вторник, 22 сентября 2015 г.

3. Никон (Воробьёв) [о началах жизни] - Осипов А.И.

--------------------!
Вера в Бога-




Кто отвалит нам камень от гроба? — (Мк. 16:4). — Кто
отвалил? — По повелению Божию отвалил Ангел.

Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия,
когда придет время для этого.

Нужно показать вер­ность Господу во время нечувствия,
маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятно­стей.

Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, ког­да
она почти угасает по попущению Божию, чтобы чело­век вновь и вновь показал, к
чему он стремится, что он предпочитает.

Нужна и от нас вера, деятельная вера, т. е. доказан­ная
делами вера в Бога и в Господа иисуса Христа и Его промышление о нас.

Если человек хочет быть с Госпо­дом и здесь, и во веки
и докажет это хотение посильным
деланием
заповедей и
покаянием об упущениях
, то никто и ничто не может воспрепятствовать
ему: ни демоны, ни люди, ни свои страсти и недостатки, ибо Господь больше
самого человека хочет ему спасения.

А кто может идти против Бога, кто сильнее Его? Никто и
ничто.
Поэтому пусть всякий хотящий спасения не унывает и не
боится, что не спасется.
Пусть лишь твердо желает быть с Госпо­дом и постоянно взывает к Нему и открывает Ему свои
немощи
, свои страсти, влечения, обнажая пред Ним всю душу и прося
исцелить и очистить от всего
недолжного. А Господь все сделает...

Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания
себя и Бога.
Человек в течение земной жизни должен решительно,
невоз­вратно определить себя к добру
или злу
, к Богу или диаволу.
ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую
жизнь здесь
, на земле, в начатке,
а после смерти — во всей полноте.

Эгоист,
ищущий
на земле
только наслажде­ний, найдет диавола и после смерти, как единодушный
ему, пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев.
В наших руках наша будущая судьба.

Господь вчера и днесь тойже, и во веки (Евр. 13:8). обра­щайся во всех скорбях
и затруднениях к Господу, и
Той тя препитает (Пс. 54:23).

Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратить­ся к
Господу и сказать:
иисусе Христе, помилуй мя;
Госпо­ди, будь милостив ко мне, грешному; или, как
говорит Варсонофий Великий,
хоть вспомни, что есть всевидящий Господь,
видящий тебя, и этого достаточно, чтобы
выйти из трудного положения
.

А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то
не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже
приобрести опыта житейского.

Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может
привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу.

Вот почему и надо научить­ся
быть всегда с Богом, а он всегда с нами
.
С нами Бог! Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди — орудия
бесов)
и
покаряйтеся, яко с нами Бог
(ис. 8:9,10)!

Реальным «контактом со Всевышним» сильна вера.
мил­лиарды этих контактов, от еле ощутимых до живу же не ктому аз, но живет во
мне Христос
(Гал. 2:20),
делают «веру от слуха» живой верой, непоколебимой
не только жалки­ми атеистами, но и всеми
полчищами адскими
.

Нельзя реального факта сделать несуществующим одними
рассу­ждениями и отрицаниями. Зря это и пишу, и так все ясно.

Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным
только уверовать или убедиться, что Бог есть.
Они еще не знают того, что можно веровать, быть убеж­денным
в бытии Божием, а жить в противлении Богу, как
бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются
,
а со злобной ненавистью дела­ют все противное воле Божией.

Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за
чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство
, высочайшую честь и
достоинство быть чадами Божиими.

Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и жела­ющему жить по воле Его (т. е. по
совести, заповедям
) — обязательно будет
дано уверовать
или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира.

Так говорит и Иисус Христос: ищите Царствия Божия, и это все (необхо­димое для материальной жизни) приложится вам (Лк. 12:31).
Много примеров, да и моя личная жизнь — доказательство
этому.
К сожалению, нельзя убедить другого без его соб­ственного
желания и труда.

Жаль С., почти вся их семья равнодушна к религии и
даже к философии.
Разумеется, нужна вера. Без веры не может быть и пока­яния.

Дела же от нас требуются как послушание воле Божией и
как средство для укрощения страстей и грехов, безобразящих человека и
препятствующих действию благо­дати Божией, а также для приобретения смирения,
нище­ты духа.

Делами, т.
е. исполнением заповедей, укрепля­ется вера, оживает новый человек,
привлекается милость
Божия.

Однако смирение, сознание своей негодности, гре­ховности,
испорченности, сознание, что нет в нас
ничего хорошего (нищета духа)
, возложение
надежды на спасе­ние не на свои добрые дела
, а на Спасителя — заменяют
недостаточность исполнения заповедей.
«Не старайся в горсти своей удержать ветер, т. е. веру
без дел» (исаак Сирин. Слово 67).

Господь требует от человека веры в Него для его спа­сения.
Требует,
чтобы человек предпочел претерпеть ради Бога всякие скорби
и болезни, борьбу с грехом, с падшим
человеком вместо покоя и благополучия
земного.

Поэтому человек, говорящий: «Я верю в Бога», должен
при этом раз­уметь и следствие веры: все,
хотя бы и скорбное, но угод­ное
Богу, предпочесть всему утешительному,
всякому зем­ному благополучию,
противному Богу.

 Сегодня [29/1
1962] прочел у прп. исаака Сирина: «Наконец, ясно дознал я, что Бог и Ангелы его радуются, когда мы в
нуждах, а диавол и делатели его — когда мы в покое
» (Слово 77).

об умалении веры и нравственности Господь иисус Хри­стос
так говорил:
Когда
придет Сын Человеческий, то най­дет ли веру на земле
(см.: мф. 18:8)?

Вера умалится, а неве­рие, разврат, нечестие,
предательство, лукавство, хитрость,
злоба, гордость и проч. — весьма усилятся,
так что труд­но будет спасаться даже и избранным.

искренно ищущим истину Господь открывается, дает
познать Себя особым внутренним образом, не оставляю­щим никаких сомнений в
истинности и объективности это­го откровения.

Ну вот, например, когда я абсолютно убе­дился в бытии
Божием, уверовал во Христа и в будущую жизнь, я тем не менее не знал пути к
Богу, процесса духов­ного развития, потому что никаких духовных книг не было и
не читал их.

Вспоминаю, насколько внутренне непонятен был мне
пример, приведенный как-то отцом Павлом Фло­ренским на лекциях.
Духовное устроение человека, говорил он, подобно
столбу, который держится за счет веревок, при­вязанных к нему с противоположных
сторон.
Представьте себе теперь, что веревки с одной стороны
убрали, что ста­ло бы со столбом? — он упал бы на другую сторону.

Так и происходит с человеком.
Если он перестает видеть и чув­ствовать свои грехи и
страсти (левые веревки), то пада­ет в сторону «добродетелей», т. е. в
самомнение, гордость, прелесть и таким образом добродетели,
т. е. внешние дела: пост, чтение молитв, посещение
богослужений, уставность жизни, девственность, монашество и т. д., погубят
человека, столб его спасения упадет.

Также погибнет человек, если он будет проводить жизнь
и в одних страстях, без покая­ния и доброделания (т. е. без поддержки веревок с
правой стороны).

Человеку, следовательно, необходимо в духов­ной жизни
и всемерное понуждение себя к добру и позна­ние своей падшей природы, постоянно
источающий грех, который смиряет человека и не дает возможности добро­детелям
становиться средством его гибели.

То есть, чтобы столб стоял, необходимы веревки с обеих
сторон. К чему я говорю это? В то время я совершенно не знал внутрен­ней жизни,
сложного пути духовного развития, и этот при­мер Флоренского мне совершенно
ничего не сказал, я, по существу, не понял его. Он остался у меня лишь в памя­ти.

Ничего из духовной литературы я еще не читал тогда, не
знал, что значит бороться с собой.
У меня было совсем другое состояние — я чувствовал
себя вполне нормальным человеком, здоровым, сильным во всех отношениях.
Лишь позже, познакомившись со Святыми Отцами и начав
созна­тельно понуждать себя к исполнению евангельского добра, а не просто того,
что мне казалось добром, я вспомнил этот пример Флоренского и начал понимать
его.


По просьбе Вашей попытаюсь поделиться с Вами тем, что
поражает меня и утешает: необъятная вселенная соз­дана Богом — каково же
могущество Божие?!
Все во все­ленной в целом и в ее частях (напр., в
человеческом орга­низме) находится в дивной гармонии — какова должна быть
премудрость Божия?!
Если все гармонично в мире, созданном Богом, то должна
быть гармония (т. е. соот­ветствие) и в свойствах Божиих.
И каковы могущество Божие и премудрость Божия, таково
и «сердце» Божие, т. е. любовь Божия.
«Не предавай Господа ни за сребренника, ни за често­любие,
ни за чревоугодие, ни за сластолюбие» (из игна­тия Брянчанинова).

Я сам не лезу никуда, а хотел бы всецело отдаться на
волю Божию во всем, и в большом, и в малом.
Советую и вам внедрять в сердце решимость отдаваться в
волю Божию, не желать обязательного исполнения своей воли.
Тогда будете спокойны и тверды. Если же добиваться сво­ей
воли, то всегда будешь в расстройстве.

Надо стараться и в душе, и при всех встречающих­ся
обстоятельствах предаваться во всем воле Божией. Это делание — на всю жизнь.
Если бы и не удалось Вам спра­виться с работой, чего я
мало допускаю, то все же огор­чаться не следует.
Господь премудрее человека и ведет его наилучшим
путем.

Как нево далеко от земли, так пути Мои от путей ваших (см.: ис. 55:9).
Нужно покориться под любя­щую и премудрую руку Божию,
а не бунтовать, тогда будет покойно и здесь, и в будущем.

Не стройте своих планов, а если и построите, не пытай­тесь
их осуществить во что бы то ни стало, своей силой.
Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а
так, как найдет полезным для Вас Господь.

Мало веровать в Бога (и весы веруют (иак. 2:19)), а надо творить волю Его,
надо предать себя Его Промыслу, надо отречься, вернее, отре­каться постоянно от
своей воли ради Божией воли, надо, следовательно, поступать по заповедям Божиим
(это и есть творить волю Божию).

А в нарушениях каяться всегда, непрестанно, до самой
смерти, сознавая себя неоплатным должником пред Богом и просить милости Божией,
как мытарь, и благодарить Бога за все, за спасение мира и за собственное, ибо,
истинно, Господь сделал и делает все, чтобы спасти весь мир и каждого.

Житейский опыт учит, что без воли Божией ничего не
делается (Слову Божию мы мало придаем значения).
Все делается для нашего спасения, хотя мы не всегда
это видим.
Вся моя жизнь подтверждает мне это. Думаю, что и отно­сительно
других это также верно, но не у всех открыты глаза на происходящее.

Трясучка-Расстройство
по поводу,  во-первых,
отсутствия
плодов духовной жизни; во-вторых, из-за
опасений,
как бы чего не случилось в жизни.

«Трясучке»[1] не
поддавайтесь, а, делая по силе, возлагай­те все на волю Божию.

 Господь любит
нас больше, чем мы сами себя, и лучше знает, что нам полезно.

Претерпевый до конца, той спасен вудет (см.: мф.
10:22).
Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце
покорность Господу, преданность Его святой воле.
Господь ведет нас легчайшим путем ко спасению,
соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и проч. и проч.
Слепой не указывает дороги зрячему.

Преподобный Варсонофий Великий говорит, что из хода
дел надо усматривать волю Божию о нас.
Личность человека, его суть — в его направлении воли.
Если человек стремится к Богу и хочет избавиться от
недо­статков, то уже этим желанием отсекает все дурное.

Если человек сочувствует греху и внутренне соглаша­ется
с ним (поддается влечению), то диавол непременно устроит возможность согрешить
и делом.
Не беспокойтесь ни о чем, ни о ком сильно.
«Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу
предадим».
Как часто напоминает нам об этом Святая Церковь, нам,
маловерным, многопопечительным.
Надейтесь на милосер­дие Божие.

Надо всей душой предаться благой воле Божией, спаса­ющей
нас, любящей, желающей через малые
скорби зем­ной жизни привести к вечному блаженству
, во славу чад Божиих.

Не все происходит так, как мы желаем, а все же Господь
ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими
мы хотели бы. Будем поко­ряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божи­ей
все, что Ему угодно будет послать.

Елико отстоят востоцы от запад, тако помышления ваша
от мысли Моея
(см.
Ис. 55:9), — говорил пророк от имени Божия.




Везде со всеми смиряйся.
Бог гордым противится (иак. 4:6), а люди и тем более...
А резкость,
грубость, крик, настойчивость — все это признаки не смирения, а явной гордости
.
Подчеркиваю — явной, потому что есть и тай­ная
гордость, которую не сразу в себе познаем.

Старайся быть незаметной везде, сокрушаться в своих
недостатках явных и тайных.
Сокрушение сердца восполняет недоста­ток делания
заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения. можно и из
гордости испол­нять почти все заповеди и быть врагом Бога.

Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь
самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети
врага.

Еще раз предупреждаю: гордость есть основное качество
диавола.
За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. и люди
вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость.
Вот почему и сказано, что Бог гордым противится.
Сам Господь велит научиться не от кого-либо, а от Него
Самого смирению и кротости. и матерь Божия засвидетельствовала, что она
получила величайшую благо­дать быть избранной из всех родов за смирение.

Если дать волю человеку, то он будет стремиться все
подчинить себе, всех людей и природу, а потом и Бога, т. е. самому стать богом
и даже выше Бога.
Так сделал сата­на, к этому склонились Адам и Ева
(вудете, как воги (Быт. 3:5)), к этому стремится современное человечество:
позна­ем природу, покорим ее себе, будем бессмертны и станем, как боги.

Вот почему смирение, как противоположное гордости, так
ценно и необходимо человеку.
Без него все подвиги не только не полезны, а вредны,
так как растят гордость и в пределе могут содействовать из человека стать
сатаной.

Тщеславие, самолюбие и гордость так глубоко гнездят­ся в сердце человеческом,
что нужны сильные средства и длительный период обучения скорбями
и
искушениями, чтобы искоренить их и привести человека хоть к некото­рому
смирению.

Не огорчайтесь слишком, видя в себе и гордость, и тщес­лавие,
и мшелоимство, и зависть, и раздражительность, и гнев и проч. и проч., не
говоря уже о плодах их...

Все люди — существа падшие, однако осознать это раз­умом
только — недостаточно.
Надо осознать сердцем и, заплакав об этом раз,
продолжать всегда на молитве пла­кать пред Богом, раскрывая всю свою порчу, всю
болезнь во всех видах и проявлениях.

От этого обязательно рож­дается мягкое отношение к
другим людям, хотя и долго могут быть еще вспышки гнева или иных страстей.
Одна­ко другого пути нет.

исаак Сирин говорит: иди путем, про­ложенным
страдальческими стопами святых.
Своего пути не придумаешь. Это наука точная.

Саша, никакой человек ни при каких подвигах не спа­сется,
если не будет бороться с гордыней и с высокоумием.
Диавол горд,
и люди гордые после смерти пойдут к нему
.
Недаром сказано: Бог гордым противится.
Если Бог про­тив него, то кто может помочь гордому
чем-либо?

Если не можешь побороть в себе, то сознавай это,
укоряй себя (а не других) и плачь или сокрушайся в молитве, чтобы Господь
простил тебя и смирил, не допустил до погибели.

С
гордостью человек не может спастись.
При
наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным
падением, подобно демонам.

Как
Господь старается спасти человека, так диавол — погубить. Диавол дает человеку
видимость победы над собой и вводит через это в самодовольство и гордость;
дает
успехи в покорении сил природы и внушает мысль: «Через знание (науку) вы
победите природу, будете бес­смертны и станете богами. Вы и теперь уже можете
гор­диться своими достижениями».

Гордость
— самая глубокая, самая скрытая, самая труд­ная, даже для обнаружения, а тем
более для искоренения, страсть.
Сам
Бог гордым противится, потому что гордость коренится в глубине личности и
определяет ее, а все про­чие грехи находятся на периферии личности, легче усма­триваются
и легче искореняются.




-----------! Дары Божии 

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нуж­нейшего
из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Господь хотел бы всех осыпать Своими дарами, но мы не
можем их принять без вреда для себя, поэтому он и не может дать их нам.

Только рукою смирения человек может получить дарования
от Господа, говорит прп. иса­ак Сирин.
А у нас смирения нет, во всем наше «я», наша самость,
утверждение себя, а не отречение по слову Госпо­да:
Кто отречется здесь, на земле, от
севя и своих, тот еще здесь же получит во сто крат, а в вудущем — жизнь веч­ную
(см.: мф. 19:29).

Значит, для получения желаемого есть один путь —
приобретать смирение, отрекаться от себя, без ропота принимать от руки Божией,
что будет послано.
Святые отцы говорят, что Царство Божие не приходит с
совлюдением (см.: Лк. 17:20).

Когда будем ожидать духовных радостей — тогда как раз
можем (чаще всего так и бывает) не получить их.
Правильное
устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений
.

Больше того, прп. иоанн Лествичник говорит:
«Рукою смирения отвергай приходящую радость, как
недостойный ее, чтобы не оболь­ститься ею и не принять волка вместо пастыря».

Эта мысль в разной форме высказывается всеми Святыми
отцами.
----- Дела
бытовые, рабочие-----------------

ищите прежде всего Царства Божия и правды Его (см.:
мф. 6:33).
Своею ли силою человек обеспечивает себя?
Если трудитесь в телесном, должны трудиться и в
душевном.
Сердце свое так же, вернее, больше нужно обрабатывать,
чем огород.
Если человек платит наемным рабочим, ужели Господь
оставит без платы тех, которые Ему будут работать?
 А как Ему
работать — вы знаете все.
Надо и
помолиться, и
внимать себе,
бороться с помыслами,
не ссориться из-за пустяков,
уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом
выиграете во много раз больше),
скорее мириться,
открывать помыслы,
чаще причащаться и проч.

Можно ли совместить это с работой? Если по немощи не
все, то многое можно.
А в неделании надо хоть сокру­шаться и через это
приобретать смирение, но никак не оправдываться, ибо через самооправдание мы лишаем себя возможности роста духовного.

Если же не делаем того, что должны, да еще
не терпим обид и скорбей, и через то
не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и
ска­зать.

Чем мы будем лучше неверующих тогда?
Поэтому и прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны,
несправед­ливости людские, понесите тяготы друг друга, чтобы хоть ими
восполнить недостаток делания духовного.

Главное — надо осознать
себя достойным всяких оскорблений и скор­бей
(достойное по делам нашим приемлем
(см.: Лк. 23:41)).

Вам известно, что в последние времена будут спасать­ся скорбями. разве мы исключены из
этого закона?
Неда­ром Святые Отцы советовали чаще, ежедневно по
многу раз,  вспоминать
о смерти,
о Суде,
о необходимости дать отчет Господу за каждое дело, слово,
помышление, за лукав­ство,
за привязанности к миру,
за тщеславие, за все тай­ное, ведомое только Господу
да нашей совести. и вы чаще вспоминайте об этом.

Отчего мы мучаемся всячески: раздражаемся, ссоримся,
унываем, осуждаем и проч. и проч.? Оттого, что не верим словам Самого Господа.

Если бы
верили Ему, то все дела­ли бы спокойно, мирно, с молитвой
.
Что по силе,
то дела­ли бы, а остальное возлагали бы на милость Божию
, тог­да и дела внешние легче бы
устроялись и созидался бы непрестанно
дом душевный
.

А мы обязательно хотим сделать то и то, а если не сможем, то начинаем раздражаться,
обвинять друг друга и разорять свое устроение.

Не лучше ли исполнить
волю Божию, т. е. направить все силы на сохранение мира со всеми, на исполнение
во всем воли Божией
, делая по силе и для тела.

Если будет какой недостаток в необходи­мом, то нужно потерпеть ради Бога.

В свое время Господь восполнит недостатки, ибо неложно
слово Божие: все при­ложится ищущему прежде всего Царствия Божия.

мирно ли живут мариша с Катей?
Когда они пой­мут, что за чечевичную похлебку продают свое достоин­ство дщерей Божиих?
Если не могут удержаться от ссор, то хоть после бы
искренне каялись и остерегались новых вспышек.

Уготовихся и не смутихся (Пс. 118:60).
Сколько раз было говорено, что лучше испортить дело, чем повредить
душе своей

(см.: мф. 16:26).
Весь мир не стоит души, а тут за пустяк губим себя.


        ------------! Дела добрые, добродетели 

Всю жизнь мы творим
свою волю
, даже добрые дела наши оскверняются то своеволием, то тщеславием,
то рас­четами и проч.

Если поглубже всмотреться в себя, то каж­дый от всего
сердца должен будет сказать слова утренней молитвы:
«Боже, очисти мя грешного, яко николиже (т. е.
никогда. —
Игумен
Никон)
сотворих
благое пред Тобою».
Это слова преподобного макария Египетского, одного из
величайших святых.
Как же мы, окаянные, судим и осуж­даем других, и этим
самым ставим себя выше их, как судьи?
Как мы можем считать на правом пути того, кто не
сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?
и вот еще что: старайся
и служебные дела, и все делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по
влечению сердца
.

Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова
воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия.
А если добрые дела делаются по другим причинам, то они
не угодны Господу Богу.
о таких-то добрых делах сказано: «Вся правда наша
якоже дуб поверженный».

Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаем­ся, угодно ли что Господу, то надо
помолиться, хоть внутри, и говорить себе: «Господи, делаю это ради Тебя,
полагая, что это угодно Тебе.
Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою», — и
тогда будь спокойна.

Надейтесь не на себя, а на Господа, не только в боль­шом,
но и в мелочах.
Не можем мы
без Господа сделать ничего истинно доброго и полезного для с
ебя,
а кажущееся
доброе, по твердому слову Марка Подвижника, потом ока­жется вредным
(т. е. все, что сделано без молитвы и испрашивания
помощи от Господа).

---------

------------! Клирос

На клиросе никогда не помолишься. Лучше найти уго­лок
в церкви и там, спрятавшись, подражать мытарю.
Пой без всякого напряжения, чтобы сердце не устава­ло.

Зато со всею силою собирай помыслы и от сердца ста­райся
творить молитву Иисусову.
Таким образом получишь великую пользу.
Помни, что без
молитвы человек — ору­дие диавола
.
Без молитвы и добрые дела не принесут поль­зы, они
будут осквернены всякими ядовитыми примесями.

Подпись: ЛВсего
лучше, наверное, было бы нигде не петь, а в церк­ви молиться.
Постарайся в хоре или вне использовать вре­мя
пребывания в храме на внутреннюю молитву.

---------!  Похвала  

Будь
смиреннее и не высокомудрствуй, не осуждай, не услаждайся ничем, особенно
бесовскими похвалами — тог­да не будет «несчастий», а иначе не вылезешь.
Сей
род бесовский изгоняется постом, молитвой и смирением.
Без
этой «святой троицы» добродетелей ничего не сделаешь.

Всячески
не ищи похвалы или высокого мнения от людей.
Что
высоко у людей, то мерзость пред Богом.
 Будь дурачком («безумным») в очах людей, чтобы
стать мудрым пред Богом.

Тебя
и других участников хора тронула благодарность прихожан.
Берегись
этого. Тут тоже одна из сетей вра­га.
Всегда
будь равнодушен к похвалам.
Если
примешь похвалу, то и будешь незаметно стараться и впредь угож­дать людям, и
можно незаметно стать фарисеем.

Артисты
все живут похвалой.
То
же бывает и со многими из духо­венства.
А
кончается это враждой и ненавистью.
Учит
это­му Евангелие.
мы
не можем этого [похвалы] выносить никто.
Слиш­ком
мы все испорчены.


        --------Правила и законы духовной жизни  

Что нужно делать?
Вот что:
1.                 
Примирись
искренне, а не языком, со всеми.
2.                 
Всегда
обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна; говори себе
так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».
3.                 
Перестань
излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в
количестве пищи. Надо тебе похудеть, а не толстеть.
4.                 
обязательно
утром и вечером молитвы и сто молитв иисусовых.
5.                 
Каждый
день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра
умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.
6.                 
Перестань
осуждать других. Если увидишь, что кто- либо делает нехорошо, то не осуждай, а
пожалей его и мыс­ленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.
7.                 
Перестань
празднословить, оставь смехотворство, шут­ки и проч.
8.                 
Вечером
от всего сердца проси прощения за все нару­шения заповедей за день: делом,
словом или помыслом.

Старайся добиться сокрушения сердца и
не давай ему охладеть.
от себя и от диавола никуда не убежишь.

Не бегать, а с помощью Божией бороться
надо.
Свою борьбу, добро­детели и свое
душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или
человеку духовно опытно­му, иначе можете и себе сильно повредить, и других
соблаз­нить.

Еще раз советую: скрывайте от всех свои
душевные состояния, всех жалейте, о врагах своих молитесь (хоть одним умом,
если сердце не слушает), и Господь не оставит Вас.

Лювящим Бога вся поспешествуют во
влагое (Рим. 8:28).
Каждый случай, даже падение в большие
грехи, может послужить к великой пользе, и наоборот:
посты, молитва, бдение и прочие труды
могут быть не только вредны, но могут даже погубить человека, если делаются
неправиль­но.
А неправильно будет такое делание,
которое приво­дит к высокому мнению о себе и гордости.
Наоборот, если падениями человек
приходит в смирение, то они выходят для него полезнее подвигов.

Все надо делать с рассужде­нием, осторожностью, советом, проверкой Словом Божиим и
Святыми Отцами.

Борись, сокрушайся, а если
поскользнешься, то не уны­вай.
Бесы всегда так делают: до ошибки
внушают, что в том или другом нет греха, а если человек поддастся, то начинают
напевать, что все равно ты согрешил и про­щения нет тебе, так уж лучше предайся
своим ошибкам; а то несколько иначе: теперь поживи в свое удовольствие, а там
покаешься, жизнь впереди, наберешься
опыта, потом пригодится
и т. п.

Не оправдывай себя и свои ошибки, а перед собой и пред Богом
называй
вещи своими именами
,
сознавай свои гре­хи, свое бессилие
самому справиться с ними и с бесами, внушающими и толкающими на грех,
плачь пред Богом о своем рабстве греху
и диаволу и
проси, чтобы Господь освободил тебя от
них.

Апостол говорит, что иисус Хри­стос
пришел на землю разрушить дело диавола, освободить человечество от греха и
рабства диаволу.
Если не можем не грешить, то будем, по
крайней мере, плакать пред Богом о своей негодности, будем смиряться,
перестанем осуждать других.
Надо больше молиться и умолять Господа
о про­щении и помощи.

Если человек и со слабыми силами, но
непрестанно будет бороться с врагом, то Господь в свое время поможет ему,
изведет его из-под власти диавола.
Мы должны показать свою верность
Господу борьбой про­тив греха, а если согрешили в чем-то — глубоким сердеч­ным
сокрушением.

Господь и ошибки и преступления
обращает нам на пользу по всемогуществу Своему и любви Своей.
Мы — глупые дети, воображающие себя
взрослыми, подражаю­щие их делам.
Смотреть на них взрослому смешно, ино­гда
неприятно.
Так и мы в очах Ангелов и святых, а
может быть, и в очах Божиих.

Имей в виду, что, по слову преподобного
марка Подвиж­ника, все мы на основании непреложного закона духовного еще здесь
подвергаемся наказанию за грехи,
да не с миром осудимся (1 Кор. 11:32).
И это еще милость Божия, что здесь
получаем возмездие.

Поэтому при болезнях и скорбях надо
внимательнее просмотреть свою жизнь и искренне пока­яться во всем
и к тому не согрешать, да не горше
ти что будет
(см.:
Ин. 5:14).

Не ищите от себя прежде времени того,
что придет обя­зательно в свое время, если будете идти правым путем.
Не будете же Вы требовать от ребенка,
чтобы он за год усво­ил науки средней и высшей школы; нельзя, посадив семеч­ко
яблони, в тот же год ждать плодов.
Как же Вы, буду­чи младенцем по
внутреннему человеку, требуете от себя свойств взрослого?

Строжайшими прещениями с угрозами
наказаний или полного бесплодия возбраняется искать пре­жде времени высоких
состояний.

Чтобы от семени выросло дерево и дало
плоды, надо вре­мя;
чтобы переквасить ветхого человека
новой закваской, надо еще больше времени и труда.
Насильно ускорить процесс нельзя, можно
только повредить искусственными мерами.
Господь же знает, что полезно и нужно
человеку, и ищуще­му подает это даже вопреки желанию, так как человек часто
ошибочно желает не того, что ему нужно в данное время.

Внимай себе, познай всю свою немощь до
последней глубины,
тогда перестанешь тщеславиться и
осуждать кого- либо, а
станешь оплакивать себя, как заживо гниющую, смердящую, негодную для
Царствия Божия, а
от этого пла­ча и молитвы (при
постоянном внимании и понуждении себя к исполнению всех заповедей) постепенно
будет рож­даться в душе тишина, мирное
настроение и смирение
, при котором
только и угодны Богу все труды человека
.

 А без смирения, при скрытой (а тем более
явной) гордыне все наши делания неугодны Богу и вредны для самого чело­века,
как еще более развивающие тщеславие и гордость.

Все мы живем не так, как должно.
Нужно, по крайней мере, хоть искренно,
до глубины души сознавать это, не считать себя хорошими и доказать это не
словами, а делом.

А то как будто мы сознаем свои
ничтожество, негодность, греховность и прочее, а
стоит только чуть задеть нас чем- либо,
сделать не по-нашему,
так мы проявим себя не как рабы
неключимые, которые все терпят, как заслужившие всякое наказание (см.: Лк.
17:10),
но как повелители, кото­рым все должны
подчиняться, все обязаны делать по наше­му хотению.

Если же делают не по-нашему, то мы
раздра­жаемся, бранимся, осуждаем, огорчаемся, словом, всячески показываем, что
на деле нет в нас сознания своей нищеты,
нет сокрушения
о своем бедственном устроении душевном.
На словах мы грешные, непотребные рабы,
а на деле — господа, требующие, чтобы
все было по-нашему
, а иначе будем роптать на всех, даже и на судьбу,
прикрывая этим словом ропот на Самого Господа.

Нет никаких оснований христианину
отчаиваться, так­же и Вам.
На все Ваши состояния скажу одно: все,
даже святые, нуждались в покаянии, тем более все мы.
Обна­жайте себя со всеми недостатками,
грехами, сомнениями и проч. и проч.
Обнажайте себя пред Богом с покаянием,
с молитвою:
«Господи, прости, Господи, помилуй,
Господи иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» и проч.

Это состояние (если оно для Вас
понятно) может заменить все Ваши правила и проч.
Они (т. е. правила) и должны привести к
этому.

Других же людей не осуждать и судить
надо, а если вспоминаете о них, то молитвенно вздохните о спасении их и так
заградите помысл осуждения.

Читай­те и слушайте Евангелие.
Люди должны только облегчить нам
послушание Евангелию, а не требовать от них послу­шания себе.
К послушанию «во всем» теперь никто не
спо­собен.
Покаяние все заменит.

 

--------Никон (Воробьев), игумен О
началах жизни




         ------------! Прелесть     

Получил письмо дикое от Татьяны
ивановны.
Если следо­вать совету Спасителя: по
плодам узнается дерево (см.: Мф. 7: 16—20), — то по письмам ее можно познать, в
каком душев­ном неустройстве она находится.

она заматерела в высо­ком (может быть,
высочайшем) мнении о себе и не выно­сит указания ни на малейший недостаток.
За пустяк она разражается тысячами слов
самооправдания и исчисления­ми недостатков того, кто ей указал на какой-либо ее
минус.
Это ужасное устроение, и она не видит
этого и отверга­ет всякую попытку открыть ей глаза.
она привыкла, что­бы ее хвалили, и
укоренилась в высокоумии.
Да вразумит ее Господь.

Усмотреть и побороть все никто не может
своей силой.
Только сознание своей немощи, нищеты,
греховности, нео­платной задолженности пред Богом, а отсюда
 непрестан­ный плач сердечный (сердце
сокрушенно, от которого дела­ется и смиренно (см.: Пс. 50:19)), который имели
все угодники Божии — вот
правильное духовное устроение, огражда­ющее
человека от падений, ведущее к духовным дарова­ниям и ограждающее эти
дарования, если их сподобится он.

Подвижник, не имеющий плача сердечного,
находится в духовной прелести, т. е. в ложном устроении, и если не исправится,
то может впасть и в явную бесовскую прелесть и погибнуть.

В наше время все это происходит в
неяркой форме, но происходит, и большая часть подвизающихся временно или
постоянно находятся в прелести.
Дело это довольно тонкое.
Простите, что говорю об этом, может
быть, несвоевременно.
Мирян это мало касается (хотя отча­сти,
конечно, касается, но в более простой форме).

Есть такое положение у опытных: «Если
нет покаяния (искреннего, постоянного), то есть прелесть».

Слезы фаль­шивые очень и очень могут
быть — чистых слез достига­ют единицы, а плачут все.

Ведите себя на молитве и всегда в
соответствии с состо­янием мытаря.
Не лезьте вперед в духовных состояниях.
Если вышли из настроения мытаря в
чем-либо, особен­но в молитве, то, значит, встали на путь лжи и прелести.

В широком смысле все человечество
находится в пре­лести, и
дело христианства — освободить каждого
верую­щего от этого состояния.

Игнатий Брянчанинов в согласии с
древними учителями считает, что выводит из прелести и не допускает впасть в нее
делание
покаяния
и плача сердечного.

Прелесть есть высокий взгляд на себя,
на свои разумения, чувствования (аки духовные), на делания.

Плач покаянный сердца есть состояние,
как раз противополож­ное указанному, погашающее все виды высокоумия,
при­водящее постепенно к смирению.

И святые каялись до смерти, так как
видели себя недо­стойными близости к Богу и, следовательно, недостойными
Царствия Божия.
А чем грешнее человек, тем он меньше
видит в себе грехов и тем больше и злостнее осуждает дру­гих.

Истинным, неложным признаком
правильности духов­ного устроения является глубокое
сознание своей порчи и греховности, с
ознание своего недостоинства милостей
Божиих и
неосуждение других.

Если человек не считает себя от всего
сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути,
тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духов­ной,
как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и
чудеса творил.
Ищут высоких состояний в молитве, а это
есть прелесть.

Бояться впадения в прелесть надо каждому.
Блюдите уво, како
опасно ходите (Еф. 5:15).

Все мы падшие люди, и это падение может
сказаться даже неожиданно в каждом так или иначе. «Боже, милостив буди к нам,
грешным».
Милость Божия да покроет нас всех и
спасет.


Не только о
человечестве в целом, но и о каждом чело­веке в отдельности заботится Господь,
ежеминутно держит его в Своей руке, защищает его от враг невидимых и види­мых, вразумляет и через людей, и через книги, и
обстоя­тельства
жизненные.

Если необходимо
наказать человека для вразумления и ограждения от большей беды, то нака­зывает
с милостью, а потом, если человек может без вре­да принять, награждает сугубо,
как бы жалея, что нака­зал.
У кого открылось
несколько внутреннее зрение, тот видит это удивительное промышление Божие о
человеке и в великом, и в малом.

Да и в самом
деле: если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое — Сына Своего, то
как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная — ничто перед этой Жертвой.
Не жалеет Господь
ничего, особенно для тех, кто стремится к Нему, кто старается исполнить Его
слово, кто сокрушается сердцем о каждом сделанном грехе, как о нарушении Его
воли, как бы невнимании к Нему, небла­годарности и нелюбви к Нему.

Грядущего ко Мне
не изжену вон (ин. 6:37)!
Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему,
неизмеримо
больше, чем мать о любви своего ребенка к ней.
Вот поче­му не бойтесь
будущего
.
С нами Бог сегодня и завтра, и во веки.
Не бойтесь ничего.
Дерзайте, возложите все Ваши скорби, недоумения, опасения, обиды от
бесов и людей на Господа, и Он хочет и знает, как освободить Вас от них, когда
это будет полезно Вам.

Да поможет тебе Господь без ропота, с благодарностью претерпеть
все, что ни пошлет
Он ради твоего спасения, ибо без Его святой воли никто и
ничто не может нам сде­лать вреда.

Господь доказал нам Свою любовь к
человеку, дозволив распять Себя на Кресте.
Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8), а любовь не может попустить зла любимому.

Вот поче­му все случающееся с человеком,
скорбное или радостное, попускается для
блага
нашего, хотя мы и не всегда пони­маем это, лучше же сказать — никогда
этого не видим и не понимаем.

Что же ты так унываешь? Где твоя вера?
Не обещал ли Господь дать все необходимое для каждого ищущего Цар­ствия Божия и
правды Его?

Проверь
себя,
есть
ли у тебя это искание
,
есть ли вера в загробную жизнь,
веришь ли учению Святой Православной
Церкви, вернее, учению Самого Господа, что каждый получит воздаяние за гро­бом
по вере и делам своим?
Веришь ли словам Господа, что и волос с
головы не падает без воли Отца Небесного?

Если во все это веришь, если притом
веришь, что
так
возлюбил Господь мир, что отдал Сына Своего, да всякий верующий в Него не
погибнет
(см.: Ин.
3:16), отдал на позор и распятие,
то
должна без ропота всецело отдаться в руки Божии и плакать не о потере места или
пенсии, а о том, что на любовь Божию мы отвечаем ропото
м, маловери­ем, нетерпением и всяким
нарушением Его святых запо­ведей.

Не сказал ли Сам Господь, что  
кого
Он любит, того и
наказывает
и
скорбями отрывает от земли, чтобы облег­чить нам иметь свое сердце горе не только во
время Лит
ур­гии, а и всегда.
Неужели мы вправе диктовать Господу,
что


Он должен с нами делать!
Если же мы
должны покориться Ему
, то
перестанем роптать и плакать о мирском, а
опла­чем свои грехи, нарушения постоянные заповедей
Божиих, оскорбления Господа своим маловерием, неверием словам Его, нечувствием
Его любви к нам.

Если же не
видим сво­их грехов
, то вдвойне, втройне заплачем, ибо это значит,  что
душа наша
ожесточилась
и
омрачилась, потеряла здра­вие очей внутренних.

С земными поклонами будем умолять Господа: «Даруй ми
зрети моя прегрешения».

и когда покаянием очистим
себя, тогда увидим, что скор­би, нам посланные, суть явление милости
и
любви к нам Господа, познаем, что они
нам более нужны, чем всякие земные блага
.

Единственная из всего рода человеческого, Честнейшая
Херувимов и Славнейшая без всякого сравне­ния Серафимов Матерь Самого Господа
претерпела такие скорби, пред которыми самые тяжкие твои скорби — ничто.

Притом же Господь и не допускает никаких искушений и
скорбей сверх сил.
Ты еще не до крови сражалась, да и сражалась ли против
врага, против своих страстей?
Не жила ли как придется, не оскорбляла ли своих
ближних, не грубила ли, не празднословила и проч. и проч.?

Про­смотри всю свою жизнь с молитвой,
покайся во всем про­шлом искренне со слезами,
дай обещание Господу прило­жить все силы на борьбу с
грехом, на делание Его святых заповедей, потрудись в этом — и скоро
увидишь к себе милость Божию и, может быть, от всей
души
станешь благодарить Господа за посланные скорби.
Смиряйся пред Богом и пред людьми.

Если не будешь ничего этого делать, а
станешь гре­шить и унывать, то хоть без ропота терпи
посланные скор­би и говори с благоразумным разбойником:
Достойное по делам моим приемлю (см.: Лк. 23:41).

Не отчаивайся, потерпи Господа, плачь о грехах своих,
о маловерии своем, о неве­рии в промышление Божие о нас, и Господь утешит тебя.

Не бойся ничего.
Внедряй в себя мысль, что во всем мире не присходит ни
малейшего движения без ведома и соизволения Божия.
Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим
Его не происходит ничего — ни доброго, ни злого — без Бога.
Сам Господь иисус Христос сказал, что и волосы на
голове человека сочтены у Бога.

Человек есть образ Божий,
для человека Господь прихо­дил на землю,
ради него пострадал на Кресте,
ниспослал Духа Святаго,
основал Святую Церковь, сделав ее Своим Телом, —
может ли оставить Господь человека без Своего
промышления о нем? Нет и нет!

Не смущайся
неудачами.
Все суета сует,
всяческая суе­та (см.: Еккл. 1:2).

Чтобы приобрести
смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение (см.: Еф.
3:19), надо много потерпеть неудач, падений, оскорбле­ний и прочее.

Постоянные успехи
могут погубить духовно­го человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам
всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах
примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя
надеялся.

Следовало бы
кому-нибудь написать историю Церк­ви с точки зрения живой веры в Бога и иисуса
Христа, помня, что и волос с головы не падает вез воли Божией (см.: 1 Цар.
14:45).
Могли ли
происходить гонения на христи­ан без воли, без Промысла Божия?

Внешние
исторические факторы, несомненно, использовались Промыслом Божиим, такие, как
перепись кесаря Августа, чтобы родиться иису­су Христу в Вифлееме по
пророчеству Михея, ненависть синедриона для искупления человечества через
крестную жертву Спасителя и т. п.

Не было ли
указано Господом иисусом Христом, что
мир вас
возненавидит, что
будете предаваемы
своими род­ными, что
поведут пред цари
и владыки и проч.?

Это суды Божии,
превышающие падший разум челове­ческий.
Женщина, когда
рождает, терпит скорвь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже
не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (ин.16:21).

Так в муках происходит рождение нового
человека, Церк­ви Христовой, которая есть
to soma tou Xrijtou (Тело Хри­стово).
Таков закон духовный и для рождения
личности и всей Церкви.
Только через крест возрождается
человек.

Следовало бы, использовав все
исторические данные, написать так историю Церкви,
чтобы был прозрачно виден Промысл Божий, переквашивавший погибавшее
во тьме ветхое человечество в нового человека,
а не гордиться мни­мой объективностью и
закрывать глаза на все, что напо­минает
об участии силы Божией в тех или иных историче­ских явлениях.
Неужели вся христианская жизнь
проявилась только в том, что сохранилось в известных исторических документах?

Поверьте, что в каждый миг Господь
хочет Вам дать величайшие блага, но Вы
не можете их принять без вре­да для себя
.
А что можете принять — все Он даст.
Суди­те
о своем состоянии и по этому признаку
.

Весь ад... со своими бесами ничего не
сделает больше того, что позволит Господь.

С одной стороны, нужны и своя мудрость
и осмотри­тельность, но главное —
постоянное обращение за помо­щью к
невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем
надеющимся на Него, что и «волос с головы их не падет без воли Его».

Уповая на Него, апостолы все
претерпели, но победили мир — небольшое
количество овец победило несметные стада волков
.

Разве это не доказательство силы и
промышле­ния Божия?

Господь жалеет П. — посылает скорби, чтобы смирился и стал более сочувствовать
другим
.
Если это не достига­ет цели, то «железной уздой» востягнет челюсти Господь
не покоряющихся Ему
, но подающих еще надежду на спа­сение.

Вследствие малого количества подвизающихся
враги осо­бенно нападают на них, но сделать что-либо без попуще­ния Божия
все-таки не могут.

Сережа, если не можешь бросить пить,
хоть так
сознай, что ты делаешь нехорошо, что
губишь себя, обижаешь близких тебе,
оскорбляешь Господа.

Сознай это и припа­ди к Господу хоть
один раз в день и скажи Ему:
«Госпо­ди, я погибаю, спаси меня, не
допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному».

 Если будешь так говорить ежедневно от всего
сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасет от погибели.
Толь­ко ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам.
Сам проси, повторяю, хоть один раз в
день с земным поклоном, Господа,
чтобы Он не оставил тебя на погибель, а
спас от вечной муки.

Если не обратишься с покаянием и смире­нием
ко Господу, то еще здесь ожидает тебя великое стра­дание,
 а
после смерти — плач, скрежет зубов, мрак, тартар, червь неумирающий и огнь
неугасимый, вечная, ужасная, непостижимая и никогда не оканчивающаяся мука.

Ты стоишь на краю пропасти.
Бесы легко могут стол­кнуть тебя в
бездну.
Если не можешь бросить пить, то пей
дома, не оскорбляй Катю.
Прежде чем выпить, помолись хоть
одну-две минуты, скажи: «Господи, я не могу сам удер­жаться от водки, сейчас
буду пить, напьюсь, может быть, буду сквернословить и ругать жену. Господи,
если можно, удержи меня или прости, что я опять напьюсь».

Когда помо­лишься так, тогда пей,
стараясь выпить поменьше.
А ког­да протрезвишься, первым делом
спроси, не оскорбил ли ты Катю, не ругался ли скверно и проч., помирись с ней и
помолись, проси прощения от Господа.

Не можешь удержаться, так плачь пред
Господом, умо­ляй простить и дать силу
воздержаться
.
Только искрен­не желай не оскорблять
Бога и ближних.
 Не оправдывай себя никакими обстоятельствами,
не обвиняй никого, кро­ме себя.

В
самооправдании гибель
. Это голос бесов.

Сми­рись пред Богом и людьми.
Не тщеславься, не осуждай никого, чтобы
тебя не осудил Бог.
Вынь бревно из своего глаза, тогда
увидишь, как вынуть сучок и из глаза другого человека.
Пожалей себя, не губи окончательно.
Да вразу­мит и поможет тебе Господь, да
не попустит твоей гибели.

Твое дело ясно.
Если хочешь спастись, перестань напи­ваться
и предавать себя в руки бесов.
Не будет от них пощады тебе, если
Господь отступит от тебя за твои мер­зости.
Ты не забывай не только пьянки и
связанных с ней мерзостей, но и других бесчисленных грехов.

Не
сам себя оправдывай, а проси прощения от Бога
.
Но Бог не проща­ет тем, кто сам не
прощает другим, а ты все злопамятствуешь.

Не хочу пророчествовать, но скажу
основательно, что ты жестоко пострадаешь, если не исправишься.


Когда тебя будет очень тянуть к выпивке — сделай три
земных поклона и скажи:
«Господи, опять моя испорчен­ность тянет напиться.
Я не могу, не имею сил удержаться.
А если будет Твоя милость — дай мне силы воздержать­ся.
А если я не достоин Твоей помощи в этом, то огради
меня от бесов и большого вреда, если напьюсь».

Если со смирением будешь так просить Господа пред
каждой выпивкой —
Господь даст тебе силу воздержать­ся. А если будешь
опять осуждать других, то будешь сно­ва предан в руки бесов.

...Вы оба виноваты и поступаете неправильно.
Если он пьет, то надо его пожалеть. он уже раб своей
страсти. один, своей силой избавиться он не может.
Ты же вме­сто помощи только осуждаешь его, требуешь от
него того, что он пока дать не может.
Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься.

Если ты духовнее его, то твоя обязан­ность понести его
немощи.
Вы, сильные, немощи немощных носите (см.: Рим. 15:1) — вот что требует от тебя Господь.

Еще сказал: Вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кро­тости
(см.: Гал. 6:1).
Слышишь? — Духом кротости исправ­ляйте, а не руганью,
упреками, ссорой, самооправданием и т. п.

Таким поведением ты себя губишь; может от это­го пострадать
и Сергей, тогда ты ответишь и за его душу.

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любо­вью
умоляю тебя:
смирись пред С.,
сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в
чем-либо права),
попроси прощения за все прошлое;
затем дай обет Богу все делать ради мира и спасения
обоих.

Ты не можешь спастись без С., а он без тебя.
Погибель одного будет гибелью и другого.
Вы повенчаны, вы составляете одного человека.
Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь ее, а лечишь.
Не можешь ты отрезать от себя С., как и он тебя.
Вам надо спасать­ся вместе или вместе погибнуть.

Сказано: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (мф. 5:44) и т. д.
Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать
душу свою за другого.
Ты знаешь требование Спасителя:
Если принесешь дар твой пред алтарем и вспомнишь, что
брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде прими­рись с братом твоим и
тогда уже принеси дар
(см.: мф. 5:24).
Тогда только Господь примет его, а иначе отвергнет
твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина.

Кайся... ты не должна требовать от него здоровья, ког­да
он болен, а должна оказывать снисхождение его немо­щи.
Должна не ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не
вызвать на что-либо худшее.
И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а
совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его
слабость.

Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна.
можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а
глубокие душевные мотивы (т. е. причины) могут пред Богом ока­заться лукавыми.

Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попа­дешь
под полную власть бесов.
Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и
через это расстраивать нерв­ную систему.
Ты сделаешься раздражительным, гневливым.
Легкие сначала, ссоры будут все грубее, длительнее.
Денег не будет хватать, сгонят со службы — надо будет
прода­вать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже
воровать.
Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.

Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде раз­бойников, диких зверей, змей и проч.
Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном
виде.

Если и тут ты не обра­зумишься, то заставят тебя
совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем
приве­дут в полное отчаяние и заставят покончить с собой.

Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно
было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничто­жения.

Пьяница, самоубийца из малых и временных стра­даний
перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не
будет конца.

Как люди духовные, борющиеся с грехом и
побеждаю­щие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный
мир, а затем видеть Ангелов, точно так же преданные грубым страстям, особенно
пьянству и раз­врату, если не покаются, будут
видеть бесов и сделаются их рабами
.

Уже внешний вид человека духовного и раба диавола говорит ясно, к чему
ведет тот и другой путь.
По плодам их узнаете их (Мф.7:16), — говорит Господь.

 

--------Никон
(Воробьев), игумен
 О началах жизни


http://www.youtube.com/watch?v=XZHVNvRkOjY&index=3&list=PLVyJraw_ARjr8PrvX7lEPpNAxbDxtYKzN


3. Никон (Воробьёв) [о началах жизни] - Осипов
А.И.











[1] Расстройству по поводу, во-первых, отсутствия
плодов духовной жизни; во-вторых, из-за опасений, как бы чего не случилось в
жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий