пятница, 15 августа 2014 г.

О свободе ума. Макарий Египетский

С того самого времени, как
преступлением вошел в тебя грех, сатана имеет доступ ежедневно, как человек с
человеком, беседовать как ни есть с душею, и внушать ей нелепые мысли.







Глава
3. Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не
приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол.

Посему-то и за те худые
дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек
подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но
побужден к нему собственною своею волею.

благодать не делает волю его
непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в
человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его
воля к добродетели, или к пророку. Ибо закон дан не естеству, но свободе
произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое. 




Глава
4. Хранить должно душу и предостерегать
ее от собеседования с скверными и лукавыми помыслами
.

Как сквернится тело,
сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с
лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на
лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев,
зависть и раздор. Сие-то и значит «очистить себя от всякия скверны плоти и
духа» (2 Кор. 7, 1)

. Ибо рассуждай так: есть
растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И
как, по слову великого Апостола, «кто растлит Божий храм то есть тело, растлит
сего Бог» (1 Кор. 3, 17): так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на
непристойное, подлежит наказанию.

Посему, надлежит сохранять
как тело от видимого греха, так и душу от непристойных помыслов, потому что она
невеста Христова. «Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови»
(2 Кор. 11, 2).
Слушай, что говорит Писание:
«всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Прит. 4, 23).
И еще внимай, чему учит
Божественное Писание: «строптивая бо помышления отлучают от Бога» (Прем. 1, 3). 




Глава
5. Допросив и испытав свою душу, пусть всякий потребует у нее ответа: к чему
она расположена? И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами
Божиими; то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать
нерастленными и несоизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы
Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе. Ибо «вселиться и походить» (2
Кор. 6, 17) обетовал Он, без сомнения, в душах чистых и добротолюбивых. 




Глава
6. Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет
ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему
от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего,
чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды.

 А если не будет сделано сего предварительно, и не очистит себя человек от всякой скверны
плоти и духа, то он еще плоть и кровь, и далеко отстоит от жизни
. 




Глава
7. Со всею проницательностию должно смотреть, нет ли от врага с какой-нибудь
стороны обмана, хитрости, злодейства.

Как Дух Святый чрез Павла
всем служит для всех, чтобы всех приобрести (1 Кор. 9, 22): так и лукавый
усиливается быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. А именно,

с молящимися притворяется он
вместе молящимся, с тою целию, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в
самомнение;

с постящимися постится,
намереваясь ввести их в обман самомнением;

с имеющими ведение Писания
предприемлет тоже, желая чтобы под видом ведения впали они в заблуждение;
сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что
и «сатана преобразуется во ангела светла» (2 Кор. 11. 14), чтобы, обольстив
видимостью подобного света, привлечь к себе; одним словом, для всех всякие
принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе сим уподоблением, под благовидным
предлогом уготовлять погибель.

Сказано: «помышления
низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2 Кор. 10, 5).
Видишь, до чего сей высокомерный простирает дерзость своего намерения —
низринуть и тех, которые истинно познали Бога.

 Посему, со всяким хранением надлежит блюсти сердце свое, и многого
разумения испрашивать себе у Бога, чтобы дал нам возможность открывать козни злобы.

Надобно также непрестанно упражнять и возделывать с разумением ум и
помыслы, и соглашать их с волею Божиею
. Нет иного дела столько же высокого
и досточестного; ибо сказано: «исповедание и великолепие дело Его» (Пс. 110,
3). 




Бог
приемлет приносимое людьми, как величайший дар, и из приносимого всего приятнее
Ему, если душа, хорошо познавая отношения вещей, — все, что делает доброго, в
чем трудится для Бога, что уразумевает и
познает, — Ему вменяет, и Ему все восписуе
т. 




душу,
которая по благодати познала Бога, и сперва очистилась от многих скверн, а
потом соделалась достойною благодатных дарований, но, не сохранив до конца
должной верности небесному мужу, лишилась жизни, какой была уже причастна.

Ибо сопротивнику возможно
восставать и на достигших таковой степени. Посему, сколько есть сил, должно стараться со страхом и трепетом прилагать
попечение о своей жизни
, наипаче же тем, которые соделались причастниками
Духа Христова, ни малого, ни великого не
должно делать с небрежением, чтобы сим самым не оскорбить Духа Господня.

Как, по слову самой Истины,
«радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 10): так бывает
и печаль о единой душе, лишающейся вечной жизни. 




Глава
10. Когда душа сподобилась благодати, тогда наипаче полезны ей ведение, разумение и рассудительность; а и
сие самое дает ей Бог, по прошению ее
, чтобы благоугодно служила она Духу,
Которого сподобилась приять, не была окрадываема злобою, и не подвергалась
преткновениям по неведению, не совращалась по нерадению и небогобоязненной
жизни, и ничего не делала против Владычней воли. 




Глава
11. Как действенность страстей, то есть мирский
дух льсти и греховной тьмы, вселяется в таком человеке, который исполнен
мудрования плотского:
так и наоборот, действенность и сила светоносного
Духа обитает в человеке освященном, по слову сказавшего:
«или искушения ищете
глаголющаго во мне Христа» (2 Кор. 13, 3); и еще:
«живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20); и:
«елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). И Господь говорит:
 «Аз и Отец Мой приидем, и обитель у него
сотворим» (Иоан. 14, 23.).

Со времени же Христова
пришествия, дверь благодати отверзлась истинно уверовавшим, и подается им Божия
сила и действенность Духа. 




 Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая
не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа
приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию, в тех, кого посетила
благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь
делается как бы душею; ибо, говорит божественный Апостол,
«прилепляяйся Господеви един
дух будет с Господем» (1 Кор. 6, 17). И сам Господь говорит:
«якоже» Аз и Ты «едино есмы,
да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21-22).

Какая благость, какое
благоволение к униженному столько пороками естеству человеческому! Однако же,
поелику душа, предаваясь развращенным страстям, была как бы одно с ними, и хотя
имела собственную свою волю, но не могла делать, чего ей хотелось, о чем и
Павел говорит: «не еже бо хощу, сие творю» (Рим. 7, 15): то кольми паче, когда
сила Божия приходит на помощь душе, освященной и соделавшейся того достойною,
воедино с Богом будет воля человека.

Ибо душа, поистине, бывает тогда, как душа Господня; потому что добровольно
и со всем расположением предается силе благого Духа, чтобы царствовала в ней, и
не ходит уже по собственной воле своей
; так сказано: «кто ны разлучит от
любви Божия» (Рим. 8, 35)? То есть, кто разлучит, когда душа в единении с Духом
Святым? 




Глава
13. Посему, кто намеревается соделаться
подобным Христу, чтобы и ему самому можно было наименоваться сыном Божиим,
рожденным от Духа, — тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо
переносить встречающиеся скорби
, будут ли то: телесные болезни, или обиды и
укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов.

Ибо, по смотрению Божию,
попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными
соделались души, искренно возлюбившие Господа.

Доказательством же сему
служит то, что с начала века, и Патриархи, и Пророки, и Апостолы, и мученики проходили тесным путем искушений и
скорбей, и тем благоугодили Бог
у. Ибо Писание говорит:
«чадо, аще приступаеши
работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи»
(Сир. 2, 1). И в другом месте:
и все, наносимое тебе,
принимай во благое, зная, что ничего не бывает без Бога (4).

Посему, душе, намеревающейся
угодить Богу, паче всего иного должно запастись терпением и упованием. Ибо у
злобы всегда одно и тоже ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби,
чтобы лишить упования на Господа.

Но Бог никогда не попускает
надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до
отчаяния: ибо, говорит Апостол,

«верен Бог, Иже не оставит
вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко
возмощи понести» (1 Кор. 10, 13).
И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть
желания, но сколько попускается ему Богом
.

нередко и души, хотя, по
благости Господа, ради их младенчества соделались причастными божественной
благодати, и исполнены сладостию и упокоением Духа, однако же, как неискушенные
и неиспытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во
младенчестве, и, так сказать, неблагопотребны еще для небесного царства.

Ибо божественный Апостол
говорит: «аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо
прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 8). Посему и искушения и скорби насылаются на человека к пользе его, делают
душу тем более благоискусной и твердою
.

И если претерпит она до конца с упованием на Господа, то невозможно не
улучить ей духовного обетования и избавления от зловредных страстей
. 




Глава
15. Как мученики, подвергнутые многим истязаниям, и показав твердость свою даже
до смерти, соделались чрез это достойными венцов славы;

и чем больше испытали самых
тяжких трудов, тем большую славу и большее дерзновение приобрели пред Богом:
так, подобно сему, и души, преданные различным скорбям, — какие, или видимо
причиняются людьми,

или мысленно производятся непристойными помыслами, или происходят от
болезней телесных, — если до конца
перенесут их с терпением
, удостоятся одних с мучениками венцов и того же
дерзновения.

Ибо как мученики страдали от
людей, так и сии от действия на них
лукавых духов терпят мучение скорбей; и чем больше понесли они скорбей от
сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога большую славу
,
но и здесь сподобятся утешений благого Духа. 




Глава
16. Поелику несомненно, что таков путь,
вводящий в жизнь, и узок и тесен, почему, немногие и шествуют оным
; то, в
уповании на уготованные на небесах блага, должны мы с твердостию переносить
всякое искушение лукавого.

Ибо сколько бы скорбей ни
перенесли мы, воздадим ли сим что-либо равноценное или будущему обетованию, или
утешению, какое здесь еще подается душам благим Духом, или избавлению от тьмы
зловредных страстей, или множеству долгов, т. е. грехов наших?

Сказано: «недостойны страсти нынешняго времене к
хотящей славе явитися в нас
» (Рим. 8, 18). Ради Господа должно с твердостию все претерпевать, по
сказанному, подобно мужественным воинам, не страшась умереть за Царя нашего
.

Ибо почему, когда заняты мы
были миром и делами житейскими, тогда не впадали в такие горести, теперь же,
поелику пришли послужить Богу, терпим сии многоразличные искушения? Видишь ли,
что скорби сии ради Христа; потому что сопротивник
завидует нам в уповаемом нами воздаянии, и хочет вложить в души наши
расслабление и леность, чтобы нам не сподобиться уповаемого за богоугодную
жизнь
? Все ухищрения его против нас разрушаются споборающим Христом.

Помыслим же, что Он — наш
защитник и покровитель — так прешел век сей: поносимый, гонимый, наконец
поруганный довершил все позорною смертию на кресте. 




Глава
17. Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения; то да будет для
нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа.

Ибо таковая дана нам и
заповедь, взяв крест, последовать за
Ним, то есть быть благоустроенными и готовыми к смерти
.

Если так будем расположены;
то, по сказанному, весьма легко перенесем всякую и тайную и явную скорбь. Ибо
кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и
скорби? Потому и тяжкими почитаем скорби, что невожделенна еще нам смерть за
Христа, и мысль наша неприлеплена постоянно ко Христу.

Кто желает быть наследником
Христовым, тот пусть вожделеет также соревновать и страданиям Христовым.
Потому, утверждающие о себе, что любят Господа, из того познаются, что, с упованием на Него, всякую встречающуюся
скорбь переносят не только мужественно, но
и охотно. 




Глава
18. Кто пришел ко Христу, тот вначале должен даже насильно привлекать себя к добру, хотя и не хотело бы того наше
сердце. Ибо неложный Господь говорит: «царствие небесное с нуждею
восприемлется, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12). А также должен он употреблять
усилие

«внити сквозе тесныя врата»
(Лук. 13, 24). Посему, как сказано, и
неволею надлежит понуждать себя к добродетели; — понуждать к любви, кто не
имеет любви; — понуждать к кротости, в ком недостает оной; — понуждать к тому,
чтобы иметь сердце сострадательное
и человеколюбивое, переносить бесчестие
и презрение, быть терпеливым, когда уничижают.


И когда Бог видит, что, не
имея еще способности к молитве, и не приобретши духовной молитвы, подвизаемся
таким образом, и, хотя как бы противодействует
сердце наше, с нуждою привлекаем себя к добру
; тогда дает истинную молитву, дает милосердие, терпение,
великодушие, и одним словом исполняет нас всякими плодами Духа.

Если же кто, будучи скуден в
прочих добродетелях, и станет, может быть, понуждать себя к одной только
молитве, чтобы иметь ему дарование молитвы, но нерадит и не заботится о кротости, о смиренномудрии, о любви, и о
всем этом благородном семействе добродетеле
й, — еще же и о том, чтобы твердым быть в вере и уповании на
Христа; то, хотя таковому, по прошению его, и дается иногда благим Духом
отчасти молитвенная благодать в весельи и упокоении, однако же остается он
лишенным всех прочих доброт, потому что, как сказано, не понуждал себя к приобретению оных, и не умолял о том Христа.

Ибо надлежит не только к
сказанному выше побуждать себя, даже и против воли, и просить Бога, чтобы
даровал сие, но побуждать и к тому, чтобы судить,
какие речи неполезны и совершенно праздны и недостойны язык
а, устами же и
сердцем поучаться всегда в словесах Божиих; еще побуждать и к тому, чтобы не
раздражаться и не производить воплей; ибо сказано: «всяка горесть и гнев, и
клич да возмется от вас» (Еф. 4, 31);

а также побуждать к тому,
чтобы никого не оговаривать и не осуждать, не надмеваться.

И тогда Господь, видя, что человек,
как сказано, владеет собою и насильно
влечет себя, без сомнения, дарует ему без труда и удобно совершать, чего прежде
не в силах б
ыл сделать и с принуждением, по причине живущего в нем
лукавства.

И тогда все сии добродетели обращаются для человека как бы
в природу; потому что Господь, по обетованию, приходит и пребывает уже в нем
(подобно
как и он пребывает в Господе), и Сам с великим удобством исполняет в нем
заповеди. 




Глава
19. Кто, как предварительно объяснило слово, понудив себя к молитве, не приобучает и не принуждает себя к
смиренномудрию, к любви, к кротости
и ко всей этой цепи прочих
добродетелей, тот достигает такого конца.

Иногда, по прошению его,
посещает его божественная благодать, потому что Бог, как благий, просящим Его
человеколюбиво подает просимое;

но не снискав навыка, и не соделав для себя привычным делом
упражняться в упомянутых выше добродетелях, или лишается приятой им благодати,
и падает от высокоумия
, или и в самой благодати не
преуспевает и не возрастает; потому что обителию, так сказать, и упокоением для благого Духа, служат
смиренномудрие, любовь, кротость, и все по порядку святые Христовы заповеди
.

Посему, кто намеревается во
всех сих добродетелях возрастать и дойти до совершенства, тот вначале, как
сказано, да принуждает себя, и да
старается упорное и прекословящее сердце свое соделать уступчивым и покорным
Богу
.

Ибо кто так принуждал себя
вначале, и жестоковыйность души своей совершенно умягчил добрым нравом, и
соделался послушным Богу, и с таким расположением души просит и молит; в том
растет и цветет, упокоеваясь в его скромности, данное ему Духом дарование
молитвы, которого взыскал он себе сверх любви и любвеобильной кротости. И тогда
Дух дарует ему сие, — и научает истинному смиренномудрию и неложной любви, и
кротости, которых взыскал он, еще прежде принуждая себя к тому.

 А таким образом возрастая и усовершившись о
Господе, оказывается он достойным царствия; потому что смиренный никогда не
падает. Да и куда пасть тому, кто почитает себя ниже всех? Посему, как высокоумие есть великое унижение, так,
наоборот, смиренномудрие есть великое возвышение
и безопасное достоинство. 




Глава
20 Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для
купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как
приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему, по естественному порядку
сознающие, что рабы обязаны благоугождать Владыке и Творцу.

И с великим благоразумием
поступают они во всех встречающихся с ними обстоятельствах; потому что много
бывает препятствий желающим благоугождать Богу. Не только нищета и бесславие, но также богатство и почести, равно служат
искушением для души
.

Отчасти же и самое утешение,
и этот покой, по силе благодати, объемлющий душу, если сподобившаяся оного душа
не придет в сознание, и не будет
водиться великою скромностию и благоразумием, весьма удобно могут обратиться
для нее более в искушение и в препятствие, потому что злоба ухищряется, под
предлогом самой благодати, расслабить душевные силы
, произвести в душе
леность и нерадение.

Почему, самая благодать
требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила
благодать и показывала в себе достойные плоды.

Посему, душа в опасности,
что не только скорби, но и самый покой могут быть для нее искушением. Ибо Творец тем и другим испытывает души, чтобы
явно обнаружилось, кто любовь свою к Нему основывает не на корысти,
но Его
одного признает достойным великой, в подлинном смысле приверженности и
чествования.

Но как нерадивому, скудному
верою, и младенчествующему разумом служит препятствием к вечной жизни
следующее: горести, затруднения, болезни, нищета, бесславие, с другой же
стороны, богатство, слава, ублажение от людей, и сверх того брань лукавого,
поражающая в тайне; так, наоборот, найдешь, что верному, и благоразумному, и мужественному тем паче содействует сие к достижению
царства Божия.

Ибо по словам божественного
Апостола, «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). А из сего
открывается, что истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в
мире почитается препятствием, объемлется единою божественною любовию. Ибо,
божественный Пророк говорит, «ужа грешник обязашася мне: и закона Твоего не
забых» (Псал. 118, 61). 

О свободе ума. Макарий Египетский

Комментариев нет:

Отправить комментарий