знает тайну послушания. Послушливый
велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ
послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все
хорошо, и ко всем она чувствует любовь.
Послушливый все упование свое возложил на
Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему
Свою благодать, и эта благодать учит
душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре.
Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему
Свою благодать, и эта благодать учит
душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре.
Он видит
зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа,
которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.
зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа,
которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.
Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит
дар сердечной молитвы.
дар сердечной молитвы.
Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в
Боге, и он молится чистым умом,
Боге, и он молится чистым умом,
а гордые и непослушливые не могут чисто
молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует
благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что
Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует
благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что
Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был
послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда
не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого
Духа и дает ему радость и покой.
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был
послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда
не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого
Духа и дает ему радость и покой.
Все ищут
покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что
требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного
монаха, который всегда весел душою и
приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и
душа его предалась на волю Божию, и он
ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.
покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что
требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного
монаха, который всегда весел душою и
приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и
душа его предалась на волю Божию, и он
ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.
Кто носит в
себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он
знает, что Бог управляет и небом, и
землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и
потому всегда бывает покоен.
себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он
знает, что Бог управляет и небом, и
землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и
потому всегда бывает покоен.
Послушливый предался воле Божией и не
боится смерти, потому что
душа его привыкла жить с Богом и
возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит
непокорного и своевольного.
боится смерти, потому что
душа его привыкла жить с Богом и
возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит
непокорного и своевольного.
Истинный послушник ненавидит свою волю и любит
своего духовного отца, и за это получает
свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает
Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и
за молитвы своего духовного отца.
своего духовного отца, и за это получает
свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает
Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и
за молитвы своего духовного отца.
* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай
им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с
тобою и близ Меня».
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай
им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с
тобою и близ Меня».
Видите, как
просто спасение. Но мудрости надо
учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание.
просто спасение. Но мудрости надо
учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание.
Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила
душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и
исполняет прошения.
душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и
исполняет прошения.
* * *
Почему святые отцы послушание ставили
выше поста и молитвы?
Почему святые отцы послушание ставили
выше поста и молитвы?
Потому, что
от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться.
Кроме того послушливый отсек свою волю
во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца,
а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может
он созерцать Бога.
от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться.
Кроме того послушливый отсек свою волю
во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца,
а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может
он созерцать Бога.
Видел я
одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и
Господь давал ему слезы плакать за весь
мир; и игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».
одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и
Господь давал ему слезы плакать за весь
мир; и игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание».
Послушанием хранится человек от гордости; за
послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа.
Вот почему послушание выше поста и молитвы.
послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа.
Вот почему послушание выше поста и молитвы.
Если бы
ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу
Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в
раю.
ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу
Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в
раю.
Но и ныне
возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши
грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.
возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши
грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.
А кто не любит врагов, тот не может иметь
мира, хотя бы его и в рай посадить.
мира, хотя бы его и в рай посадить.
XVII. О помыслах и о прелести
ПОМНИ два
помысла, и бойся их. Один говорит: ты - святой, другой: ты не спасешься. Оба
эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит
людей, и простит мне грехи мои.
помысла, и бойся их. Один говорит: ты - святой, другой: ты не спасешься. Оба
эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит
людей, и простит мне грехи мои.
Верь так и
будет тебе это: простит Господь. Но на
подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне
говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов
каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.
будет тебе это: простит Господь. Но на
подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне
говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов
каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.
Так не за
подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с
любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и
любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет
Своею благодатью.
подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с
любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и
любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет
Своею благодатью.
* * *
Еще послушником познал я любовь Божию; и она - неописуема. Душа чувствует, что
она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от
благости Божией. Но эту благодать можно потерять
и за один плохой помысл.
Еще послушником познал я любовь Божию; и она - неописуема. Душа чувствует, что
она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от
благости Божией. Но эту благодать можно потерять
и за один плохой помысл.
С плохим помыслом входит в нас вражия сила, и
тогда омрачается душа, и злые мысли терзают ее, чувствует тогда человек
свою погибель, и видит, что без благодати Божией он - грешная и немощная земля.
тогда омрачается душа, и злые мысли терзают ее, чувствует тогда человек
свою погибель, и видит, что без благодати Божией он - грешная и немощная земля.
* * *
Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует
благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом, и не покается, то благодать скрывается,
и душа тогда скучает и плачет пред Богом.
Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует
благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом, и не покается, то благодать скрывается,
и душа тогда скучает и плачет пред Богом.
Так всю жизнь душа проводит в борьбе с
помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного
борца.
помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного
борца.
* * *
Злые помыслы мучают гордую душу, и,
покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы
осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и
Создатель. Ты видишь - душа моя в
терзании от плохих мыслей… Помилуй меня». И когда стоишь пред лицом
Владыки, то крепко помни, что все
прошения твои, если они полезны, Он исполнит.
Злые помыслы мучают гордую душу, и,
покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы
осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и
Создатель. Ты видишь - душа моя в
терзании от плохих мыслей… Помилуй меня». И когда стоишь пред лицом
Владыки, то крепко помни, что все
прошения твои, если они полезны, Он исполнит.
Туча пришла,
закрыла солнце, и наступил мрак. Так за
один гордый помысл душа теряет благодать, и находит на нее мрак. Но также
за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе.
закрыла солнце, и наступил мрак. Так за
один гордый помысл душа теряет благодать, и находит на нее мрак. Но также
за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе.
* * *
Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет,
то это признак гордости.
Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет,
то это признак гордости.
Внимай себе.
Наблюдай за собою, и увидишь: как только
душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл,
который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется.
Наблюдай за собою, и увидишь: как только
душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл,
который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется.
А если не смирится, то придет некое малое искушение.
Если опять не смирится, то начнется бурная брань.
Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не
смирится, то будет большой грех. И так до тех пор будет грешить,
покамест не смирится. Но
как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда
пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.
Если опять не смирится, то начнется бурная брань.
Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не
смирится, то будет большой грех. И так до тех пор будет грешить,
покамест не смирится. Но
как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда
пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.
* * *
Видя, что душа не укрепилась в смирении,
Господь отнимает благодать, но ты не падай духом от этого: благодать в
тебе, но скрыта.
Видя, что душа не укрепилась в смирении,
Господь отнимает благодать, но ты не падай духом от этого: благодать в
тебе, но скрыта.
Ты приучи себя отсекать помыслы сразу. А
если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так
и будешь делать потом всю жизнь.
если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так
и будешь делать потом всю жизнь.
У благого
человека - благие помышления; а у злого - злые; но каждый должен научиться
бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души.
человека - благие помышления; а у злого - злые; но каждый должен научиться
бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души.
Ты спросишь,
как это бывает?
как это бывает?
А так: как
живой человек чувствует, когда ему холодно, или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого - слышит,
когда в душе его есть благодать, и когда приходят злые духи.
живой человек чувствует, когда ему холодно, или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого - слышит,
когда в душе его есть благодать, и когда приходят злые духи.
Господь дает душе разум познавать Его пришествие,
и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему
виду их, а по действию на душу.
и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему
виду их, а по действию на душу.
Опытом это
познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают.
познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают.
* * *
Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы
похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать
отступит, покамест не смирится душа. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову, и покуда не
научится, не познает душа покоя от помыслов и не сможет молиться чистым
умом.
Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы
похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать
отступит, покамест не смирится душа. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову, и покуда не
научится, не познает душа покоя от помыслов и не сможет молиться чистым
умом.
* * *
Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных
новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни
других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в
них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу.
Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных
новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни
других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в
них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу.
* * *
Когда душа научится любви от Господа, то
ей жалко всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди
покаялись и приняли благодать Святого Духа.
Когда душа научится любви от Господа, то
ей жалко всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди
покаялись и приняли благодать Святого Духа.
Но если душа
теряет благодать, то отходит от нее любовь, ибо без благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца
исходят помышления злые, как говорит Господь (Мф. 15, 19, Мк. 7, 21-22).
теряет благодать, то отходит от нее любовь, ибо без благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца
исходят помышления злые, как говорит Господь (Мф. 15, 19, Мк. 7, 21-22).
* * *
Хорошо знай, что если тебя мучают плохие
помыслы, то значит ты не смирен. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой
душам вашим» (Мф. II, 29).
Хорошо знай, что если тебя мучают плохие
помыслы, то значит ты не смирен. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой
душам вашим» (Мф. II, 29).
Без смирения
Христова душа никогда не будет покойна в Боге, но всегда будет волноваться
разными помыслами, которые не дадут ей созерцать Бога.
Христова душа никогда не будет покойна в Боге, но всегда будет волноваться
разными помыслами, которые не дадут ей созерцать Бога.
Блажен, кто
смирил себя, ибо он обрел совершенный покой в Боге. Я доселе каждый день прошу у Господа смирения, ибо душа моя
научена Духом Святым, что есть смирение Христово, и потому жажду стяжать его.
смирил себя, ибо он обрел совершенный покой в Боге. Я доселе каждый день прошу у Господа смирения, ибо душа моя
научена Духом Святым, что есть смирение Христово, и потому жажду стяжать его.
О. Христово
смирение. Кто вкусил тебя, тот рвется к Богу день и ночь ненасытно.
смирение. Кто вкусил тебя, тот рвется к Богу день и ночь ненасытно.
* * *
О, как я немощен. Пописал немного, и уже утомился, и тело ищет покоя. И Господь
на земле во плоти познал немощь человеческую; и Он Милостивый - и утомлялся от
пути, и спал на корабле во время бури; а когда ученики разбудили Его, то
повелел утихнуть морю и ветру и стала тишина великая.
О, как я немощен. Пописал немного, и уже утомился, и тело ищет покоя. И Господь
на земле во плоти познал немощь человеческую; и Он Милостивый - и утомлялся от
пути, и спал на корабле во время бури; а когда ученики разбудили Его, то
повелел утихнуть морю и ветру и стала тишина великая.
Так и в душе у нас, когда мы призываем святое имя
Господне, бывает великий мир.
Господне, бывает великий мир.
О, Господи,
дай нам хвалить Тебя до последнего издыхания.
дай нам хвалить Тебя до последнего издыхания.
* * *
В прелесть человек попадает или по
неопытности, или от гордости. И если по неопытности, то Господь скоро
исцеляет, а если по гордости, то долго
будет страдать душа, доколе не научится смирению, и тогда исцелит ее
Господь.
В прелесть человек попадает или по
неопытности, или от гордости. И если по неопытности, то Господь скоро
исцеляет, а если по гордости, то долго
будет страдать душа, доколе не научится смирению, и тогда исцелит ее
Господь.
В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы
умнее и опытнее других, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и
за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня, и
не отнял у меня Своей милости.
умнее и опытнее других, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и
за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня, и
не отнял у меня Своей милости.
И теперь я
думаю, что без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что
духовникам дана от Господа власть решить и вязать.
думаю, что без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что
духовникам дана от Господа власть решить и вязать.
* * *
Если увидишь свет внутри себя, или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом
нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся и смири себя и
свет этот исчезнет.
Если увидишь свет внутри себя, или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом
нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся и смири себя и
свет этот исчезнет.
Если видишь
видение какое-либо, или образ, или сон,
то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не
может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную
с тщеславием, и посему узнается прелесть.
видение какое-либо, или образ, или сон,
то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не
может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную
с тщеславием, и посему узнается прелесть.
Отцы
говорят, что при вражеском видении душа
почувствует смущение. Но это только смиренная
душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха,
ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя
достойным, и потому враг легко обманывает его.
говорят, что при вражеском видении душа
почувствует смущение. Но это только смиренная
душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха,
ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя
достойным, и потому враг легко обманывает его.
Небесное
познается Духом Святым, а земное - умом; но кто хочет познать Бога своим умом
от науки, тот в прелести, ибо Бог
познается только Духом Святым.
познается Духом Святым, а земное - умом; но кто хочет познать Бога своим умом
от науки, тот в прелести, ибо Бог
познается только Духом Святым.
Если ты видишь умом бесов, то смиряй себя и
старайся не видеть, но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты
предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь
прелести.
старайся не видеть, но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты
предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь
прелести.
А если подумаешь, что ты в духовной жизни
знаешь больше духовника и
перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради
вразумления.
знаешь больше духовника и
перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради
вразумления.
* * *
С врагами борись смирением.
С врагами борись смирением.
Когда видишь, что с твоим умом борется
другой ум, то смирись, и брань прекратится.
другой ум, то смирись, и брань прекратится.
Если
случится - увидишь бесов, то не убойся, но смири
себя, и бесы исчезнут, а если тобою овладеет страх, то не избежишь
некоторого вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.
случится - увидишь бесов, то не убойся, но смири
себя, и бесы исчезнут, а если тобою овладеет страх, то не избежишь
некоторого вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.
Если ты
попал в прелесть и хочешь избавиться от нее, то не отчаивайся, потому что любит
Господь людей, и даст тебе поправиться, и не будешь иметь покой от помыслов,
которые приносят враги.
попал в прелесть и хочешь избавиться от нее, то не отчаивайся, потому что любит
Господь людей, и даст тебе поправиться, и не будешь иметь покой от помыслов,
которые приносят враги.
Но, чтобы душа обрела покой от бесов, нужно смирить
себя и говорить: «я хуже всех, я хуже всякого скота и зверя», и чисто
исповедываться священнику, и тогда отгонятся бесы.
себя и говорить: «я хуже всех, я хуже всякого скота и зверя», и чисто
исповедываться священнику, и тогда отгонятся бесы.
* * *
Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и
снова могут уйти, если ты их не принимаешь.
Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и
снова могут уйти, если ты их не принимаешь.
Если помысл тебе говорит - укради, и ты
послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу.
послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу.
Если помысл
тебе говорит - ешь много, досыта, и ты будешь есть много, то опять бес взял
власть над тобою. И так если будет
владеть тобою помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов. Но если
воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти.
тебе говорит - ешь много, досыта, и ты будешь есть много, то опять бес взял
власть над тобою. И так если будет
владеть тобою помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов. Но если
воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти.
* * *
Когда мы плачем о грехах и смиряем душу,
то не имеем видений, и душа их не желает, а когда оставим плач и смирение,
то можем увлечься ими.
Когда мы плачем о грехах и смиряем душу,
то не имеем видений, и душа их не желает, а когда оставим плач и смирение,
то можем увлечься ими.
Долго я не
знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в
смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит
кротости, смирению и любви, чрез это душа обретает покой.
знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в
смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит
кротости, смирению и любви, чрез это душа обретает покой.
В нашей
брани нужно быть мужественным. Господь сказал пророку Иеремии: «Иди,
проповедуй, и будь мужественным, а то Я тебя накажу». («Скажи им все, что Я
повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их»
Иер. 1, 17).
брани нужно быть мужественным. Господь сказал пророку Иеремии: «Иди,
проповедуй, и будь мужественным, а то Я тебя накажу». («Скажи им все, что Я
повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их»
Иер. 1, 17).
Господь
любит душу мужественную и мудрую, а если у нас нет ни того, ни другого, то надо
просить у Бога и слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.
Особенно человек, ум которого повредился от бесовского действия, не
должен доверять себе ни в чем, но слушать духовника.
любит душу мужественную и мудрую, а если у нас нет ни того, ни другого, то надо
просить у Бога и слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.
Особенно человек, ум которого повредился от бесовского действия, не
должен доверять себе ни в чем, но слушать духовника.
Душевные бедствия происходят с нами от
гордости, а телесные
часто попускаются от Бога по любви к нам, как это было с многострадальным
Иовом.
гордости, а телесные
часто попускаются от Бога по любви к нам, как это было с многострадальным
Иовом.
Распознать в
себе гордость - очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это
значит, что в тебе нет смирения, и потому хотя бы ты и не понимал своей
гордости - смиряйся.
себе гордость - очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это
значит, что в тебе нет смирения, и потому хотя бы ты и не понимал своей
гордости - смиряйся.
Если ты
раздражительный, или, как говорят, нервный, то это сущая беда. Если кто
страдает припадками или страхованиями,
то эти болезни врачуются смиренным духом и покаянием, и тем, чтобы любить брата
своего и любить врагов.
раздражительный, или, как говорят, нервный, то это сущая беда. Если кто
страдает припадками или страхованиями,
то эти болезни врачуются смиренным духом и покаянием, и тем, чтобы любить брата
своего и любить врагов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий