пятница, 18 сентября 2015 г.

Алексей Ильич Осипов: Главная ошибка христиан 19.08.2015

Что объединяет такие явления, как увлечение фэнтези и рост сети
«Одноклассники.ру», поздние браки и эстетику «мимими», эпидемию наркомании и
индустрию омоложения, привязанность к телевизору и бум потребительских
кредитов?





Всё это — проявления одной тенденции, которую психологи и
социологи называют «ювенилизацией общества» (в популярной литературе чаще
говорят «инфантилизация»). Латинское juvenilis значит «юношеский», ювенилизация
— это ориентация человека на молодежные, юношеские мировосприятие и поведение
.

Советское общество обнаружило, что ему, условно говоря, «некуда
спешить».
В отсутствие противоречий, при
постепенном повышении уровня жизни и плотной идеологической опеке возник особый
тип социального инфантила, обывателя с невысоким уровнем материальных притязаний
,
но с запросом на культурную и технократическую романтику.

Споры «физиков» с «лириками», движение туристических клубов, стройотряды…

Постепенно
социология в СССР также стала отмечать «омоложение» общественной жизни: более
позднее вступление в трудовую жизнь и в брак, увеличение количества разводов,
абортов, тенденция к снижению ответственности, более легкой жизни и т. п.

Когда в конце 1980-х группа исследователей в составе С. Чебанова,
А. Сопикова и М. Ковалевой провела нейрофизиологическое обследование взрослого
населения Москвы, выяснилось, что значительная часть его пребывает
в состоянии психологической юности,
многие пожилые люди имеют детскую или подростковую энцефалограмму, зрелость же
остается диковиной
.
«Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмирует по этому
поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.


Так
почему же общество в благополучных, казалось бы, условиях обнаруживает признаки
перезревания и упадка? Ответить на этот вопрос в свое время попытался
английский ученый-этолог Джон Кэлхун. В 1972 г. он провел самый известный
эксперимент

В рамках проекта «Вселенная-25» (Universe-25) был устроен
искусственный рай — стенд, в котором поддерживались постоянные комфорт­ные
температура, освещение, влажность и чистота, а еда и питье подавались
в изобилии. Установку заселили мышами, предоставив четырем мышиным семьям
свободно вырасти в популяцию числом до нескольких тысяч особей. Поводов для
борьбы за существование в «искусственном раю» не было, и закономерности
развития популяции диктовались исключительно особенностями поведения данного вида
животных.

Результат оказался шокирующим.
Первоначальный бурный рост
мышиной колонии сменился застоем
.
С какого-то момента маленькие участники эксперимента словно бы пресытились и стали поступать против
естественных правил
, свойственных виду в природных условиях.

Появилась категория
отверженных
, становившихся объектом агрессии,
в числе самцов выделились «красивые»,
занятые преимущественно собой
.

 У самок вдруг снизилась репродуктивность, среди них
стали заметны самки-одиночки и самки-отшельницы. Животные всё больше и
больше втягивались в круг «отклоняющегося» поведения и апатии.

При одновременном изобилии
пищи процветали каннибализм, противоестественная тяга к своему полу
.
Самки отказывались
воспитывать детенышей и убивали
их.
Участники эксперимента стремительно вымирали, на 1780-й день
умер последний обитатель «мышиного рая».



Опыт повторялся многократно.
Дж. Кэлхун прикладывал старания к тому, чтобы усовершенствовать
стенд, исключив влияние посторонних или случайных факторов.
Итог был печален: популяция, несмотря ни на что, вымирала. Цифра
«25» в названии проекта — «Вселенная-25» — означает последнюю, двадцать пятую
по счету попытку.



Разумеется, мыши и люди — не ровня в мире живых существ.
Жизнь людей устроена неизмеримо сложнее. И все-таки сходство некоторых явлений
поразило авторов исследования.

Мышиную колонию губило
то, что можно назвать «доминированием признаков незрелой особи
».

Именно таково строго научное, в рамках биологии, определение
«ювенилизации».
Мыши, по большому счету, не
хотели быть взрослыми
, проявлять себя ответственно и из-за этого погибали!

Эксперимент Дж. Кэлхуна был важен тем, что моделировал процессы
в человеческом обществе, которое, согласно общему мнению, в настоящее время
пришло к высоким фазам цивилизационного
развития
, благоустройства и определенности, а вместе с тем испытывает последствия городской
скученности и асоциального поведения
.

Существа из подопытной популяции, конечно, не знали и не могли
знать слова «регресс», ибо не были наделены человеческими разумом и
способностями.
Нельзя было спросить у мышей, почему они так беспечны и понимают ли, что все это для них плохо
кончится
.
Но парадокс в том, что среди наших современников, людей XXI
века, также найдется немного тех, кто ответит на эти вопросы перед лицом
регресса и порочного круга девиаций и апатии, в который всё больше впадает
человечество.

 

Цивилизация Неверленд

В чем же
проявляется ювенилизация (инфантилизация) и как выглядит общество инфантилов, стоящее на пороге катастрофы?

Безусловно, ему присущи многие отрицательные свойства: незрелость, иждивенчество, отсутствие
трудовой мотивации
, хаотичность поведения при главенствующей потребности в удовольствии
и развлечениях
.

В быту «взрослые дети» капризны и эгоистичны, любят дорогие
обновки, компьютерные игры и о женитьбе и деторождении говорят: «пока не готов»
или «не готова».

В политике детское мироощущение предполагает заранее, что
«все тебе должны» и о тебе кто-то (некие «взрослые», царь, отец с матерью,
правительство, чиновники, школа) будет заботиться.

Это не та детскость, которую благословляет Христос и которая
является признаком живой, открытой души.
 Количество людей,
называемых кидалтами (kidult, от английского kid — ребенок, и adult —
взрослый), неуклонно растет.
Тип инфантила подробно описан, указано множество факторов его
формирования. Аудиторию современных журналов и психологических консультаций
старательно предупреждают против попыток
строить отношения с носителем «синдрома Питера Пэна» — вечного мальчика
из
страны Неверленд.

Но, несмотря на обширную критику инфантилизма, решение проблемы
остается за рамками современного миропонимания, в котором люди психологически
ощущают себя всё моложе и моложе.

Истоки инфантилизма не исчерпываются ошибками в воспитании в
раннем возрасте или слабой моральной регуляцией поведения.

Нравственные порицания инфантилизма и призывы к взрослости в известной степени бесполезны, поскольку
инфантилизмом пропитана вся атмосфера современности
, а «эрозия взрослости»,
растрата авторитета людьми старшего возраста, происходит так же стремительно.

 Нынешнее общество мало
беспокоится о жизни в кредит, стремясь скорей удовлетворить едва
зародившиеся желания. Оно заражено «неофилией», когда любое новоприобретение —
автомобиль, гаджет, обстановка в квартире или близкий человек — скоро
теряют свою привлекательность и должны непрерывно сменяться, «апгрейдиться».
Оно не в силах отлепиться от отчужденных
и плохо работающих институтов образования, штампующих новые и новые поколения
инфантилов
.

Как целое, наше общество проявляет недостаток зрелости, пребывая в тотальной зависимости от СМИ,
прячась за обезличенной социальной ролью, модой и расхожими мнениями
.

 Мудрость в наши дни заменена «адекватностью» и «актуальностью», то
есть, попросту говоря, постоянным вниманием к социальным новациям.

«Быть в курсе» важней,
чем обладать опытом и принципами
.
50-летние, а то даже и 60-летние встают перед необходимостью осваивать мобильный телефон и компьютер,
вникать в многочисленные «опции», включаться в круговорот скидок и цен,
ипотечных и ссудных договоров, туристических направлений и ресторанного
сервиса, новых, невиданных в продолжение всей их прежней жизни, стандартов
удобств.

А вместе со всем этим от
молодых заимствуются целые пласты идей и оценок
. Молодежь в броских
корпоративных одеяниях в интерьере банковского офиса и торгового центра играет
роль проводников и кормчих по миру актуальных новинок, ведет себя как
снисходительные учителя и советчики по отношению к сбитому с толку старшему
поколению.

Однако же ни способность делать карьеру и деньги, ни умение
ориентироваться в способах достижения социального успеха, ни позитивное мышление и высокая самооценка не являются синонимами
личностной зрелости
.

Человек становится зрелым тогда, когда
обретает нравственную
опору в себе
,
устанавливает всестороннюю связь с сотворенным миром и
приходит к простоте убеждений, свойственных чистому искреннему,
как бы детскому сердцу.

Такую опору человек обретает в Боге, в жизни Церкви, где люди
разного возраста и с разными характерами ощущают себя одинаково по-детски обращенными к Небесному Отцу;
ошибки же и недостаток зрелости восполняются и милуются Его снисхождением.

Избрав для себя настоящую детскость в доверии, открытости и
исполнении Божественных заданий, мы освободимся от инфантилизма.
РОГОЗЯНСКИЙ
Андрей
                 Журнал
Фома: Июнь 2015 (146) №6  
Вселенная-26

Каким человечество выйдет из жестокого
эксперимента над собой?


Алексей Ильич Осипов: Главная ошибка христиан
19.08.2015

http://foma.ru/vselennaya-26.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий