Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною
разборчивостью в ней.
разборчивостью в ней.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности
есть закон для ума.
есть закон для ума.
Ум должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он
будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над
пожеланиями сердца и тела; изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание
добродетелей – пост.
будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над
пожеланиями сердца и тела; изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание
добродетелей – пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная
заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была
достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.
заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была
достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности.
Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только
качество.
качество.
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что,
вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь
заключалась в поражении человеков вечною смертью.
вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь
заключалась в поражении человеков вечною смертью.
. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не
может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается
лености, унынию и печали
может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается
лености, унынию и печали
Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. «Внемлите
же себе,да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34), завещал
Господь.
же себе,да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34), завещал
Господь.
Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и
сердцу, т. е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.
сердцу, т. е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.
Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное.
Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по
чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и
умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по
чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и
умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он
сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму,
сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму,
Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле,
утонул в вещественности, заживо – мертв душою.
утонул в вещественности, заживо – мертв душою.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь
единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями,
которых нет на небе?
единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями,
которых нет на небе?
Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного
небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда
вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?
небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда
вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?
Насущный хлеб христиан – Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом
– вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все
христиане.
– вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все
христиане.
насыщайся Словом Божиим; насыщайся исполнением заповедей
Христовых; ненасытно
Христовых; ненасытно
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва –
бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не
создана молитва2).
бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не
создана молитва2).
Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется
с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает
его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает
его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и
вместо пшеницы пожинает терние.
вместо пшеницы пожинает терние.
Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то
вместо правды плодопринесем грех.
вместо правды плодопринесем грех.
Молитва будет
уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и
мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.
уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и
мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.
Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно
земле, никогда не может принести плода правды3).
земле, никогда не может принести плода правды3).
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и
издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами.
издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами.
Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается
молитвою, чтением, смиренномудрием:
молитвою, чтением, смиренномудрием:
тогда пост делается родителем многочисленных плевелов – душевных
страстей: высокоумия, тщеславия, презорства4).
страстей: высокоумия, тщеславия, презорства4).
Что такое – страсть объядения и пьянства? Потерявшее правильность,
естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и
разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил
телесных,
естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и
разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни и сил
телесных,
на которые излишнее питание действует противоположно своему
естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.
естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их.
Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от
пресыщения и наслаждения пищею.
пресыщения и наслаждения пищею.
Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется
желание пищи, и получает правильность.
желание пищи, и получает правильность.
Когда же желание сделается правильным: тогда оно удовлетворяется
простою пищею.
простою пищею.
Напротив того желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и
наслаждением, притупляется.
наслаждением, притупляется.
Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и
напиткам.
напиткам.
Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается
прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного
наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.
прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного
наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.
Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание
подвига нашего пост.
подвига нашего пост.
мы никак, никогда, ни под каким предлогом, не дозволим себе
нарушить поста пресыщением, особенно же упивством.
нарушить поста пресыщением, особенно же упивством.
Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в
день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не
отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к
душеспасительной деятельности.
день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не
отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к
душеспасительной деятельности.
Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может
довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды.
Пост для человека, а не человек для поста.
довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды.
Пост для человека, а не человек для поста.
Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго
воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и
отворяет дверь другим плотским страстям.
воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам, и
отворяет дверь другим плотским страстям.
Неумеренный пост, т. е. продолжительное излишнее воздержание в
пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего
от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто
обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего
от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто
обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Весьма важно качество пищи. Запрещенный
райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на
душу: сообщал ей познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность, в
которой были созданы наши праотцы.
райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на
душу: сообщал ей познание добра и зла, и тем уничтожал непорочность, в
которой были созданы наши праотцы.
И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно
заметно при употреблении вина.
заметно при употреблении вина.
действие пищи основано на действии ее на плоть и кровь, и на том,
что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.
что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.
По этой причине все охмеляющие напитки, особливо хлебные,
возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной
брани
возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной
брани
Монах отнюдь не должен
употреблять вина, сказал преподобный Пимен
Великий5). Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый
христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие.
употреблять вина, сказал преподобный Пимен
Великий5). Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый
христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие.
Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы воздержника, как
возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.
возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности.
Самая естественная пища – та, которая назначена человеку
Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного:
Создателем немедленно по создании – пища из царства растительного:
Сказал Бог праотцам нашим: «Се, дах
вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое
древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь»(Быт.1:29).
вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое
древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь»(Быт.1:29).
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее
горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и
восходящие в мозг, наименее действуют на него;
горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и
восходящие в мозг, наименее действуют на него;
наконец она – самая здоровая, как наименее производящая слизей в
желудке.
желудке.
при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более
способен заниматься подвигами благочестия.
способен заниматься подвигами благочестия.
Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже
совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело,
горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и
постоянном употреблении.
совсем другого свойства: они ощутительнее действуют на мозг, тучнят тело,
горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и
постоянном употреблении.
Эти действия несравненно сильные от употребления мясной пищи: она
крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и
газы ее очень отягощают мозг.
крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и
газы ее очень отягощают мозг.
По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она –
принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными
трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.
принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными
трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.
отвечаем словами Апостола:«Вел ми
лет суть (т. е.
все мне позволено), но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают» (1Кор.10:23). Мы
уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но потому,
что они производят особенную дебелость
во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию.
лет суть (т. е.
все мне позволено), но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают» (1Кор.10:23). Мы
уклоняемся от употребления мяс не потому, чтоб считали их нечистыми, но потому,
что они производят особенную дебелость
во всем нашем составе, препятствуют духовному преуспеянию.
Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями
своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяс, не
допустила постоянного употребления их, но разделила времена мясоядения
временами воздержания от мяс, временами, в которые вытрезвляется христианин от
своего мясоядения.
своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяс, не
допустила постоянного употребления их, но разделила времена мясоядения
временами воздержания от мяс, временами, в которые вытрезвляется христианин от
своего мясоядения.
Для иночествующих запрещено употреблены мяс, дозволено
употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и
дни им разрешается употребление рыбы.
употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и
дни им разрешается употребление рыбы.
Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную
пищу.
пищу.
Растительная пища почти исключительно употребляется самыми
ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа
Божия(2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне.
ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа
Божия(2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне.
Для пития они употребляют одну воду, избегая не только
разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные
напитки6).
разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные
напитки6).
«Если удержишь чрево,
сказал святой Василий
Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою
смерти»7).
сказал святой Василий
Великий, то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою
смерти»7).
Под именем рая здесь должно
разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние
страстное.
разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние
страстное.
Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле,
служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме;
служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме;
ниспадение во власть греха и в состояние душевной мертвости служит
залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.
залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий