человеков состоит в том, чтоб никак
не вверятся духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с
ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и
опаснейшим искушением.
Во время этого искушения
должно устремлять мысль и сердце к Богу
с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения.
должно устремлять мысль и сердце к Богу
с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения.
Желающие видеть духов,
любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшаго безрассудства и совершеннаго незнания нравственных
и деятельных преданий Православной Церкви.
любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшаго безрассудства и совершеннаго незнания нравственных
и деятельных преданий Православной Церкви.
Познание духов приобретается
совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель.
Открытое общение с духами для
неопытнаго есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий.
совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель.
Открытое общение с духами для
неопытнаго есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий.
Боговдохновенный писатель Бытейской книги
говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними,
еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению
святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры,
книга 3, глава 1), означают нашу
грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и
духовность, получила настоющую свою дебелость.
полезными для нас
последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы
должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному
видению духов, в область которых мы ниспали.
последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы
должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному
видению духов, в область которых мы ниспали.
Объясним это. Мы стяжали как бы естественное влечение ко
злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение, подобно влечению
демонов ко злу: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности
его.
злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение, подобно влечению
демонов ко злу: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности
его.
Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая
это стремление, направляемся к добру.
это стремление, направляемся к добру.
Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу.
Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в
кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу,
заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности.
кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу,
заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности.
Тем удобнее они могли бы
совершить это, что падший человек естественно
влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов,
покорившись им произвольно.
совершить это, что падший человек естественно
влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов,
покорившись им произвольно.
В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались
бы демонами; покаяние и возстание из падения были бы для нас невозможны.
бы демонами; покаяние и возстание из падения были бы для нас невозможны.
Премудрость и благость Божия
положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами,
низверженными на землю с неба - грубую вещественность тела человеческаго.
положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами,
низверженными на землю с неба - грубую вещественность тела человеческаго.
Так земныя правительства отделяют темничною стеною
злодеев от общества человеческаго, чтоб они по произволу не вредили обществу и
не развращали прочих человеков (Преподобнаго Кассиана Собеседование 8,
глава 12).
злодеев от общества человеческаго, чтоб они по произволу не вредили обществу и
не развращали прочих человеков (Преподобнаго Кассиана Собеседование 8,
глава 12).
Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и
ощущения; до
чувственнаго видения духов достигают весьма немногие человеки.
ощущения; до
чувственнаго видения духов достигают весьма немногие человеки.
При размножении человечества
в его настоящем состоянии падения, тело приносит душе весьма сходное служение с
тем служением, которое исполняют пелены для новорожденнаго тела.
в его настоящем состоянии падения, тело приносит душе весьма сходное служение с
тем служением, которое исполняют пелены для новорожденнаго тела.
Обернутое пеленами тело
младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли
бы получить уродливыя формы: так и душа,
облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует
себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и
стяжавает способность различать добро от зла (Евреям 5,14).
младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли
бы получить уродливыя формы: так и душа,
облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует
себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и
стяжавает способность различать добро от зла (Евреям 5,14).
Тогда даруется ей духовное видение
духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующаго ею Бога,
чувственное, так как обман и обольщение
для нея уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны.
духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующаго ею Бога,
чувственное, так как обман и обольщение
для нея уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны.
При разлучении души от тела видимою смертию мы снова вступаем в
разряд и общество духов.
Из этого видно, что для
благополучнаго вступления в мир духов, необходимо благовременное образование
себя законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам
некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования
по земле. Это странствование называется земною
жизнию.
разряд и общество духов.
Из этого видно, что для
благополучнаго вступления в мир духов, необходимо благовременное образование
себя законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам
некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования
по земле. Это странствование называется земною
жизнию.
Человеки делаются способными видеть духов при некотором изменении
чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом.
чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом.
Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть
то, чего доселе не видел и чего не видят другие, - слышать то, чего доселе
не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств, оно очень просто и
естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для неиспытавших - оно
странно и непонятно.
то, чего доселе не видел и чего не видят другие, - слышать то, чего доселе
не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств, оно очень просто и
естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для неиспытавших - оно
странно и непонятно.
Так всем известно, что люди
способны погружаться в сон; но что за явление - сон, каким образом, незаметно
для себя, мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения
- это остается для нас тайною.
способны погружаться в сон; но что за явление - сон, каким образом, незаметно
для себя, мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения
- это остается для нас тайною.
Изменение чувств, при котором
человеки входят в чувственное общение с существами невидимаго мира, называется
в Священном Писании отверзением чувст.
Отверзе Бог, говорит Писание, очи Валааму, и узре Ангела Божия противостояща на
пути, и меч извлечен в руце его (Числа 22,31).
человеки входят в чувственное общение с существами невидимаго мира, называется
в Священном Писании отверзением чувст.
Отверзе Бог, говорит Писание, очи Валааму, и узре Ангела Божия противостояща на
пути, и меч извлечен в руце его (Числа 22,31).
Окруженный врагами, пророк
Елисей, чтоб успокоить устрашеннаго слугу своего, помолися и рече: Господи,
отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се гора
исполнь коней, и колесница огненна окрест Елисеа: и снидоша к нему: И помолися
Елисей ко Господу, и рече: порази убо язык сей невидением. И порази их
невидением по глаголу Елисееву... и отведе их в Самарию. И бысть егда внидоша в
Самарию, и рече Елисей: отверзи убо Господи очи их, и да видят. И отверзе
Господь очи их, и видеша (4 Царств 6,17-20).
Елисей, чтоб успокоить устрашеннаго слугу своего, помолися и рече: Господи,
отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се гора
исполнь коней, и колесница огненна окрест Елисеа: и снидоша к нему: И помолися
Елисей ко Господу, и рече: порази убо язык сей невидением. И порази их
невидением по глаголу Елисееву... и отведе их в Самарию. И бысть егда внидоша в
Самарию, и рече Елисей: отверзи убо Господи очи их, и да видят. И отверзе
Господь очи их, и видеша (4 Царств 6,17-20).
Когда два ученика шли с
Господом по дороге из Иерусалима в Еммаус: то очи ею держастеся, повествует
Евангелист, да Его, Господа, не познаета. Когда же они пришли на ночлег: тогда,
при преломлении хлеба, онема отверзостеся
очи, и опознаста Его (Луки 24,16-31).
Господом по дороге из Иерусалима в Еммаус: то очи ею держастеся, повествует
Евангелист, да Его, Господа, не познаета. Когда же они пришли на ночлег: тогда,
при преломлении хлеба, онема отверзостеся
очи, и опознаста Его (Луки 24,16-31).
Из приведенных мест
Священнаго Писания явствует, что телесныя
чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа,
что эти врата отворяются и затворяются
по мановению Бога.
Священнаго Писания явствует, что телесныя
чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа,
что эти врата отворяются и затворяются
по мановению Бога.
Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтоб
проклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас.
проклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас.
Эта мера тем необходимее, что
мы, по падении, находимся в области
падших духов, отвержены ими, порабощены ими.
мы, по падении, находимся в области
падших духов, отвержены ими, порабощены ими.
Не имея возможности ворваться
к нам, они извне подают нам знать о
себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с
собою.
к нам, они извне подают нам знать о
себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с
собою.
Непозволительно человеку устранять смотрение Божие, и собственными
средствами, по пущению
Божию, а не по воле Божией, отверзать
свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается.
Очевидно что собственными средствами
можно достигнуть общения только с падшими духами. Святым Ангелам
несвойственно принимать участие в деле, несогласном с волею Божею, в деле
неблагоугодном Богу.
средствами, по пущению
Божию, а не по воле Божией, отверзать
свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается.
Очевидно что собственными средствами
можно достигнуть общения только с падшими духами. Святым Ангелам
несвойственно принимать участие в деле, несогласном с волею Божею, в деле
неблагоугодном Богу.
Чем влекутся человеки к
вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельнаго
христианства увлекаются любопытством,
незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут
нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие
от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых
порочных целей.
вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельнаго
христианства увлекаются любопытством,
незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут
нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие
от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых
порочных целей.
То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда преисполнено величайшей
премудрости и благости, совершается по существенной надобности для
существенной пользы нашей, отнюдь не
для удовлетворения нашему любопытству, или какому другому мелочному,
недостойному Бога, нашему побуждению.
премудрости и благости, совершается по существенной надобности для
существенной пользы нашей, отнюдь не
для удовлетворения нашему любопытству, или какому другому мелочному,
недостойному Бога, нашему побуждению.
Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок, установленный Богом,
и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются
искусителями Бога, и
изгоняются от лица Его во тму кромешную, в которой не светит Свет Божий.
и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются
искусителями Бога, и
изгоняются от лица Его во тму кромешную, в которой не светит Свет Божий.
Приведем несколько примеров,
которые объяснят нам, с какой спасительною для нас предосторожностию, с целию
величайшей нашей душевной пользы, Бог попускает нам чувственное видение духов.
которые объяснят нам, с какой спасительною для нас предосторожностию, с целию
величайшей нашей душевной пользы, Бог попускает нам чувственное видение духов.
В Африке (Африкою называлась
в Римской Империи Карфагенская область. Смотри Четьи-Минеи, житие святаго
мученика Артемия, октября в 20 день) был мытарь, именем Петр, человек самый
жестокосердный, подавший в течение всей жизни милостыню нищему однажды, и то не
по движению сострадания, а по увлечению гневом.
в Римской Империи Карфагенская область. Смотри Четьи-Минеи, житие святаго
мученика Артемия, октября в 20 день) был мытарь, именем Петр, человек самый
жестокосердный, подавший в течение всей жизни милостыню нищему однажды, и то не
по движению сострадания, а по увлечению гневом.
Когда Петр нес большое
количество хлебов, нищий стал неотступно просить у него милостыни: Петр,
рассердившись и не имея возможности ударить нищаго чем другим, кинул в него
хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь
усиливалась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти.
количество хлебов, нищий стал неотступно просить у него милостыни: Петр,
рассердившись и не имея возможности ударить нищаго чем другим, кинул в него
хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь
усиливалась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти.
При таком положении отверзлись его очи: он увидел пред собою
весы; по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую - светлые Ангелы.
Демоны, собрав все злые дела, соделанный Петром в течение его жизни, положили
на весы.
весы; по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую - светлые Ангелы.
Демоны, собрав все злые дела, соделанный Петром в течение его жизни, положили
на весы.
Светоносцы, не находя никаких
добрых дел, чтоб противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в
недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего не имеем здесь, кроме одного
хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле". Они
положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую.
добрых дел, чтоб противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в
недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего не имеем здесь, кроме одного
хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле". Они
положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую.
Тогда световидные мужи
сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб
темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр
выздоровел, сделался необыкновенно милостив к нищей братии, истощил на них все
весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в
Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святаго Града,
чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею.
Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, сентября 22 дня).
сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб
темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр
выздоровел, сделался необыкновенно милостив к нищей братии, истощил на них все
весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в
Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святаго Града,
чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею.
Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, сентября 22 дня).
В Киевопечерском монастыре
был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келии,
будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали
его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об
украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали
его прекратить такия разыскания и возложить печаль свою на Господа (Псалом
54,23); но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестоко и грубо.
был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келии,
будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали
его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об
украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали
его прекратить такия разыскания и возложить печаль свою на Господа (Псалом
54,23); но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестоко и грубо.
Чрез несколько дней Арефа
впал в тяжкую болезнь, и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он
лежал как мертвый, ничего не говоря; потом внезапно, вслух всем, начал вопиять
громким голосом: "Господи помилуй!
Господи прости! Господи согрешил! имение - Твое! не жалею о нем!" Он
немедленно выздоровел, и так поведал братии о причине своих восклицаний:
"Я видел, - говорил он, - что пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они
начали препираться обо мне по поводу украденнаго моего богатства. Бесы
говорили: "Он по этому случаю не
воздал хвалы Богу, но роптал, и потому он наш, и должен быть предан
нам".
впал в тяжкую болезнь, и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он
лежал как мертвый, ничего не говоря; потом внезапно, вслух всем, начал вопиять
громким голосом: "Господи помилуй!
Господи прости! Господи согрешил! имение - Твое! не жалею о нем!" Он
немедленно выздоровел, и так поведал братии о причине своих восклицаний:
"Я видел, - говорил он, - что пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они
начали препираться обо мне по поводу украденнаго моего богатства. Бесы
говорили: "Он по этому случаю не
воздал хвалы Богу, но роптал, и потому он наш, и должен быть предан
нам".
Ангелы сказали мне:
"Несчастный человек! еслиб ты, при
случившемся похищении у тебя, принес Богу благодарение, то похищение имения
вменилось тебе в милостыню, как Иову. Когда кто подает милостыню - это велико
пред Богом, потому что подавший поступает так из своего благаго произволения;
претерпевающему же с благодарением насильственное похищение вменяется
искушение, нанесенное диаволом, в благое произволение.
"Несчастный человек! еслиб ты, при
случившемся похищении у тебя, принес Богу благодарение, то похищение имения
вменилось тебе в милостыню, как Иову. Когда кто подает милостыню - это велико
пред Богом, потому что подавший поступает так из своего благаго произволения;
претерпевающему же с благодарением насильственное похищение вменяется
искушение, нанесенное диаволом, в благое произволение.
Диавол, хотя ввергнуть
человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает
одинаково с милостивым раздаятелем".
человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает
одинаково с милостивым раздаятелем".
Когда Ангелы сказали мне это,
я воскликнул: "Господи, прости! Госпроди, я согрешил! имение принадлежит
Тебе; не жалею о нем!" - тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались
и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения
Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводя самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога:
он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением
мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику
которых Арефа справедливо причислен святою Церковью (Четьи-Минеи октября в 24
день).
я воскликнул: "Господи, прости! Госпроди, я согрешил! имение принадлежит
Тебе; не жалею о нем!" - тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались
и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения
Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводя самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога:
он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением
мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику
которых Арефа справедливо причислен святою Церковью (Четьи-Минеи октября в 24
день).
В той же Киевопечерской лавре
жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине
непрестаннаго умиления, непрестанно проливавший обильныя слезы, что признается
верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще
во время пребывания своего на земле (Преподобнаго Исаака Сирскаго, Слово 65).
Феофил плакал над сосудом, и в него собрал
значительное количество слез. Это было следствием непонятаго им тонкаго
самомнения, столь душевреднаго для подвижника, который не должен давать никакой
цены своим подвигам, вполне предоставляя
оценку их Богу. (Филиппийцам 3,12-14).
жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине
непрестаннаго умиления, непрестанно проливавший обильныя слезы, что признается
верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще
во время пребывания своего на земле (Преподобнаго Исаака Сирскаго, Слово 65).
Феофил плакал над сосудом, и в него собрал
значительное количество слез. Это было следствием непонятаго им тонкаго
самомнения, столь душевреднаго для подвижника, который не должен давать никакой
цены своим подвигам, вполне предоставляя
оценку их Богу. (Филиппийцам 3,12-14).
За три дня до кончины своей
Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным
Марком. Поняв, что настало время переселения в вечность, Феофил удвоил свой
плач и, имея ввиду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтоб слезы его
были приняты.
Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным
Марком. Поняв, что настало время переселения в вечность, Феофил удвоил свой
плач и, имея ввиду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтоб слезы его
были приняты.
Внезапно предстал пред ним
Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: "Феофил! хорошо, что ты
молился и плакал; но напрасно ты
хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший
того, наполненный твоими же слезами, которыя ты изливал при усердной молитве, и
отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю и одежды твои. Я
собрал по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе
радость переселения к Тому, Кто сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся
(Матфея 5,4. Четьи-Минеи декабря в 29 день).
Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: "Феофил! хорошо, что ты
молился и плакал; но напрасно ты
хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший
того, наполненный твоими же слезами, которыя ты изливал при усердной молитве, и
отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю и одежды твои. Я
собрал по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе
радость переселения к Тому, Кто сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся
(Матфея 5,4. Четьи-Минеи декабря в 29 день).
Из приведенных здесь событий
ясно усматривается общий характер явления духов, устрояемаго промыслом Божиим. По смотрению Божию являются духи только во
время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются
таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий.
ясно усматривается общий характер явления духов, устрояемаго промыслом Божиим. По смотрению Божию являются духи только во
время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются
таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий.
Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от
виденнаго ими состязания Ангелов с бесами, а Фефил, котораго недостаток заключался не в образе жизни,
а в образе мыслей, наставлен смиренномудрию и вместе извещен об ожидающем его
блаженстве. Он не мог превознестись явлением ему Ангела и обетованием
блаженства, потому что при этом обнаружен ему его недостаток и объявлено о
спасении пред самою смертию, как о даре, дарованном единственно милостию
Божиею.
виденнаго ими состязания Ангелов с бесами, а Фефил, котораго недостаток заключался не в образе жизни,
а в образе мыслей, наставлен смиренномудрию и вместе извещен об ожидающем его
блаженстве. Он не мог превознестись явлением ему Ангела и обетованием
блаженства, потому что при этом обнаружен ему его недостаток и объявлено о
спасении пред самою смертию, как о даре, дарованном единственно милостию
Божиею.
Только совершеннейшим христианам, преимущественно из иноков,
сподобившихся прозреть душевными очами, был открыт мир духов; но таких христиан и в самыя
цветущия времена иночества было очень мало, по свидетельству Макария Великаго
(Беседа 8, глава 6).
сподобившихся прозреть душевными очами, был открыт мир духов; но таких христиан и в самыя
цветущия времена иночества было очень мало, по свидетельству Макария Великаго
(Беседа 8, глава 6).
Свойство всех видений, посылаемых Богом, замечает
святый Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознание
своих греховности и ничтожества.
святый Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознание
своих греховности и ничтожества.
Напротив того, видения,
в которыя мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в
высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как
непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения (Лествицы Слово 3, о сониях).
в которыя мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в
высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как
непонимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения (Лествицы Слово 3, о сониях).
Демоны, являясь наиболее в виде Ангелов, стараются польстить
человеку похвалою, потешить его любопытство и тщеславие; затем они удобно ввергают его в
самообольщение и наносят ему сильнейший, более или менее явный, душевный вред.
человеку похвалою, потешить его любопытство и тщеславие; затем они удобно ввергают его в
самообольщение и наносят ему сильнейший, более или менее явный, душевный вред.
Мысль, что в чувственном видении
духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовнаго, не доставляет должнаго понятия о
духах, доставляет одно поверхностное понятие о них, очень удобно может
доставить понятия самыя ошибочныя, и их-то наиболее и доставляет неопытным и
зараженным тщеславием и самомнением.
духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовнаго, не доставляет должнаго понятия о
духах, доставляет одно поверхностное понятие о них, очень удобно может
доставить понятия самыя ошибочныя, и их-то наиболее и доставляет неопытным и
зараженным тщеславием и самомнением.
Духовнаго видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди
самой порочной жизни.
самой порочной жизни.
Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся
от Бога и признавшие богом сатану (Святый Апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякаго
коварства и всякаго злодеяния, сын диавола, враг всякой правды (Деяния
13,10).
от Бога и признавшие богом сатану (Святый Апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякаго
коварства и всякаго злодеяния, сын диавола, враг всякой правды (Деяния
13,10).
При чтении Четьи-Миней можно
получить достаточное понятие о волхвах);
люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, пребегшие к волхвам,
при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием
отречения от Христа (Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великаго 1 января,
Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, июня в 23 день);
получить достаточное понятие о волхвах);
люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, пребегшие к волхвам,
при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием
отречения от Христа (Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великаго 1 января,
Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, июня в 23 день);
люди, истощенныя пьянством и развратной жизнью; подвижники, впадшие в
самомнение и гордость; весьма немногие способны к нему по естественному
сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особеннаго
обстоятельства в жизни.
самомнение и гордость; весьма немногие способны к нему по естественному
сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особеннаго
обстоятельства в жизни.
В последних двух случаях
человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтоб выйти из
этого положения, как весьма опаснаго.
человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтоб выйти из
этого положения, как весьма опаснаго.
В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими
духами посредством
магнитизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными
интересными сказками, перемешивая правду со лжею, - всегда причиняют крайнее
душевное и даже умственное разстройство.
духами посредством
магнитизма, причем падшие духи обыкновенно являются в виде светлых ангелов, обольщают и обманывают различными
интересными сказками, перемешивая правду со лжею, - всегда причиняют крайнее
душевное и даже умственное разстройство.
Употребление магнетизма есть
отрасль волхования. При нем нет явнаго отречения от Бога, но несомненно имеется
отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении
существеннаго, нежели наружнаго.
отрасль волхования. При нем нет явнаго отречения от Бога, но несомненно имеется
отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении
существеннаго, нежели наружнаго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий