вторник, 26 августа 2014 г.

7/9 О послушании. О духовной войне. О помыслах и прелести

РЕДКО KTO
знает тайну послушания.
Послушливый
велик пред Богом. Он подражатель Христу
, Который дал нам в Себе образ
послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все
хорошо, и ко всем она чувствует любовь.





Послушливый все упование свое возложил на
Бога
, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему
Свою благодать
, и эта благодать учит
душу всякому добру
, и дает силы пребывать в добре.

Он видит
зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа,
которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит
дар сердечной молитвы
.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в
Боге, и он молится чистым умом,

а гордые и непослушливые не могут чисто
молиться
, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует
благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что
Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
* * *

Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был
послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда
не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого
Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут
покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что
требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного
монаха, который всегда весел душою и
приятен лицом
, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и
душа его предалась на волю Божию, и он
ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его
.

Кто носит в
себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он
знает, что Бог управляет и небом, и
землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и
потому всегда бывает покоен
.

Послушливый предался воле Божией и не
боится смерти
, потому что
душа его привыкла жить с Богом и
возлюбила Его. Он отсек свою волю
, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит
непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит
своего духовного отца, и за это получает
свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает

Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и
за молитвы своего духовного отца.
* * *

Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай
им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с
тобою и близ Меня».

Видите, как
просто спасение. Но мудрости надо
учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание
.

Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила
душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и
исполняет прошения.
* * *

Почему святые отцы послушание ставили
выше поста и молитвы
?

Потому, что
от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться.
Кроме того послушливый отсек свою волю
во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца,
а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может
он созерцать Бога.

Видел я
одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и
Господь давал ему слезы плакать за весь
мир; и игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».

Послушанием хранится человек от гордости; за
послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа
.
Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы
ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу
Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в
раю.

Но и ныне
возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши
грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

А кто не любит врагов, тот не может иметь
мира, хотя бы его и в рай посадить
.




XVII. О помыслах и о прелести

ПОМНИ два
помысла, и бойся их. Один говорит: ты - святой, другой: ты не спасешься. Оба
эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит
людей, и простит мне грехи мои
.


Верь так и
будет тебе это: простит Господь. Но на
подвиги свои не надейся
, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне
говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов
каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.

Так не за
подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с
любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью
. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и
любить всех
, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет
Своею благодатью.
* * *

Еще послушником познал я любовь Божию; и она - неописуема. Душа чувствует, что
она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от
благости Божией. Но эту благодать можно потерять
и за один плохой помысл
.

С плохим помыслом входит в нас вражия сила, и
тогда омрачается душа, и злые мысли терзают ее,
чувствует тогда человек
свою погибель, и видит, что без благодати Божией он - грешная и немощная земля.
* * *

Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует
благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом, и не покается, то благодать скрывается,
и душа тогда скучает и плачет пред Богом.
Так всю жизнь душа проводит в борьбе с
помыслами
. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного
борца.
* * *

Злые помыслы мучают гордую душу, и,
покамест она не смирится, не узнает покоя от них
. Когда плохие помыслы
осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и
Создатель. Ты видишь - душа моя в
терзании от плохих мыслей… Помилуй меня
». И когда стоишь пред лицом
Владыки, то крепко помни, что все
прошения твои, если они полезны, Он исполнит
.

Туча пришла,
закрыла солнце, и наступил мрак. Так за
один гордый помысл душа теряет благодать, и находит на нее мрак
. Но также
за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе.
* * *

Знай, что
если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет,
то это признак гор
дости.

Внимай себе.
Наблюдай за собою, и увидишь: как только
душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл,
который неугоден Богу
, и чрез это душа смиряется.

А если не смирится, то придет некое малое искушение.
Если опять не смирится, то начнется бурная брань.
Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не
смирится, то будет большой грех. И так
до тех пор будет грешить,
покамест не смирится.
Но
как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда
пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.
* * *

Видя, что душа не укрепилась в смирении,
Господь отнимает благодать
, но ты не падай духом от этого: благодать в
тебе, но скрыта.

Ты приучи себя отсекать помыслы сразу. А
если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так
и будешь делать потом всю жизнь.

У благого
человека - благие помышления; а у злого - злые; но
каждый должен научиться
бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души
.
Ты спросишь,
как это бывает?

А так: как
живой человек чувствует, когда ему холодно, или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого - слышит,
когда в душе его есть благодать, и когда приходят злые духи
.

Господь дает душе разум познавать Его пришествие,
и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему
виду их, а по действию на душу.
Опытом это
познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают.
* * *

Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы
похвалы
. И если душа примет похвалу, то благодать
отступит, покамест не смирится д
уша. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову, и покуда не
научится, не познает душа покоя от помыслов
и не сможет молиться чистым
умом.
* * *

Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных
новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни
других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в
них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу
.
* * *

Когда душа научится любви от Господа, то
ей жалко всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди
покаялись и приняли благодать Святого Духа
.

Но если душа
теряет благодать, то отходит от нее любовь, ибо без благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца
исходят помышления злые, как говорит Господь (Мф. 15, 19, Мк. 7, 21-22).
* * *

Хорошо знай, что если тебя мучают плохие
помыслы, то значит ты не смирен
. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой
душам
вашим» (Мф. II, 29).

Без смирения
Христова душа никогда не будет покойна в Боге, но всегда будет волноваться
разными помыслами, которые не дадут ей созерцать Бога.

Блажен, кто
смирил себя, ибо он обрел совершенный покой в Боге. Я доселе каждый день прошу у Господа смирения, ибо душа моя
научена Духом Святым, что есть смирение Христово, и потому жажду стяжать его.
О. Христово
смирение. Кто вкусил тебя, тот рвется к Богу день и ночь ненасытно.
* * *

О, как я немощен. Пописал немного, и уже утомился, и тело ищет покоя. И Господь
на земле во плоти познал немощь человеческую; и Он Милостивый - и утомлялся от
пути, и спал на корабле во время бури; а когда ученики разбудили Его, то
повелел утихнуть морю и ветру и стала тишина великая.

Так и в душе у нас, когда мы призываем святое имя
Господне, бывает великий мир
.
О, Господи,
дай нам хвалить Тебя до последнего издыхания.
* * *

В прелесть человек попадает или по
неопытности, или от гордости
. И если по неопытности, то Господь скоро
исцеляет, а если по гордости, то долго
будет страдать душа, доколе не научится смирению
, и тогда исцелит ее
Господь.

В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы
умнее и опытнее других
, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и
за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня, и
не отнял у меня Своей милости.

И теперь я
думаю, что без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что
духовникам дана от Господа власть решить и вязать.
* * *

Если увидишь свет внутри себя, или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом
нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся и смири себя и
свет этот исчезнет
.

Если видишь
видение какое-либо, или образ, или сон,
то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вра
зумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не
может понять видения
, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную
с тщеславием, и посему узнается прелесть.

Отцы
говорят, что при вражеском видении душа
почувствует смущение
. Но это только смиренная
душа
, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха,
ни даже смущения,
потому что он хочет видений и считает себя
достойным, и потому враг легко обманывает его
.

Небесное
познается Духом Святым, а земное - умом; но кто хочет познать Бога своим умом
от науки, тот в прелести, ибо Бог
познается только Духом Святым
.

Если ты видишь умом бесов, то смиряй себя и
старайся не видеть,
но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты
предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь
прелести.

А если подумаешь, что ты в духовной жизни
знаешь больше духовника
и
перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради
вразумления
.
* * *

С врагами борись смирением.
Когда видишь, что с твоим умом борется
другой ум, то смирись, и брань прекратится
.
Если
случится - увидишь бесов, то не убойся, но смири
себя, и бесы исчезнут
, а если тобою овладеет страх, то не избежишь
некоторого вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.

Если ты
попал в прелесть и хочешь избавиться от нее, то не отчаивайся, потому что любит
Господь людей, и даст тебе поправиться, и не будешь иметь покой от помыслов,
которые приносят враги.

Но, чтобы душа обрела покой от бесов, нужно смирить
себя и говорить: «я хуже всех, я хуже всякого скота и зверя
», и чисто
исповедываться священнику, и тогда отгонятся бесы.
* * *

Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и
снова могут уйти, если ты их не принимаешь.
Если помысл тебе говорит - укради, и ты
послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу
.

Если помысл
тебе говорит - ешь много, досыта, и ты будешь есть много, то опять бес взял
власть над тобою. И так если будет
владеть тобою помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов
. Но если
воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти.
* * *

Когда мы плачем о грехах и смиряем душу,
то не имеем видений
, и душа их не желает, а когда оставим плач и смирение,
то можем увлечься ими.

Долго я не
знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в
смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит
кротости
, смирению и любви, чрез это душа обретает покой.

В нашей
брани нужно быть мужественным. Господь сказал пророку Иеремии: «Иди,
проповедуй, и будь мужественным, а то Я тебя накажу». («Скажи им все, что Я
повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их»
Иер. 1, 17).

Господь
любит душу мужественную и мудрую, а если у нас нет ни того, ни другого, то надо
просить у Бога и слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.
Особенно
человек, ум которого повредился от бесовского действия, не
должен доверять себе ни в чем
, но слушать духовника.

Душевные бедствия происходят с нами от
гордости
, а телесные
часто попускаются от Бога по любви к нам, как это было с многострадальным
Иовом.

Распознать в
себе гордость - очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это
значит, что в тебе нет смирения, и потому хотя бы ты и не понимал своей
гордости - смиряйся
.

Если ты
раздражительный, или, как говорят, нервный, то это сущая беда. Если кто
страдает припадками или страхованиями,
то эти болезни врачуются смиренным духом и покаянием, и тем, чтобы любить брата
своего и любить врагов
.

7/9 О
послушании. О духовной войне. О помыслах и прелести
Старец Силуан Афонский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1392#part_16524

Комментариев нет:

Отправить комментарий