суббота, 11 июля 2015 г.

Законы духовной жизни. Ч.2 (МПДА, 2014.02.04) — Осипов А.И.

Мы занимаемся попыткой
исследования тех закономерностей, которые существуют в ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ также,
как и в любой деятельности и науке существуют законы




Первейшая задача науки- выявление,
изучение законов в области, которой занимается наука.
Потому что, зная законы мы
можем не допустить ошибок, в которые легко впасть человеку неопытному.

Как вы можете веровать, когда
друг от друга принимаете славу
, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
Иоан.5:44.

Как вы можете веровать,
когда друг от друга принимаете славу. 
Это серьёзнейший закон духовной жизни, который познается заглатыванием в
себя.
Чем больше мне приятны
ПОХВАЛЫ человеческие, тем больше я переживаю о ПОНОШЕНИЯХ человеческих, потому
что похвала и унижение находятся на одной плоскости, только знаки меняются.

Чем больше я ищу славы, тем
больше страдаю от поношения, потому что на одной плоскости величина того и
другого одна и та же.

"Веленью божию, о муза,
будь послушна,


Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца" Пушкин А. С.



Получается, что Пушкин считал, что похвала,
лесть это та же грязь, что и клевета. 

Не хотите страдать, когда
вас ругают, не принимайте славу внутренне. Не ищите славы. Тогда меньше будем
страдать от того, когда услышим, что назвали дураком, глупым, невеждой и т. д.
Какими только орденами не
награждаем мы страсти человеческие. И более всего достается тем, кто выше. Это
руководство церкви, страны, начальникам.

Надо запомнить НЕ ХОЧЕШЬ
СТРАДАТЬ, НЕ ПРИНИМАЙ СЛАВЫ.

Чем больше я ищу славы, тем
свидетельствую о себе, что МОЯ ВЕРА или ничтожна, или ее НЕТ.

Слава человеческая или
прославление, которое идет от Бога душе человеческой, противостоят друг другу.
Когда человек ищет славы
человеческой это страстное греховное, болезненное, глубоко порочное начало.

Кто хочет приобщиться к
Богу, а это и есть Слава Божья, тот должен всячески на сколько может избегать
славы человеческой, особенно, когда станете начальниками, архиереями,
схимниками, прозорливцами.

Катастрофа для человека,
потому что искание СЛАВЫ человеческой первый ПРИЗНАК моего ДУХОВНОГО ПОРАЖЕНИЯ.
Значит, я не верю Богу, если
ищу славы человеческой.

Это в высшей степени
серьезный закон и критерий, по которому я могу оценивать себя самого.

НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ДРУГИХ. Мы НЕ
ПОСТАВЛЕНЫ СУДЬЯМИ над другими людьми. А себя мы должны оценивать.

ВЕРА ПОРАЖАЕТСЯ в самом
корне, когда верующий православный христианин ИЩЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛАВЫ.

Знаю этот закон, то понимаю
перед чем стою, что ищу.
Мера одна, или я весь сосуд
изолью на славу человеческую и ее искания или наоборот. Душа одна.

Можем видеть, как у
тщеславного человека угашается уничтожается вера.
Этот закон научает нас в
нашей жизни нашему состоянию души.
У римлян была фраза: «А
судьи кто?»
Сколько подхалимов, лгунов,
льстецов.
Лесть – это обман. Патокой
будут обливать вас с головы до ног, вы лучший в мире.
Безумие будет принять это за
истину.

В духовной жизни это знание
чрезвычайно важно. Но оно поможет только тогда, когда мы его применяем к самим
себе.

Любой закон нужно применять
к себе, потому что искушение наше, мы применяем закон к другим.
Вокруг все такие, что не
спасутся никто, один я хороший.
Наши розовые очки как
искривленные зеркала в комнате смеха, все показывают в карикатурном виде. Так
они показывают нам самих себя.

Еще один закон. Исаак Сирин
кратко и сильно формулирует закон нашей жизни.

«Кто делает добро ради
воздаяния, тот скоро изменяется».

Исаак Сирин
«Кто делает добро ради воздаяния, тот скоро изменяется.

Кто по силе ведения своего
удивляется при созерцании ведения, какое в Боге, тот, если и умерщвляется
плотию, то не превозносится мыслию своею и не уклоняется от добродетели.

Кто просвещает ум свой для
достойного воздаяния Богу, тот и душою и телом снисшел во глубину
смиренномудрия.

Ибо прежде, нежели
приблизится кто к ведению, восходит и нисходит в житии своем;
как же скоро приблизится к
ведению, всецело возносится в высоту;
 и пока возвышается, не достигает совершенства
восхождение ведения его;
пока не наступит оный век
славы, не приимет человек полного его богатства.
Ибо в какой мере
усовершается человек пред Богом, в такой идет вослед Его;
в истинном же веке Бог
показует ему лице Свое, а не то, что Он есть.
Ибо праведные, пока входят в
видение Его, видят образ как в зеркале; а там узрят явление действительности»

Я готов делать добро, ожидая
от него в десять раз больше из корыстных целей, т. е из расчета. Делаю добро
человеку из расчета, что мне все вернется сторицей.
Это человеческое лукавство, лицемерие,
когда фактически, делаю не добро, а пытаюсь ЗАРАБОТАТЬ таким фальшивым методом.

Исаак Сирин пишет
«Кто делает добро ради воздаяния НЕБЕСНОГО, тот скоро изменяется».

Нищему даю рубль, от Господа
ожидаю миллиончик.
Ужасный ПРИНЦИП ЗАСЛУГ. А
заслуга требует награждения.
Делаем добро, и Господь
повелевает «блаженны милостивые», обличает тех, кто вместо того, чтобы дать
отцу матери дают Богу.

Если делаем добро в расчете
получить от Бога что-то, то этот человек НЕ УСТОИТ в своей ДОБРОДЕТЕЛЕ. Он
становится ДЕЛЬЦОМ.
Хомяков писал о католицизме,
там в основном дебет кредит. Я тебе, а ты Господи, мне.
Заслуги, я сделай то-то,
давай Господи, жду.
Я подвизался, а что-то у
меня прозорливости нет?

Лютер, августинский монах,
ревностно стал подвизаться и пишет своему духовнику, я уже столько лет и ничего
у меня. Нет никаких даров, чудотворений, прозорливости, утешений.
Он в изумлении недоумении
сомнении.
Избави Бог делать добро ради
воздаяния ожидания, я тебе, ты мне.

Есть заповедь, чтобы мы
делали добро друг другу.
Мы должны делать ради
исполнения заповеди.
Заповедь- это закон,
свидетельствующий, что является ВЕРНЫМ НОРМАЛЬНЫМ свойством человека.

Нормальным свойством
человека является БЫТЬ МИЛОСТЛИВЫМ, милосердным. Мы должны стремится иметь это
свойство.

я даю, а сам поглядываю,
когда вдруг золотой дождь пройдет с неба.

Это чувство возникает из
нашего болезненного, греховного состояния, когда я делаю что-то, кажется,
доброе и ОЖИДАЮ НАГРАДУ.  Надо с этим
чувством бороться и сознавать.
 Чувство не в тень загонять. Вижу, что у меня,
Господи прости меня. Болезнь моя.
БЕСКОРЫСТНОСТЬ ценится даже
среди нас грешных людей, тем более она ЦЕНИТСЯ, когда мы делаем это ПЕРЕД
Богом.

Не за награды, не за
получения царства Божьего.
Царство Божие внутрь вас
есть.

Царство Божие есть состояние человеческого естества,
обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в
человеческом 
уме и сердце действием Святого Духа.
Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но
обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос:

«Быв же
спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие
Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот,
Царствие Божие внутрь вас есть
» (
Лук.
17:20-21
).

Царство Божие – это
ИСЦЕЛЕННАЯ ДУША человеческая, в которой может пребывать Бог.
Только в исцеленной душе
может пребывать Бог.
Царство Божие внутри только
той души, которая исцеляется от греховных начал, и в данном случае от ожидания
награды от Бога.

