на небесах (ст.30)

Монахи уже на земле живут этой
пасхальной жизнью. Монахи хорошие, всегда веселые, у них все время пасха.

Рабство плоти – это, когда человек
РАБ своих ТЕЛЕСНЫХ НЕОБХОДИМОСТЕЙ. Мы зависим от еды, питья, одежды.

А после воскресения из мертвых
тело есть, а зависимости нет. Тело пронизано божественной жизнью и светится
божественным сиянием, получает непосредственно силу от Бога.
Строится не на сексе, не на
отношении родителей и детей, а на отношении чистой любви, которая исходит из
Бога. Это высшие отношения, в которых уже нет разницы мужчина ты или женщина,
жена, родители, дети, которые поднимаются над всем.

Будет проявляться христианская
женственность, христианская мужественность. Половые свойства приобретут другие
свойства.
Бог создал свойства нас мужчинами
и женщинами, но использование этих свойств как средства размножения  стали возможны в результате аварии,
грехопадения.

Феофан говорит, память о
приходе  Христа, когда  падает и укоренится, охватывает сознание.
Когда попадает в чувства, то
изменяет взгляд на все существующее что происходит до противоположности.
Что казалось человеку надежным,
оказалось ненадежным. Что человеку казалось призрачным, оказалось самым надежным
в этом мире.
Заповеди господни оказались самыми
сильными.
ДОБРОДЕТЕЛИ, которые мы делаем,
ОКАЖУТСЯ самым ЦЕННЫМ.
И в результате люди сами начинают
менять все.

Апостол говорит, поэтому плачущие
должны быть как не плачущие.
Бывает, человек скорбит о земных
вещах, вспомнит, что Христос приближается. Что тут плакать.
Потерял ну и что. Все равно в
могилу не утащишь.
Скорби мира сего должны быть
отрезаны. Человек не должен быть приклеен к земле, забывать о том, что все
земные радости и скорби проходят. Поэтому прилепляться к этому не следует.

Живущие в браке, как не живущие.
Означает, что человек живет в
браке, но сердце он отдает небесам. В браке жена заботиться о муже, муж о жене,
но все внутреннее устремление направлено на встречу с Господом, готовятся к
будущему суду. Всю жизнь проводят в подготовке к суду божьему, который
предстанет в любой момент.
Умирают и молодые, причем
внезапно. На улице, на остановке  нас
машина собьет и все, уходим на суд к Богу.
Поэтому апостол сказал, что
живущие в браке должны быть как не живущие. Главное, ощущение надежности мира
должно у нас исчезнуть.

Советский союз вспоминают с тоской,
потому что там была надежность. А это была иллюзия.
Это касается и семьи. Надежность
семьи иллюзия. Кажется надежной, раз и лопнула. И даже до смерти. А со смертью
и паче все лопнет.
Апостол говорит, что плачущие
должны быть как не плачущие, радующиеся должны быть, как не  радующиеся, потому что проходит образ мира
сего. Схема мира сего, т. е. способ существования, то, что считается нормальным
в этом мире, оно  все проходит.

В акафисте Сергий Радонежский
увидел, что все в этом мире суета и причастно тлению. Он возненавидел это ради
нетленного царства.
Мы должны искать большего и все
лишнее от нас будет  само отваливаться.
Наша задача не отрезать что-то в себе искусственным образом, а  искать царства Божьего, тогда все излишнее
печали радости мира будут как шелуха сваливаться по сравнению  зерном вечности, которое вырастает в сердце.

Далее апостол говорит, почему он
советует безбрачие. А я хочу, чтобы вы были без забот, чтобы вы были меньше
приклеены к этой жизни.

Апостол про грех сказал раньше,
что пьяницы царства божьего не наследуют.

Когда приклеены к браку, то
огромное количество забот вас съедает. Помолиться не успеваешь. Весь день как
белка в колесе. Бытовуха заедает.
Апостол говорит, а я не хочу,
чтобы вы были, как белка в колесах. Мне вас жалко. Апостол агитирует за
монашеское житие, т. е он хочет, чтобы люди спокойно свободно жили, Богу
служили и радовались.

Монахи трудятся не меньше нас, но
этому не порабощаются. Монах обязан обеспечить 
себя сам и чтобы хватило подать нищим. Принцип монашеского жития. Монах
тунеядцем быть не может. Монахи сильные трудяги. Они производят больше.

Феофан Затворник говорит, почему
он хочет, чтоб мы были беспечальными. Забота
печаль и многопопечительность
– отличительная черта жизни по духу мира и ее двигатель.
Ни одна страсть не представляется
столь благовидной, как эта. И ни одна не делает столько зла человеку, как эта
страсть МНОГОЗАБОТЛИВОСТИ, МНОГОПОПЕЧИТЕЛЬНОСТИ.

Она крушит и омрачает ум, крушит и
сушит сердце. И одуматься не дает, гоня от одного дела к другому.
И конца их не дает увидеть.

Праздники нужны, чтобы мы в себя
немного пришли. Наступил праздник. Неделю суетились. Подумайте, а сколько мы
сделали для вечности. Кто-то капельку, крупиночку.
Обидно, облом будет в день смерти.
Сколько трудились, а окажется полный пшик. Этим опасна много попечительность.
Заметьте, подчеркивает апостол, не
семья опасна, а многопопечительность,
которая под видом семьи входит в человека. Дела из соломы
, как говорил
апостол.

Когда человека кружит, ломает,
гонит. Он на вид не представляет ничего худого, если не употребляет открыто
плохих средств для своих целей, если при том поддерживаются добрые отношения с
другими.
Дьявол такого человека закрутил.
Внешне человек кажется хорошим. При этом у него СЕРДЦЕ СЛОМАНО, он сам ВЫСУШЕН,
любить он не может, душа у него сломана, он сам надорвался. А сколько таких
надорванных. Сожрал семейный быт.
Остается пустышка. Человек
сожранный ни для чего не годный. Ни для царства божьего, ни для семьи.
Элементарно надорвавшийся, потому что его этот вихрь сожрал.
Для семейных нужен хотя бы один
день (7-ой), чтобы человек мог в себя прийти.

При этом такой человек думает о
себе, как об исправном человеке и живет в призрачном обмане самого себя. О
спасении, о вечности и угождении Господу ему и подумать некогда. Он весь в
житейских заботах и мирском.  А духовная
сторона, обращенная к Богу и вечности, совсем у него закрыта.

Поэтому апостол и говорит, хочу,
чтоб вы были беспечальными. Он достигает этой страшной уловки, страшной ямы,
которая стоит перед человеком. Он предостерегает и семейных от этого.

В принципе и семейный теоретически
может от этого избавиться, если он поставит на первое место., если в семье
будет жить, как не семейный. В том смысле, что он НЕ ДОЛЖЕН ОТДАВАТЬ СЕМЬЕ
СЕРДЦЕ, а ОТДАВАТЬ его Богу. Т. е. не будет давать попечение сожрать себя.

Для этого самый простой способ ВСЕ
СОПРОВОЖДАТЬ МОЛИТВОЙ.
Пылесос, стиральную машину, мытье
посуды все сопровождать молитвой. Это будет СДЕРЖИВАТЬ МНОГОПОПЕЧИТЕЛЬНОСТЬ,
напоминать о НЕБЕСАХ.

А неженатый заботиться о
господнем. Как бы угодить Господу. А женатый заботиться о мирском, как бы
угодить жене.

Не женатый может все время Господу
посвящать.
Много есть бабушек, которые уже не
замужние. Но я не вижу, чтобы они угождали Господу, в смысле не вижу их каждый
день на службе. А могли бы быть.
Человек не работает, не
заботиться, то может ходить на службу каждый день. Душа будет светиться просвещаться.
И к вечности будет светящийся подходить.
А такого не вижу. Получается, что
не женатый здесь тоже не заботиться о господнем, хотя ему такое свободное
состояние и дано.

А женатый, хотя бы и имел
попечение, и хотел заботиться все время о господнем, не может, потому что
мешают жена, дети, дом, которые требуют заботы и попечения.
Где жена, там семья и дом. И тут
целая огромная дорога заботы, говорит Феофан Затворник.
И у самой жены необходимых нужд
немало
Если к этому добавится  суетность и желание идти в уровень требований
века, то перечесть их будет нельзя.

Т. е.  естественных забот и так много. А если человек
еще хочет быть  как все, идти в ногу со
временем, то никогда не догонишь. Человек будет бежать как осел за морковкой и никогда ничего не получит.

От всех таких забот безбрачие
делает свободным и развязывает руки на дела угождения Богу, если он этого
хочет.
Свои потребности такой человек
легко удовлетворит. Затем все время он может посвящать Господу.
А у женатого более половины жизни
отнимают ЗАБОТЫ, СУЕТА и МИР даже при самых лучших направлениях семейной жизни.

Оттого, говорит Феофан Затворник,
брачные никогда не могут достичь такого душевного совершенства, как безбрачные.
Поэтому Господь говорит о
тридцатикратный плод, а не про стократный.
Цель безбрачия не в том, чтобы
пожить для себя. Как у Шварца: поживу для себя, уйду в монастырь.
А в том, чтобы человек всю жизнь
богу посвятил.

Еще дальше от богоугождения
положение вольного холостяка, который в брак не вступает, Богу не служит, а
живет в свое удовольствие. Это совсем далекий от Бога человек. Такому лучше
жениться, чтобы быть ближе к Богу. Он будет свой эгоизм ломать в принудительном
порядке.
Как говорил отец Артемий, самый
лучший старец, смиряющий человека, это жена.

Незамужняя заботится о Господнем,
как угодить Господу, чтобы быть святой телом и духом. А замужняя заботиться о
мирском, как угодить мужу. Если она не угождает мужу, то нарушает заповеди
господни, и является преступницей.

Задача незамужней быть святой и
телом и духом. Хранить тело в чистоте. Быть святой духом, дух посвятить
молитве, богоугождению, святости, праведности.

Замужняя заботится о мирском,
чтобы угодить  мужу.
Феофилат Болгарский замечает,
опять забота, но  попечение о господнем не
такое, как навязывается браком.
Попечение о господнем, как угодить
господу спасительно и сладостно питательно.
А попечения житейские и мирские по
причине брака разорительны для души и томительны.

Брачные попечения буквально
выматывают. Так заботишься, что падаешь, как бревно, чтобы только доползти до
койки.

Говорю это для вашей же пользы. Не
с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно, непрестанно служили
Господу без развлечения.

Апостол говорит, не хочу вас
принудить к девству, узы наложить, насильно к девству тащить.

Златоуст говорил, почему он не
может говорить об узах, о насилии, потому что никто на брачный пир силком не
тащит. Силком тащат в тюрьму.
Высочайшая благодетель девство не
для всех. Некоторые его понести не могут. Такой возьмется, надорвется.
К прекрасному житие свободе
монашества призовешь, то человек по нормальному должен сам бежать, если силы
есть. Тут даже и тащить не надо.
Нормальный человек, если имеет
духовные и физические силы хранить себя в чистоте, то и сам поймет, что это
лучше всего.

Апостол говорит, призываю, чтобы
благопристойно благо прибывали у Господа безотвлеченно
«Благочинно и непрестанно
служили Господу без развлечения»

Не хочу на вас петлю накидывать и
затягивать куда-то силком.
Хочу, чтоб вы вели себя благопристойно,
т. е пристойно вашему христианскому званию и благо прибывали у Господа, т. е
непрестанно сидели рядом с Господом, как Мария.
Мария в отличие от Марфы, которая заботилась
об ужине сидела у ног  Господа и не
хотела от него никуда отходить.

Поэтому, если бы наши бабушки,
освободившиеся от брака, прибывали у Господа, и каждый день бы бывали в храме,
то я обрадовался сердцем. Потому что они исполнили бы цель, для которой живут.
Подготовились бы к  вечности хорошо.

Брачные должны заботиться о своих.
А здесь внука с собой взял и в
храм пришел.

Желаю, чтобы вы  благо прибывали у Господа безотвлеченно.
Т. е чтобы вы не отвлекались на
суету этого мира.

Феофан Затворник толкует это место
так.
советую Вам так
настойчиво, хоть без принуждения, девство, что оно дает возможность, удобство и
легкость – непрестанно служить Господу без всякого развлечения. Никакие заботы,
никакие помыслы не развлекают его; внимание его всецелостно приковано к
Господу, и ничто не отторгает его от Него»
[
так всегда с  Господом и Господь с ним.

Девственник как невеста у Господа,
а он уже как жених. Это духовный брак, он не разлучимый. И как следствие отсюда
все видят сам.

Феофан Затворник говорит,
заметьте, что слово апостола очень решительное. Оно не оставляет место тем, кто
пытается уравнять брак и девство.

Показывая, что брак прекрасная
вещь,  Он показывает насколько душе
спасительнее и удобнее для ВЫСОТ СПАСЕНИЯ

В браке можно легко спастись. А
высот спасения можно достичь только в том состоянии, когда человек  полностью посвящает себя создателю.
Удивительное немыслимое состояние, к которому призывает всех апостол. Я тоже
всех призываю.
Поздравляю вас всех с праздником
величайшей нашей монахини.
 День рождение первой монахини,  рождество пречистой Богородицы, царицы
чистоты и матери девства, которая освятила своим рождением рождение наше, а
своим девством освятила высочайший путь к богоподобному девству, которое возводит
нас к высотам святости.
Храни вас всех Господь.

Что
лучше, брак или безбрачие (о. Даниил Сысоев)

Комментариев нет:

Отправить комментарий