делает добрые дела, борется, отвергается
страсти, преуспевает в этом. У него
получается.
-Чтобы человек научился не вменять себе
свои добрые дела.
свои добрые дела.
Непросто в мысли достичь этого. Многие
могут говорить, это по милости божьей, это Господь, я тут не причем, слова
можно говорить какие угодно. Смиреннословию можно обучить, и это успешно
получается
могут говорить, это по милости божьей, это Господь, я тут не причем, слова
можно говорить какие угодно. Смиреннословию можно обучить, и это успешно
получается
Важно не просто мысли не вменять себе. А
в чувстве ощущении.
в чувстве ощущении.
Просто правильными мыслями чувств не
заменишь.
заменишь.
Бог смотрит не на правильные мысли, а
чувства.
чувства.
Он говорит – сыне, дай мне сердце. Т. е
чувства верные душевные. По ним судит человека.
чувства верные душевные. По ним судит человека.
Всякое делаемое дело, как говорит Феофан
Затворник, судится по тому, в каком оно настрое
духа делается. Т. е в каких чувствах ощущения человек совершает это дело. Так Бог
его и судит.
Затворник, судится по тому, в каком оно настрое
духа делается. Т. е в каких чувствах ощущения человек совершает это дело. Так Бог
его и судит.
Какой настрой души должен быть при
совершении дел?
совершении дел?
Человек сделал доброе дело. Дух самости,
гордыни примешался. Оно недобрый
оттенок, который был в этом добром деле.
гордыни примешался. Оно недобрый
оттенок, который был в этом добром деле.
Поэтому, чтобы доброе дело стало чистым,
нужно его очистить от недоброго оттенка греховного страстного, от духа самости,
которое к этому прикладывается.
нужно его очистить от недоброго оттенка греховного страстного, от духа самости,
которое к этому прикладывается.
Поэтому надо человеку укориться,
сокрушится или как говорит Феофан Затворник
проверить в душе чувством сокрушения. Отдать это милости
божьей. А себя ощутить грешником, потому
что еще вменяю себе грех. Прости меня Господи. Это по милости твоей, по
благости твоей.
сокрушится или как говорит Феофан Затворник
проверить в душе чувством сокрушения. Отдать это милости
божьей. А себя ощутить грешником, потому
что еще вменяю себе грех. Прости меня Господи. Это по милости твоей, по
благости твоей.
Когда это будет в чувстве ощущении, тогда
это доброе дело соединится с правильным
настроем души, с верными чувствами. Это и должно сопровождать всякое наше
доброе дело, деятельность, т. е ощущать
свою духовную нищету.
это доброе дело соединится с правильным
настроем души, с верными чувствами. Это и должно сопровождать всякое наше
доброе дело, деятельность, т. е ощущать
свою духовную нищету.
Ощущение духовный нищеты означает, что человек видит себя недостойным грешником,
надеющимся только на одну милость божью. Не просто видит, а ощущает, чувствует
себя так.
надеющимся только на одну милость божью. Не просто видит, а ощущает, чувствует
себя так.
Святитель
Феофан Затворник
Феофан Затворник
Таким
образом, с правилами, ревнующий,
подвизаясь в самопринуждении и
самопротивлении или пребывая в неопустительном борении, будет день ото дня
преспевать в совершенстве, приближаться к чистоте, чрез искоренение своих
страстей и стяжание добродетелей.
образом, с правилами, ревнующий,
подвизаясь в самопринуждении и
самопротивлении или пребывая в неопустительном борении, будет день ото дня
преспевать в совершенстве, приближаться к чистоте, чрез искоренение своих
страстей и стяжание добродетелей.
Но
надо знать, что этот восход к совершенству невидим для него: трудится в поте лица, но будто без плода,
благодать строит дело свое под прикрытием. Видение человеческое, глаз, съедает
доброе.
надо знать, что этот восход к совершенству невидим для него: трудится в поте лица, но будто без плода,
благодать строит дело свое под прикрытием. Видение человеческое, глаз, съедает
доброе.
Человеку самому остается на долю одно
видение своего непотребства.
Путь к совершенству есть путь к
сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стоит
сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая пред
Богом, или, что то же, непрестанное покаяние.
видение своего непотребства.
Путь к совершенству есть путь к
сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стоит
сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая пред
Богом, или, что то же, непрестанное покаяние.
Сокровенный
мотив христианской нравственности
Комментариев нет:
Отправить комментарий