среда, 3 декабря 2014 г.

Иер. Даниил Сысоев- Слово на Собор 12 Апостолов

В жизнь вечную может
вступить только тот, кто познает Бога и посланного Им
для спасения мира
Господа Иисуса Христа, а познать Бога может только тот, кто будет любить Его,
чрез молитву часто вспоминать о Нем, пребывать в общении с Ним.





Но если человек сам только, одними своими силами будет стараться
угодить Богу, то он никогда не научится любить Бога от всего сердца.
Для этого нужно, чтобы в сердце
вселился Дух Святой и очистил
его от всякой скверны.

Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей,
долго не орошаемой дождем.

За вечерним богослужением мы слышали в одной из паремий, что
однажды в земле Иудейской была сильная засуха и голод, но пророк Иоиль говорил
в утешение жителям этой земли, что пошлет
Господь снова дождь на землю, если они будут каяться и обратятся к Богу с
молитвой, в посте и плаче, и рыдании, а в последние дни изольет на всех Духа
Своего, чтобы как земля снова стала приносить
плод после дождя, так и душа
каждого человека сделалась плодоносною от излияния на нее Святого Духа.

 Плод же Духа Святого, по
словам святого апостола Павла, есть добродетели христианские: любовь, радость,
мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23).

До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для
него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, во
всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, – все
это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не
радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям.

Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как
будто совсем изменяется, как бы дается человеку “сердце новое и дух новый”
(Иез. 36:26) – человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости,
он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь
Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое
добро людям, какое только может.

Когда человек становится таким, тогда и исполняются над ним слова
пророка Иоиля: Излию от Духа
Моего на всякую плоть в последние дни
 (Иоил. 2:28).

Эти слова начали исполняться со дня сошествия Святого Духа на
апостолов в день Пятидесятницы и продолжают исполняться доселе на всех нас.

Ибо как некогда, во дни столпотворения вавилонского, люди вследствие нечестия и ненависти друг ко другу разделились между
собой и Господь смешал языки
их,

так и ныне, когда сошел Дух Святой в виде огненных языков, Он “в
соединение вся призва”, так что люди, говорившие на разных языках, стали понимать апостолов, а у верующих в
Господа Иисуса Христа было одно
се
рдце и одна душа (Деян. 4:32).

Но чтобы Дух Святой, излившийся на нас, не оставил нас вскоре, будем стараться сделать душу свою достойным
обиталищем для Него
.

Мы, “плавающие в молве житейских попечений, с кораблем потопляемые
грехами и к душепагубному зверю, то есть диаволу низвергаемые”, будем чаще из
этой смертоносной глубины своих грехов и всяких суетных забот житейских
обращать взор свой ко Христу Спасителю нашему,

 и Он, как Иону из чрева
китова, будет всегда изводить нас из этой глубины.

Постоянная молитва ко Христу Спасителю нашему и к подателю жизни
Духу Святому научит нас путям Господним, и мы, очищаемые “огнедохновенного Духа
росою”, будет всегда ходить во свете закона Господня.

В честь Святого Духа Церковь установила праздник

какою радостью исполнились сердца апостолов, когда они услышали от
Христа обетование послать им Утешителя
иного
, сколь велики были плоды сошествия на них Святого Духа.

Дух Святой, по слову Христову, напомнил им все, что говорил Христос,
так что они, вдохновляемые Духом, без затруднения, одушевленно, словами,
исполненными мудрости и красноречия, “проповедовали о Христе всем народам и их
царям и правителям (Ин. 14:26; Лк. 21:11–15).

При содействии Духа Святого некнижные рыбари извлекли “глубины Духа”, сокровища
премудрости
и ведения (Кол. 2:3)
из священных писаний пророческих, ключ к уразумению которых открыл им еще
Христос после Своего Воскресения (Лк. 24:45).

Дух Святой возвестил
апостолам и грядущие судьбы Церкви (
Ин. 16:13), так что они
проповедовали без всякого опасения за судьбы своего дела, будучи твердо
уверены, что дело их не может погибнуть,
несмотря на видимое их бессилие пред лицом враждебного им мира
(Деян. 5:38–39).

Дух Святой сопровождал великими знамениями и чудесами их
проповедь, так что они покорили вере во Христа народы во всех концах вселенной
(Рим. 15:18–21; 10:18).

 Духом Святым они “ежедневно умирали” (1 Кор. 15:31;
2 Кор. 4:11) для страстей плотских (Гал. 5:16–26), так что
постоянно в духовной жизни своей преображались в тот же (Христов) образ от славы в славу, как от
Господня Духа
 (2 Кор. 3:17–18).

хотя сокровища духовные они носили в немощных, скудельных сосудах
(2 Кор. 4:7), но благодатию Духа Христова возносимы были до третьего
неба, восхищаемы были в самый рай (2 Кор. 12:1–9).

кто верует в простоте сердца, и ныне не только устами, а и сердцем
празднуют в честь Духа Святого

мир не может принятъ (Его), потому что не видит Его и не знает
Его
 (Ин. 14:17)...

Дух Святой созидает сердце чистое в людях (Пс. 50:12),
обновляет, следовательно, самые “исходища жизни” (Притч. 4:23;
Иез. 37:26–27) – не для того, чтобы прекратить труд человека над самим
собою, а для того лишь, чтобы облегчить трудность подвигов духовной жизни, немощное врачуя и оскудевающее
восполняя.

 Дух, идеже хощет, дышет,
и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет
 (Ин. 3:8)

если трудно нам ощутить непосредственное действие Святого Духа на наш дух, то
Его действие может проявиться чрез общение наше с исполненными Духа святыми и
чрез чтение писаний Духа, оставленных нам святыми апостолами.

Ибо ведь как чрез Духа Святого “во пророцех возвестил еси нам
(Бог) путь спасения, и во апостолех возсия... благодать Духа”, как “собирал Он
собор церковный”, так и поныне немало есть людей, исполненных Духа, особенно
среди духовных подвижников, обогащающихся непрестанно “плодами Духа”
(Гал. 5:22).

Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

 Паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и
песнех духовных 
(Еф. 5:18–19),
чтобы, начав с этой начальной ступени “хождения во свете”, соделаться
способными и к дальнейшим, изображаемым апостолам (Еф. 5:8 и далее)!

Благодать Божия стучится в двери наших сердец – не будем
пренебрегать ею, чтобы не оттолкнуть от себя Высокого “Блюстителя душ наших”
(Откр. 3:20; 1 Пет. 2:25);

 Почерпая здесь воду из
источников жизни для утоления духовной жажды,

пиемая нами вода
жизни
  укрепляет нас на
мужественную борьбу с умерщвляющими дух страстями плотскими, как воздействовала
она на самарянку, оставившую страсти прежней жизни;

вода жизни возвращает в нас силы
для подвига жизни – пастырского ли, или иного по воле Божией, – и таким образом
сделается для нас воистину источником
воды, текущей в жизнь вечную 
(Ин. 4:14).

немощных, слабых, все еще не чуждых земных, плотских пристрастий
апостолов Дух Святой преобразил настолько, что они сделались как бы огненными
по чистоте своей жизни и пламенной ревности о совершении дела Христова, на
которое были посланы.

Духовное же возрождение людей, совершаемое Духом Святым, не
ограничивается веками и совершается среди народов, обитающих во всей вселенной.
Но те, которые получили
помазание
 от Святого Духа, знают все (1 Ин. 2:20) и

свободны от мучительных исканий гордого ума, в которые напрасно
ввергают себя люди.

люди сами лучше не становятся, напротив, явно исполняется на них
пророчество Господа: По
причине умножения беззакония во многих охладеет любовь
 (Мф. 24:12).

Дух же Святой в среде растленного пред пришествием Христовым на
землю человечества создал повсюду общины святых, как бы цветущие оазисы в
пустыне.

Столько трудились люди в течение веков над созиданием всеобщего счастья
на земле, и вот видим мы, что по мере того, как блага культуры становятся
доступными всем, счастье для людей становится как бы все менее доступным и,
напротив, умножаются ненависть, озлобление, отчаяние, дышащие духом убийства и
самоубийства.

Дух же Святой совершил то, что не могли совершить люди: Он и
апостолов исполнил радостью совершенною (Ин. 17:13).

Дух Святой и в мучеников Христовых, видевших пред собою близкую
смерть или терпевших жесточайшие муки, вселял высшую неизреченную радость,
вдохновлял их славить Христа и молиться за мучителей.

торжество в честь Святого Духа: “Огнедохновенную приимите Духа
росу, о чада светообразная церковная!”

много еще есть христиан, которые о Духе Святом редко вспоминают и
походят этим на людей, Духа Святого “не видящих и не знающих” (Ин. 14:17),

или на жителей ефесских, сказавших апостолу Павлу: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух
Святый
 (Деян. 19:2).

Свидетельство самого начала жизни христианской в людях святые
апостолы полагали в том, что эти люди, уверовав, принимали Духа Святого.

Можно ли вспомнить о Духе Святом, если редко входить в душу свою,
мало наблюдать за тем, что происходит в ней, если внимание бывает рассеяно
постоянно по стогнам мира?

 Если не знать и не видеть
страстей своих, не знать и подвига борьбы с ними, не чувствовать немощи и
бессилия своего в этой борьбе, то нельзя почувствовать и живой потребности
взывать от глубины сердца: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... прииди и
вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!”

Но если не учиться “жить не по плоти, но по духу” (Рим. 8:1;
Гал. 5:16–25), то вселяются в человека лишь самые низменные вожделения
плоти, появляется склонность к пьянству, дух блуда с его всевозможными
проявлениями, столь в наши дни усиливающимися, до содомских включительно...

надо вспомнить слова Господа: Не
вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть 
(Быт. 6:3).

Плотью порабощен ныне дух многих людей, – но не хотят ли
современные люди возвратить на землю настроение современников Ноя, соделавшихся
“плотью” и истребленных потопом, и претерпеть судьбу их?

пророческие слова Господа, сказавшего: Как было в дни Ноя, так будет и во
дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как
вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех
 (Лк. 17:26–27)?

Не дадим же душе своей обратиться, подобно жене Лотовой, в
“соляной столп” чрез свое бесчувствие к влияниям Духа Святого в душе нашей и
неспособность к пониманию чего-либо иного, кроме того, что будит и питает
вожделения плоти!

будем чаще призывать Духа Святого на помощь в нашей борьбе со
страстями и немощами плоти!

будем более искать радостей не плоти, а духа,

изберем себе не царствие земное, как это свойственно было
язычникам, говорившим: “Будем есть, пить и веселиться, пока не умрем!” –
изберем Царствие Христово, которое есть не
пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
 (Рим. 14:17)!

Из проповедей священномученика Фаддея (Успенского)

В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ


Иер. Даниил Сысоев- Слово
на Собор 12 Апостолов

Комментариев нет:

Отправить комментарий