воскресенье, 31 августа 2014 г.

СУД

 «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч.
23, 26)
.



в этих нескольких
словах помещена вся программа нашего христианского и монашеского подвига.

Что мы — человеки,
созданные от земли, что мы можем приносить Богу? Своего ничего нету. Всё — дар
Божий. Почему тогда Господь говорит эти слова? И они обращены к каждому из нас:
«Сыне, даждь Ми твое сердце». Потому что Господь наш Творец, Создатель нас
украсил даром свободной воли. И место, где помещается эта наша свободная воля,
есть сердце. Много раз говорили, что благодать
Божия, Дух Божий, Дух Святой действует весьма, весьма деликатно, медленно
,
чувствительно. Любовь Божия, благодать Божия никому никогда не навязывается.

Господь, который
сотворил нас, который и на кресте спас нас от смерти, желает, жаждет, ищет
соединения с нами. И место этого соединения нашей воли с волей Божией есть наше
сердце.

Что значит и как мы
можем дать все свое сердце Богу? В Апокалипсисе есть тоже поразительный до слёз
трогательный образ: Господь, пастырь добрый, говорит, что «Се, стою у двери
(разумеется, – сердца) и стучусь: и если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
то Я войду к нему, и буду вечерять с ним» (Откр. 3, 20).

Благодать Божия, хотящая всем человекам спастись и в разум истины
прийти, не хотящая смерти грешника, но еже обратитеся и живу быти ему, Благодать Божия стучится в сердце каждого
человека
: в раннем детстве, в детстве, в отрочестве, в юношестве, в 
любом возрасте и на любом месте владычествия Господня, то есть среди любого
народа. Господь благодатию своею стучится в сердце каждого человека. И Он, Он —
наш чудесный Господь, кроткий и смиренный сердцем ждёт, кротко ждёт. Чтобы мы открывали Ему дверь своего сердца,
чтобы с нами разделять Тайную Вечерю.

«Сыне, дай Мне твое
сердце», – эти слова перекликаются с другими словами, которые многожды
повторяются на наших службах: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и
смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Вот, какая жертва
Богоприятна и благоприятна: сердце сокрушенное, сердце смиренное.

 А как сокрушается сердце, как смиряется
сердце, – это дело долгое-предолгое и многотрудное, долгий и многотрудный
процесс. Сердце наше после падения
заражено гордыней, гордостью
. И гордость
ожесточает сердце. Оно становится, как камень, и оно становится глухим ко
всему: ко всякому чужому страданию
, горю. И будучи твёрдо, оно может
ударить и уязвить, и даже убить.

Вот – какое
грехолюбивое, окаменелое во страстях и в грехах сердце. И это каменное сердце смягчается испытаниями,
страданиями, скорбями — вот зачем нужны скорби и болезни
.

Очень часто слышишь
такой вопрос: «А зачем болезни,
зачем зло?» Ответ: «Для того, чтобы наше каменное сердце умягчилось
бы и стало бы способным воспринять и удержать
благодать Божию
.

Поэтому, когда или
бесы, или люди, или обстоятельства будут ударять
нас больно по сердцу, мы должны будем благодарить. Потому что именно такими
ударами смягчается, умягчается, оживает сердце
наше.

«Сыне, даждь Ми твое
сердце», – какая смиренная и кроткая просьба. Господу ничего не нужно. Он ищет
только нашей любви, ответной любви. Он, наш чудесный Господь, Богочеловек Иисус
Христос, показал свою любовь к нам на Кресте, в Гефсимании, на Голгофе.

И Он ждёт, смиренно и
кротко ждёт и просит, как нищий просит нашей ответной любви. То есть, чтобы мы
добровольно взяли свой крест, тот
крест, который нам принадлежит и который нам по силам и чтобы мы пошли за Ним,
куда бы Он ни пошёл: то есть и в Гефсиманию, и на Голгофу, но и дальше — на
Фавор для преображения, для преображения
не только нашего сердца
, но всего нашего существа: нашего ума, нашей души,
нашего тела.

И это  есть конец нашего земного пути, нашего
подвига преображения, Христоподобного
преображения всего нашего естества.

Итак, дорогие мои
братья, будем стараться и в малом и в великом иметь, носить всегда в сердце эти
слова, этот смиренный стон Божий: сыне, дай Мне твое сердце, и Я тебя сотворю
царским сыном не только на этой земле, но во веки веков ты будешь жить и
радоваться со Мною во Царствии Моем. Аминь.

Проповедь схиигумена
Серафима (Покровского) на слова «Сыне, даждь Ми твое сердце»

21. Не всякий, говорящий Мне: "Господи!
Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного.

Смысл этого места весьма хорошо объяснен Климентом Римским в его 2 послании
Коринфянам 4:1-4: "и так не будем называть Его только Господом, потому что
это не спасет нас. Потому что Он говорит: не всякий говорящий Мне: Господи!
Господи! спасется, но
творящий праведность (ου πας ό λέγων μοι
Κύριε Κύριε, σωθήσεται αλλ' ό ποιων την διχαιοσύνην).

Так что, братия, будем исповедывать Его в делах
любви друг к другу,
не прелюбодействуя,
не оклеветывая других и
не завидуя, но будучи
воздержны, милостивы, добры".
Здесь, как видно, слова, взятые из Матфея, несколько изменены. Выражение:
не всякий не значит никто, как его объясняли иногда. Т.е. значит, что найдутся
многие люди, которые, призывая имя Господне, спасутся. Но не все, делающие
только это, спасутся.

Здесь вообще указывается на лицемерное призывание имени Господня, на
показное благочестие. Имеются в виду, по словам Цана, люди
, ничего другого не могущие привести в доказательство
своей праведности, кроме того, что они призывали имя Господне
.

Если нет речи о врагах Спасителя и о том, спасутся они или нет, то
последнее подразумевается само собою. Следует заметить, что с этого стиха и до
конца речи, Спаситель "незаметно" выступает, как будущий Судья людей (Цан, Альфорд). Однако Он здесь
не говорит о воле Своей, но о воле Отца Своего Небесного. Альфорд считает это
важным и бесценным признаком, поучительным в самом начале Его служения. В
раввинских сочинениях находят множество параллелей для этого места.

22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего
ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли
именем многие чудеса творили?


Поставленные в этом стихе аористы означают действия законченные,
но не оставившие по себе никаких следов. Под словами "в тот день (греч. с
артиклем) подразумевается великий судный день, пред которым все прочие дни
представляются совершенно ничтожными" (Бенгель). В еврейском языке этому
выражению соответствует "бе йом гагу", часто встречающееся в
Священном Писании Ветхого Завета.

Люди, во время судного дня,
когда дело будет идти о вступлении в Царство Небесное, подойдут к Иисусу Христу
и скажут Ему те же слова
, которые приведены были прежде, т.е. удвоенное
Κύριε Κύριε. Так как будет казаться, что
Он медлит признать их Своими учениками, то они представят Ему доказательства
своей веры в Него
, укажут на свои пророчества, дела и чудеса, которые, как
будут они говорить, совершались "именем Его".

В греческом стоит здесь дательный падеж орудия, в отличие от εν τω
σω ονόματι. Т.е. они пользовались именем
Христа, как орудием для совершения своих чудес
. Под словом
"пророчествовали" имеется в виду здесь простая проповедь, а не
пророчество в собственном смысле, хотя последнее и не исключается вовсе. Толюк
поднимает вопросы, каким образом ложные пророки в состоянии были совершать
такие чрезвычайные дела. Многие экзегеты проводили здесь различие между
диавольскими и божественными чудесами; но это сюда не относится.

Упомянутые ложные пророки не творили здесь, сознательно требуя
помощи диавола; они хотели служить делу
Христа, но и приближались к Нему ради этого с полным самомнением и ожиданием от
Него награды
, подобно тем, которые изображены у Луки 13:26.

Гораздо важнее другой вопрос, который можно поставить: можно ли
творить чудеса и при существовании столь нечистой и помраченной веры? На это
можно ответить, что как заклинания, так и чудеса именем Христа производились
еще с первого века христианства. Чудеса, по образу, роду и характеру своего
совершения бывают различны.

Многие чудеса кажутся только чудесами, совершаются при помощи
обманов и представляют из себя только обман, хотя народ в них и верит.
Чудотворцев бывает особенно много в эпохи развития суеверий
.


23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Некоторые переводят: и Я объясню им: так как Я никогда на знал вас, то
отойдите от Меня все делающие беззаконие. Таким образом слово δτι относят к
слову отойдите (αποχωρείτε).

Другие так: и тогда объясню им: отойдите от Меня все, делающие беззаконие,
потому что Я никогда не знал вас.
Мейер полагает, что смысл, получающийся при этом последнем переводе,
правилен. Слова заимствованы из Пс. 6:9: "удалитесь от Меня все,
делающие беззаконие
", с небольшой разницей против перевода LXX
(αποχωρείτε вм. άπόστητε).

Слово "беззаконие" подразумевает или неведение, незнание закона, или сознательно презрительное к нему
отношение
.

Часто встречается у LXX, которые переводят этим словом еврейское авен,
означающее собственно ничтожность,
суету, а затем ложь,
обман
. Греч., ανομία лучше, чем еврейское, выражает ту мысль, что эти люди, призывая имя Христа, совершая чудеса Его именем, пророчествуя и изгоняя
бесов, совершали
преступления против
нравственного закона
.

Слово это может иметь и значение, сходное с αδικία, неправда, или грех.
'Ομολογέω избрано, как кажется, для того, чтобы лучше выразить
противоположность между словами этих чудотворцев и объявлением Судьи. Оно
означает в переносном смысле признавать, также говорить что-нибудь открыто, не
умалчивать, объявлять.

24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и
исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

(Лк. 6:47).
 нагорная проповедь в изложении
Матфея не есть собрание отрывков из разных мест, а целиком была сказана
одновременно".
Для вступления в
Царство Небесное требуется
не только слушание слов Христа, но и исполнение их, практическое, в жизни. Кто не только слушает
слова Христа, но и исполняет их, тот уподобляется благоразумному, собственно
говоря,
размышляющему, человеку, который
выстроил дом свой на скале
(вообще на каком-либо твердом месте).

Цан замечает, что, как проповедник слова, Христос дал Своим истинным слушателям первый толчок к учреждению
Царства
Божия. Теперь Он оценивает
Свое дело, как Судья, и защищает его
, так что оно невредимо может выйти из
суда оправданным. Здесь требование дела, не как, например, у Луки 8:4-18.

25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и
устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

(Лк. 6:48). Греческое слово ή βροχή означает дождь. Позднейшее и редкое
слово. Разумеется, вся речь здесь не собственная, а метафорическая; под этими образами разумеются судьбы людей
и несчастия, как клеветы, наветы, скорби, смерть, погибель ближних, оскорбления
от других и всякое другое зло
, какое только бывает в настоящей жизни (Иоанн
Златоуст).

27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и
налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Лк. 6:49). Опять и конструкция, и смысл
этого стиха одинаковы с 25. Этим стихом заканчивается нагорная проповедь.

 

Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия или комментарий
на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Евангелие от Матфея Глава
7 15. Ложные пророки

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/196.


Когда внутренняя духовная жизнь исчезает, то у людей
остается сохранение внешнего предания, как у ветхозаветных фарисеев. Думают
через это  угодить бога, а в итоге заходят
в самообольщение прелесть духовную. Из них получаются новозаветные фарисеи.

42 Приходят к тебе родственники. У них между собой
начинается раздражение ссора. Ты его 
будешь учить не внешнему из христианства, а скажешь

«У тебя внутри возникает чувство раздражения. Тебе с ним
нужно вступить в борьбу. Вместо него  ощутить другое чувство сокрушения смирения,
чувство сострадательной любви к этому человеку
, чтобы отсюда появилось
чувство незлобия, добродушно доброжелательное чувство. Это тебе надо в данный
момент времени поискать.

А в страстном раздражении, гневе, недовольстве сокрушиться, раскаяться 
пред Богом
. Дух свой начать
смирять, благодаря
Бога, говоря:
слава Богу за все,
благодарю тебя Господи за посланную скорбь.

У тебя получится скорбь оттого, что ты не будешь идти на
поводу этого страстного чувства.
Скорбь потому что у
тебя будет разрываться сочувствие и привязанность к страсти
. Не надо бояться.
Бери эту скорбь, неси. Это крест. Через нее операция будет в твоей душе
совершаться.

Душа, таким образом, от
страсти будет избавляться и к Богу приближаться. Это есть путь смирения перед
Богом
.

Дальше понуждай себя к чувству сострадательной любви к
этому человеку вместо тех страстных чувств. Можно выразить молитвой.
Господи помоги 
этому бедному несчастному человеку его страсти мучают или бесы,
недоразумение какое-то. Помоги ему бедному, а меня прости грешную, недостойную,
что я не могу должным образом понести его немощь, недостатки.

Дальше, когда в общение с ним будешь ступать постарайся,
чтобы у тебя было добродушное
доброжелательное  чувство или душевная
теплота. Это старайся изливать. К этому себя понуждать
.

Если не чувствуешь, спроси у Бога помощи в этом. Даже
если не чувствуешь, все равно старайся
себя к этому понуждать
. Припадай к Богу.
Господи помоги. Я сам немощен.
Т.е. при всем этом
делании везде проси Бога о помощи
».

Вот это надо
рассказывать твоему родственнику, потому что он через это начнет заповедь божью
исполнять
.

У него возникает чувство
раздражения гнева или обиды или злобы. Эти чувства и есть нарушение заповедей
божьих
.

А ты ему рассказываешь, какие у тебя вместо этих чувств
должны быть иные. Не то, что такие молитвы читай, внешние правила исполняй,
исповедуйся, причастись, свечки поставь.
Ты его сразу обращаешь  к деланию не 
внешнему, а внутреннему душевному деланию
. Ты его внимание к этому
обратишь. Вот у тебя причина, в чем оказывается.

Проблема у тебя душевная.
Нужно в душе в чувствах
ощущениях то убирать, это вкоренять. Себя к этому понуждать. При этом призывая
Бога на помощь, повергая свою немощь перед ним
.

Рассказывая ему это, расскажешь то, чем занимались святые отцы. Они каждый день этим и занимались.

Из этого делания у святых отцов родились их молитвы,
поучения, наставления. А в наше время молитвы есть, а делания нет. Чем
занимались святые отцы, апостолы, чем они жили, учили, подвизались, этого нет.
А все остальное есть.

В итоге получается, что христианства, которое есть дух и жизнь, как говорил Христос,
нет.  Воспитание правильного настроя духа в личной жизни каждый день нет.

Получается, что воспитываются фарисеи.

Обратить внимание родственников к этому внутреннему
душевному деланию.

Другая страсть. Вот так с ней борись.
Вот с этого дело нужно начинать.

Что учить вычитать такие-то молитвы, прочитать святых
отцов или из Евангелия. Сразу учи его
внутреннему духовному деланию. Как исполнять заповеди божьи в душе в чувствах в
ощущениях.
Потому что Бог смотрит на
душу на сердце
, говорит: сыне дай мне 
сердце
«Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26).,
т. е дай мне настрой души, правильные чувства принеси.  Больше ему ничего не надо.

Вот этому  ты и
будешь его учить сразу сходу. Потому что он таким путем устремляется ко
спасению души.

Как у него внешнее образуется не имеет значения. В
зависимости от обстоятельств. Главное надо доносить до людей.

Донося до него учения наставления  правильной духовной жизни, будешь привлекать
его к христианству. Это надо ему. Это касается души его. Его также будут судить в день смерти в день страшного суда
за те чувства, которые в душе он поимел, и они так и остались
.

Будешь учить, чтобы те греховные страстные чувств, из-за
которых он мог погибнуть и быть осужденным в день смерти и страшного суда,
искоренял.
Изгонял из своего сердца и вместо их вкоренял воспитывал
правильные верные душевные чувства и качества.
Выходит не внешнее, а внутреннее.
Из внутреннего должно исходить внешнее.

Если не можешь сдержать себя на какое-то время уйди,
удались внешне, чтоб гнев раздражение не изливать рядом с этим человеком.
Делается это ради внутреннего.
Он не просто удаляется и затихает. Удаляется, чтоб внутри
заняться этим деланием и побороться со страстным чувством. Т. е. это внешнее
делает ради внутреннего, чтобы продолжить внутри этим деланием заниматься.

Если просто внешнее делает. И чувство само по себе
затихает, то нет никакого душевного делания. Т. е. все внешнее должно
существовать, чтобы воспитывать правильное внутреннее.

Воспитание правильного внутреннего. Занимается этим
деланием в душе своей. В чувствах, в ощущениях это делается.

Внутреннее определяет человека, каков он есть перед
Богом.

Молитвами и постами загоняют в дух фарисейский.
Бесполезно все это, если у вас не будет правильного
внутреннего воспитания чувств.
Не спасетесь, если не будете воспитывать правильных
душевных чувств. Погибнете.
С вас в день смерти страшного суда спросят только
заповеди божьи. Христос справедливый судья спрашивает только заповеди божьи.

Если хотите взять на себя большие подвиги воздержания,
постов, как было у подвижников.
Святые исполнили заповеди божьи, а потом взяли на себя
подвиги. А мы, не исполнив заповеди божьи, сразу берем на себя подвиги.
В итоге не воспитав правильного настроя души, верных
чувств не образовавши в себе при помощи внешних подвигов, подражая подвижникам,
загоняем себя в самообольщение в духовную прелесть. В итоге из нас получаются
фарисеи.

Нужно начать исполнение с заповедей божьих. Образовать
внутри, воспитать правильный настрой души.
Когда человек  это
в себе укоренит, правильный настрой души вкоренится, будут верные чувства будут
в душе, бери подвиги.

Игнатий Брянчанинов 
пишет, нашему времени подвиги не даны, потому что дух  не тот у людей, в основном, самостно
гордостный.
 Нет правильного
душевного делания.
Дай им подвиги, сразу направишь в самообольщение прелесть
духовную. Из них будут воспитываться фарисеи, и они погибнут, думая, что они
спасаются.

Пока не научишься прощать, незлобие являть, смирять свой
дух. Чувство сокрушения или смирения перед Богом пока не воспитаешь, забудь про
подвиги. Вот для тебя подвиги, вериги. 
Святые отцы нас так научают.

Если ты не несешь скорби от действия не удовлетворяемой
страсти в тебе, т. е. когда страсть не удовлетворяется, тебе надо не идти на
поводу у нее. Отсюда скорбь. Эту скорбь надо нести , смиряясь по настрою духа,
прося у бога помощи.

Если ты этого не делаешь, не несешь эту скорбь, ты
заповедь божию не исполняешь.
У тебя нет смирения перед Богом.
Если ты не делая этого, возьмешь на себя подвиги, что из
тебя получится? Зайдешь в духовную прелесть, получится фарисей.
Будешь заниматься просто вычитыванием молитв, не тот
дух  в себе взгреешь, воспитаешь. Потому
что основанием молитвы есть заповеди божьи, как пишет Игнатий Брянчанинов.
Христианская истинная нравственность - исполнение
заповедей божьих, воспитание правильного настроя души. Вот основание.

Кто, минуя основание, хочет стать молитвенником,
подвижником,  сразу лезет в духовную
прелесть. Нельзя простираться дальше, пока не научился.

Пока душевные качества и чувства в себе не воспитал
бесполезно все. Ты не спасешься, потому что 
«близ господь сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет».
Не будет у тебя такого настроя духа в чувствах в
ощущениях, а не просто в голове, как набор знаний.

Бесы тоже все знают и даже трепещут перед богом, потому
что продолжают оставаться бесами.

Нужно чтобы  не на
уровне рассудочном знания остались, а в чувствах, в ощущениях водворились. Дух
сокрушенный смиренный перед богом. Тогда ты исполнишь заповедь божью.
Близ господь сокрушенным сердцем, и смиренных духом
спасет.
Научись от меня ибо я кроток и смирен сердцем и найдете
покой душам вашим. Сказал Христос. Заповедь божия. Научитесь от меня душевному
смирению. Дал заповедь.

Не будете как дети, не войдете в царствие  небесное. Имеется ввиду душевное качество.,
чувство, ощущение.

В чувствах, ощущениях незлобие, что у тебя ненависти ни к
кому нет. Ты ненавидишь только нечестие, зло. И отвращаешься от него. А личной
ненависти ни к кому нет.

Внимание нужно направить на воспитание правильного верного
настроя души, вкоренение в своей душе верных чувств. Чтобы образовывать их в
своей душе вместо тех греховных страстных.
Искоренять греховные страстные чувства. А вместо их
воспитывать, вкоренять правильные верные душевные чувства. Этим деланием человек
должен заниматься каждый день.

Для этого человек должен внимать себе, следить за собою.
Видя проявление греховных страстных чувств с ними вступать в брань, борьбу за
исполнение заповедей божьих.
Когда с ними 
вступаешь в брань борьбу. И вместо них стараешься вкоренить взгреть
правильное душевное чувство, призывая бога на помощь. Это и есть исполнение
заповеди божьей.

Ты, таким образом, понуждаешь себя исполнить заповедь
божию. А царство небесное нудится. И употребляющий усилие восхищают его.
Т. е ты себя понуждаешь, заставляешь исполнить заповедь
божью.

В противность страстному греховному чувству, которое
тобой пытается овладеть по старой привычке.
В противность ему, возгревая правильное душевное чувство,
призывая бога на помощь, понуждаешь, заставляешь себя  это делать.
Вот оно царствие небесное силою берется. И только те, кто
употребляет усилие, восхищают его.
Потому что добродетель и есть вместилище спасительной
благодати.
Когда правильно воспитываешь духовное чувство, ты
приобретаешь добродетель.

У тебя на искушение воспитывается не страстная реакция, а
иная. Когда это входит в привычку это получается добродетель. И она является
вместилищем даров благодати.
Таким образом, ты сохраняешь дар благодати, не потеряешь
его. Страсти прогоняют благодать, а добродетели дают возможность ей сохранится
в душе.

Этим деланием надо заниматься. Все просто.
Мы настолько стали сложными и лукавыми, что нам
недоступна стала эта простота, пишет Игнатий Брянчанинов.

Все просто. Вот страстное душевное чувство, вот правильное.
То искоренил, это возревай вкореняй. Старайся его ощутить, призывая бога на
помощь, повергая свою немощь перед ним. Не получается. О том греховном
страстном сожалей, а к этому себя нудь, понуждай, заставляй, напрягайся, в силе
дело совершай.

Видео-беседа 40.Фарисеи,нераскаянность,антихрист,новоначальный,заповеди Божии,падение в
грех

Комментариев нет:

Отправить комментарий