понедельник, 1 декабря 2014 г.

Прот Артемий Владимиров О посте БФ Артосъ, 2002ТК Спас 2008 11 27

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.



Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною
разборчивостью в ней.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности
есть закон для ума.

Ум должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он
будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над
пожеланиями сердца и тела; изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание
добродетелей – пост.

Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная
заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была
достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.

Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только
качество.

Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что,
вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь
заключалась в поражении человеков вечною смертью.

. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не
может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается
лености, унынию и печали

Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. «Внемлите
же себе,да не когда
 отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34), завещал
Господь.

Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и
сердцу, т. е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное.
Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по
чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и
умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он
сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму,
Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле,
утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

«Горе вам, насыщеннии ныне: яко
взалчете!»
 (Лк.6:25).

Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь
единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями,
которых нет на небе?
Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного
небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда
вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?

Насущный хлеб христиан – Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом
– вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все
христиане.

насыщайся Словом Божиим; насыщайся исполнением заповедей
Христовых; ненасытно

Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва 
бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не
создана молитва2).

Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется
с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает
его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.

Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и
вместо пшеницы пожинает терние.
Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то
вместо правды плодопринесем грех. 

Молитва будет
уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и
мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.
Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно
земле, никогда не может принести плода правды3).

Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и
издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами.
Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается
молитвою, чтением, смиренномудрием:
тогда пост делается родителем многочисленных плевелов – душевных
страстей: высокоумия, тщеславия, презорства4).

Что такое – страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность,
естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и
разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил
телесных,
на которые излишнее питание действует противоположно своему
естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.

Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от
пресыщения и наслаждения пищею.

Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется
желание пищи, и получает правильность.

Когда же желание сделается правильным: тогда оно удовлетворяется
простою пищею.

Напротив того желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и
наслаждением, притупляется.
Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и
напиткам.
Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается
прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного
наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.

Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание
подвига нашего пост.

мы никак, никогда, ни под каким предлогом, не дозволим себе
нарушить поста пресыщением, особенно же упивством.

Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в
день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не
отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к
душеспасительной деятельности.

Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может
довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды.
Пост для человека, а не человек для поста.

Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго
воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и
отворяет дверь другим плотским страстям.

Неумеренный пост, т. е. продолжительное излишнее воздержание в
пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего
от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто
обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.

Весьма важно качество пищи. Запрещенный
райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на
душу: сообщал ей познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность,
в
которой были созданы наши праотцы.

И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно
заметно при употреблении вина.

действие пищи основано на действии ее на плоть и кровь, и на том,
что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.

По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные,
возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной
брани

 Монах отнюдь не должен
употреблять вина, сказал преподобный Пимен
Великий
5). Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый
христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие.

Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как
возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.

Самая естественная пища – та, которая назначена человеку
Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного:

Сказал Бог праотцам нашим: «Се, дах
вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое
древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь»
(Быт.1:29).
Уже после потопа разрешено употребление мяс (Быт.9:3).

Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее
горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и
восходящие в мозг, наименее действуют на него;
наконец она – самая здоровая, как наименее производящая слизей в
желудке.

при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более
способен заниматься подвигами благочестия.

Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже
совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело,
горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и
постоянном употреблении.

Эти действия несравненно сильные от употребления мясной пищи: она
крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и
газы ее очень отягощают мозг.

По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она –
принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными
трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.

отвечаем словами Апостола:«Вел ми
лет суть
 (т. е.
все мне позволено), 
но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают» (1Кор.10:23). Мы
уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но потому,
что они производят особенную дебелость
во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию
.

Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями
своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяс, не
допустила постоянного употребления их, но разделила времена мясоядения
временами воздержания от мяс, временами, в которые вытрезвляется христианин от
своего мясоядения.

Для иночествующих запрещено употреблены мяс, дозволено
употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и
дни им разрешается употребление рыбы.
Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную
пищу.

Растительная пища почти исключительно употребляется самыми
ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа
Божия(
2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне.

Для пития они употребляют одну воду, избегая не только
разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные
напитки6).

 «Если удержишь чрево,
сказал святой Василий
Великий
, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою
смерти»7).

Под именем рая здесь должно
разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние
страстное
.
Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле,
служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме;
ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит
залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.

святитель Игнатий
Брянчанинов
 О посте

Прот Артемий Владимиров О
посте БФ Артосъ, 2002ТК Спас 2008 11 27

Комментариев нет:

Отправить комментарий