Мелетий, Митрополит Никопольский. Печать
антихриста в Православном Предании
только Один Бог непостижим и непознаваем, ибо Он не создан и
пребывает выше всякой твари. Диавол же и все его воинство — творения, и они в
свое время будут окончательно побеждены Богом.
вместо того, чтобы проповедовать Христа, оказались втянутыми в
бесконечные споры с так называемыми фундаменталистами относительно числа 666 и
антихриста!
Во всем мире сегодня ведутся споры по поводу числа 666 и печати
антихриста, которая, будучи поставлена кому-либо, останется неизгладимой на всю
жизнь.
Кто такой антихрист?
Иисус Христос называется в литургических текстах Сладчайшим — как
Сын Божий, Единосущный и Сопрестольный Безначальному Отцу, наш Спаситель и Избавитель,
милостивый и человеколюбивый Судия, Начальник жизни и воскресения.
пребывает выше всякой твари. Диавол же и все его воинство — творения, и они в
свое время будут окончательно побеждены Богом.
вместо того, чтобы проповедовать Христа, оказались втянутыми в
бесконечные споры с так называемыми фундаменталистами относительно числа 666 и
антихриста!
Во всем мире сегодня ведутся споры по поводу числа 666 и печати
антихриста, которая, будучи поставлена кому-либо, останется неизгладимой на всю
жизнь.
Кто такой антихрист?
Иисус Христос называется в литургических текстах Сладчайшим — как
Сын Божий, Единосущный и Сопрестольный Безначальному Отцу, наш Спаситель и Избавитель,
милостивый и человеколюбивый Судия, Начальник жизни и воскресения.
Однако многие его создания вместо того, чтобы любить Христа,
приобщаться к Нему для наследования вечных Его благ, начинают Ему завидовать. У
них возникает желание быть Ему равными, подменить Его собой. Такие люди
называются антихристами.
Быть антихристом — значит
завидовать Христу, ненавидеть Его, становиться противоположным Ему во всем.
Первым антихристом был Люцифер, низверженный с неба (Ис. 14, 12).
приобщаться к Нему для наследования вечных Его благ, начинают Ему завидовать. У
них возникает желание быть Ему равными, подменить Его собой. Такие люди
называются антихристами.
Быть антихристом — значит
завидовать Христу, ненавидеть Его, становиться противоположным Ему во всем.
Первым антихристом был Люцифер, низверженный с неба (Ис. 14, 12).
Его действия можно сравнить с попыткой взлома. В отличие от
Христа, призывающего нас стать наследниками, то есть со-владельцами, Царства
Небесного, антихрист предлагает, так сказать, путь с черного хода. При этом он
надеется на легкую наживу и радуется, когда поверивший ему погибает. Чем больше
прославляется Христос, тем больше завидует Ему антихрист, о чем ясно
свидетельствует Евангелие: Многие придут под именем Моим, и будут говорить; “я
Христос” (Мф. 24, 5).
Попасть в Царство Небесное можно только через одну дверь — Христа;
вход туда даруется Им Самим за соблюдение Его святых заповедей. Попытка войти с
черного хода или, лучше сказать, взломав дверь, осуществляется с помощью
антихриста и противоположна пути заповедей Христовых, а потому кажется очень
легкой и заманчивой.
единственный из людей, которого в последние времена соблазнит
желание властвовать над Вселенной, будет антихристом в собственном смысле слова
— тем, о котором так много написано и сказано. Он достигнет величайших высот,
сможет творить невиданные чудеса силой, полученной от диавола, и настолько
сроднится с сатаной и делами его, что уподобится ему.
Он сразится со Христом, используя всю диавольскую мощь, но,
стремясь к завоеванию Царствия Небесного и получению наследия в нем, будет жить в заблуждении и лжи, распаляемый
завистью, подобно злым виноградарям, сказавшим: Это наследник.; пойдем,
убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38).
Когда придет антихрист?
Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал: Не
ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.
1, 7). Тот,
кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет
наказан, так как Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5).
Христа, призывающего нас стать наследниками, то есть со-владельцами, Царства
Небесного, антихрист предлагает, так сказать, путь с черного хода. При этом он
надеется на легкую наживу и радуется, когда поверивший ему погибает. Чем больше
прославляется Христос, тем больше завидует Ему антихрист, о чем ясно
свидетельствует Евангелие: Многие придут под именем Моим, и будут говорить; “я
Христос” (Мф. 24, 5).
Попасть в Царство Небесное можно только через одну дверь — Христа;
вход туда даруется Им Самим за соблюдение Его святых заповедей. Попытка войти с
черного хода или, лучше сказать, взломав дверь, осуществляется с помощью
антихриста и противоположна пути заповедей Христовых, а потому кажется очень
легкой и заманчивой.
единственный из людей, которого в последние времена соблазнит
желание властвовать над Вселенной, будет антихристом в собственном смысле слова
— тем, о котором так много написано и сказано. Он достигнет величайших высот,
сможет творить невиданные чудеса силой, полученной от диавола, и настолько
сроднится с сатаной и делами его, что уподобится ему.
Он сразится со Христом, используя всю диавольскую мощь, но,
стремясь к завоеванию Царствия Небесного и получению наследия в нем, будет жить в заблуждении и лжи, распаляемый
завистью, подобно злым виноградарям, сказавшим: Это наследник.; пойдем,
убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38).
Когда придет антихрист?
Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал: Не
ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.
1, 7). Тот,
кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет
наказан, так как Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5).
Мы знаем, что вслед за приходом антихриста наступит второе славное
пришествие Господа Иисуса Христа (2 Фее 2,8) Священномученик Ипполит Римский
(+236 г.), один из самых ранних учителей Церкви, писал, что история
человечества завершится мировым господством антихриста.
Но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться
и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины,
как говорит святой пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина,
и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины,
как говорит святой пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина,
а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле
святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель
постигнет опустошumeля (9, 27).
Согласно толкованию святого Ипполита, слово “седмина” имеет
символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а
Как семь лет; за это время и произойдет то, и чем писали пророки относительно
последних времен (“О кончине мира”).
святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель
постигнет опустошumeля (9, 27).
Согласно толкованию святого Ипполита, слово “седмина” имеет
символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а
Как семь лет; за это время и произойдет то, и чем писали пророки относительно
последних времен (“О кончине мира”).
Семь лет разделяются, по мнению святого Ипполита, на два равных
периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится:
Идам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу
двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной
годам Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.
Святой Ипполит учит, что в
первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох,
чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним
Судии Христа.
периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится:
Идам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу
двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной
годам Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.
Святой Ипполит учит, что в
первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох,
чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним
Судии Христа.
Они будут в течение 1260 дней проповедовать, что Один Господь
Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: “Не верьте врагу, который придет и
явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший
обольщать и прельщать вас”
Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: “Не верьте врагу, который придет и
явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший
обольщать и прельщать вас”
Пророки не сотворят знамений и чудес, потому что будут посланы на
проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом
призывать людей к покаянию.
За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать
популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и
благочестием.
проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом
призывать людей к покаянию.
За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать
популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и
благочестием.
Мир поверит его добродетели, но Илия и Енох обличат истинные намерения антихриста, которые
обнаружатся позже. Цель антихриста одна — обольстить людей, чтобы они поверили
в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя
ему в послушание.
обнаружатся позже. Цель антихриста одна — обольстить людей, чтобы они поверили
в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя
ему в послушание.
Его стремление — помрачить ум человеческий. И дабы преуспеть
в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста,
чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13).
в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста,
чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13).
Эти двое как бы уподобятся
Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю —
известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2,
11). Не менее “чудесными” будут их слова. В
первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все
человечество примет его как нравственно совершенную личность.
Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых,
он совершит неслыханные чудеса силой
диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных,
парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для
прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они
забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками.
Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю —
известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2,
11). Не менее “чудесными” будут их слова. В
первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все
человечество примет его как нравственно совершенную личность.
Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых,
он совершит неслыханные чудеса силой
диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных,
парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для
прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они
забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками.
Во-вторых, он на время
наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого
человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла: Солнце да не
зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией,
идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать
священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать
прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства.
наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого
человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла: Солнце да не
зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией,
идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать
священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать
прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства.
В-третьих, антихрист покажет себя гостеприимным, щедрым,
сострадательным, будет помогать вдовам,
сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть
добрым по отношению к христианам, окажет
им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.
В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист
добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми
добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство,
но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом
примет его “под давлением просьб большинства”
В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы
антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации
и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого
вождя эпохи.
сострадательным, будет помогать вдовам,
сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть
добрым по отношению к христианам, окажет
им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.
В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист
добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми
добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство,
но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом
примет его “под давлением просьб большинства”
В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы
антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации
и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого
вождя эпохи.
Время
убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога,
современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической
эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.
Во второй же период, сразу после
воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение Теперь он покажет
себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким,
мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное
владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика.
Он прогонит избравших его на царство —
так закончится эпоха демократии — и возьмет в состав мирового правительства
бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся
души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей
согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому
порядку.
Тогда некоторые начнут прозревать — ведь тот, кого они привыкли
видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и
злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист
будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все
его признавали и служили ему как царю и богу.
убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога,
современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической
эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.
Во второй же период, сразу после
воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение Теперь он покажет
себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким,
мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное
владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика.
Он прогонит избравших его на царство —
так закончится эпоха демократии — и возьмет в состав мирового правительства
бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся
души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей
согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому
порядку.
Тогда некоторые начнут прозревать — ведь тот, кого они привыкли
видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и
злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист
будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все
его признавали и служили ему как царю и богу.
Он станет передвигать горы, ходить по морю, низводить огонь с
неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему
подвластна природа. Цель всего этого —
отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в
Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить
его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его
успеха. “Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?”
Своими действиями и словами антихрист постарается копировать
евангельские события и церковное учение, и как
Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и
антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое
помазание, печать — видимый знак своего покровительства, свидетельство
того, что он доволен своим слугой. Эта
печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском.
Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его
богом и не захочет его слушаться, он
предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.
Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой
печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится
в “теократию”. Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя
богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по
поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.
Итак, из писаний святого Ипполита Римского следует, что главным событием последних времен,
переломным моментом царствования антихриста будет его “обожение”.
Но и после того, как большинство
людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии.
Это вызовет тотальное преследование
инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории
Церкви гонения.
неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему
подвластна природа. Цель всего этого —
отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в
Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить
его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его
успеха. “Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?”
Своими действиями и словами антихрист постарается копировать
евангельские события и церковное учение, и как
Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и
антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое
помазание, печать — видимый знак своего покровительства, свидетельство
того, что он доволен своим слугой. Эта
печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском.
Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его
богом и не захочет его слушаться, он
предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.
Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой
печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится
в “теократию”. Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя
богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по
поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.
Итак, из писаний святого Ипполита Римского следует, что главным событием последних времен,
переломным моментом царствования антихриста будет его “обожение”.
Но и после того, как большинство
людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии.
Это вызовет тотальное преследование
инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории
Церкви гонения.
Те из христиан, которые засвидетельствуют свою веру и не отрекутся от нее,
будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии
Божием. Но многие связанные делами житейскими и
похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости
истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати,
причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.
Цель преследований — окончательно отвратить остаток верующих от
истинного богопочитания и вместо
знамения Честного Креста навязать христианам печать антихриста, то есть
заставить их всем сердцем, всей душой и
всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть.
Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но
изменится их сущность — это будет служение иному богу.
будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии
Божием. Но многие связанные делами житейскими и
похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости
истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати,
причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.
Цель преследований — окончательно отвратить остаток верующих от
истинного богопочитания и вместо
знамения Честного Креста навязать христианам печать антихриста, то есть
заставить их всем сердцем, всей душой и
всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть.
Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но
изменится их сущность — это будет служение иному богу.
Само имя Христа станет запретным, и память о Нем будет искореняться. Настанет мерзость запустения,
предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божий начнут использоваться для
“иных нужд”. “В то время Христос будет
представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги”,—
говорит преподобный Нил Мироточивый.
Возникает вопрос: значит, епископы и священники — духовные
руководители народа Божия — допустят все это и пойдут за антихристом? Да не
будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся
верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что
подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста,
который подвергнет их небывалым в истории мучениям.
Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой
не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут
изнемогать от тяжких гонений, скрываться
от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до
1260 дней. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с
концом мировой истории.
Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах
своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от
него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко
будет отыскать.
Антихрист будет верить в
свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться
своему могуществу, но как молния исходит от
востока и видна бывает даже до запада (Мф. 24, 27) — так явится в небе знамение
Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного
пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей,
уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его убьет духом уст Своих(2 Фее. 2, 8).
Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического,
религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново — например,
римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы
своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем
самым воздает лишь кесарю кесарево.
предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божий начнут использоваться для
“иных нужд”. “В то время Христос будет
представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги”,—
говорит преподобный Нил Мироточивый.
Возникает вопрос: значит, епископы и священники — духовные
руководители народа Божия — допустят все это и пойдут за антихристом? Да не
будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся
верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что
подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста,
который подвергнет их небывалым в истории мучениям.
Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой
не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут
изнемогать от тяжких гонений, скрываться
от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до
1260 дней. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с
концом мировой истории.
Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах
своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от
него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко
будет отыскать.
Антихрист будет верить в
свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться
своему могуществу, но как молния исходит от
востока и видна бывает даже до запада (Мф. 24, 27) — так явится в небе знамение
Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного
пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей,
уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его убьет духом уст Своих(2 Фее. 2, 8).
Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического,
религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново — например,
римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы
своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем
самым воздает лишь кесарю кесарево.
Священномученик Поликарп Смирнский категорически отказался воздать божественные почести
императору, за что был усечен мечом. Признавать
существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы — это одно,
но совсем иное — принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.
Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие
тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий
Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение
своим военачальникам и при этом были замучены
за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими
знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.
То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими
народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий
Константинопольский получали от
мусульманских властей фирманы — грамоты, удостоверявшие их легитимность и
признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них
приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому
календарю.
императору, за что был усечен мечом. Признавать
существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы — это одно,
но совсем иное — принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.
Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие
тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий
Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение
своим военачальникам и при этом были замучены
за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими
знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.
То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими
народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий
Константинопольский получали от
мусульманских властей фирманы — грамоты, удостоверявшие их легитимность и
признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них
приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому
календарю.
И эти святые, хотя вовсе не собирались отрекаться от Христа, относились к фирманам как к официальным
государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе.
Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь
как выражение веры султана или халифа, правящих государством
Святой Косьма Этолийскии говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же
время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему
возможность законно проповедовать Христа
Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу
религиозной идеи Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22, 21) В этом
отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе Они имели паспорта с символикой
отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были
послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали
коммунистической идеологии: атеизма,
антихристианства и т. п.— словом, не отрекались от Христа
Так же поступим мы и когда придет антихрист Нам не удастся
изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно
уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы,
ценные бумаги, деньги,— это одно, но совершенно другое — Христос и наше
исповедание веры в истинного Бога. И
когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам,
которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.
Но пока эти времена не наступили, миром не правит “владыка
вселенной” и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу — логично
сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.
Священное Писание об антихристе
Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 1—12)
пишет:
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и
нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова,
ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе
не придет прежде отступление и не откроется
человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или
святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех
пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом
уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою
силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они
не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут
верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие
неправду.
Толкование данного места писания
День второго славного пришествия Христова должен быть для нас
вожделенным, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе
Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы,
оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу
на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими
словами (1 Фее. 4, 16— 18). Зачем же христианам
бояться пришествия антихриста, если за ним грядет встреча с Самим Господом
Иисусом Христом?!
Ум, по учению Церкви, есть не только рассудок, но в первую очередь
правомыслие, то есть Православие, которое требует соблюдать закон Христов, а
никак не предаваться досужим фантазиям на благочестивые темы.
Не смущайтесь означает, что ничто
не должно колебать нашу веру во Христа Иисуса,
то есть нам нужно отвращаться от того, что может ей повредить, сделать ее
неправой. Не следует верить никаким с виду благочестивым легендам или слушать
людей, которые всячески преувеличивают силу диавола и его слуги антихриста, а
следовательно, не веруют во всемогущество Божие. Великий учитель Церкви святой
Иоанн Златоуст говорит:
“Если кто вам скажет нечто такое, пусть даже Духом Святым изречет
пророчество,— не верьте ему” (“Беседа на Послания к Фессалоникийцам”). Иными
словами, да не обольстит вас никто никак.
Доколе не придет прежде отступление —
эти слова означают не состояние отступления от Бога, в котором находится
человечество после преступления Адама, но пришествие того, кто возглавит
последнее, окончательное отступление всех времен и народов Об этом ясно говорит святой Иоанн Златоуст: “Что есть отступление?
Самого антихриста считай отступлением, так как он многих должен погубить и
увести от Бога”. То есть, говоря не смущайтесь, апостол разумеет, что не
следует придавать большого значения разглагольствованиям о конце света и прочих
грядущих событиях, поскольку они предопределены Самим Богом и никто не в силах
здесь что-либо изменить. Будет и великий отступник, который придет во имя свое
(Ин. 5, 43), потребует божественных почестей, будет заставлять всех людей
исповедовать его истинным Богом. Но это еще не случилось, а поэтому нельзя
говорить о пришествии антихриста и тем более о его печати, которая не может
существовать до его воцарения над миром Следовательно, поднимающие шум вокруг
темы антихриста и конца света смущают, вводят в заблуждение людей и тем самым
тяжко согрешают
Выше всего называемого Богом и святынею антихрист уравняет и
унифицирует все существующие мировые религии. Он предложит усредненный вариант
единой мировой религии, объединенной, “чисто духовной” церкви, которая не будет
учить идолопоклонству и спиритизму или призывать поклоняться сатане. Все старые
боги будут упразднены, говорит святой Иоанн Златоуст, то есть подготовится
пришествие нового, всеобщего бога, почитание которого превзойдет почитание
прежних богов.
государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе.
Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь
как выражение веры султана или халифа, правящих государством
Святой Косьма Этолийскии говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же
время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему
возможность законно проповедовать Христа
Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу
религиозной идеи Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22, 21) В этом
отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе Они имели паспорта с символикой
отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были
послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали
коммунистической идеологии: атеизма,
антихристианства и т. п.— словом, не отрекались от Христа
Так же поступим мы и когда придет антихрист Нам не удастся
изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно
уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы,
ценные бумаги, деньги,— это одно, но совершенно другое — Христос и наше
исповедание веры в истинного Бога. И
когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам,
которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.
Но пока эти времена не наступили, миром не правит “владыка
вселенной” и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу — логично
сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.
Священное Писание об антихристе
Апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 1—12)
пишет:
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и
нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова,
ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе
не придет прежде отступление и не откроется
человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или
святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех
пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом
уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою
силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они
не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут
верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие
неправду.
Толкование данного места писания
День второго славного пришествия Христова должен быть для нас
вожделенным, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе
Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы,
оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу
на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими
словами (1 Фее. 4, 16— 18). Зачем же христианам
бояться пришествия антихриста, если за ним грядет встреча с Самим Господом
Иисусом Христом?!
Ум, по учению Церкви, есть не только рассудок, но в первую очередь
правомыслие, то есть Православие, которое требует соблюдать закон Христов, а
никак не предаваться досужим фантазиям на благочестивые темы.
Не смущайтесь означает, что ничто
не должно колебать нашу веру во Христа Иисуса,
то есть нам нужно отвращаться от того, что может ей повредить, сделать ее
неправой. Не следует верить никаким с виду благочестивым легендам или слушать
людей, которые всячески преувеличивают силу диавола и его слуги антихриста, а
следовательно, не веруют во всемогущество Божие. Великий учитель Церкви святой
Иоанн Златоуст говорит:
“Если кто вам скажет нечто такое, пусть даже Духом Святым изречет
пророчество,— не верьте ему” (“Беседа на Послания к Фессалоникийцам”). Иными
словами, да не обольстит вас никто никак.
Доколе не придет прежде отступление —
эти слова означают не состояние отступления от Бога, в котором находится
человечество после преступления Адама, но пришествие того, кто возглавит
последнее, окончательное отступление всех времен и народов Об этом ясно говорит святой Иоанн Златоуст: “Что есть отступление?
Самого антихриста считай отступлением, так как он многих должен погубить и
увести от Бога”. То есть, говоря не смущайтесь, апостол разумеет, что не
следует придавать большого значения разглагольствованиям о конце света и прочих
грядущих событиях, поскольку они предопределены Самим Богом и никто не в силах
здесь что-либо изменить. Будет и великий отступник, который придет во имя свое
(Ин. 5, 43), потребует божественных почестей, будет заставлять всех людей
исповедовать его истинным Богом. Но это еще не случилось, а поэтому нельзя
говорить о пришествии антихриста и тем более о его печати, которая не может
существовать до его воцарения над миром Следовательно, поднимающие шум вокруг
темы антихриста и конца света смущают, вводят в заблуждение людей и тем самым
тяжко согрешают
Выше всего называемого Богом и святынею антихрист уравняет и
унифицирует все существующие мировые религии. Он предложит усредненный вариант
единой мировой религии, объединенной, “чисто духовной” церкви, которая не будет
учить идолопоклонству и спиритизму или призывать поклоняться сатане. Все старые
боги будут упразднены, говорит святой Иоанн Златоуст, то есть подготовится
пришествие нового, всеобщего бога, почитание которого превзойдет почитание
прежних богов.
Этот новый человекобог предложит “чистое поклонение истине в
духе”, в качестве же объекта поклонения будет фигурировать он сам Характерным
признаком этой эпохи, по учению святого Иоанна Златоуста, будет то, что антихрист не только воссядет
как. бог в иерусалимском храме, но и повелит поставить свои изображения во всех
храмах мира. Многие из борцов за
права человека окажутся его фанатичными сторонниками, потому что с самого
начала своего владычества он будет стараться выглядеть добрым, усердным,
демократичным руководителем человечества. Будем же осторожны — спасти и указать верный
путь сможет только истинная вера во Христа и Его Церковь
И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему. Что же
препятствует антихристу явиться сейчас и уничтожить Церковь? Святые Иоанн
Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Косьма Этолийский и все
православные толкователи Апокалипсиса говорят, что удерживающим началом
является римская государственная власть,
а не особые дарования Святого Духа, полученные каким-то человеком. Так, святой
Иоанн Златоуст учит, что власть Рима будет отменена антихристом.
Так считал и преподобный Никодим Святогорец: “Ты же, читатель, прими как самое
истинное объяснение святого Иоанна Златоуста”
Знамениями и чудесами ложными. Об этом много написано у святителя
Игнатия (Брянчанинова) в книге “Чудеса и знамения”, которую мы рекомендуем
прочесть всем интересующимся сверхъестественными способностями антихриста.
Еще раз напомним последовательность событий, предшествующих воцарению
антихриста. Сначала — падение христианских монархий, а затем и полное
уничтожение христианской государственности как таковой, основанной на вере во
Христа. После этого придет антихрист, который не сразу явит свою истинную
сущность отступника и врага Христова.
духе”, в качестве же объекта поклонения будет фигурировать он сам Характерным
признаком этой эпохи, по учению святого Иоанна Златоуста, будет то, что антихрист не только воссядет
как. бог в иерусалимском храме, но и повелит поставить свои изображения во всех
храмах мира. Многие из борцов за
права человека окажутся его фанатичными сторонниками, потому что с самого
начала своего владычества он будет стараться выглядеть добрым, усердным,
демократичным руководителем человечества. Будем же осторожны — спасти и указать верный
путь сможет только истинная вера во Христа и Его Церковь
И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему. Что же
препятствует антихристу явиться сейчас и уничтожить Церковь? Святые Иоанн
Златоуст, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Косьма Этолийский и все
православные толкователи Апокалипсиса говорят, что удерживающим началом
является римская государственная власть,
а не особые дарования Святого Духа, полученные каким-то человеком. Так, святой
Иоанн Златоуст учит, что власть Рима будет отменена антихристом.
Так считал и преподобный Никодим Святогорец: “Ты же, читатель, прими как самое
истинное объяснение святого Иоанна Златоуста”
Знамениями и чудесами ложными. Об этом много написано у святителя
Игнатия (Брянчанинова) в книге “Чудеса и знамения”, которую мы рекомендуем
прочесть всем интересующимся сверхъестественными способностями антихриста.
Еще раз напомним последовательность событий, предшествующих воцарению
антихриста. Сначала — падение христианских монархий, а затем и полное
уничтожение христианской государственности как таковой, основанной на вере во
Христа. После этого придет антихрист, который не сразу явит свою истинную
сущность отступника и врага Христова.
Печать с изображением своего имени он начнет
ставить своим приверженцам лишь в конце царствования.
ставить своим приверженцам лишь в конце царствования.
Она никому не будет ставиться насильно,
потому что диаволу нужно добровольное отречение от Бога
потому что диаволу нужно добровольное отречение от Бога
Далее в небе будет явлено
знамение Честного Креста Господня и вслед за тем придет Христос.
Попытки извратить или переиначить ход событий, известный нам из
священных книг и писаний святых мужей, свидетельствуют о том, что
предпринимающий их человек заблуждается, действует под влиянием диавола,
являясь орудием исполнения его замыслов и сея смущение, страх и уныние в людях!
знамение Честного Креста Господня и вслед за тем придет Христос.
Попытки извратить или переиначить ход событий, известный нам из
священных книг и писаний святых мужей, свидетельствуют о том, что
предпринимающий их человек заблуждается, действует под влиянием диавола,
являясь орудием исполнения его замыслов и сея смущение, страх и уныние в людях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий