преступлением вошел в тебя грех, сатана имеет доступ ежедневно, как человек с
человеком, беседовать как ни есть с душею, и внушать ей нелепые мысли.
Глава
3. Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не
приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол.
Посему-то и за те худые
дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек
подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но
побужден к нему собственною своею волею.
дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек
подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но
побужден к нему собственною своею волею.
благодать не делает волю его
непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в
человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его
воля к добродетели, или к пророку. Ибо закон дан не естеству, но свободе
произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое.
Глава
4. Хранить должно душу и предостерегать
ее от собеседования с скверными и лукавыми помыслами.
непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в
человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его
воля к добродетели, или к пророку. Ибо закон дан не естеству, но свободе
произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое.
Глава
4. Хранить должно душу и предостерегать
ее от собеседования с скверными и лукавыми помыслами.
Как сквернится тело,
сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с
лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на
лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев,
зависть и раздор. Сие-то и значит «очистить себя от всякия скверны плоти и
духа» (2 Кор. 7, 1)
сошедшись для нечистоты с другим телом: так растлевается и душа, сдружаясь с
лукавыми и скверными помыслами, соглашаясь на оные, и соизволяя не только на
лукавство, но и на всякий порок, как то: неверие, обман, тщеславие, гнев,
зависть и раздор. Сие-то и значит «очистить себя от всякия скверны плоти и
духа» (2 Кор. 7, 1)
. Ибо рассуждай так: есть
растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И
как, по слову великого Апостола, «кто растлит Божий храм то есть тело, растлит
сего Бог» (1 Кор. 3, 17): так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на
непристойное, подлежит наказанию.
растление и блуд, совершаемые непристойными помыслами в сокровенностях души. И
как, по слову великого Апостола, «кто растлит Божий храм то есть тело, растлит
сего Бог» (1 Кор. 3, 17): так и тот, кто растлевает душу и ум, соизволяя на
непристойное, подлежит наказанию.
Посему, надлежит сохранять
как тело от видимого греха, так и душу от непристойных помыслов, потому что она
невеста Христова. «Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови»
(2 Кор. 11, 2).
как тело от видимого греха, так и душу от непристойных помыслов, потому что она
невеста Христова. «Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови»
(2 Кор. 11, 2).
Слушай, что говорит Писание:
«всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Прит. 4, 23).
«всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Прит. 4, 23).
И еще внимай, чему учит
Божественное Писание: «строптивая бо помышления отлучают от Бога» (Прем. 1, 3).
Глава
5. Допросив и испытав свою душу, пусть всякий потребует у нее ответа: к чему
она расположена? И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами
Божиими; то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать
нерастленными и несоизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы
Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе. Ибо «вселиться и походить» (2
Кор. 6, 17) обетовал Он, без сомнения, в душах чистых и добротолюбивых.
Глава
6. Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет
ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему
от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего,
чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды.
Божественное Писание: «строптивая бо помышления отлучают от Бога» (Прем. 1, 3).
Глава
5. Допросив и испытав свою душу, пусть всякий потребует у нее ответа: к чему
она расположена? И если случится увидеть, что сердце несогласно с законами
Божиими; то всеми силами да постарается как тело, так и ум соблюдать
нерастленными и несоизволяющими на лукавые помыслы, если хочет только, чтобы
Бог, по обетованию, вселился в чистой его душе. Ибо «вселиться и походить» (2
Кор. 6, 17) обетовал Он, без сомнения, в душах чистых и добротолюбивых.
Глава
6. Как земледелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет
ее, и истребляет на ней терния, а потом ввергает в нее семена: так и ожидающему
от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего,
чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды.
А если не будет сделано сего предварительно, и не очистит себя человек от всякой скверны
плоти и духа, то он еще плоть и кровь, и далеко отстоит от жизни.
Глава
7. Со всею проницательностию должно смотреть, нет ли от врага с какой-нибудь
стороны обмана, хитрости, злодейства.
плоти и духа, то он еще плоть и кровь, и далеко отстоит от жизни.
Глава
7. Со всею проницательностию должно смотреть, нет ли от врага с какой-нибудь
стороны обмана, хитрости, злодейства.
Как Дух Святый чрез Павла
всем служит для всех, чтобы всех приобрести (1 Кор. 9, 22): так и лукавый
усиливается быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. А именно,
всем служит для всех, чтобы всех приобрести (1 Кор. 9, 22): так и лукавый
усиливается быть всем для всех, чтобы всех низвести в погибель. А именно,
с молящимися притворяется он
вместе молящимся, с тою целию, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в
самомнение;
вместе молящимся, с тою целию, чтобы обольстить, под предлогом молитвы вринув в
самомнение;
с постящимися постится,
намереваясь ввести их в обман самомнением;
намереваясь ввести их в обман самомнением;
с имеющими ведение Писания
предприемлет тоже, желая чтобы под видом ведения впали они в заблуждение;
сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что
и «сатана преобразуется во ангела светла» (2 Кор. 11. 14), чтобы, обольстив
видимостью подобного света, привлечь к себе; одним словом, для всех всякие
принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе сим уподоблением, под благовидным
предлогом уготовлять погибель.
предприемлет тоже, желая чтобы под видом ведения впали они в заблуждение;
сподобившимся света откровений и сам представляется таким же; ибо сказано, что
и «сатана преобразуется во ангела светла» (2 Кор. 11. 14), чтобы, обольстив
видимостью подобного света, привлечь к себе; одним словом, для всех всякие
принимает на себя виды, чтобы, подчиняя себе сим уподоблением, под благовидным
предлогом уготовлять погибель.
Сказано: «помышления
низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2 Кор. 10, 5).
Видишь, до чего сей высокомерный простирает дерзость своего намерения —
низринуть и тех, которые истинно познали Бога.
низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий» (2 Кор. 10, 5).
Видишь, до чего сей высокомерный простирает дерзость своего намерения —
низринуть и тех, которые истинно познали Бога.
Посему, со всяким хранением надлежит блюсти сердце свое, и многого
разумения испрашивать себе у Бога, чтобы дал нам возможность открывать козни злобы.
разумения испрашивать себе у Бога, чтобы дал нам возможность открывать козни злобы.
Надобно также непрестанно упражнять и возделывать с разумением ум и
помыслы, и соглашать их с волею Божиею. Нет иного дела столько же высокого
и досточестного; ибо сказано: «исповедание и великолепие дело Его» (Пс. 110,
3).
Бог
приемлет приносимое людьми, как величайший дар, и из приносимого всего приятнее
Ему, если душа, хорошо познавая отношения вещей, — все, что делает доброго, в
чем трудится для Бога, что уразумевает и
познает, — Ему вменяет, и Ему все восписует.
душу,
которая по благодати познала Бога, и сперва очистилась от многих скверн, а
потом соделалась достойною благодатных дарований, но, не сохранив до конца
должной верности небесному мужу, лишилась жизни, какой была уже причастна.
помыслы, и соглашать их с волею Божиею. Нет иного дела столько же высокого
и досточестного; ибо сказано: «исповедание и великолепие дело Его» (Пс. 110,
3).
Бог
приемлет приносимое людьми, как величайший дар, и из приносимого всего приятнее
Ему, если душа, хорошо познавая отношения вещей, — все, что делает доброго, в
чем трудится для Бога, что уразумевает и
познает, — Ему вменяет, и Ему все восписует.
душу,
которая по благодати познала Бога, и сперва очистилась от многих скверн, а
потом соделалась достойною благодатных дарований, но, не сохранив до конца
должной верности небесному мужу, лишилась жизни, какой была уже причастна.
Ибо сопротивнику возможно
восставать и на достигших таковой степени. Посему, сколько есть сил, должно стараться со страхом и трепетом прилагать
попечение о своей жизни, наипаче же тем, которые соделались причастниками
Духа Христова, ни малого, ни великого не
должно делать с небрежением, чтобы сим самым не оскорбить Духа Господня.
восставать и на достигших таковой степени. Посему, сколько есть сил, должно стараться со страхом и трепетом прилагать
попечение о своей жизни, наипаче же тем, которые соделались причастниками
Духа Христова, ни малого, ни великого не
должно делать с небрежением, чтобы сим самым не оскорбить Духа Господня.
Как, по слову самой Истины,
«радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 10): так бывает
и печаль о единой душе, лишающейся вечной жизни.
Глава
10. Когда душа сподобилась благодати, тогда наипаче полезны ей ведение, разумение и рассудительность; а и
сие самое дает ей Бог, по прошению ее, чтобы благоугодно служила она Духу,
Которого сподобилась приять, не была окрадываема злобою, и не подвергалась
преткновениям по неведению, не совращалась по нерадению и небогобоязненной
жизни, и ничего не делала против Владычней воли.
Глава
11. Как действенность страстей, то есть мирский
дух льсти и греховной тьмы, вселяется в таком человеке, который исполнен
мудрования плотского: так и наоборот, действенность и сила светоносного
Духа обитает в человеке освященном, по слову сказавшего:
«радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 10): так бывает
и печаль о единой душе, лишающейся вечной жизни.
Глава
10. Когда душа сподобилась благодати, тогда наипаче полезны ей ведение, разумение и рассудительность; а и
сие самое дает ей Бог, по прошению ее, чтобы благоугодно служила она Духу,
Которого сподобилась приять, не была окрадываема злобою, и не подвергалась
преткновениям по неведению, не совращалась по нерадению и небогобоязненной
жизни, и ничего не делала против Владычней воли.
Глава
11. Как действенность страстей, то есть мирский
дух льсти и греховной тьмы, вселяется в таком человеке, который исполнен
мудрования плотского: так и наоборот, действенность и сила светоносного
Духа обитает в человеке освященном, по слову сказавшего:
«или искушения ищете
глаголющаго во мне Христа» (2 Кор. 13, 3); и еще:
глаголющаго во мне Христа» (2 Кор. 13, 3); и еще:
«живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20); и:
«елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). И Господь говорит:
крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). И Господь говорит:
«Аз и Отец Мой приидем, и обитель у него
сотворим» (Иоан. 14, 23.).
сотворим» (Иоан. 14, 23.).
Со времени же Христова
пришествия, дверь благодати отверзлась истинно уверовавшим, и подается им Божия
сила и действенность Духа.
Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая
не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа
приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию, в тех, кого посетила
благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь
делается как бы душею; ибо, говорит божественный Апостол,
пришествия, дверь благодати отверзлась истинно уверовавшим, и подается им Божия
сила и действенность Духа.
Конечно и ныне во тьме пребывает душа, которая
не сподобилась еще, чтобы обитал в ней Господь, и чтобы сила благого Духа
приосенила ее действенно, со всею силою и несомненностию, в тех, кого посетила
благодать божественного Духа, вселившись в самых глубинах ума их, Господь
делается как бы душею; ибо, говорит божественный Апостол,
«прилепляяйся Господеви един
дух будет с Господем» (1 Кор. 6, 17). И сам Господь говорит:
дух будет с Господем» (1 Кор. 6, 17). И сам Господь говорит:
«якоже» Аз и Ты «едино есмы,
да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21-22).
да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21-22).
Какая благость, какое
благоволение к униженному столько пороками естеству человеческому! Однако же,
поелику душа, предаваясь развращенным страстям, была как бы одно с ними, и хотя
имела собственную свою волю, но не могла делать, чего ей хотелось, о чем и
Павел говорит: «не еже бо хощу, сие творю» (Рим. 7, 15): то кольми паче, когда
сила Божия приходит на помощь душе, освященной и соделавшейся того достойною,
воедино с Богом будет воля человека.
благоволение к униженному столько пороками естеству человеческому! Однако же,
поелику душа, предаваясь развращенным страстям, была как бы одно с ними, и хотя
имела собственную свою волю, но не могла делать, чего ей хотелось, о чем и
Павел говорит: «не еже бо хощу, сие творю» (Рим. 7, 15): то кольми паче, когда
сила Божия приходит на помощь душе, освященной и соделавшейся того достойною,
воедино с Богом будет воля человека.
Ибо душа, поистине, бывает тогда, как душа Господня; потому что добровольно
и со всем расположением предается силе благого Духа, чтобы царствовала в ней, и
не ходит уже по собственной воле своей; так сказано: «кто ны разлучит от
любви Божия» (Рим. 8, 35)? То есть, кто разлучит, когда душа в единении с Духом
Святым?
Глава
13. Посему, кто намеревается соделаться
подобным Христу, чтобы и ему самому можно было наименоваться сыном Божиим,
рожденным от Духа, — тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо
переносить встречающиеся скорби, будут ли то: телесные болезни, или обиды и
укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов.
и со всем расположением предается силе благого Духа, чтобы царствовала в ней, и
не ходит уже по собственной воле своей; так сказано: «кто ны разлучит от
любви Божия» (Рим. 8, 35)? То есть, кто разлучит, когда душа в единении с Духом
Святым?
Глава
13. Посему, кто намеревается соделаться
подобным Христу, чтобы и ему самому можно было наименоваться сыном Божиим,
рожденным от Духа, — тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо
переносить встречающиеся скорби, будут ли то: телесные болезни, или обиды и
укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов.
Ибо, по смотрению Божию,
попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными
соделались души, искренно возлюбившие Господа.
попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными
соделались души, искренно возлюбившие Господа.
Доказательством же сему
служит то, что с начала века, и Патриархи, и Пророки, и Апостолы, и мученики проходили тесным путем искушений и
скорбей, и тем благоугодили Богу. Ибо Писание говорит:
служит то, что с начала века, и Патриархи, и Пророки, и Апостолы, и мученики проходили тесным путем искушений и
скорбей, и тем благоугодили Богу. Ибо Писание говорит:
«чадо, аще приступаеши
работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи»
(Сир. 2, 1). И в другом месте:
работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи»
(Сир. 2, 1). И в другом месте:
и все, наносимое тебе,
принимай во благое, зная, что ничего не бывает без Бога (4).
принимай во благое, зная, что ничего не бывает без Бога (4).
Посему, душе, намеревающейся
угодить Богу, паче всего иного должно запастись терпением и упованием. Ибо у
злобы всегда одно и тоже ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби,
чтобы лишить упования на Господа.
угодить Богу, паче всего иного должно запастись терпением и упованием. Ибо у
злобы всегда одно и тоже ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби,
чтобы лишить упования на Господа.
Но Бог никогда не попускает
надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до
отчаяния: ибо, говорит Апостол,
надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до
отчаяния: ибо, говорит Апостол,
«верен Бог, Иже не оставит
вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко
возмощи понести» (1 Кор. 10, 13).
вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко
возмощи понести» (1 Кор. 10, 13).
И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть
желания, но сколько попускается ему Богом.
желания, но сколько попускается ему Богом.
нередко и души, хотя, по
благости Господа, ради их младенчества соделались причастными божественной
благодати, и исполнены сладостию и упокоением Духа, однако же, как неискушенные
и неиспытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во
младенчестве, и, так сказать, неблагопотребны еще для небесного царства.
благости Господа, ради их младенчества соделались причастными божественной
благодати, и исполнены сладостию и упокоением Духа, однако же, как неискушенные
и неиспытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во
младенчестве, и, так сказать, неблагопотребны еще для небесного царства.
Ибо божественный Апостол
говорит: «аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо
прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 8). Посему и искушения и скорби насылаются на человека к пользе его, делают
душу тем более благоискусной и твердою.
говорит: «аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо
прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 8). Посему и искушения и скорби насылаются на человека к пользе его, делают
душу тем более благоискусной и твердою.
И если претерпит она до конца с упованием на Господа, то невозможно не
улучить ей духовного обетования и избавления от зловредных страстей.
Глава
15. Как мученики, подвергнутые многим истязаниям, и показав твердость свою даже
до смерти, соделались чрез это достойными венцов славы;
улучить ей духовного обетования и избавления от зловредных страстей.
Глава
15. Как мученики, подвергнутые многим истязаниям, и показав твердость свою даже
до смерти, соделались чрез это достойными венцов славы;
и чем больше испытали самых
тяжких трудов, тем большую славу и большее дерзновение приобрели пред Богом:
так, подобно сему, и души, преданные различным скорбям, — какие, или видимо
причиняются людьми,
тяжких трудов, тем большую славу и большее дерзновение приобрели пред Богом:
так, подобно сему, и души, преданные различным скорбям, — какие, или видимо
причиняются людьми,
или мысленно производятся непристойными помыслами, или происходят от
болезней телесных, — если до конца
перенесут их с терпением, удостоятся одних с мучениками венцов и того же
дерзновения.
болезней телесных, — если до конца
перенесут их с терпением, удостоятся одних с мучениками венцов и того же
дерзновения.
Ибо как мученики страдали от
людей, так и сии от действия на них
лукавых духов терпят мучение скорбей; и чем больше понесли они скорбей от
сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога большую славу,
но и здесь сподобятся утешений благого Духа.
Глава
16. Поелику несомненно, что таков путь,
вводящий в жизнь, и узок и тесен, почему, немногие и шествуют оным; то, в
уповании на уготованные на небесах блага, должны мы с твердостию переносить
всякое искушение лукавого.
людей, так и сии от действия на них
лукавых духов терпят мучение скорбей; и чем больше понесли они скорбей от
сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога большую славу,
но и здесь сподобятся утешений благого Духа.
Глава
16. Поелику несомненно, что таков путь,
вводящий в жизнь, и узок и тесен, почему, немногие и шествуют оным; то, в
уповании на уготованные на небесах блага, должны мы с твердостию переносить
всякое искушение лукавого.
Ибо сколько бы скорбей ни
перенесли мы, воздадим ли сим что-либо равноценное или будущему обетованию, или
утешению, какое здесь еще подается душам благим Духом, или избавлению от тьмы
зловредных страстей, или множеству долгов, т. е. грехов наших?
перенесли мы, воздадим ли сим что-либо равноценное или будущему обетованию, или
утешению, какое здесь еще подается душам благим Духом, или избавлению от тьмы
зловредных страстей, или множеству долгов, т. е. грехов наших?
Сказано: «недостойны страсти нынешняго времене к
хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18). Ради Господа должно с твердостию все претерпевать, по
сказанному, подобно мужественным воинам, не страшась умереть за Царя нашего.
хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18). Ради Господа должно с твердостию все претерпевать, по
сказанному, подобно мужественным воинам, не страшась умереть за Царя нашего.
Ибо почему, когда заняты мы
были миром и делами житейскими, тогда не впадали в такие горести, теперь же,
поелику пришли послужить Богу, терпим сии многоразличные искушения? Видишь ли,
что скорби сии ради Христа; потому что сопротивник
завидует нам в уповаемом нами воздаянии, и хочет вложить в души наши
расслабление и леность, чтобы нам не сподобиться уповаемого за богоугодную
жизнь? Все ухищрения его против нас разрушаются споборающим Христом.
были миром и делами житейскими, тогда не впадали в такие горести, теперь же,
поелику пришли послужить Богу, терпим сии многоразличные искушения? Видишь ли,
что скорби сии ради Христа; потому что сопротивник
завидует нам в уповаемом нами воздаянии, и хочет вложить в души наши
расслабление и леность, чтобы нам не сподобиться уповаемого за богоугодную
жизнь? Все ухищрения его против нас разрушаются споборающим Христом.
Помыслим же, что Он — наш
защитник и покровитель — так прешел век сей: поносимый, гонимый, наконец
поруганный довершил все позорною смертию на кресте.
Глава
17. Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения; то да будет для
нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа.
защитник и покровитель — так прешел век сей: поносимый, гонимый, наконец
поруганный довершил все позорною смертию на кресте.
Глава
17. Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения; то да будет для
нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа.
Ибо таковая дана нам и
заповедь, взяв крест, последовать за
Ним, то есть быть благоустроенными и готовыми к смерти.
заповедь, взяв крест, последовать за
Ним, то есть быть благоустроенными и готовыми к смерти.
Если так будем расположены;
то, по сказанному, весьма легко перенесем всякую и тайную и явную скорбь. Ибо
кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и
скорби? Потому и тяжкими почитаем скорби, что невожделенна еще нам смерть за
Христа, и мысль наша неприлеплена постоянно ко Христу.
то, по сказанному, весьма легко перенесем всякую и тайную и явную скорбь. Ибо
кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и
скорби? Потому и тяжкими почитаем скорби, что невожделенна еще нам смерть за
Христа, и мысль наша неприлеплена постоянно ко Христу.
Кто желает быть наследником
Христовым, тот пусть вожделеет также соревновать и страданиям Христовым.
Потому, утверждающие о себе, что любят Господа, из того познаются, что, с упованием на Него, всякую встречающуюся
скорбь переносят не только мужественно, но и охотно.
Глава
18. Кто пришел ко Христу, тот вначале должен даже насильно привлекать себя к добру, хотя и не хотело бы того наше
сердце. Ибо неложный Господь говорит: «царствие небесное с нуждею
восприемлется, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12). А также должен он употреблять
усилие
Христовым, тот пусть вожделеет также соревновать и страданиям Христовым.
Потому, утверждающие о себе, что любят Господа, из того познаются, что, с упованием на Него, всякую встречающуюся
скорбь переносят не только мужественно, но и охотно.
Глава
18. Кто пришел ко Христу, тот вначале должен даже насильно привлекать себя к добру, хотя и не хотело бы того наше
сердце. Ибо неложный Господь говорит: «царствие небесное с нуждею
восприемлется, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12). А также должен он употреблять
усилие
«внити сквозе тесныя врата»
(Лук. 13, 24). Посему, как сказано, и
неволею надлежит понуждать себя к добродетели; — понуждать к любви, кто не
имеет любви; — понуждать к кротости, в ком недостает оной; — понуждать к тому,
чтобы иметь сердце сострадательное и человеколюбивое, переносить бесчестие
и презрение, быть терпеливым, когда уничижают.
(Лук. 13, 24). Посему, как сказано, и
неволею надлежит понуждать себя к добродетели; — понуждать к любви, кто не
имеет любви; — понуждать к кротости, в ком недостает оной; — понуждать к тому,
чтобы иметь сердце сострадательное и человеколюбивое, переносить бесчестие
и презрение, быть терпеливым, когда уничижают.
И когда Бог видит, что, не
имея еще способности к молитве, и не приобретши духовной молитвы, подвизаемся
таким образом, и, хотя как бы противодействует
сердце наше, с нуждою привлекаем себя к добру; тогда дает истинную молитву, дает милосердие, терпение,
великодушие, и одним словом исполняет нас всякими плодами Духа.
имея еще способности к молитве, и не приобретши духовной молитвы, подвизаемся
таким образом, и, хотя как бы противодействует
сердце наше, с нуждою привлекаем себя к добру; тогда дает истинную молитву, дает милосердие, терпение,
великодушие, и одним словом исполняет нас всякими плодами Духа.
Если же кто, будучи скуден в
прочих добродетелях, и станет, может быть, понуждать себя к одной только
молитве, чтобы иметь ему дарование молитвы, но нерадит и не заботится о кротости, о смиренномудрии, о любви, и о
всем этом благородном семействе добродетелей, — еще же и о том, чтобы твердым быть в вере и уповании на
Христа; то, хотя таковому, по прошению его, и дается иногда благим Духом
отчасти молитвенная благодать в весельи и упокоении, однако же остается он
лишенным всех прочих доброт, потому что, как сказано, не понуждал себя к приобретению оных, и не умолял о том Христа.
прочих добродетелях, и станет, может быть, понуждать себя к одной только
молитве, чтобы иметь ему дарование молитвы, но нерадит и не заботится о кротости, о смиренномудрии, о любви, и о
всем этом благородном семействе добродетелей, — еще же и о том, чтобы твердым быть в вере и уповании на
Христа; то, хотя таковому, по прошению его, и дается иногда благим Духом
отчасти молитвенная благодать в весельи и упокоении, однако же остается он
лишенным всех прочих доброт, потому что, как сказано, не понуждал себя к приобретению оных, и не умолял о том Христа.
Ибо надлежит не только к
сказанному выше побуждать себя, даже и против воли, и просить Бога, чтобы
даровал сие, но побуждать и к тому, чтобы судить,
какие речи неполезны и совершенно праздны и недостойны языка, устами же и
сердцем поучаться всегда в словесах Божиих; еще побуждать и к тому, чтобы не
раздражаться и не производить воплей; ибо сказано: «всяка горесть и гнев, и
клич да возмется от вас» (Еф. 4, 31);
сказанному выше побуждать себя, даже и против воли, и просить Бога, чтобы
даровал сие, но побуждать и к тому, чтобы судить,
какие речи неполезны и совершенно праздны и недостойны языка, устами же и
сердцем поучаться всегда в словесах Божиих; еще побуждать и к тому, чтобы не
раздражаться и не производить воплей; ибо сказано: «всяка горесть и гнев, и
клич да возмется от вас» (Еф. 4, 31);
а также побуждать к тому,
чтобы никого не оговаривать и не осуждать, не надмеваться.
чтобы никого не оговаривать и не осуждать, не надмеваться.
И тогда Господь, видя, что человек,
как сказано, владеет собою и насильно
влечет себя, без сомнения, дарует ему без труда и удобно совершать, чего прежде
не в силах был сделать и с принуждением, по причине живущего в нем
лукавства.
как сказано, владеет собою и насильно
влечет себя, без сомнения, дарует ему без труда и удобно совершать, чего прежде
не в силах был сделать и с принуждением, по причине живущего в нем
лукавства.
И тогда все сии добродетели обращаются для человека как бы
в природу; потому что Господь, по обетованию, приходит и пребывает уже в нем (подобно
как и он пребывает в Господе), и Сам с великим удобством исполняет в нем
заповеди.
Глава
19. Кто, как предварительно объяснило слово, понудив себя к молитве, не приобучает и не принуждает себя к
смиренномудрию, к любви, к кротости и ко всей этой цепи прочих
добродетелей, тот достигает такого конца.
в природу; потому что Господь, по обетованию, приходит и пребывает уже в нем (подобно
как и он пребывает в Господе), и Сам с великим удобством исполняет в нем
заповеди.
Глава
19. Кто, как предварительно объяснило слово, понудив себя к молитве, не приобучает и не принуждает себя к
смиренномудрию, к любви, к кротости и ко всей этой цепи прочих
добродетелей, тот достигает такого конца.
Иногда, по прошению его,
посещает его божественная благодать, потому что Бог, как благий, просящим Его
человеколюбиво подает просимое;
посещает его божественная благодать, потому что Бог, как благий, просящим Его
человеколюбиво подает просимое;
но не снискав навыка, и не соделав для себя привычным делом
упражняться в упомянутых выше добродетелях, или лишается приятой им благодати,
и падает от высокоумия, или и в самой благодати не
преуспевает и не возрастает; потому что обителию, так сказать, и упокоением для благого Духа, служат
смиренномудрие, любовь, кротость, и все по порядку святые Христовы заповеди.
упражняться в упомянутых выше добродетелях, или лишается приятой им благодати,
и падает от высокоумия, или и в самой благодати не
преуспевает и не возрастает; потому что обителию, так сказать, и упокоением для благого Духа, служат
смиренномудрие, любовь, кротость, и все по порядку святые Христовы заповеди.
Посему, кто намеревается во
всех сих добродетелях возрастать и дойти до совершенства, тот вначале, как
сказано, да принуждает себя, и да
старается упорное и прекословящее сердце свое соделать уступчивым и покорным
Богу.
всех сих добродетелях возрастать и дойти до совершенства, тот вначале, как
сказано, да принуждает себя, и да
старается упорное и прекословящее сердце свое соделать уступчивым и покорным
Богу.
Ибо кто так принуждал себя
вначале, и жестоковыйность души своей совершенно умягчил добрым нравом, и
соделался послушным Богу, и с таким расположением души просит и молит; в том
растет и цветет, упокоеваясь в его скромности, данное ему Духом дарование
молитвы, которого взыскал он себе сверх любви и любвеобильной кротости. И тогда
Дух дарует ему сие, — и научает истинному смиренномудрию и неложной любви, и
кротости, которых взыскал он, еще прежде принуждая себя к тому.
вначале, и жестоковыйность души своей совершенно умягчил добрым нравом, и
соделался послушным Богу, и с таким расположением души просит и молит; в том
растет и цветет, упокоеваясь в его скромности, данное ему Духом дарование
молитвы, которого взыскал он себе сверх любви и любвеобильной кротости. И тогда
Дух дарует ему сие, — и научает истинному смиренномудрию и неложной любви, и
кротости, которых взыскал он, еще прежде принуждая себя к тому.
А таким образом возрастая и усовершившись о
Господе, оказывается он достойным царствия; потому что смиренный никогда не
падает. Да и куда пасть тому, кто почитает себя ниже всех? Посему, как высокоумие есть великое унижение, так,
наоборот, смиренномудрие есть великое возвышение и безопасное достоинство.
Глава
20 Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для
купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как
приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему, по естественному порядку
сознающие, что рабы обязаны благоугождать Владыке и Творцу.
Господе, оказывается он достойным царствия; потому что смиренный никогда не
падает. Да и куда пасть тому, кто почитает себя ниже всех? Посему, как высокоумие есть великое унижение, так,
наоборот, смиренномудрие есть великое возвышение и безопасное достоинство.
Глава
20 Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для
купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как
приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему, по естественному порядку
сознающие, что рабы обязаны благоугождать Владыке и Творцу.
И с великим благоразумием
поступают они во всех встречающихся с ними обстоятельствах; потому что много
бывает препятствий желающим благоугождать Богу. Не только нищета и бесславие, но также богатство и почести, равно служат
искушением для души.
поступают они во всех встречающихся с ними обстоятельствах; потому что много
бывает препятствий желающим благоугождать Богу. Не только нищета и бесславие, но также богатство и почести, равно служат
искушением для души.
Отчасти же и самое утешение,
и этот покой, по силе благодати, объемлющий душу, если сподобившаяся оного душа
не придет в сознание, и не будет
водиться великою скромностию и благоразумием, весьма удобно могут обратиться
для нее более в искушение и в препятствие, потому что злоба ухищряется, под
предлогом самой благодати, расслабить душевные силы, произвести в душе
леность и нерадение.
и этот покой, по силе благодати, объемлющий душу, если сподобившаяся оного душа
не придет в сознание, и не будет
водиться великою скромностию и благоразумием, весьма удобно могут обратиться
для нее более в искушение и в препятствие, потому что злоба ухищряется, под
предлогом самой благодати, расслабить душевные силы, произвести в душе
леность и нерадение.
Почему, самая благодать
требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила
благодать и показывала в себе достойные плоды.
требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила
благодать и показывала в себе достойные плоды.
Посему, душа в опасности,
что не только скорби, но и самый покой могут быть для нее искушением. Ибо Творец тем и другим испытывает души, чтобы
явно обнаружилось, кто любовь свою к Нему основывает не на корысти, но Его
одного признает достойным великой, в подлинном смысле приверженности и
чествования.
что не только скорби, но и самый покой могут быть для нее искушением. Ибо Творец тем и другим испытывает души, чтобы
явно обнаружилось, кто любовь свою к Нему основывает не на корысти, но Его
одного признает достойным великой, в подлинном смысле приверженности и
чествования.
Но как нерадивому, скудному
верою, и младенчествующему разумом служит препятствием к вечной жизни
следующее: горести, затруднения, болезни, нищета, бесславие, с другой же
стороны, богатство, слава, ублажение от людей, и сверх того брань лукавого,
поражающая в тайне; так, наоборот, найдешь, что верному, и благоразумному, и мужественному тем паче содействует сие к достижению
царства Божия.
верою, и младенчествующему разумом служит препятствием к вечной жизни
следующее: горести, затруднения, болезни, нищета, бесславие, с другой же
стороны, богатство, слава, ублажение от людей, и сверх того брань лукавого,
поражающая в тайне; так, наоборот, найдешь, что верному, и благоразумному, и мужественному тем паче содействует сие к достижению
царства Божия.
Ибо по словам божественного
Апостола, «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). А из сего
открывается, что истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в
мире почитается препятствием, объемлется единою божественною любовию. Ибо,
божественный Пророк говорит, «ужа грешник обязашася мне: и закона Твоего не
забых» (Псал. 118, 61).
Апостола, «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). А из сего
открывается, что истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в
мире почитается препятствием, объемлется единою божественною любовию. Ибо,
божественный Пророк говорит, «ужа грешник обязашася мне: и закона Твоего не
забых» (Псал. 118, 61).
О свободе ума. Макарий Египетский
Комментариев нет:
Отправить комментарий