среда, 3 декабря 2014 г.

Евангельские заповеди. Беседы с батюшкой, июнь 2011 г.

Каким образом Господь исполнил закон
и пророков?





Запечатлев преобразовательные жертвы
принесением Себя в жертву за человечество;
заменив тени и гадания Ветхого
Завета благодатью и истиною Нового Завета;
удовлетворив предречениям
пророческим совершением их;
дополнив нравственный закон столько
возвышенными постановлениями, что закон этот, пребывая непременным, вместе и
изменился по причине высоты новых постановлений.
Так изменяется дитя, достигши
мужеского возраста и оставаясь тем же человеком.

Отношение Ветхого Завета к человеку
можно уподобить духовному завещанию на наследство,

отношение Нового Завета можно
уподобить введению во владение наследством. Там все изложено и изображено на
бумаге: здесь все предоставляется существенно на деле.

Чем отличаются заповеди Евангелия от
заповедей Моисеева десятисловия?
Последние не допускали падшего
человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли
возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен.

Заповеди десятисловия сохраняли в
человеке способность к принятию заповедей Евангелия (см.: Ин.3:21).
Заповеди Евангелия возводят в
непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены:
они зиждут христианина в храм Божий (см.:
Ин.14:23); соделав его храмом Божиим,
поддерживают в этом благодатном,
сверхъестественном состоянии (см.: Ин.15:10).

Святые апостолы Петр и Павел были
точными исполнителями закона Моисеева по особенной любви к Богу (Деян.10:14 и
проч.; Флп.3:5,6).

Чистота направления и непорочность
жизни сделали их способными уверовать в Искупителя и быть Его апостолами.

Оказывались часто способными к вере
явные грешники, нисшедшие грехами своими к подобию скотов и зверей, но
сознавшиеся в грехах и решившиеся принести в них покаяние.

Наименее способными оказались те
грешники, которые самомнением и гордостью уподобились бесам, и, подобно бесам,
отвергли сознание в греховности и покаяние (см.: Мф.21:31,32).

Господь наименовал все учение Свое,
все Слово Свое и все слова Свои заповедями (Ин.14:21,23).

Глаголы, сказал Он, яже Аз
глаголах вам, Дух суть и живот суть (Ин.6:63).
Они плотского человека претворяют в
духовного,мертвого воскрешают,
потомка ветхого Адама соделывают
потомком Нового Адама, сына человеческого по естеству — сыном Божиим по
благодати.

Заповедь Нового Завета, объемлющая
все прочие частные заповеди — Евангелие. 
Исполнися время, приближися Царствие
Божие: покайтеся, и веруйте во Евангелие (Мк.1:15).

Господь назвал свои частные заповеди
малыми, они удобоприступны для каждого человека.
Господь возвестил однако же, что
нарушитель одной такой заповеди мний наречется в Царствии Небеснем
(Мф.5:19), то есть лишится этого Царства (Благовестник).

Устрашимся определения Господня!

Первая заповедь, данная
вочеловечившимся Господом человечеству, есть заповедь о покаянии.

Покаяние есть сознание своего
падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому
постоянно нуждающимся в Искупителе.

Искупителем, всесовершенным и
всесвятым, заменяется падший человек, исповедующий Искупителя.

Тако да просветится свет ваш пред
человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на
небесех (Мф.6:16), сказал Господь ученикам Своим,

заповедав им вместе творить все
добродетели тайно и предвозвестив, что они будут ненавидимы и поносимы
человеками (Мф.6:1-19; Лк.21:17).

совершая наши добрые дела тайно, мы
стяжем возможность исполнить ее именно тогда, когда отречемся от искания
собственной славы, когда отречемся от мнимо добрых действий из своего падшего
естества, из себя, а будем действовать для славы Божией, из Евангелия
(Благовестник). 

 (Пет.6:10,11). Те, которые, забыв свою
славу, единственно ищут того, чтоб прославился Бог и был познан человеками,
прославляются Богом. 
Токмо прославляющыя Мя прославлю
(1Цар.2:30); аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой (Ин.12:26), сказал
Господь.

Совершающий тайно свои добрые дела,
исключительно с целью богоугождения, будет прославлен в назидание ближних по
устроению о нем промысла Божия.

