среда, 3 декабря 2014 г.

Антоний Сурожский - О покаянии. Об исповеди

Три состояния устроения жизни (по
прп. Никите Стифату):




а) плотское – человек всецело
предается удовольствиям и наслаждениям. Состояние омрачения: страсти как бы
высокими стенами отгораживают человека от Бога. Люди оскотинились, привязывают
ум к видимому, борьба за достижение земных благ;

б) душевное – люди явных грехов не
делают, но и в добродетелях и исполнении заповедей Божиих не трудятся (духовно
расслабленные). Нет настоящей любви к Богу, ближним, нет смирения, сострадания;

в) духовное состояние – память о
Боге, очищение себя от греха, соблюдение заповедей. Пост, молитва, отвержение
телесных и духовных грехов. Любовь к Богу и ближним.

Преподобный Никон
Оптинский

 

более всего повреждена и скована
грехом наша воля, как способность действования и осуществления намерений
человека.

В особенности человек оказывается
безсилен в своей воле там, где нужно осуществить истинное христианское добро -
хотя бы он и хотел этого добра... О безсилии воли Ап. Павел говорит:

 (Рим.. VII, 19. "доброго, которого хочу,
не делаю, а злое, которого не хочу, делаю"...).
И потому-то о человеке-грешнике
Христос Спаситель сказал: "Творяй грех - раб есть греха" (Иоан. VIII,
34),
хотя самому грешнику служение греху
часто кажется свободой, а борьба с сетями греха - рабством...

Как же развивается грех в душе
человека?
различают следующие стадии - степени
греха:

первый момент в грехе - прилог, когда в
сознании человека только обозначился тот или иной соблазн - греховное
впечатление, грязная мысль и т. д.

Если в этот первый момент человек
решительно и сразу отвергнет грех - он
не согрешит, а победит грех
, и для души своей будет иметь плюс, а не минус.
В прилоге легче всего одолеть грех.

Если прилог не отвергнут, он
переходит сначала в неясное стремление, а затем в осознанное,
ясноежелание греха. Здесь человек уже начинает склоняться к греху данного
рода.

Но без особо тяжкой борьбы он здесь
может не поддаться греху и не согрешить, в чем ему поможет ясный голос совести,
и помощь Божия, если он прибегнет к ней.

Но вот - человек впал в
грех. Упреки совести звучат громко и ясно, вызывая у неиспорченного еще
человека лишь резкое отвращение к данному греху. Исчезает прежняя
самоуверенность и человек смиряется (ср. Ап. Петра до и после отречения).

Но и здесь еще победа над грехом не
столь трудна, на что указывают многочисленные примеры (того же Ап. Петра, Св.
Царя и Пророка Давида и других покаявшихся грешников).

Труднее бороться с грехом тогда,
когда он чрез частое повторение обратится у человека в привычку. После
приобретения вообще всякой привычки, привычные действия совершаются человеком
очень легко, почти незаметно для него - сами собою.

А, поэтому, и борьба с грехом,
который стал для человека привычным, очень трудна, т. к. ему трудно уже не
только преодолеть себя, но и уследить, заметить приближение греха.

Еще более опасной стадией греха
является порок. В этом случае грех настолько владеет человеком, что
сковывает волю его как бы цепями. Человек здесь уже почти безсилен бороться с
собой, и является рабом греха, хотя сознает его вредоносность и в минуты
просветления, быть может, ненавидит его от всей души (таков, напр. порок
пьянства, наркомании и ему подобные).

Здесь без особой милости и помощи
Божией человек уже не может справиться с собою, и нуждается и в молитве, и в
духовной поддержке других.

Нужно при этом помнить, что даже
любой мелкий грех, напр. болтовня, любовь к нарядам, пустым развлечениям и т.
д., может сделаться у человека пороком, если он совсем овладеет им, и заполнит
собой его душу.

Высшею степенью греха, на которой он
уже совсем порабощает себе человека, является страсть того или иного греховного типа.
В этом состоянии человек уже не может ненавидеть свой грех, как в
пороке
(в этом разница между ними), но подчиняется
греху во всех своих переживаниях
, действиях и настроениях (срав. Плюшкина
из "Мертвых Душ" или Феодора Карамазова из "Братьев
Карамазовых", также - сребролюбца Иуду Искариота).

Здесь человек прямо и буквально пускает (как и сказано про Иуду в Св.
Евангелии) сатану в свое сердце, и в
этом состоянии кроме благодатной церковной молитвы и воздействия - ничто ему не
поможет.

Три источника греха Митрополит Филарет (Вознесенский)


Что надо знать об исповеди


Исповеданные ранее грехи на испове­ди,
если они не повторялись снова, не надо ис­поведовать.

Не скрывать грехов по стыду.
Иметь решение впредь не грешить.

Называть грех, каждый особенно.

Исповедуя свои грехи, не касаться
соучас­тников греха (кроме тех случаев, когда нельзя исповедовать греха, не
указав ясно лиц, с кото­рыми грешил).

Обвинять себя в грехах, не извинять,
не изворачиваться, не оправдывать себя и не сва­ливать свою вину на что-то или
на кого-то.

Должно самому стараться рассказать о
гре­хах своих.

Стараться загладить грех добрыми
делами, особенно противоположными грехам.

Иметь искреннее сердечное
сокрушение, печаль и слезы о соделанных грехах.

Есть указание у св. Отцов и у
епископа Игнатия (Брянчанинова), что греховные навыки и страсти не поддаются
уврачеванию без исповеди.

Всякое врачевание будет неполным и
недостаточным без исповеди, а при помощи исповеди они удобно искореняются.

я всегда старался неспешно и
тщательно всех вас исповедовать, подробно расспрашивая о ваших грехах, чтобы
ничего не оставалось на совести.

А если кто по неразумению не все
откровенно и чистосердечно исповедал, то пусть исповедует, чтобы совесть не
оставалась оскверненною.

Поэтому старайтесь ничего не
скрывать, старайтесь чисто исповедоваться. 
______
Оставляли по пренебрежению
положенных молитв.

Перед началом  дела надо испрашивать у Бога благословения и
помощи, и по окончании  дела надобно
благодарить  Его за  помощь или успех в деле.

Молитва есть дыхание нашей души. Как
тело без воздуха, так  душа ьез
молитвы  не может жить жизнью
благочестивой.

6 заповедь «не убивай» налагает
обязанности
обходиться со всеми вежливо,
дружелюбно,
с гневающими примиряться,
обиды терпеливо переносить  и прощать всем даже врагам.
Каемся, прости нас, Господи.

10 заповедь не желай жены ближнего
твоего…
Исторгает  из души корень грехов –САМОЛЮБИЕ- стремление
нашего духа от БЕСКОНЕЧНОГО к конечному, УДАЛЕНИЕ от БОГА в себя.

САМОЛЮБИЮ  противополагается чистая любовь с
самоотвержением.
Плотской похоти  противополагается  ВОЗДЕРЖАНИЕ, целомудрие, скромность в словах
и поступках, чистота сердца.
Своекорыстию противоположны  БЕСКОРЫСТИЕ, нестяжательность, щедрость,
милостыня.

ГОРДОСТИ противоположно СМИРЕНИЕ-
ОСНОВА всех добродетелей.
От него САМООТВЕРЖЕНИЕ, отсюда
происходят разные добродетели.

Священник Илия Шугаев. Растим сына, растим дочь. Детская исповедь


Дети исповедуются обычно с семи лет.
Для ребенка от семи до двенадцати-тринадцати лет (до начала
переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.
Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей.
Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без
разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не
благодарил родителей.
Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался
над животными. Не заботился о домашних животных.
Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал.
Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал,
проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые
давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на
компьютере.
Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до
и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его
благодеяния.
Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку
правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень
возможных грехов можно несколько дополнить:
Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки.
Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.
Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что
направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Антоний Сурожский - О
покаянии. Об исповеди



Комментариев нет:

Отправить комментарий