Халкедонский принцип был открыт отцам 4 вселенского собора по действию Духа божьего. Он лежит в основании всего тварного мира и его отношением между Богом и его творением.
3 уровня
1-ый уровень творение мира. Единение мира и Бога происходит на принципах причастия только энергиям божьим.
2-ой совершенный уровень- это богочеловечество Христа.
3-ий уровень в силу богочеловечества Христа является устремленностью всего мира к идеалу единения, в котором совершилось единение божественных и человеческих природ во Христе.
Апостол Павел пишет, мы христиане являемся членами (клеточками) тела Христова.
по Халхедонски божественная, человеческая природа соединились во Христе.
Мы люди христиане (по существу) станем клеточками тела Христова.
Через тело Христово, частицами которого мы являемся, и мы входим в единение Бога с творением, которое дано во Христе. Т. е мы во Христе приходим к этому единению. Мы не можем личностно соединится с божественной природой, а как клеточки тела христова.
Эти логические вещи следуют из двух вещей.
1_Богочеловечество Христа.
2_церковь является телом Христовым. А мы являемся этого тела христова членами.
Устремлённость тварного мира- это когда Бог будет все во всем, как пишет ап Павел в 1-ом послании к Коринфянам.
В 1-ом Послании кКоринфянам (15:28) утверждается: "Когда же все покорит Ему ... и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, дабудет Бог все во всем".
Выводы
1 Изначальная заданность обожения всего творения.
Мир и человек есть осуществление идей божественных.
В нашей природе Бог есть и называется природой всего сущего, как говорил Полома, то следовательно христианство утверждает об изначальной обоженности всего творения и прежде всего человека.
Обоженности пока еще потенциальной возможности, пока пассивной обоженности, которая не зависит от личности человека, его воли и сознания.
В силу того, что является богоподобным в своем разуме, произволении, хотении человек призван эту потенциальную обоженность осуществить, преломить в обоженность активную, осознанную, реальную, переживаемую.
По природе своей человек и все творение мира является изначально обоженным. Не из вне дается это обожение, а из нутри идет.
Из нутри раскрывается это семечко.
Семя, зародыш раскрывается при активной жизни человека и постепенно идет процесс обожения.
Царство божие внутрь вас есть.
Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).
Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 30:20).
В потенции, самой тварности присутствует Бог. Энергии божии – это есть Бог, хотя Бог - это не только энергии.
Процесс обожения идет изнутри, поскольку природой тварности является сам Бог. Бог – природа всего существующего.
Обожение – это семя, которое присутствует в творении.
Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов божьих, то что открываеется(раскрывается). и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих
19 Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сыновей Божьих, 2 Пет.3,13
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; Римлянам гл. 8
2 вывод такого понимания творения мира и человека. Естественность богоподобия человека.
Богоподобие внутри нас есть, как семя. Бог внутри нас есть. Он является нашей основой.
Следовательно, не только душа, но и тело является образом создателя своего.
Создан по образу и подобию человек.
Душа и тело являются образом красоты, которой является Бог.
У Бога тела нет. Тело выражает красоту, к которой предназначен человек.
Вывод. Не только душа будет иметь вечное бытие, но и тело должно воскреснуть по божественной логике творения человека. В теле также присутствуют божественные энергии, которые дарованы человеку в отличие лот всей твари.
Третье следствие – это противоестественность механистического понимание природы как нечто бездушного объекта потребления. Проистекающее от этого потребительского отношения к природе, эксплуатации природы, использование ее как жертвы в хищных руках человека.
Мир – это не мертвая движущаяся система, бездушный механизм хорошо слаженный как часы, не мервый оъект для экспериментов.
Нигде больше мы не находим признаков жизни, тем более признаков разума.
Таково отношение без религиозное, не понимающее, не видящее, что такое природа. Не верящее, не понимающее, что это есть энергии божества.
Это не объект для экспериментов.
МИР – это живое, чудно прекрасно устроенный ОРГАНИЗМ.
Природа есть живой организм. Мир есть организм, продолжение человеческого тела, плоть человеческая.
Вот каково должно быть наше отношение к миру.
У преподобного Иустина Поповича:
«Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью».
Анастасий Синаит: «Ведь человек отличается от бессловесных [тварей] своими мыслящим, разумным, желающим и волящим [началами], тогда как во всем прочем и, особенно по своим телесным [свойствам], он причастен, подобен и единосущен этим [тварям]. Ибо они суть из той же самой земли, из которой было создано и наше тело».
Единосущие человека со всем тварным миром утверждается святоотеческой мыслью.
Все тварное есть осуществление божественных энергий.
Иоанн Дамаскин
«Если человек причастный к духовному и вещественному, связует собой всё видимое и невидимое творение, то творческое Слово Божие (Логос) соединившись с человеческим естеством, соединилось тем самым со всем творением»[10]. То есть в Воплощении Бог Слово соединяется не просто с отдельно взятой человеческой природой, но через нее и в ней со всякой тварью, со всем творением в целом.
связует собой всё видимое и невидимое творение.
Речь идет о мире духов.
Природа, оказывается, наша расширенная плоть, тело.
За плотью мы ухаживаем, моем, если заболевает, оперируем. Свою плоть мы жалеем, питаем и греем.
Вот какое отношение должно быть человека к природе.
Основа экологически правильного мышления.
Основой мира является само божество.
Мы говорим о богочеловечности, которая в полноте осуществилось в воплощенном Боге Иисусе Христе.
Это является целью всего тварного бытия.
Это вытекает из святоотеческого понимание творения человека.
Тварные духи серафимы, херувимы, престолы и прочее в священном писании названы служебными духами на служение посылаемыми.
Ангелы – это служебные духи. Они никогда не были названы образом божьим.
В человеке осуществились могучие энергии Бога, самые близкие к его природе.
Не смешивать, чем является человек по творению и предназначению, и чем он является в падшем состоянии.
Сейчас мы являемся подчас не только ниже ангелов, а ниже лютого зверя, хуже демонов.
У отцов есть мысль, что первые люди находились в состоянии младенчества. Полное отсутствие опыта познания зла. Теоретически знали, смертию умрете, но что это такое, не могли предполагать.
Опытное познание Бога находилось в состоянии пассивного познавания, в котором не было активного волевого участия, которое связано в человеке с борьбой.
Отцы говорили красочно и сильно: «Дай кровь, прими Дух»
Пассивное переживание блага, которое испытывает человек в единстве с Богом.
Человек и больше никто является образом Божьим, говорит Откровение.
Акт Боговоплощения. Бог соединяется с человеческой природой, а не с ангельской.
Христос Богочеловек по своем воскресении возносится и сел одесную Отца.
По своему божеству он и так един с отцом.
Человеческая природа вознесена предельно.
Осталось последнее, о чем утверждает пантеизм, слияние. Но нет слияния. Человек остается самоосознающем творением, но не сливается с божеством.
Сознание человеческое отлично от божественного. Ты не брахман, ты человек на предельной высоте единения с Богом.
Богоматерь - честнейшая херувим, т. е. она стоит выше всех сотворенных духов.
Иоанн Креститель- величайший из рожденных женами, на иконе стоит с другой стороны Спасителя.
Он обозначен как тот, что стоит выше всех тех, кого выше Богоматерь.
Икона изображает учение церкви.
Церковь – тело Христово. Тело Христово одесную Бога Отца. Христиане члены того тела, которое одесную Бога Отца, вы выше всех сотворенных духов.
Мар.16:19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
Евр.1:3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
Евр.8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
Евр.10:12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
Евр.12:2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Иерархический уровень человека.
Макарий Египетский
"Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых тварей... Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "Сотворим по образу и подобию Нашему" (Быт 1:26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу"
невидимых тварей, т. е служебных духов
Василий Великий. Человек есть тварь (ТВОРЕНИЕ), получившая повеление стать богом.
Григорий Полома. Человек в большей степени, чем ангел наделен образом божьим.
Все творение является образом Божьим, т. е. отображением красоты и премудрости, комар, слон, луна, космос.
Григорий Нильский. Ни одно другое существо не уподобляется Богу, кроме этой твари человека.
Возможность уподобления присуща только человеку и больше никому.
Все прочие являются отражением, образом божественного разума, божественной красоты. Но каковы они созданы, таковы и есть.
Уподобление как процесс, как совершенствование, обусловленное свободой человека, волей произволением его присуща только человеку.
Утверждает уникальность человека по сравнению со всеми творениями.
Григорий Нильский косвенно говорит, что и ангелы не могут уподобляться Богу. Насколько они подобны, такими и будут.
Григорий Нильский С естества бессловесных перенесена мертвенность на естество, сотворенное для бессмертия, возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного.
Вот откуда взялась немощь человеческая, присущая ему в силу грехопадения, но он сотворен для бессмертия.
Иреней Лионский. Как мог ты стать богом, если не стал человеком.
Мысль о том, что человек предназначен быть богом. Но чтобы стать богом, ты должен стать человеком. Тю е в тебе должно быть ВОССТАНОВЛЕНО поврежденное человеческое естество, которое даровано Богом.
Григорий Полома. Сын Божий стал человеком для того,
чтобы стать Начальником и Удостоверителем Воскресения и вечной жизни, истребив безнадежие;
чтобы став Сыном Человеческим и став участником смертности, сделать людей сынами Божиими, сделав их общниками божественного бессмертия;
чтобы показать насколько естество человеческое преимущественно пред всеми твореньями было создано по образу Божиему:
ибо настолько у него была близость к Богу, что и стало возможным сойтись ему с Ним (ЛОГОСОМ) во едину Ипостась.
Святые отцы смотрели на ипостась человека, как это следует из Откровения. Вот кто такой человек.
Природа человека до грехопадения – это воскресший Христос.
В кожаные ризы человек был облечен после грехопадения. Это и есть наша плоть.
Тварная человеческая природа до грехопадения была ДУХОВНА.
Его материальное тело было духовно.
Это вытекает из видения тела Христова.
Дух плоти и костей не имеет. Вы видите меня. Вложи руку в ребро мое.
В доме все наглухо закрыто, а Иисус является перед ними.
Входит в дом, преломляет хлеб и исчезает
Это характеристика человека до грехопадения.
Материальность духовна.
Есть факты, когда святые во время молитвы отрывались от земли.
Святые переходили как по суху воды, реки.
Два египетских святых переходили реку в сандалиях. У одного сандалии были чуть мокрые.
Когда то, он пожадничал птичкам дать корм и в этом не раскаялся.
Он НЕ ОСОЗНАЛ грех, что ПОЖАДНИЧАЛ.
И вот прилипла влага немножко к подошвам сандалий его.
Мария Египетская и др.
Находим случаи, когда наше физическое естество выходит из полного подчинения законам этого мира. Приподняться на 30 см над землей, перейти реку.
До грехопадения у человека не было кожаных риз и его тело было духовным.
Тело не нуждалось в пище. Что-то было другое.
Афанасий Великий
Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти.
Антоний Великий. Таким образом тело навыкает всякому добру
Преподобный Антоний Великий, говоря о тех изменениях, которые происходят уже здесь на земле с телом святого человека, писал:
"Таким образом тело все навыкает всякому добру и, подчиняясь власти Святого Духа, так изменяется, что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных"
В воскресении праведных Христос первенец из мертвых. Вот каким оно будет.
Ефрем Сирин пишет о первых людях.
У них была небесная одежда.
Бог не соделал его смертным, но не создал и бессмертным.
Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в раю. Один навевает им пищу
Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в раю: один навевает им пищу, другой изливает питие; дыхание одного есть тук, а веяние другого — благоухающая масть.
Кто видел такие ветры, которые бы дыханием своим то насыщали, как яствами, то служили питием, то орошали прохладой, то умащали?
Духовно питают там ветры живущих духовно;
Для духовных существ и пища духовна.
Райское благоухание насыщает без хлеба;
дыхание жизни служит питием,
Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты, одинаковой с самой душой.
Там плоти возвышаются до степени душ,
душа возносится на степень духа,
Кто видел целые сонмы питающихся одной славой?
Ризы их — свет, лица их — сияние:
По наименованиям рая можно подумать, что он земный, по силе же своей он духовен и чист.
И у духов имена одинаковы, но святой отличается от нечистого.
Потому святые писали, что произойдет с человеком.
Максим Исповедник.
потому что страстям, поддерживающим [наше] естество для здешней жизни, не присуще переходить вместе с нами в жизнь бессмертную и присную.
Под страстями Максим Исповедник имеет ввиду не греховные страсти, а бесстрастные, не укоризненные непорочные страсти. Голод, жажда, холод, все, что связано с естественными потребностями тела.
Когда тело лишается этих естественных потребностей, оно страдает. Поэтому эти свойства названы страстями. Лишение их приносит страдания человеку.
Т. е не потребуется пиши и пития, одеяния. Будет бесстрастие, т. е неуязвимость, невозможность причинить страдание.
Не будет переживать плоть страдания.
Сименон Новый Богослов. Бог создал человека святым, бесстрастным и безгрешным по образу и подобию своему.
Бесстрастным, т. е не было у первого человека голода, жажды и др.
Первые люди не стыдились, потому что были ОБЛЕЧЕНЫ, одеты были СЛАВОЮ.
Не было естественных потребностей, неудовлетворение которых приносит человеку страдание.
Брянчанинов.
Не только сердце обновленного человека, не только душа, но и плоть исполняется духовного утешения и услаждения, радости о Бозе живе
Святые отцы говорят, что при правильной духовной жизни человек исполняется радости сердца и души, тело исполняется услаждений.
И тогда можно понять почему святые могли находится в дебрях лесных, в пустынях со зверями.
Для них это было лучшим местом, где никто не мог у них отнять радостей причастия духу божьему и душе и телу.
https://www.youtube.com/watch?v=5mTBVZLLxno
Осипов Алексей Ильич. Иерархия тварного мира
Комментариев нет:
Отправить комментарий