Аще не избудет правда ваша паче
книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф.5:20). 

Правда книжников и фарисеев
удовлетворялась изучением Закона Божия по букве,
за которым не следовало изучение его
жизнью,
за которым, напротив того, следовала
жизнь, противная Закону Божию.

Остающиеся при одном изучении Закона
Божия по букве, впадают по причине такого поверхностного знания в гордость и
самомнение, как замечает преподобный Марк Подвижник (Слово 4) и как случилось с
книжниками и фарисеями.

Заповеди Божии, которые существенно
постигаются от исполнения их), пребыли сокрытыми для фарисеев.

Душевные очи, просвещаемые
заповедями (см.: Пс.18:9), когда они исполняются, не просветились у фарисеев.

Они по причине Закона Божия,
долженствовавшего приблизить и усвоить их Богу, удалились от Бога, соделались
врагами Бога.

Каждая заповедь Божия есть священная
тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее.

Ветхий Завет воспрещал грубые
последствия гнева: Господь воспретил самое сердечное действие страсти (см.:
Мф.5:21-22).

Господь первые слова Свои устремил против гнева, как главной греховной
язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к
ближнему и смирению.

На этих двух добродетелях основано
все здание христианской деятельности. Коснение страсти гнева в человеке
отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию.

Господь заповедал всеусиленное
хранение мира с ближними (Мф.5:23), как и апостол сказал: 
Аще возможно еже от вас, со всеми
человеки мир имейте (Рим.12:18). 

Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний
твой: постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве
смирения
.

Закон Моисеев воспрещал
прелюбодеяние: Господь воспретил плотское вожделение (Мф.5:27,28).
Хочешь ли воздержаться от нечистых
взоров, помыслов и мечтаний?

Господь заповедал удаляться от
сближения с лицами, к которым ощущается особенное естественное влечение

Господь воспретил развод,
допускавшийся законом Моисея, за исключением тех случаев, когда брак будет уже
расторгнут беззаконно прелюбодеянием которой либо половины (см.: Мф.5:31,32).

Расторжение брака дозволено было
человеческому естеству, униженному падением;
по обновлении человечества
Богочеловеком восстановлен закон, данный естеству в его состоянии непорочности
(Мф.19:4-9).

Господь восстановил девство,
предоставив сохранять его произволяющим (см.: Мф.19:11-12).
Господь воспретил употреблять
клятву.

никому столько не верят, как
постоянно говорящему правду, хотя бы он и не употреблял клятвы.
Говори правду, и не понуждаешься в
божбе, которая, будучи нарушением благоговения к Богу, принадлежит к начинаниям
сатанинским (Мф.5:32-37.).

Господь воспретил мщение, которое
было установлено Моисеевым законом и которым за зло воздавалось равным злом.

Оружие, данное Господом против зла, — смирение
Аз же глаголю вам не противитися
злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему
судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф.5:38-40).

Господь завещал любовь к врагам, для стяжания этой любви повелел благословлять клянущих,
творить добро ненавидящим и
молиться за причиняющих напасти, за
подвергающих изгнаниям (см.: Мф.5:44).

Любовь к врагам доставляет сердцу
полноту любви. В таком сердце вовсе нет
места для зла
, и оно уподобляется благостью своею Всеблагому Богу.

яко же Христос простил есть вам,
тако и вы (Кол.3:12,13).

Совершенною любовью к ближним
доставляется усыновление Богу (см.: Мф.5:45), то есть благодать Святаго Духа
привлекается в сердце, и изливается в него всесвятая любовь к Богу.

Сердце, зараженное злобою и не
способное к заповедуемой Евангелием любви к врагам, должно врачевать теми
средствами, на которые указал Господь:

должно молиться за врагов, отнюдь не
осуждать их, не подвергать злоречию, говорить о них доброе, по силе
благодетельствовать им.

Эти действия погашают ненависть, когда она возгорится в сердце, содержат ее
постоянно обузданной, значительно ослабляют ее.
Но полное искоренение злобы совершается
действием Божественной благодати.

Подающим милостыню Господь заповедал
подавать ее в тайне;
упражняющимся в молитве повелел
молиться в уединении замкнутой клети; постящимся повелел скрывать пощение (см.:
Мф.6:18).
Добродетели эти должны быть совершаемы
единственно с целью угождения Богу, с целью пользы ближнего и души своей.

(Мф.6:3). Похвала человеческая
окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся
скрывать их, — и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству,
лицемерству.
Причиной этого — повреждение наше
грехом, болезненное состояние душ наших.

Охраняя наши добродетели от
повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас
зла, этой шуйцы нашей, не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными,
тщеславной радостью и тщеславным услаждением, которые являются в нас по
совершении добродетели, отнимают у нас плод ее.

Господь заповедал нам прощать
ближним нашим согрешения их против нас: 
аще бо отпущаете, сказал
Он, человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный.
Аще ли не отпущаете человеком
согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений
ваших (Мф.6:14-15). 

верный признак отпущения нам грехов
состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним
все согрешения их против нас.
Такое состояние производится, и
может быть произведено, единственно Божественной благодатью.
Оно — дар Божий.

Доколе мы не сподобимся этого дара,
будем, по завещанию Господа, пред каждой молитвой нашею
рассматривать нашу совесть и, находя
в ней памятозлобие,
искоренять его вышеуказанными
средствами, то есть молитвой за врагов и благословением их (см.: Мк.11:25).

Когда ни вспомним о враге нашем, —
не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.

Ближайшим ученикам и последователям
Своим Господь заповедал нестяжание. Не скрывайте себе сокровищ на земли
(Мф.6:19).
Продадите имения ваша и дадите
милостыню.
Сотворите себе влагалища неветшающа,
сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль
растлевает: идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет
(Лк.12:32-34). 

Чтоб стяжать любовь к предметам
духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным; чтоб полюбить
отечество, необходимо отказаться от болезненной любви к стране изгнания.

Господь дал заповедь о хранении ума,
заповедь, о которой человеки обыкновенно не заботятся, даже не знают о
существовании ее, о ее необходимости и особенной важности (см.: Мф.6:22,23;
Лк.11:34-36).

Но Господь, назвав ум оком души,
возвестил: 
аще убо будет око твое просто, все
тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно
будет. 
Телом названо здесь жительство.
Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей.

Мы стяжаваем правильный образ мыслей
по причине здравия, целости или простоты ума нашего, когда он всецело последует
Истине, не допуская в усвоение себе никакой примеси из области лжи.

Иначе: здравым может назваться
только тот ум, который, помощью и действием Святаго Духа, вполне и неуклонно
последует учению Христову.
уклонение от учения Христова
обличает большую или меньшую болезненность ума, утратившего простоту,
допустившего сложность.

Полное уклонение ума от учения
Христова есть смерть его.
Тогда свет этот признается угасшим,
перестает быть светом, соделывается тьмою.

Деятельность человека всецело
зависит от того состояния, в котором находится ум его:
деятельность, истекающая из здравого
ума, вполне богоугодна;

деятельность, зависящая от ума, допустившего
в себя примесь, частью богоугодна, частью противна Богу;

 деятельность ума омрачившегося учением лжи,
отвергшего учение Христово, вполне непотребна и мерзостна. Аще свет, иже в
тебе, тма есть, то тма кольми?

Господь воспретил суетные попечения, чтоб они не рассеивали нас и не
ослабляли существенно нужного попечения о стяжании Небесного Царства
(Мф.6:24-34).

Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия.
Потому-то Господь и сказал: 
Маловери! Не пецытеся душею вашею,
что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся (Мф.6:30,25). 

Возненавидь ненавистную Богу
праздность,
возлюби возлюбленный Богу труд, но
души твоей не расслабляй пустой заботливостью, всегда бесполезной и излишней.

Чтобы ты был тверд душой и ревностен
в деле Божием, в деле твоего спасения, Господь дал обетование
доставлять тебе все, потребное для временной жизни, Своею всемогущею
десницею
, то есть
Своим Божественным промыслом (Мф.6:33).

Господь воспретил не
только осуждать ближних, но и судить их (Лк.6:37; Мф.7:1),
когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и
общественной пользы. Последнего рода суд есть вящшее закона
(Мф.23:33), 

по определению Господа; без такого
суда добро не может быть отделенным от зла, наша деятельность не может быть
правильной и богоугодной.

Этот суд редко встречается между
человеками, но судом и осуждением, воспрещенными Господом, они занимаются
непрестанно. По какой причине?

По причине совершенного невнимания
себе,
по причине забвения своей
греховности,
по причине совершенного
пренебрежения покаянием,
по причине самомнения и гордости.

Господь пришел на землю спасти
грешников, а потому от всех человеков непременно требуется сознание в
греховности; 
суждение же
и осуждение ближних есть отвержение этого сознания и присвоение
непринадлежащей себе праведности;
из нее-то и производится суждение и
осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть имя
самое свойственное (см.: Мф.7:5).

Господь заповедал постоянную, то
есть учащаемую и непрестанную молитву.

повелел просить усиленно,
неотступно, соединил с повелением просить обетование услышать и исполнить
прошение.

 Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете,
толцыте, и отверзется вам.
Всяк бо просяй приемлет, и ищай
обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7,8). 

Будем просить с терпением и
постоянством, отрицаясь своей воли и своего разума, предоставляя всесвятой воле
Божией и время, и способ исполнения, и самое исполнение просимого.

Мы не постыдимся: Бог же не имать
ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и
долготерпя о них (Лк.18:7), то есть замедляя исполнением прошения их.

Деннонощный вопль к Господу
избранных изображает постоянную, неотступную, непрестанную, усиленную их
молитву.

По последствиям молитвы, Евангелист
Лука говорит, что Бог сотворит отмщение избранных Своих, то есть
освободит их из плена, в котором мы
находимся у наших страстей и у бесов.

Евангелист Матфей говорит,
что Отец Небесный даст блага просящим у Него (Мф.7:11). 
Блага, ихже око не виде, и ухо
не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [103].

евангелист Лука говорит: Отец,
Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13). 

Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и
вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о
прощении грехов

(Святой Исаак Сирский. Слово 55).

Возводя нас к совершению благости,
изгоняя из нас зло, Господь,
повелевший не судить и не осуждать
ближних,
отпускать ближним все согрешения их
против нас, законополагает еще: 
Вся, елика хощете да творят вам
человецы, тако и вы творите им (Мф.7:12).

Мы любим, чтобы ближние наши были
снисходительны к нашим немощам и недостаткам, чтобы они великодушно переносили
от нас оскорбления и обиды, чтоб они делали нам всевозможные услуги и
одолжения: будем такими к ближним.

Тогда достигнем полноты благости,
соответственно которой получит особенную силу молитва наша; сила ее всегда
соответствует степени благости нашей. 

Отпущайте, и отпустят вам: дайте, и
дастся вам. Меру добру, наткану и потрясну и переливающуся дадят на лоно ваше.
Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам (Лк.6:37,38), от милосердного и
в милосердии Своем правосудного Бога.

Внидите узкими враты: яко
пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им
(Мф.7:13).

Пространные врата и широкий путь —
это деятельность по воле и разуму падшего естества.
Узкие врата — деятельность по евангельским
заповедям
.

Господь, одинаково смотрящий на
настоящее и будущее, видя, как немногие человеки будут последовать Его святой
воле, открытой им в евангельских заповедях,
предпочтут этой воле своеугодие,
сказал:
Что узкая врата и тесный путь,
вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его! (Мф.7:14). 

Ободряя и утешая Своих
последователей, Он присовокупил:
Не бойся, малое стадо: яко
благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк.12:32).

Господь повелел проводить трезвенную
жизнь, непрестанно бдеть и наблюдать за собой, потому что, с одной стороны,
неизвестен час посещения Господня, также час смерти нашей, нашего призвания на
суд Божий,
 — неизвестно, какое искушение и какая скорбь
могут неожиданно возникнуть и обрушиться на нас; с другой стороны,

неизвестно, какая греховная страсть
может возникнуть в падшем естестве нашем, какой ков и какую сеть могут устроить
для нас неусыпные враги спасения нашего — демоны. 

Да будут чресла ваша препоясана, и
светильницы горящии, и вы подобни человеком, чающим Господа своего, когда
возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему (Лк.12:35,36).
А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк.13:37).

Внемлите, завещавает
Господь, от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же
суть волцы хищницы: от плод их познаете их (Мф.7:15,16).
Лживые пророки — всегда коварны: и
потому Господь заповедует по отношению к ним особенное внимание, особенную
осторожность

Лживые пророки познаются по плодам:
по жительству своему,
по делам,
по последствиям, истекающим из их
деятельности.

Не увлекись красноречием и
сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и
любви;
не увлекись
той сладкою улыбкой, которая играет
на их устах и лице,
той приветливостью и услужливостью,
которая светит из взоров: не обольстись той молвой, которую они искусно
распускают о себе между человеками,
 — теми одобрениями, похвалами, громкими
именами, которыми величает их мир: всмотрись в плоды их.

О внимающих учению Евангелия и
старающихся исполнять евангельские заповеди, Господь сказал, что они добрым сердцем и благим слышавше
слово, держат, и плод творят в терпении
(Лк.8:15). 

Он предвозвестил ученикам Своим
ненависть от мира, гонения, напасти, обетовал Сам неусыпно бдеть над ними, и
охранять их, воспретил боязнь и малодушие,
повелел: в терпении вашем
стяжите души ваша (Лк.21:19). 

В постоянном уповании на Бога, надо
великодушно претерпевать скорби
от страстей, возникающих из падшего
естества,
от братии — человеков,
от врагов —
демонов: претерпевый до конца, той спасется (Мф.24:13).

Находящиеся в тяжком рабстве греха,
под владычеством ожесточенного, каменносердечного Фараона, под непрестанными и
мучительными ударами лютых приставников, при столпотворении, затеваемом
гордынею мира!

Вас призывает Спаситель к духовной
свободе. 

Приидите ко Мне, говорит
Он, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы.
Возмите иго Мое на себе, и научитеся
от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо
Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:28-30). 

Иго и бремя Христово — евангельские заповеди. Они требуют самоотвержения, и
потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым
спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким.

Навык к исполнению евангельских
заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная
благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием
превышающего ум мира Христова.

Все частные заповеди Свои Господь
совместил в две главные: в заповедь
любви к Богу и в заповедь любви к ближнему
.

Эти заповеди Господь изобразил так:
Слыши, Израилю, Господь Бог ваш,
Господь един есть: И возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею
душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая
заповедь.

И вторая подобна ей:
возлюбиши ближняго своего яко сам
себе (Мк.12:29-31).

В сию обою заповедию весь закон и
пророцы висят (Мф.22:40). 

Делается человек способным к любви Божией от исполнения
любви к ближнему
; в состояние же стремления всем существом к Богу возводится молитвою.

Исполнение евангельских
заповедей увенчивается соединением человека с Богом.

Когда ученик Христов исцелится от злобы на ближнего, и
действием умной и сердечной молитвы
направит все силы души и тела к Богу
, тогда он признается любящим
Бога. 

Любяй Мя, говорит
Спаситель, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему
Сам. Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:21,23).

Условие пребывания в любви Божией и
в соединении с Богом заключается в соблюдении евангельских заповедей.

Нарушением их расторгается условие:
нарушитель извергается из объятий любви и от лица Божия во тьму кромешную — в
область страстей и бесов. 

Аще заповеди Моя
соблюдете, сказал Господь,пребудете в любви Моей. Будите во Мне, и Аз в
вас. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон (Ин.15:10,4,6).

Изучим всемогущие и животворящие
заповеди великого Бога нашего, Создателя и Искупителя:
изучим их сугубым изучением — в
книге и жизнью.

В Святом Евангелии они
прочитываются, но уразумеваются по мере исполнения их на деле.

Сотворим брань с нашим падшим
естеством, когда оно воспротивится и вознеистовится, не желая покориться
Евангелию.

Не устрашимся, если эта брань будет
тяжкой и упорной. Тем с большим усилием постараемся одержать победу.

Победа должна последовать
непременно: брань заповедана, победа обетована Господом. Царствие
Небесное, сказал Он,нудится, и нуждницы, то есть насилующие свое естество, восхищают е (Мф.11:12). Аминь.

 

О ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЯХ святитель Игнатий
Брянчанинов


Евангельские заповеди. Беседы с батюшкой, июнь 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий