вторник, 26 августа 2014 г.

1/6 О чувственном видении духов. Игнатий Брянчанинов.

Общее правило для всех
человеков состоит в том, чтоб
никак
не вверятся духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с
ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и
опаснейшим искушением.





Во время этого искушения
должно устремлять мысль и сердце к Богу
с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения.

Желающие видеть духов,
любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшаго безрассудства и совершеннаго незнания нравственных
и деятельных преданий Православной Церкви.

Познание духов приобретается
совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель.
Открытое общение с духами для
неопытнаго есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий
.
 

     Боговдохновенный писатель Бытейской книги
говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними,
еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению
святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры,
книга 3, глава 1), означают нашу
грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и
духовность, получила настоющую свою дебелость
.

полезными для нас
последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы
должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному
видению духов, в область которых мы ниспали
.

Объясним это. Мы стяжали как бы естественное влечение ко
злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение, подобно влечению
демонов ко злу: прилежит помышление человеку
прилежно на злая от юности
его.

Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая
это стремление, направляемся к добру
.

Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу.

Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в
кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло
, явно и непрестанно содействуя злу,
заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности.

Тем удобнее они могли бы
совершить это, что падший человек естественно
влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов,
покорившись им произвольно.

В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались
бы демонами
; покаяние и возстание из падения были бы для нас невозможны.

Премудрость и благость Божия
положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами,
низверженными на землю с неба - грубую вещественность тела человеческаго.

Так земныя правительства отделяют темничною стеною
злодеев от общества человеческаго, чтоб они по произволу не вредили обществу и
не развращали прочих человеков
(Преподобнаго Кассиана Собеседование 8,
глава 12).

Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и
ощущения
; до
чувственнаго видения духов достигают весьма немногие человеки. 

     
При размножении человечества
в его настоящем состоянии падения, тело приносит душе весьма сходное служение с
тем служением, которое исполняют пелены для новорожденнаго тела.

Обернутое пеленами тело
младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли
бы получить уродливыя формы: так и душа,
облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует
себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и
стяжавает способность различать добро от зла
(Евреям 5,14).

Тогда даруется ей духовное видение
духов
и, если то окажется сообразным с целями руководствующаго ею Бога,
чувственное, так как обман и обольщение
для нея уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны
.

При разлучении души от тела видимою смертию мы снова вступаем в
разряд и общество духов
.
Из этого видно, что для
благополучнаго вступления в мир духов, необходимо благовременное образование
себя законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам
некоторое время
, определяемое каждому человеку Богом для странствования
по земле. Это странствование называется земною
жизнию
. 

     
Человеки делаются способными видеть духов при некотором изменении
чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом
.

Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть
то, чего доселе не видел
и чего не видят другие, - слышать то, чего доселе
не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств, оно очень просто и
естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для неиспытавших - оно
странно и непонятно.

Так всем известно, что люди
способны погружаться в сон; но что за явление - сон, каким образом, незаметно
для себя, мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения
- это остается для нас тайною.

Изменение чувств, при котором
человеки входят в чувственное общение с существами невидимаго мира, называется
в Священном Писании отверзением чувст.
Отверзе Бог, говорит Писание, очи Валааму, и узре Ангела Божия противостояща на
пути, и меч извлечен в руце его (Числа 22,31).

Окруженный врагами, пророк
Елисей, чтоб успокоить устрашеннаго слугу своего, помолися и рече: Господи,
отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се гора
исполнь коней, и колесница огненна окрест Елисеа: и снидоша к нему: И помолися
Елисей ко Господу, и рече: порази убо язык сей невидением. И порази их
невидением по глаголу Елисееву... и отведе их в Самарию. И бысть егда внидоша в
Самарию, и рече Елисей: отверзи убо Господи очи их, и да видят. И отверзе
Господь очи их, и видеша (4 Царств 6,17-20).

Когда два ученика шли с
Господом по дороге из Иерусалима в Еммаус: то очи ею держастеся, повествует
Евангелист, да Его, Господа, не познаета. Когда же они пришли на ночлег: тогда,
при преломлении хлеба, онема отверзостеся
очи, и опознаста Его
(Луки 24,16-31).

Из приведенных мест
Священнаго Писания явствует, что телесныя
чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа
,
что эти врата отворяются и затворяются
по мановению Бога
.

 Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтоб
проклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас
.

Эта мера тем необходимее, что
мы, по падении, находимся в области
падших духов, отвержены ими, порабощены ими
.

Не имея возможности ворваться
к нам, они извне подают нам знать о
себе, принося различные греховные помыслы и мечтания
, ими привлекая легковерную душу в общение с
собою
.

Непозволительно человеку устранять смотрение Божие, и собственными
средствами
, по пущению
Божию, а не по воле Божией, отверзать
свои чувства и входить в явное общение с духами
. Но и это случается.
Очевидно что собственными средствами
можно достигнуть общения только с падшими духами
. Святым Ангелам
несвойственно принимать участие в деле, несогласном с волею Божею, в деле
неблагоугодном Богу.

Чем влекутся человеки к
вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельнаго
христианства увлекаются любопытством,
незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут
нанести себе величайший
вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие
от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых
порочных целей. 

     

То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда преисполнено величайшей
премудрости
и благости, совершается по существенной надобности для
существенной пользы нашей, отнюдь не
для удовлетворения нашему любопытству, или какому другому мелочному,
недостойному Бога, нашему побуждению.

Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок, установленный Богом,
и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются
искусителями
Бога, и
изгоняются от лица Его во тму кромешную, в которой не светит Свет Божий.

Приведем несколько примеров,
которые объяснят нам, с какой спасительною для нас предосторожностию, с целию
величайшей нашей душевной пользы, Бог попускает нам чувственное видение духов.

В Африке (Африкою называлась
в Римской Империи Карфагенская область. Смотри Четьи-Минеи, житие святаго
мученика Артемия, октября в 20 день) был мытарь, именем Петр, человек самый
жестокосердный, подавший в течение всей жизни милостыню нищему однажды, и то не
по движению сострадания, а по увлечению гневом.

Когда Петр нес большое
количество хлебов, нищий стал неотступно просить у него милостыни: Петр,
рассердившись и не имея возможности ударить нищаго чем другим, кинул в него
хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь
усиливалась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти.

При таком положении отверзлись его очи: он увидел пред собою
весы; по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую - светлые
Ангелы.
Демоны, собрав все злые дела, соделанный Петром в течение его жизни, положили
на весы.

Светоносцы, не находя никаких
добрых дел, чтоб противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в
недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего не имеем здесь, кроме одного
хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле". Они
положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую.

Тогда световидные мужи
сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб
темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр
выздоровел, сделался необыкновенно милостив к нищей братии, истощил на них все
весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в
Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святаго Града,
чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею.
Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, сентября 22 дня). 

     
В Киевопечерском монастыре
был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келии,
будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали
его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об
украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали
его прекратить такия разыскания и возложить печаль свою на Господа (Псалом
54,23); но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестоко и грубо.

Чрез несколько дней Арефа
впал в тяжкую болезнь, и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он
лежал как мертвый, ничего не говоря; потом внезапно, вслух всем, начал вопиять
громким голосом: "Господи помилуй!
Господи прости! Господи согрешил! имение - Твое! не жалею о нем!" Он
немедленно выздоровел
, и так поведал братии о причине своих восклицаний:
"Я видел, - говорил он, - что пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они
начали препираться обо мне по поводу украденнаго моего богатства. Бесы
говорили: "Он по этому случаю не
воздал хвалы Богу, но роптал, и потому он наш
, и должен быть предан
нам".

Ангелы сказали мне:
"Несчастный человек! еслиб ты, при
случившемся похищении у тебя, принес Богу благодарение, то похищение имения
вменилось тебе в милостыню, как Иову. Когда кто подает милостыню - это велико
пред Богом, потому что подавший поступает так из своего благаго произволения
;
претерпевающему же с благодарением насильственное похищение вменяется
искушение, нанесенное диаволом, в благое произволение.

Диавол, хотя ввергнуть
человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает
одинаково с милостивым раздаятелем
".

Когда Ангелы сказали мне это,
я воскликнул: "Господи, прости! Госпроди, я согрешил! имение принадлежит
Тебе; не жалею о нем!" - тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались
и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения
Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводя самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога:
он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением
мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику
которых Арефа справедливо причислен святою Церковью (Четьи-Минеи октября в 24
день). 

     

В той же Киевопечерской лавре
жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине
непрестаннаго умиления, непрестанно проливавший обильныя слезы, что признается
верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще
во время пребывания своего на земле (Преподобнаго Исаака Сирскаго, Слово 65).
Феофил плакал над сосудом, и в него собрал
значительное количество слез. Это было следствием непонятаго им тонкаго
самомнения, столь душевреднаго для подвижника, который не должен давать никакой
цены своим подвигам
, вполне предоставляя
оценку их Богу
. (Филиппийцам 3,12-14).

За три дня до кончины своей
Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным
Марком. Поняв, что настало время переселения в вечность, Феофил удвоил свой
плач и, имея ввиду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтоб слезы его
были приняты.

Внезапно предстал пред ним
Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: "Феофил! хорошо, что ты
молился и плакал; но напрасно ты
хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд.
Вот сосуд, гораздо больший
того, наполненный твоими же слезами, которыя ты изливал при усердной молитве, и
отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю и одежды твои. Я
собрал по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе
радость переселения к Тому, Кто сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся
(Матфея 5,4. Четьи-Минеи декабря в 29 день). 

     
Из приведенных здесь событий
ясно усматривается общий характер явления духов, устрояемаго промыслом Божиим. По смотрению Божию являются духи только во
время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков
; являются
таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий.

Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от
виденнаго ими состязания Ангелов с б
есами, а Фефил, котораго недостаток заключался не в образе жизни,
а в образе мыслей, наставлен смиренномудрию и вместе извещен об ожидающем его
блаженстве. Он не мог превознестись явлением ему Ангела и обетованием
блаженства, потому что при этом обнаружен ему его недостаток и объявлено о
спасении пред самою смертию, как о даре, дарованном единственно милостию
Божиею.

Только совершеннейшим христианам, преимущественно из иноков,
сподобившихся прозреть душевными очами, был открыт мир
духов; но таких христиан и в самыя
цветущия времена иночества было очень мало, по свидетельству Макария Великаго
(Беседа 8, глава 6).

Свойство всех видений, посылаемых Богом, замечает
святый Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознание
своих греховности и ничтожества
.

Напротив того, видения,
в которыя мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в
высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как
непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения
(Лествицы Слово 3, о сониях).

Демоны, являясь наиболее в виде Ангелов, стараются польстить
человеку похвалою, потешить его любопытство и тщеслави
е; затем они удобно ввергают его в
самообольщение и наносят ему сильнейший, более или менее явный, душевный вред. 

     
Мысль, что в чувственном видении
духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовнаго, не доставляет должнаго понятия о
духах, доставляет одно поверхностное понятие о них
, очень удобно может
доставить понятия самыя ошибочныя, и их-то наиболее и доставляет неопытным и
зараженным тщеславием и самомнением.

Духовнаго видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди
самой порочной жизни.

Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся
от Бога и признавшие богом сатану
(Святый Апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякаго
коварства и всякаго злодеяния, сын диавола, враг всякой правды
(Деяния
13,10).

При чтении Четьи-Миней можно
получить достаточное понятие о волхвах);
люди, предавшиеся страстям
и, для удовлетворения их, пребегшие к волхвам,
при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием
отречения от Христа
(Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великаго 1 января,
Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, июня в 23 день);

люди, истощенныя пьянством и развратной жизнью; подвижники, впадшие в
самомнение и го
рдость; весьма немногие способны к нему по естественному
сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особеннаго
обстоятельства в жизни.

В последних двух случаях
человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтоб выйти из
этого положения, как весьма опаснаго.

В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими
духами
посредством
магнитизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными
интересными сказками, перемешивая правду со лжею, - всегда причиняют крайнее
душевное и даже умственное разстройство.

Употребление магнетизма есть
отрасль волхования. При нем нет явнаго отречения от Бога, но несомненно имеется
отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении
существеннаго, нежели наружнаго
.

https://www.youtube.com/watch?v=wl2IDAwgLKE&list=PLzItE3rtKN3TA_YL0wnIgXGhkpcJflCqH


1/6 О
чувственном видении духов. Игнатий Брянчанинов.


Сын
Порошенко теряет сознание на МОЛЕБНЕ ЗА УКРАИНУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий