покайтеся: приближися бо царство небесное [1].
во время проповеди Своей на земле —
Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха
неисцелимым.
Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха
неисцелимым.
И теперь Он продолжает призывать
всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного
недуга.
всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного
недуга.
все, стремящиеся к мрачному гробу, к
еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь!
еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь!
Отряхните обаяние мира, постоянно
содержащее вас в плену!
содержащее вас в плену!
Покайтеся и веруйте во
Евангелие, говорит Он вам,покайтеся: приближися бо царствие небесное.
Евангелие, говорит Он вам,покайтеся: приближися бо царствие небесное.
иначе вы достигните гроба, достигнете врат вечности, не стяжав никакого
правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее,
приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи.
правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее,
приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи.
Тягчайший из грехов — невнимание к
словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтеся!
словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтеся!
Льстив, обманчив путь земной жизни:
для начинающих он представляется
бесконечным поприщем, исполненным действительности;
бесконечным поприщем, исполненным действительности;
для совершивших его — путем самым
кратким, обставленным пустыми сновиденьями. Покайтеся!
кратким, обставленным пустыми сновиденьями. Покайтеся!
И славу, и богатство, ослепленный
грешник, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с
души одежда ее — тело, когда душа ведется неумолимыми ангелами на суд
праведного Бога, ей неведомого, пренебреженного ею.
грешник, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с
души одежда ее — тело, когда душа ведется неумолимыми ангелами на суд
праведного Бога, ей неведомого, пренебреженного ею.
Трудятся, торопятся люди обогатить
себя познаниями, но только познаниями
маловажными, годными лишь для времени, способствующие для удовлетворения
нуждам, удобствам и прихотям земной жизни.
себя познаниями, но только познаниями
маловажными, годными лишь для времени, способствующие для удовлетворения
нуждам, удобствам и прихотям земной жизни.
Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь — познание Бога и
примирение с Ним
при посредстве Искупителя — мы вполне презираем. Покайтеся!
примирение с Ним
при посредстве Искупителя — мы вполне презираем. Покайтеся!
в земную жизнь нашу. Она ничтожна!
все блага ее отнимаются смертью, а часто и гораздо раньше смерти различными
неожиданными обстоятельствами.
все блага ее отнимаются смертью, а часто и гораздо раньше смерти различными
неожиданными обстоятельствами.
Недостойны эти тленные, так скоро
исчезающие блага, называться благами! Скорее, они — обманы, сети.
исчезающие блага, называться благами! Скорее, они — обманы, сети.
Увязающие в этих сетях, и опутывающиеся ими,
лишаются истинных, вечных, небесных, духовных благ, доставляемых верою во
Христа и последованием Ему по таинственному пути жительства
евангельского. Покайтеся!
лишаются истинных, вечных, небесных, духовных благ, доставляемых верою во
Христа и последованием Ему по таинственному пути жительства
евангельского. Покайтеся!
В каком мы страшном ослеплении!
Не смотря на это, столько явное
свидетельство самого опыта, мы гоняемся за одними временными благами, как бы за
постоянными, за вечными. На них одних обращено все наше внимание! забыт Бог!
забыта величественная и вместе грозная вечность! Покайтеся!
свидетельство самого опыта, мы гоняемся за одними временными благами, как бы за
постоянными, за вечными. На них одних обращено все наше внимание! забыт Бог!
забыта величественная и вместе грозная вечность! Покайтеся!
Изменят, братия, непременно изменят
нам все тленные блага: богачам изменит их богатство, славным их слава, юным их
юность, мудрецам их мудрость.
нам все тленные блага: богачам изменит их богатство, славным их слава, юным их
юность, мудрецам их мудрость.
Только одно вечное, существенное
благо может стяжать человек во время странствования земного: истинное
Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом.
благо может стяжать человек во время странствования земного: истинное
Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом.
Но для получения этих верховных
благ, надо и оставить жизнь греховную, надо возненавидеть ее. Покайтеся!
благ, надо и оставить жизнь греховную, надо возненавидеть ее. Покайтеся!
Покайтеся! Что значит
покаяться? значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои
покаяться? значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои
и уже более не возвращаться к
ним [2]. Таким образом многие грешники претворились в
святых, многие беззаконники в праведников.
ним [2]. Таким образом многие грешники претворились в
святых, многие беззаконники в праведников.
Покайтеся! отвергните от себя не только явные грехи — убийство, грабительство,
блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и
мечтания преступные, и помышления беззаконные — все, все, воспрещаемое
Евангелием.
блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и
мечтания преступные, и помышления беззаконные — все, все, воспрещаемое
Евангелием.
Прежнюю и греховную жизнь омойте
слезами искреннего раскаяния.
слезами искреннего раскаяния.
враг не примечаемый и не понимаемый
тобою [4]:
тобою [4]:
он знает могущество покаяния,
он и боится, чтоб покаяние не
исторгло тебя из его власти, — и
исторгло тебя из его власти, — и
старается отвлечь тебя от покаяния,
приписывая Божию всемогущему и врачевству немощь.
приписывая Божию всемогущему и врачевству немощь.
Установитель покаяния —Творец твой,
создавший тебя из ничего. Тем легче
создавший тебя из ничего. Тем легче
Он может воссоздать тебя, претворить
твое сердце:
твое сердце:
соделать сердце Боголюбивое из
сердца грехолюбивого,
сердца грехолюбивого,
соделать сердце чистое, духовное,
святое, из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.
святое, из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.
познаем неизреченную любовь Божию к
падшему человеческому роду.
падшему человеческому роду.
Господь вочеловечился, чтоб чрез
вочеловечение соделать для Себя возможным принятие на Себя казней, заслуженных
человеками, и казнью Всесвятого искупить виновных от казни.
вочеловечение соделать для Себя возможным принятие на Себя казней, заслуженных
человеками, и казнью Всесвятого искупить виновных от казни.
Что привлекло Его к нам сюда, на
землю, в страну нашего изгнания?
землю, в страну нашего изгнания?
Его привлекло к нам то бедственное
состояние, в которое ввергла нас наша греховность.
состояние, в которое ввергла нас наша греховность.
Грешники! ободримся. Для насГосподь
совершил великое дело своего вочеловечения; на наши болезни призрел
совершил великое дело своего вочеловечения; на наши болезни призрел
Исполненные веры, усердия и
благодарности приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом.
благодарности приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом.
Беззаконник аще обратится от всех
беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд,
правду и милость, жизнию поживет, и не умрет:
беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд,
правду и милость, жизнию поживет, и не умрет:
вся согрешения его, елика сотворил,
не помянутся ему, но в правде своей, юже сотворил, жив будет.
не помянутся ему, но в правде своей, юже сотворил, жив будет.
Такое обетование дает Бог грешнику,
устами Своего великого пророка [5].
устами Своего великого пророка [5].
Будем соответствовать великой любви
к нам Господа,
к нам Господа,
Покаемся не одними устами;
Принесем вместе со слезами, с
наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на
жизнь евангельскую.
наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на
жизнь евангельскую.
Вскую умираете, доме израилев! [6]. Зачем вы гибнете,. христиане, от грехов ваших
вечною смертью? зачем наполняется вами ад, как бы не было установлено в церкви
Христовой всемогущего покаяния?
вечною смертью? зачем наполняется вами ад, как бы не было установлено в церкви
Христовой всемогущего покаяния?
Дан этот бесконечно благий дар дому
израилеву — христианам — и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были
грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого,
прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты.
израилеву — христианам — и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были
грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого,
прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты.
От того окончательно гибнут
христиане вечною смертью, что во все время жизни земной занимаются одним
нарушением обетов крещения, одним служением греху, они гибнут от того, что не
удостаивают ни малейшего внимания Слово Божие, возвещающее им о покаянии.
христиане вечною смертью, что во все время жизни земной занимаются одним
нарушением обетов крещения, одним служением греху, они гибнут от того, что не
удостаивают ни малейшего внимания Слово Божие, возвещающее им о покаянии.
В самые предсмертные минуты они не
умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния!
умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния!
Не умеют воспользоваться, потому что
не получили о христианстве никакого понятия, или получили понятие самое
недостаточное и сбивчивое, которое должно быть названо скорее полным незнанием,
нежели каким-нибудь познанием.
не получили о христианстве никакого понятия, или получили понятие самое
недостаточное и сбивчивое, которое должно быть названо скорее полным незнанием,
нежели каким-нибудь познанием.
глаголет Господь: не хощу смерти
грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему [7]... Вскую умираете, доме израилев?..
грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему [7]... Вскую умираете, доме израилев?..
Ведал Бог немощь человеков, ведал,
что они и по крещении будут впадать в согрешения:
что они и по крещении будут впадать в согрешения:
по этой причине Он установил в
Церкви своей таинство покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после
крещения.
Церкви своей таинство покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после
крещения.
Покаяние должно сопутствовать вере
во Христа, предшествовать крещению во Христа;
во Христа, предшествовать крещению во Христа;
а после крещения оно исправляет
нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.
нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.
Когда многие из Иерусалима и всей
Иудеи сходились к Иоанну, проповеднику покаяния, на Иордан для крещения, то
исповедовали ему грехи свои,
Иудеи сходились к Иоанну, проповеднику покаяния, на Иордан для крещения, то
исповедовали ему грехи свои,
потому, что для прочности их
покаянья нужно было соединить с чувствами сожаления о впадении в грехи
исповедание грехов.
покаянья нужно было соединить с чувствами сожаления о впадении в грехи
исповедание грехов.
Душа, знающая, что она обязана
исповедать грехи свои, как бы уздою, удерживается от повторения прежних
согрешений;
исповедать грехи свои, как бы уздою, удерживается от повторения прежних
согрешений;
напротив того неисповеданные грехи,
как бы совершенные во мраке удобно повторяются.
как бы совершенные во мраке удобно повторяются.
Исповедыванием грехов расторгается
дружба с грехами.
дружба с грехами.
Ненависть к грехам — признак
истинного покаяния, — решимости вести жизнь добродетельную.
истинного покаяния, — решимости вести жизнь добродетельную.
Если ты стяжал навык к грехам, то
учащай исповедь их, — и вскоре освободишься из плена греховного, легко и
радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу.
учащай исповедь их, — и вскоре освободишься из плена греховного, легко и
радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу.
Кто постоянно предает друзей своих,
тому друзья делаются врагами, удаляются от него, как от предателя, ищущего их
верной погибели:
тому друзья делаются врагами, удаляются от него, как от предателя, ищущего их
верной погибели:
кто исповедует грехи свои, от того
отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего
естества, не терпят обличения и позора.
отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего
естества, не терпят обличения и позора.
Кто в надежде на покаяние позволяет
себе согрешать произвольно и намеренно: тот поступает в отношении к Богу
коварно.
себе согрешать произвольно и намеренно: тот поступает в отношении к Богу
коварно.
Грешащего произвольно и намеренно, в
надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое
он предполагал посвятить добродетели [9].
надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое
он предполагал посвятить добродетели [9].
Таинством исповеди решительно
очищаются все грехи, соделанные словом, делом, помышлением. Для того, чтоб
изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем,
нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии.
очищаются все грехи, соделанные словом, делом, помышлением. Для того, чтоб
изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем,
нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии.
Постоянное покаяние состоит в
постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми
обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных
чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди.
постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми
обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных
чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди.
мы потеряли произвольным грехом святую непорочность, в духовном сиянии которой мы явились в бытие
из рук Создателя.
из рук Создателя.
Мы потеряли и ту непорочность, которую получили при воссоздании крещением;
мы запятнали на пути жизни
различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем.
различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем.
Осталась нам еще одна вода для
омовения — вода покаяния.
омовения — вода покаяния.
Что будет с нами, когда мы
пренебрежем и этим омовением?
пренебрежем и этим омовением?
Придется нам предстать Богу с душами, обезображенными грехом, — и
грозно воззрит Он на душу оскверненную, осудит ее в огнь геенны.
грозно воззрит Он на душу оскверненную, осудит ее в огнь геенны.
Чем же оканчивается этот суд Божий,
суд покаяния, на который Бог непрестанно призывает грешника, во время его
земной жизни?
суд покаяния, на который Бог непрестанно призывает грешника, во время его
земной жизни?
Когда человек сознает грехи свои,
решится на искреннее покаяние и исправление: то решает Бог суд Свой с человеком
следующим решением:
решится на искреннее покаяние и исправление: то решает Бог суд Свой с человеком
следующим решением:
Аще будут греси ваши яко багряное,
яко снег убелю, аще будут яко червленное, яко волну убелю [10].
яко снег убелю, аще будут яко червленное, яко волну убелю [10].
Если же христианин окажет
пренебрежение к этому последнему, многомилостивому призвание Божию: то
возвещается ему от Бога окончательная погибель.
пренебрежение к этому последнему, многомилостивому призвание Божию: то
возвещается ему от Бога окончательная погибель.
Благость Божия, говорит
Апостол,на покаяние тя ведет [11].
Апостол,на покаяние тя ведет [11].
Бог видит твои согрешения: Он
долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на
цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя;
долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на
цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя;
Он ожидает твоего покаяния, и вместе
предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели
твоих.
предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели
твоих.
И благостию и долготерпением Божиими
ты злоупотребляешь! Нет в тебе исправления!
ты злоупотребляешь! Нет в тебе исправления!
Нерадение твое усиливается!
Усиливается в тебе пренебрежение и к Богу и к твоей собственной, вечной участи!
Усиливается в тебе пренебрежение и к Богу и к твоей собственной, вечной участи!
Ты заботишься только о умножении
грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и
сугубые!
грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и
сугубые!
По жестокости твоей и
непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного
Божия суда, на котором воздается коемуждо по делом его;
непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного
Божия суда, на котором воздается коемуждо по делом его;
овым убо по терпению дела благаго,
славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются убо
истине, повинуются же неправде, ярость и гнев.
славы и чести и нетления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются убо
истине, повинуются же неправде, ярость и гнев.
Скорбь вечная и теснота вечная на
всяку душу человека, творящаго злое [12]. Аминь.
всяку душу человека, творящаго злое [12]. Аминь.
О ПОКАЯНИИ святитель Игнатий
Брянчанинов
http://www.youtube.com/watch?v=QZRquALMGy8
Комментариев нет:
Отправить комментарий