суббота, 23 августа 2014 г.

Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины

в царствование Декия(1) жил в Антиохии(2) некий философ(3) и знаменитый волхвователь(4), по имени Киприан, родом из Карфагена(5).




Киприан научился всем диавольским хитростям: он постиг различные бесовские
превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить
гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградниками и
полям, насылать болезни и язвы на людей,

    Отсюда ясно, каким человеком был Киприан: как друг
бесов, совершал он все их дела, причиняя вред людям и обольщая их.

    Жила в то время там же, в Антиохии, некая девица, по
имени Иустина.

Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив
Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием,
постом и воздержанием великим. Но враг, ненавистник человеческого рода, видя
такую ее жизнь, позавидовал ее добродетелям и начал вредить ей, причиняя
различные бедствия и скорби.

    В то время жил в Антиохии некий юноша, по имени Аглаид, сын
богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, весь отдаваясь суете мира сего.
Однажды он увидел Иустину, когда она шла в церковь, и поразился ее красотой.
диавол же внушил дурные намерения в его сердце.

Не охладевая в своем вожделении к ее красоте, юноша послал к ней с
просьбою, чтобы она согласилась стать его женою.

    Она же отвечала ему:

    – Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою
чистоту. Он и душу и тело мое охраняет от всякой скверны.

   
Слыша такой ответ целомудренной девицы, Аглаид, подстрекаемый диаволом, еще
более распалился страстью.


 Не зная, что делать далее, он, с
усилением в нем нечистой похоти, решился на новое злое дело: он пошел к
великому волхву и чародею – Киприану, жрецу идольскому и, поведав ему свою
скорбь, просил у него помощи, обещая дать ему много золота и серебра. Выслушав
Аглаида, Киприан утешал его, обещая исполнить его желание.

    – Я, – сказал он, – сделаю так, что сама девица будет искать
твоей любви и почувствует к тебе страсть даже более сильную, чем ты к ней.

   
Так утешив юношу, Киприан отпустил его обнадеженным. Взяв затем книги по
своему тайному искусству, он призвал одного из нечистых духов, в коем был
уверен, что он скоро может распалить страстью к этому юноше сердце Иустины. Бес
охотно обещал ему исполнить сие и горделиво говорил:

   
– Нетрудное это для меня дело, ибо я много раз инокам, поселявшимся в горах
и привычным к строгому посту, даже никогда и не помышлявшим о плоти, я внушал
блудное похотение и научал их служить плотским страстям; людей раскаявшихся и
отвратившихся от греха я снова обратил к делам злым; многих целомудренных я
ввергнул в любодеяние. Неужели же не сумею я девицу сию склонить к любви
Аглаида? Да что я говорю? Я самым делом скоро покажу свою силу. Вот возьми это
снадобье (он подал наполненный чем-то сосуд) и отдай тому юноше: пусть он
окропит им дом Иустины, и увидишь, что сказанное мною сбудется.

   
Сказав это, бес исчез. Киприан призвал Аглаида и послал его окропить тайно
из дьявольского сосуда дом Иустины. Когда это было сделано, блудный бес вошел
туда с разожженными стрелами плотской похоти, чтобы уязвить сердце девицы
любодеянием, а плоть ее разжечь нечистою похотью.

   
Иустина имела обычай каждую ночь возносить молитвы ко Господу. И вот, когда
она, по обычаю, вставши в третьем часу ночи, молилась Богу, то ощутила внезапно
в своем теле волнение , бурю телесной похоти и пламя геенского огня. В таком
волнении и внутренней борьбе она оставалась довольно продолжительное время: ей
пришел на память юноша Аглаид, и у нее родились дурные мысли.

Девица удивлялась и сама себя стыдилась, ощущая, что кровь ее кипит как в
котле; она теперь помышляла о том, чего всегда гнушалась как скверны. Но, по
благоразумию своему, Иустина поняла, что эта борьба возникла в ней от диавола;
тотчас она обратилась к оружию крестного знамения, прибегла к Богу с теплою
молитвою и из глубины сердца взывала ко Христу, Жениху своему:

   
– Господи Боже мой, Иисусе Христе! – вот враги мои восстали на меня,
приготовили сеть для уловления меня и истощили мою душу. Но я вспомнила в ночи
имя Твое и возвеселилась, и теперь когда они теснят меня, я прибегаю к Тебе и
надеюсь, что враг мой не восторжествует надо мною Ибо Ты знаешь, Господи Боже
мой, что я, Твоя раба, сохранила для Тебя чистоту тела моего и душу мою вручила
Тебе. Сохрани же овцу Твою, добрый Пастырь, не предай на съедение зверю,
ищущему поглотить меня; даруй мне победу на злое вожделение моей плоти.

   
Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее
молитвою, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и
сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь
успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же
возвратился к Киприану с печальною вестью, что он ничего не достиг.

   
Киприан спросил его, почему он не мог победить девицу.

    Бес, хотя и неохотно, открыл правду:

    – Я потому не мог одолеть ее, что видел на ней некое
знамение, коего устрашился.

   
Тогда Киприан призвал более злобного беса и послал его соблазнить Иустину.
Тот пошел и сделал гораздо больше первого, напав на девицу с большею яростью.
Но она вооружилась теплою молитвою и возложила на себя еще сильнейший подвиг:
она облеклась во власяницу и умерщвляла свою плоть воздержанием и постом,
вкушая только хлеб с водою.

Укротив таким образом страсти своей плоти, Иустина победила диавола и
прогнала его с позором. Он же, подобно первому, ничего не успев, возвратился к
Киприану.

Тогда Киприан призвал одного из князей бесовских, поведал ему о слабости
посланных бесов, которые не могли победить одной девицы, и просил у него
помощи. Тот строго укорял прежних бесов за неискусность их в сем деле и за
неуменье воспламенить страсть в сердце девицы. Обнадежив Киприана и обещав
иными способами соблазнить девицу, князь бесовский принял вид женщины и вошел к
Иустине. И начал он благочестиво беседовать с нею, как будто желая последовать
примеру ее добродетельной жизни и целомудрия. Так беседуя, он спросил девицу,
какая может быть награда за столь строгую жизнь и за соблюдение чистоты.

   
Иустина ответила, что награда для живущих целомудренно велика и
неизреченна, и весьма удивительно, что люди ни мало не заботятся о столь
великом сокровище, как ангельская чистота.

Тогда диавол, обнаруживая свое бесстыдство, начал хитрыми речами соблазнять
ее:

    – Каким же образом мог бы существовать мир? как рождались бы
люди? Ведь, если бы Ева сохранила чистоту, то как происходило бы умножение
человеческого рода? Поистине доброе дело – супружество, которое установил Сам
Бог; его и Священное Писание похваляет, говоря: “Брак у всех [да будет]
честен и ложе непорочно
” (Евр.13:4). Да и многие святые Божии разве не
состояли в браке, который Господь дал людям в утешение, чтобы они радовались на
детей своих и восхваляли Бога?

   
Слушая сии слова, Иустина узнала хитрого обольстителя – диавола и искуснее,
нежели Ева, победила его.

Не продолжая беседы, она тотчас прибегла к защите Креста Господня и
положила честное его знамение на своем лице, а сердце свое обратила ко Христу,
Жениху своему. И диавол тотчас исчез с еще большим позором, чем первые два
беса.

   
В большом смущении возвратился к Киприану гордый князь бесовский. Киприан
же, узнав, что и он ничего не успел, сказал диаволу:

   
– Ужели и ты, князь сильный и более других искусный в таком деле, не мог
победить девицы? Кто же из вас может что-либо сделать с этим непобедимым
девическим сердцем? Скажи мне, каким оружием она борется с вами, и как она
делает немощною вашу крепкую силу.

   
Побежденный силою Божией, диавол неохотно сознался:

    – Мы не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от
него, потому что оно как огонь опаляет нас и прогоняет далеко.

    Киприан вознегодовал на диавола за то, что он посрамил его
и, понося беса, сказал:

   
– Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас!

    Тогда диавол, желая утешить Киприана, предпринял еще одну
попытку: он принял образ Иустины и пошел к Аглаиду в той надежде, что, приняв
его за настоящую Иустину, юноша удовлетворит свое желание, и, таким образом, ни
его бесовская слабость не обнаружится, ни Киприан не будет посрамлен.

И вот, когда бес вошел к Аглаиду в образе Иустин, тот в несказанной радости
вскочил, подбежал к мнимой деве, обнял ее и стал лобызать, говоря:

    – Хорошо, что пришла ты ко мне, прекрасная Иустина!

   
Но лишь только юноша произнес слово “Иустина”, как бес тотчас исчез, не
будучи в состоянии вынести даже имени Иустины. Юноша сильно испугался и,
прибежав к Киприану, рассказал ему о случившемся.

Тогда Киприан волхвованием своим придал ему образ птицы и, сделав его
способным летать по воздуху, послал к дому Иустины, посоветовав ему влететь к
ней в комнату чрез окно. Носимый бесом по воздуху Аглаид прилетел в образе
птицы к дому Иустины и хотел сесть на крыше.

В это время случилось Иустине посмотреть в окно своей комнаты. Увидев ее,
бес оставил Аглаида и бежал. Вместе с тем исчез и призрачный облик Аглаида, в
котором он казался птицею, и юноша едва не расшибся, летя вниз. Он ухватился
руками за край крыши и, держась за нее, повис, и, если бы не был
спущен оттуда на землю
молитвою святой Иустины, то упал бы, нечестивый, и разбился.

Так, ничего не достигши, возвратился юноша к Киприану и рассказал ему про
свое горе. Видя себя посрамленным, Киприан сильно опечалился и сам задумал
пойти к Иустине, надеясь на силу своего волшебства. Он превращался и в женщину
и в птицу, но еще не успевал дойти до дверей дома Иустины, как уже призрачное
подобие красивой женщины, и равно и птицы, исчезало, и он возвращался со
скорбью.

   
После сего Киприан начал мстить за свой позор и наводил своим волхвованием
разные бедствия на дом Иустины и на дома всех сродников ее, соседей и знакомых,
как некогда диавол на праведного Иова (Иов.1:15-19; 2:7).

 Он поразил болезнью и саму Иустину,
так что она лежала в постели, а мать ее плакала о ней. Иустина же утешала мать
сою словами пророка Давида: “Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни
(Пс.117:17).

   
 Когда святая Иустина помолилась
усердно Богу, тотчас все бесовское наваждение прекратилось; все исцелились от
язв и выздоровели от болезней.

Когда совершилась такая перемена, люди прославляли Христа, а над Киприаном
и его волшебною хитростью издевались, так что он от стыда не мог уже показаться
среди людей и избегал встречаться даже с знакомыми. Убедившись, что силы
крестного знамения и Христова Имени ничто не может победить, Киприан пришел в
себя и сказал диаволу:


    – О, губитель и обольститель всех, источник всякой нечистоты
и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и
трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на
тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь
из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество; ты не в силах даже
отомстить! Послушавшись тебя, я, несчастный, прельстился, и поверил твоей
хитрости. Отступи от меня, проклятый отступи, – ибо мне следует умолять
христиан, чтобы они помиловали меня. Следует мне обратиться к благочестивым
людям. чтобы они избавили меня от гибели и позаботились о моем спасении.
Отойди, отойди от меня, беззаконник, враг истины, противник и ненавистник
всякого добра.

   
Услышав сие, диавол бросился на Киприана, чтобы убить его, и, напав, начал
бить и давить его. Не находя нигде защиты и не зная, как помочь себе и
избавиться от лютых бесовских рук, Киприан, уже едва живой, вспомнил знамение
святого креста, силою которого противилась Иустина всей бесовской силе, и
воскликнул:

    – Боже Иустины, помоги мне!

   
Затем, подняв руку, перекрестился, и диавол тотчас отскочил от него, как
стрела, пущенная из лука. Собравшись с духом, Киприан стал смелее и, призывая
имя Христово, осенял себя крестным знамением и упорно противился бесу.
проклиная его и укоряя.
Диавол же, стоя вдали от него и не смея приблизиться, из боязни крестного
знамения и Христова Имени, всячески угрожал Киприану, говоря:

    – Не избавит тебя Христос от рук моих!

   
Затем, после долгих и яростных нападений на Киприана бес зарычал, как лев,
и удалился.

   

Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины

Комментариев нет:

Отправить комментарий