Одна из бед западного
христианства заслуги, награды. Это порождает тщеславие, МНЕНИЕ о СЕБЕ,
внутреннюю КОРЫСТЬ, т. е искажает человеческую душу.

Встречаем в священном
писании и святых отцов поучения о наградах и наказаниях.
Златоуст. Все это говорится
ради ПРОСТОГО ГРУБОГО НАРОДА. Он не понимает иначе, а ради чего я буду делать?
добро. А что мне от этого будет?
Ради заповеди, РАДИ ЛЮБВИ к
Богу.

Делаем добро убогому человеку
по любви к человеку, ничего не ожидая от него.

Также нужно ничего не
ожидать от Бога, ибо Бог внутри сердца нашего.
Борьба со страстями,
исцеление нашей души- это будет благом для души.
Но это возможно только когда
мы БЕСКОРЫСТНО будем ИСПОЛНЯТЬ ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ.
Ради заповедей божьих надо
делать, а не ради воздаяния.

Исаак Сирин пишет, воздаяние
бывает не добродетели и не труду ради нее, а РОЖДАЮЩИМСЯ от них СМИРЕНИЮ.

«тот, если и умерщвляется
плотию, то не превозносится мыслию своею и не уклоняется от добродетели.

Кто просвещает ум свой для
достойного воздаяния Богу, тот и душою и телом снисшел во глубину
смиренномудрия»
Исаак Сирин

 «Воздаяние же бывает уже не добродетели и не
труду ради нее, но рождающемуся от них
смирению» Исаак Сирин

«Если будешь трудиться в прекрасной
добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее помощи, то не дивись.
 Ибо, пока не смирится человек, не получает
награды за свое делание.
Награда дается не за делание, но за
смирение.
Кто оскорбляет последнее, тот теряет
первую.
Кто раньше принял уже награду за добрые
дела, тот преимуществует перед имеющим делание добродетели.
 Добродетель есть матерь печали о Боге, а от такой печали
рождается смирение, а смирению дается благодать.

Воздаяние же бывает уже не добродетели и
не труду ради нее, но рождающемуся от
них смирению
. Если же оно оскудеет,
то первые будут напрасны
.

Делание добродетели есть хранение заповедей
Господних. Обилие делания — вот доброе устроение ума.»
Исаак Сирин ПУТЬ В ЖИЗНЬ
ВЕЧНУЮ

СМИРЕНИЕ РОЖДАЕТСЯ, когда мы
БЕСКОРЫСТНО совершаем добро, БОРЕМСЯ С ЧУВСТВОМ ПОЛУЧЕНИЯ от Бога чего-то,
творим бескорыстно РАДИ любви к Богу и рождающимся от них смирению


Расшифровка этого закона.
Если НЕ БУДЕТ СМИРЕНИЯ,
НАПРАСНЫ все ТРУДЫ все добродетели. Все наше добро летит в прах.
Как карточный домик
рассыпается наша добродетель, когда мы делаем что-то ради воздаяния, а не ради
Бога, который есть любовь, который показал, что не было у него корысти, когда
сын Божий пострадал на нас.

«Тот крепче всех, кто не малодушествует в
скорбях временных, в которых сокрыто спасение его, и не пожелал широкого пути
(греха), в котором скрывается зловоние стыда и который приводит идущего к
печалям и воздыханиям.

Невозможно приблизиться к Богу без скорби,
без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною.
И если человек оставляет дела,
приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.

Кто уклоняется от скорбей, тот вполне
разлучается, несомненно, и с добродетелью.
Если желаешь добродетели, то предай себя
на всякую скорбь.
Ибо скорби рождают смирение.

Кто
без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости
.

Как лекарства истребляют нечистоту худых
соков в теле, так и жестокость скорбен очищает сердце от лукавых страстей.»
Исаак Сирин ПУТЬ В ЖИЗНЬ
ВЕЧНУЮ

Люди помогают церкви, храму.
«Кто без скорби пребывает в
добродетели своей тому отверста дверь гордости»
Исаак Сирин

Когда поступаю РАДИ
ВОЗДАЯНИЯ, т. е вижу, что делаю добро. Раз делаю добро, сразу ясно, кто я.
По этой причине подчас Бог
отходит от человека, который делает добро, чтобы он видел, кто он есть сам по
себе без Бога в этом своем добре и начинаются скорби.

Люди много делают,
обратились к христианству, пришли к церкви и с недоумением разводят руками:
-что такое, все шло хорошо.
Обратился к церкви и пошло вверх тормашками. Одно за другим летит не туда.

Приходится отвечать этим
людям
-Слава Богу. Это признак,
что может быть это добро будет принято. А главное, что теперь ты человек не
возгордишься своим добром.
Скорбь угашает чувство
восторга, удовлетворения, вот что я сделал. Угашается ужасная страсть тщеславие
и следующая за ним гордыня.

Эти законы надо знать и о
них проповедовать.
Не списывайте пустые
допотопные проповеди, когда люди упражняются в красноречии и больше ничего,
пустословие. Надо говорить о законах духовной жизни.

Еще один закон.
«По непреложному, т. е.
твердому, закону подвижничества
,
обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое
Божественною благодатию, предшествует
всем прочим благодатным дарам»

Предшествует
«обильное сознание своей греховности», ВИДЕНИЕ, а не притворство перед Богом. Бог видит душу мою, я грешный, а на
самом деле, говорю, какой я хороший.

ВИДЕНИЕ
СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ. С этого начинается путь духовной жизни. Не с даров
благодати, не с утешений, радостей и восторгов.
Если
этого нет, надо кричать караул, хвататься за книги святых отцов.
У
меня одни восторги начались. В холоде не мерзну. В голоде не ощущаю голода.

«По
непреложному закону подвижничества, обильное
сознание
и ощущение своей
греховности
, даруемое Божественною благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам.

Оно
предуготовляет душу к принятию этих даров.
Душа
неспособна принять их, если предварительно не придет в состояние блаженной
нищеты духа.

«Когда
ум увидит согрешения свои, количеством подобные песку морскому, то это служит
признаком начавшегося просвещения души, признаком ее здравия» 
[142].
Пришедши
в это состояние, святитель Тихон Воронежский сказал:
«Познаем
грехи наши: се бо есть начало покаяния (Келейные письма, т. 15, письмо 73, 70 и
11).
Покаемся,
признаем себя достойными ничего.
Чем
недостойнейшими признают себя они (угодники Божии), тем Бог, яко благ и
милосерд, более их удостаивает (там же).

Что
наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи» (там же).
Остережемся
смертоносного заблуждения!
Убоимся
сопряженного с заблуждением отречения от Христа!
Убоимся
верной утраты спасения за усвоение мысли ложной, враждебной Вере!
Тем
нужнее осторожность в наше время, что ныне с особенным усилием распространяется
проповедь о высоте добродетелей и успехов падшего человечества с открытою целью
привлечь всех на поприще этих добродетелей и этого преуспеяния.
Осмеивая
всесвятое добро христианства, проповедь эта старается внушить к нему презрение
и ненависть.»
Святитель
Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2

Это есть закон духовной
жизни, который кратко выразил Петр Дамаскин, в других словах.

"Первым
признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих
бесчисленных, как песок морской"

При правильной жизни
начинают открываться бездны нашей души, до этого закрытые плотной завесой.

Это первые безвредные
необходимые видения, без которого невозможно говорить ни о какой духовной
жизни, ни о каких духовных дарованиях.

Кто хотел, хоть немножко
приобщиться к Богу. Таких людей все меньше.
Я православный. Мне не надо
никаких даров. Лишь бы эта жизнь была хороша, устроена. Да и пусть будут эти
дары только у святых. Мне ничего не нужно. Слава тебе Господи. Жив, здоров,
хлеб есть. Какие дары?

Вот беда! Такое ОМЕРТВЕНИЕ.
ищите же прежде
Царства Божьего, и это все приложится вам  
Мф. 6:33

Он и не повелевает просить
настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к
этим. Ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно
получишь их. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о
неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя
заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.


Какое искание? Никакого
искания.
Но кто ищет, пожелает стать
на путь подвижничества, правильной христианской жизни должен знать твердо что
начинается духовная жизнь и признак того, что она идет в верном направлении это
все большее ВИДЕНИЕ ГРЕХОВНОСТИ, которая присутствует во мне, а не в других.

многие, хранясь от блудных
помыслов и мечтаний, считают ничего незначащими услаждение помыслами и мечтаниями корыстолюбия и тщеславия,
между тем как,
 по духовному
закону
, помыслы и мечтания о имуществе, о почестях, о
славе человеческой суть те же блудные
.
По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и
мечтаниями никогда не освободится от
блудной страсти
, сколько бы он против нее ни подвизался
.  св. Игнатия Брянчанинова 

Приношение монашеству, том 5 

Закон духовный, открытый
ОПЫТОМ. Все законы открываются опытом.
Парадоксальная связь в
духовной жизни:
мечтаниями корыстолюбия и
тщеславия  суть те же блудные страсти.
Которые теоретически не
предположишь.

Мечтания корысти и тщеславия
укореняют, делают страсть плотскую блудную непоколебимой.
Никогда не освободится он до
тех пор, пока услаждается мечтами тщеславия, сребролюбия, почестей
человеческих.

Это находится в тесной связи
с законом, который формулирует Авва Дорофей.

Каждая страсть рождается от
славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. Три «С».

Он формулирует закон более
общий, не касаясь конкретных страстей, а указывает общий принцип.

Отсутствие борьбы у человека
со славолюбием, сребролюбием, сластолюбием означает, что человек может попасть
в лапы и фактически пребывает в любой страсти.

Если нет сопутствующих
обстоятельств, то кажется ничего, у меня и страсти-то нет.
Как только обстоятельства
сложились соответствующим образом и тут же в капкан попал.
Зверь попадает в капкан
только там, где стоит, а не на каждой лесной тропинке. Так и мы.

Кто НЕ БОРЕТСЯ, НЕ ПОНИМАЕТ,
что славолюбие, сребролюбие, сластолюбие являются ПОЧВОЙ, тем КАПКАНОМ, не НАБЛЮДАЯ
за которым в своей ДУШЕ, человек может ПОПАСТЬ в любую СТРАСТЬ.
Часто такую, о которой
никогда не думал, может влипнуть и предать друга, изменить, впасть в воровство,
обман.

Свобода этих трех китов
разрушает весь фундамент моего дома. В любом месте троньте и начинает падать.
Вот такие закономерности
присутствуют в нашей жизни.

Закон формулируемый
преподобным Марком Подвижником. Все невольное происходит от произвольного.

Невольное. Человек
столкнулся с дурным. Не смог с собой справиться или не справлялся тут же влип.
Ему говорят не подходи к
раю, там сильный обрыв, можешь упасть. Он падает.

В невольное мы попадаем без
сопротивления или слегка сопротивляясь в душе, не имея сил сопротивляться.
А почему?
Он показывает, все невольное
происходит от произвольного.

Под ПРОИЗВОЛЬНЫМ он
подразумевает наши ПОСТУПКИ, которые мы совершаем не по причине насилия
страсти, которая в нас есть, а СВОБОДНО, без насилия, просто.
Ну подумаешь пустяк, чепуха,
есть, о чем говорить, даже внимания обращать не на что.
Но это не хорошо.

После причастия ткну левой
пяткой правую пятую кнопку телевизора. Что тут особенного, я же причастился.
Или в интернете посмотрю чего-нибудь.
-Ты же можешь не включать, а
чего включаешь?

Нет никакого понуждения.
Никто меня не заставляет. Ничто во мне меня не заставляет. Или если есть позыв
во мне, то ничтожный и я с ним спокойно могу справиться.
И это целиком и полностью
зависит от меня.
Сейчас я ткну или не ткну в
кнопку телевизора.

Произвольное, это когда я
делаю свободно без насилия страсти или какого-то сильного стимула из вне.

Это все произвольное затем
является тем, что затем заставляет меня как раба делать то, что я даже и не хотел
потом.
Совсем худое и уже ничего не
могу сделать, как раб уже делаю.

Сколько людей впадает из-за
этого в глупые и подчас серьезные вещи, не зная этого закона.
Его надо записать большими
буквами.
Все НЕВОЛЬНОЕ ПРОИСХОДИТ от
ПРОИЗВОЛЬНОГО.
Вот какой духовный закон
происходит в сфере нашей жизни.

Комично, бездуховные люди мы
занимаемся духовными законами. А зачем это нужно?

Свойство души человеческой,
которое является целью, вершинным следствием человеческой жизни, речь идет о
божественной любви, которая может возникать в человеке.

Есть обычная человеческая
любовь, есть любовь к родителям, друзьям, к жене, мужу, есть романтическая
любовь. Это любовь не предосудительная, присущая наше природе смертной тленной
и страстной, т. е присуща нашему ветхому человеку.
Хотя эти вещи сами по себе
не греховны, тем не менее, это не божественная любовь.

Смешение естественной любви
с любовью божественной погубило больших великих, с точки зрения подвига,
подвижников римской католической церкви.
Подвизались, несли подвиги.
Одна хлестала себя цепью, что кровь, чуть не ручьями текла по стене.
В средневековье такие были
подвижники, что только диву даешься, и достигали чего?
Какой любви достигали великие
католические подвижники?
Романтика. Вспомните малую и
большую великую Терезу.

Любовь, которая присуще
нашей поврежденной природе, в которой мы находимся. Эти свойства возникли после
грехопадения первых людей.
Это не греховно, но тут нет
и ничего, что можно назвать ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.
Так же как мы хотим есть или
пить. Разве это добродетель?

Жениться или выйти замуж
разве это добродетель?
Это зло. Нет. Это свойство
нашей природы.
Мы можем его использовать во
зло вместо еды объедаться, вместо питья опиваться.
Сами по себе – это потребности
нашей природы.
Они не добро не зло.

Не об этом говорит
христианства, наши подвижники.
Не об этой любви говорится в
Слове Божьем, когда человек призывается к ней.

Речь идет о божественной
любви. Она связана с особыми благодатными переживаниями в сердце человеческом.
Святые отцы пишут, эти
сердечные переживания превосходят любые земные наслаждения.
Величайшие блага переживает
подвижник, достигший состояния этой божественной любви.

1Кор.2:9. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял
самый ненасытимый ум, то уготовал Бог всяческих имеющим к Нему горячую любовь.

Око не видело, ухо не
слышало, потому что в этом нашем состоянии, когда сердце наполнено всеми
страстями, оно неспособно почувствовать, что уготовил Бог любящим его.

При каком условии готово
человеку это переживание божественной любви, которое по существу и есть Царство
Божие.
Вот к какому Царству Божьему
человек предназначен.

Исаак Сирин пишет при каком
только условии возможно приобретение этой любви. Это важно.

При собеседовании с
католиками и протестантами никогда вопрос этот не ставился. Вопрос о законах
духовной жизни никогда не стоял.
Занимались внешними вещами. С
католиками фелиокве.
Ты считаешь фелиокве, а ты
нет, и что теперь с тобою будет в вечной жизни.

Люди ничего не понимает
этого. Горы книг об этом написаны. А о самых главных вещах, которые касаются
души и могут ее поразить погубить, низвести в преисподнюю об этом разговора нет
никогда.

«Нет
способа возбудиться в душе Божественной любви, если душа не победила страстей.

Ты
же сказал, что душа твоя не победила страстей, а возлюбила возлюбить Бога: в
этом нет порядка.

Говорящий,
что страстей не победил, а возлюбил Бога любить, — не знаю, что и говорит.
Возразишь:
я не сказал 
люблю, но люблю возлюбить.
 И это не имеет
места, если душа не достигла чистоты.

Если
же хочешь сказать обыкновенное слово, то не ты один говоришь, но и каждый
говорит, что желает любить Бога; говорят это не только христиане, но и неправо
поклоняющиеся Богу. Это слово говорится обыкновенно каждым.

Но
при таких словах движется только язык,
между тем как душа не ощущает того, что говорится
.

Многие
больные не знают даже того, что они больны. 
Злоба есть болезнь души,
и прелесть — утрата
истины.
Весьма
многие, зараженные этими недугами, провозглашают свое здравие и многими бывают
похваляемы.

Если
душа не уврачуется от злобы и не стяжет естественного здравия, в котором она
создана, если не возродится в здравие Духом, то человеку невозможно пожелать
чего-либо вышеестественного, свойственного Духу, потому что душа, доколе
находится в недуге по причине страстей, дотоле не способна ощущать ощущением
своим духовное и не умеет желать его, но желает только от слышания и чтения
Писаний»
Исаак Сирин

 «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, если душа не
победила страстей»
Исаак Сирин

Как обманывают себя те,
которых не тронь, а то пойдет вонь. Думаю, что у них божественная любовь.

Эти слова Исаака Сирина
могли бы быть ключевыми в дружеском рассуждении диалоге с католиками.
Как важно поговорить об этих
вещах, показать с чего начинается, какие признаки правильной духовной жизни,
правильного подвига, какие ложные.
Что такое божественная
любовь, к которой призывает нас Господь.
А что является обманом
прелестью.

Когда мы обычную человеческую
любовь принимаем за божественную любовь, что происходит?
Я врага принял за друга.
Страшно. Теперь я получил кинжал в спину.
Сколько в истории было таких
ошибок.
Юлий Цезарь полководец, поэт
философ. Заговор против него. Входят 5 человек убить его. Вынул меч, чтобы
защищаться и вдруг увидел среди них своего друга:
-И ты, Брут
И бросил свой меч.

Такая же смертельная
опасность для подвижника принять взыграние чувств естественных романтических за
благодатную божественную любовь, не понимая закона духовной жизни.
Тереза не виновата, а
виновата церковь, которая воспитала.

18 И спросил Его некто из
начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только
один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не
лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. 

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. 

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь,
продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй
за Мною. 

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. 

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в
Царствие Божие! 

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в
Царствие Божие. 

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. 
Путь вечной жизни (Лк. XVIII, 18-27)

Что мне делать чтобы
спастись
-Исполни заповеди- Исполнил.
-Хочешь быть совершенным
продай все и следуй за мной.

Это было истолковано самым
превратным образом.
Чтобы мне спастись исполни
заповеди. Ты заслужил. Спасение будет тебе заслугой.

Если же ты откажешься от
имения своего, что происходит в монашестве по положению, то ты приобретаешь
тогда сверх должной заслуги.

По римо католическому
пониманию монашество – это сверх должные заслуги, потому что за должные заслуги
достаточно спасения.

И разбойник спасся правый.
Может и нам становится разбойниками, чтобы спастись.
Разве об этом говорил
Христос.
Хочешь быть совершенным,
раздай имение свое.

О чем идет речь.
Если человек не хочет
отречься от всех земных привязанностей вещественных и не вещественных, если его
душа прилипла, то его сердце, следовательно, не очищено от страстей.
И он никогда не может приобрести
совершенство любви.
В божественной своей душе
ощутить это Царство Божие, которое внутрь вас есть никогда не сможет.


Хочешь совершенного в
приобщении к Богу. Нужно отрешиться, очиститься от всякой привязанности.
Только тогда ты сможешь
постепенно победить те страсти, которые живут в тебе.
Ощутить и пережить то
совершенство, которое уготовано человеку искренно ищущему Бога.

Речь идет о совершенной
чистоте души.
Пока живем в этом мире
кажется он все исполнил, перечислил простые вещи.
А все страсти живут в нас.
Тщеславие, самомнение, эгоизм, осуждение. Кажется, я никого не трогаю, но все
это во мне есть.

Совершенство – это очищение
от страстей.
Но оно невозможно без
отречения от всего земного, душевной привязанности.

«Нет
способа возбудиться в душе Божественной любви, если душа не победила страстей»
Исаак Сирин

Страсти – это холодный душ
на огонек божественной любви, которая может возгореться в душе человеческой.
Тут же все угашается.

Важно это понимать и знать.
Там не знают, потому что забыли
святоотеческое общее учение первого тысячелетия.
Пошли своим путем. Эти великие
подвижники не знали не читали святых отцов.
Свое собственное понимание
вкладывали в христианство, что сейчас происходит и у нас православных.

Когда свое собственное понимание
выдают за исконное православие, начинается настоящая беда.
Сам человек впадает в
прелесть самомнения и других уводит на тот же ужасный путь.

Важно понять, есть делание
телесное или подвиг телесный и подвиг духовный. Это разные вещи.

Телесный подвиг состоит в
соблюдении всех заповедей, всех церковных предписаний, молитвенных правил, богослужений,
таинств, усиленный пост, поклоны, чтение писания, псалтыри, милостыня,
благотворительность.
Он дисциплинирует душу,
подчас дает приобщиться даже к дарам Божьим.

Святые отцы пишут, такой
человек даже может получить дары прозорливости, чудотворения, но если при этом человек не обращает внимание на
духовный подвиг
, то тогда этот телесный подвиг теряет всю свою цену.
И может привести человека к
тяжелейшим последствиям.
Потому что все внешнее, что
я делаю, я вижу. И делаю больше, чем другие. Ночью встаю и молюсь, а другие
нет. Каждую неделю причащаюсь, пощусь, а другие нет.

Я вижу, что делаю. Опасность
возомнить о себе.
Возникают мысли тщеславия
самомнения. Начинает услаждаться внешним подвижничеством.
Этому человеку грозит
гибель, полная катастрофа.

Телесный подвиг без
духовного опасен, даже более вреден, если бы человек этим не занимался.

Духовный подвиг состоит во
ВНИМАНИИ к тому, что ВОЗНИКАЕТ в моей ДУШЕ.
Мои ПОМЫСЛЫ, ЧУВСТВА,
желания, цели, внутреннее отношение к людям, отношение к симпатиям антипатиям,
как у меня возникает тщеславие от добрых дел, удовлетворение собою.
Т. е идет внимание к
СЕРДЕЧНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ, переживаниям и помыслам во мне ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕЛЕСНОГО
ПОДВИГА.

Ибо закон таков без
телесного подвига не бывает духовного. Без подвижничества никаких духовных
дарований мы не получим.

Телесный подвиг необходим,
но он еще не дает света в душе.
Человек еще пребывает в
духовной тьме, а он имеет дарования исцеляет, прозревает.
Какая тьма? А оказывается
это тьма.

Макарий Египетский
предупреждал, что многие, которые уже имели такие дарования и были великие
подвижники, но НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ на СОСТОЯНИЕ своего СЕРДЦА на ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ,
не приобщаясь к духовному подвигу даже кончали жизнь самоубийством.
Т. е впадали даже в ПРЕЛЕСТЬ,
совершая настоящие чудеса, предсказывали события, исцеляли больных.

Телесный подвиг- первая
ступень.
Если при этом человек не
смотрит на вторую, гибель. Не будет никакого восхождения к получению
божественной любви. Потому что там, где нет очищения от внутренних страстей,
там не может быть Царства Божьего, как такового.

Телесный и духовный подвиги
нас не касаются. Какой нам телесный подвиг? Смешно сказать, что у нас телесный
подвиг. Анекдот.

Тут важно смотреть и не допускать
человеку тщеславных и прочих вещей.

Страсти сребролюбие,
сластолюбие и др. находятся в моем сердце, действуют на мое сознание и мои
желания.
В этом их опасность.
Надо НАБЛЮДАТЬ за ними и
всячески ПРЕСЕКАТЬ в себе.

Святые отцы говорят, не
смущайся человек, что страсти в тебе возникают. НЕ ПРИНИМАЙ.
И самого Христа дьявол
искушал в пустыне. Христос слышал, даже отвечал: «отойди от меня сатана».

Все это может возникать в
нашем сознании, нашем сердце, нашей душе. НЕ ПРИНИМАТЬ этого, НЕ СОГЛАШАТЬСЯ с
этим, а напротив СМИРЯТЬСЯ.
-Господи, все во мне есть,
происходит ПОЗНАНИЕ СЕБЯ, через возникающие ПОМЫСЛЫ, чувства

Законы
духовной
жизни. Ч.2
(МПДА, 2014.02.04) — Осипов А.И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий