мыслительную,
раздражительную и
вожделевательную.
И грехи разумной силы суть
следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость,
неблагодарность и соизволения на грехи,
следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость,
неблагодарность и соизволения на грехи,
происходящие от страстной силы в
душе.
душе.
К уврачеванию же и исцелению от сих
грехов служат
грехов служат
несомненная вера в Бога,
истинные, непогрешительные и
православные догматы,
православные догматы,
постоянное изучение словес Духа,
чистая молитва,
непрерывное благодарение Богу.
Грехи раздражительной силы суть
следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство,
убийство и постоянное помышление о подобном сему.
следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство,
убийство и постоянное помышление о подобном сему.
К уврачеванию же и исцелению от сих
грехов служат
грехов служат
человеколюбие, любовь,
кротость, братолюбие, сострадание,
терпеливость и доброта.
Грехи вожделевательной силы суть
следующие: чревоугодие, прожорство, пиянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота,
распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских
удовольствий.
следующие: чревоугодие, прожорство, пиянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота,
распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских
удовольствий.
К уврачеванию же и исцелению от оных
служат
служат
пост, воздержание
злострадание, нестяжательность,
расточение денег на бедных,
стремление к будущим благам,
желание царства Божия,
вожделение всыновления.
Теперь должно дать понятие о
страстных помыслах, которыми приводится в исполнение всякий грех.
страстных помыслах, которыми приводится в исполнение всякий грех.
Всех порочных помыслов восемь:
первый помысл - чревоугодия,
второй - блуда,
третий - сребролюбия,
четвертый - гнева,
пятый - печали,
шестой - уныния,
седьмой - тщеславия,
осьмой - гордости.
Чтобы все сии помыслы тревожили или
не тревожили нас, это не в нашей воле; но чтобы они пребывали или не пребывали
в нас, и возбуждали или не возбуждали страсти, это в нашей воле.
не тревожили нас, это не в нашей воле; но чтобы они пребывали или не пребывали
в нас, и возбуждали или не возбуждали страсти, это в нашей воле.
Но иное
дело - приражение,
дело - приражение,
иное - сдружение,
иное - страсть,
иное - борьба,
иное - соизволение, приближающее к
делу и уподобляющееся оному,
делу и уподобляющееся оному,
иное - самодеятельность,
иное - пленение.
Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом, например:
делай то или то; так враг сказал Христу, Богу нашему:
делай то или то; так враг сказал Христу, Богу нашему:
рцы, да
камение сие хлебы будут (Мф.4:3);
и это, как сказано, не в нашей воле.
камение сие хлебы будут (Мф.4:3);
и это, как сказано, не в нашей воле.
Сдружение же есть принятие помысла, внушаемого врагом, и как бы
занятие
им и с удовольствием соединенное собеседование с ним, происходящее по нашему
произволению.
им и с удовольствием соединенное собеседование с ним, происходящее по нашему
произволению.
Страсть есть вследствие сдружения
образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом, и как бы
образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом, и как бы
постоянное
о нем помышление и мечтание.
о нем помышление и мечтание.
Борьба есть противление помысла
клонящееся или
клонящееся или
к
истреблению страсти в помысле, или
истреблению страсти в помысле, или
к
соизволению на страстный помысл, как говорит апостол:
соизволению на страстный помысл, как говорит апостол:
Плоть
похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся (Гал.5:17).
похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся (Гал.5:17).
Пленение есть принужденное, невольное
увлечение сердца,
увлечение сердца,
преобладаемого
предубеждением и долговременною привычкою.
предубеждением и долговременною привычкою.
Соизволение есть изъявление в помысле
согласия на страсть; а
согласия на страсть; а
самодеятельность - самое действие по соизволению
страстного помысла.
страстного помысла.
Посему кто равнодушно рассуждает, или
своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя первое, то
есть, приражение, тот за один раз пресекает все остальное.
своим противоречием и твердостью в самом начале отражает от себя первое, то
есть, приражение, тот за один раз пресекает все остальное.
Истребляется
же
же
чревоугодие
воздержанием,
воздержанием,
блуд -
божественною любовью и влечением к будущему;
божественною любовью и влечением к будущему;
сребролюбие - сострадательностию к бедным,
гнев -
добросердечием и любовью ко всем,
добросердечием и любовью ко всем,
мирская
печаль - духовною радостью,
печаль - духовною радостью,
уныние
- терпением,
- терпением,
твердостью
и благодарностью пред Богом;
и благодарностью пред Богом;
тщеславие
- тайным деланием добродетелей и постоянною молитвою с сердечным сокрушением:
- тайным деланием добродетелей и постоянною молитвою с сердечным сокрушением:
гордость
- тем, чтобы никого не осуждать и не уничижать подобно хвастливому фарисею, но
почитать себя последним из всех.
- тем, чтобы никого не осуждать и не уничижать подобно хвастливому фарисею, но
почитать себя последним из всех.
Таким
образом ум, освободившись от сказанных выше страстей и вознесшись к Богу, еще
здесь начинает жить блаженною жизнью, прияв залог Святаго Духа и
образом ум, освободившись от сказанных выше страстей и вознесшись к Богу, еще
здесь начинает жить блаженною жизнью, прияв залог Святаго Духа и
по
отшествии отсюда, с бесстрастием и истинным ведением поставляется во свете
Святой и Блаженной Троицы, вместе с Божественными ангелами сияя во все
беспредельные веки.
отшествии отсюда, с бесстрастием и истинным ведением поставляется во свете
Святой и Блаженной Троицы, вместе с Божественными ангелами сияя во все
беспредельные веки.
О добродетелях и
страстях Преподобный Ефрем Сирин
страстях Преподобный Ефрем Сирин
Молитва о молитве Шаховской Иоанн‚ архиепископ
Молитву,
Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Нас неба
мудрость найти не может,
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
мудрость найти не может,
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим
кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!
кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!
________
Владимир_Диксон <17 июля 1926>, Париж
Если
глаз ведёт к соблазну —
Вырви глаз, иди слепым:
Неотлучно, неотвязно
Будешь Ангелом храним.
Если грех руками схвачен —
Лучше руки отсеки:
Будет поздно горьким плачем
Заливать пожар тоски.
Строй свой день превыше ночи,
В тишине небесных мест,
Где лукавый червь не точит,
Вор не кра́дет, гниль не ест.
Если ж ночью, при дороге,
Совращённый, упадёшь —
Значит мысль была не в Боге,
Значит зрела в сердце ложь.
Но во тьме, во власти ночи,
Где ликует вечный ад —
Не забудь что Волей Отчей
Для тебя Христос распят.
глаз ведёт к соблазну —
Вырви глаз, иди слепым:
Неотлучно, неотвязно
Будешь Ангелом храним.
Если грех руками схвачен —
Лучше руки отсеки:
Будет поздно горьким плачем
Заливать пожар тоски.
Строй свой день превыше ночи,
В тишине небесных мест,
Где лукавый червь не точит,
Вор не кра́дет, гниль не ест.
Если ж ночью, при дороге,
Совращённый, упадёшь —
Значит мысль была не в Боге,
Значит зрела в сердце ложь.
Но во тьме, во власти ночи,
Где ликует вечный ад —
Не забудь что Волей Отчей
Для тебя Христос распят.
Новый День рождения
Дело было на рынке. Дул сильный
ветер, и с крыши одного из павильонов сорвало 4-метровый железный лист.
Побелевшие от ужаса продавцы следили за летевшей прямо на меня железной
махиной, а
ветер, и с крыши одного из павильонов сорвало 4-метровый железный лист.
Побелевшие от ужаса продавцы следили за летевшей прямо на меня железной
махиной, а
я шла и молилась Николаю Угоднику о
чем-то своём, так была увлечена "разговором" со святым, что не сразу
сообразила, что к чему.
чем-то своём, так была увлечена "разговором" со святым, что не сразу
сообразила, что к чему.
И вдруг этот огромный лист
сворачивается в трубочку, чуть зацепив мое плечо, и встает шестом, как
вкопанный. Засвидетельствовавший чудо продавец Николай (который родился 19
декабря и был назван строго по святцам!), тихо меня поздравил: "С днем
рождения! Вы чуть не погибли, мы это видели… Так что с новым днем рождения
вас…".
И не рассказать об этом было бы неблагодарно. Надежда, г. Магадан
сворачивается в трубочку, чуть зацепив мое плечо, и встает шестом, как
вкопанный. Засвидетельствовавший чудо продавец Николай (который родился 19
декабря и был назван строго по святцам!), тихо меня поздравил: "С днем
рождения! Вы чуть не погибли, мы это видели… Так что с новым днем рождения
вас…".
И не рассказать об этом было бы неблагодарно. Надежда, г. Магадан
Молитвенное воздыхание святого Ефрема Сирина
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
Боже, Спасителю мой, даруй мне, недостойному рабу Твоему,
Боже, Спасителю мой, даруй мне, недостойному рабу Твоему,
сокрушение и освящение сердца, дабы
слезы умиления источать мне в чистой молитве и дабы Ты слезами этими стер рукописание
грехов моих и ради недолгого рыдания угасил огонь страстей моих.
слезы умиления источать мне в чистой молитве и дабы Ты слезами этими стер рукописание
грехов моих и ради недолгого рыдания угасил огонь страстей моих.
Если буду здесь я плакать, Владыко
мой, Ты освободишь меня от огня неугасимого.
мой, Ты освободишь меня от огня неугасимого.
Знаю я, Господи, что ежедневно и
ежечасно без меры огорчаю и гневлю я Тебя, но прости меня, окаянного!
ежечасно без меры огорчаю и гневлю я Тебя, но прости меня, окаянного!
— Согрешила
ты, душа, покайся. Ибо вот дни наши проходят, как тень. По страшным и ужасным
пойдем мы местам (по смерти).
ты, душа, покайся. Ибо вот дни наши проходят, как тень. По страшным и ужасным
пойдем мы местам (по смерти).
Не откладывай же день за днем
обращения своего ко Господу; приди, наконец, в сокрушение, душа моя!
обращения своего ко Господу; приди, наконец, в сокрушение, душа моя!
— Будь милостив ко мне, Человеколюбец!
В Тебе Едином полагаю мою надежду. Даруй мне покаяться и, исправившись,
принести плоды покаяния, чтобы, когда придет конец,
В Тебе Едином полагаю мою надежду. Даруй мне покаяться и, исправившись,
принести плоды покаяния, чтобы, когда придет конец,
не был я посечен, как безплодное
древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу
Твою.
древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу
Твою.
— Сжалься надо мною, Боже мой, и не гневайся
на меня за дурную жизнь мою. Умилосердись надо мною, как над блудным, мытарем
и разбойником. Все презирали их, когда они были на земле; Ты же, Господи,
сделал их обитателями рая.
на меня за дурную жизнь мою. Умилосердись надо мною, как над блудным, мытарем
и разбойником. Все презирали их, когда они были на земле; Ты же, Господи,
сделал их обитателями рая.
Поэтому, Господи, прийми покаяние и
от меня, недостойного раба Твоего, который презрен всеми, но дерзает славить
Тебя, Единого Вечного.
от меня, недостойного раба Твоего, который презрен всеми, но дерзает славить
Тебя, Единого Вечного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий