четверг, 26 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 12 января. Антоний Великий. Грех и падение

164. Знает Бога и знаем бывает от Бога тот человек, который
старается быть всегда неотлучным от Бога;




неотлучным же от Бога бывает человек добрый во всем и
воздерживающийся от всякого чувственного удовольствия не по недостатку средств
к тому,
 а по своей воле и
свободной воздержности.

Воздержание чувственных удовольствий.
Человек разумно ограничивает спектр и напряженность удовольствий.
Человек, который ищет бога и хочет быть найден Богом, с неизбежностью
ограничивает себя жажде удовольствия, хоть как-нибудь.

Есть люди, которые не позволяют себе много удовольствий, но
не потому что они воздерживаются, потому что возможности у них нет.
Не ходят в рестораны, не играют в карты на тотализаторе,
игре на бирже, не отдыхают на морских курортах, не плавают на яхте.
Добродетели в этом нет. Дай человеку возможность, он может
быть и больше позволил.
Нет возможности, он себе этого и не позволяет.
Человек живет лишенный всяческих удовольствий.
Невинные шалости. Сериал по телевизору посмотреть, да с
соседкой поругаться. Больше и нет ничего.
Роскошь себе позволяют богатые и сильные мира сего.
Часто бывает, что сильные и богатые могут быстрее познать
Бога, чем люди всего лишенные.
Потому что здесь главным является не количество
удовольствий, а УЧАСТИЕ в ней ВОЛИ.
Человек мог бы позволить себе гораздо больше, чем позволяет
себе на самом деле.

Богатый человек мог позволить себе расслабляющие
удовольствия отдыха в богатом отеле, и греховные удовольствия, но решил это не делать.
Это уже дорогого стоит.
Чем человек, у которого удовольствий нет, но он и в них
себе не отказывает.
Все возможности получать удовольствия он использует.
А что не использует, потому что возможности нет.

Человек в чем-то себя ограничивающий в силу этой
ограниченности может быть ближе к Богу.
Ему в силу напряженности воли, сдержанности ума,
постоянного контроля, внутреннего счётчика, который говорит, это ты делать не
будешь, это ник чему, это тебе зачем, это напрасно, это тебя недостойно.

Внутренний контролер – это и есть ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМА.
Важен человеческий ум. С него начинается возможность
обращения к Богу.

Человек, который привык умом контролировать свою
чувственность и умом сдерживать себя на получение удовольствий, на которые у
него есть все возможности, говорит, что ум человека не совсем потерян.

Ум человека жив, и он свои требования предъявляет.
По этой причине такому человеку обратиться к Богу бывает
легче.
И познать Бога значительно легче, потому что ум-то свой он
не расслабил, не растерял, не растратил.
Он по-прежнему ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к НЕМУ.

А дай нам такую политическую финансовую возможность, мы бы
сами того не подозревая позволили бы себе гораздо больше и сделали себе гораздо
хуже и согрешили гораздо серьезнее, чем он.

Поэтому Господь советует нам НЕ СУДИТЬ.

Возможность ума ограничивать себя в чувственных
удовольствиях – это одно из условий быть познанным от Бога и знать Бога, как
пишет в 164 слове Антоний Великий.

Антоний великий о грехе и падении.
ГРЕХ есть НЕ ИСПОЛНЕНИЕ ВОЛИ Божьей, когда.
человек не просто не исполняет волю Божью, а сознательно
противоречит воле Божьей.

Не родить исповедь в купели покаяния, просто перечислить
вспомнить грехи.
Человек родивший исповедь в купели покаяния приходит перед
лицо Бога обвиняет себя как мытарь из Евангелия, бить себя в грудь, кричать: «Боже
милостив буди мне грешному»

Человек, который не знает, что такое покаяние, не
прикасался к его очистительной купели, что-то вспоминает.
Приходя к купели говорит сделал то-то, но понимаешь,
Господи, что по-другому было нельзя поступить. Я не знал, обстоятельства были
такие.
Человек приходит сам себя оправдать.
Не осудить, как мытарь, а оправдать. Да, стыдно за некоторые
вещи, но другой возможности не было.

Только в огненной очистительной купели покаяния человеку
открывается простая правда, что человек совершат ГРЕХ, потому что ХОЧЕТ его
СОВЕРШИТЬ.

Совершает грех, зная, что это грех.
Он может в Бога не верит, но знает, что совершает сейчас то,
что совершать недолжно, недостойный его поступок. Поступок, несущий зло.
Он знает, что творит зло. И он выбирает творить зло.

В тот момент, когда он знает, что так делать нельзя, он
знает, что можно сделать и иначе.
Что есть другая возможность.
Но он ее отвергает.

Решение происходит мгновенно.
Если покаяние расплавит те искусственные оковы, которыми он
окружил память и собственное сознание, он увидит, что даже в эту секунду выбора
он знал, что он должен сделать на самом деле, но это ему не понравилось.

И он сделал то, что ему больше нравилось.

Каждый грех, который сделал человек, он сделал вопреки воле
Божьей.
Он каким-то образом сознавал, что есть воля Божия и что от
него ждет Бог.
Но сделал совершенно иначе, чем ждал от него Бог и поступил
наперекор Богу.

В глубине прекословие наперерство Богу присутствует в
каждом человеке в момент, когда он творит грех.
Поэтому Господь назвал народ Израиля жестоковыйный, т. е
постоянно сопротивляющийся Богу, который не хочет покорится воле Божьей.

Адам, Каин, Саул, Иуда.
При душевном сентиментальном рассмотрении их жизни
может показаться, что люди ничего плохого не сделали.
Как мыслили, так и творили. Иногда совершали героические
поступки.
Каин много благ цивилизации принес.
Саул всех врагов победил.
Иуда хотел таким образом Христа спасти, спровоцировав его на
конкретные действия.

Священное писание видит эти поступки как сознательное
сопротивление божественной воли, что ярко видно в истории Каина.

60. Не то грех, что делается по закону естества, но то,
когда по произволению делают что худое.
Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения,
неблагоговейно и невоздержно;
не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо,
ненасытно;
не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом;
не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех
позволять ему клеветать и осуждать;
 не грех утруждать руки
милостынеподаянием, но грех позволять хищение и убийство.
Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению
делает злое вместо доброго, в противность воле Божией

Всякий человек делает злое вместо доброго, сопротивляясь
Богу.

В том –то горе человеческое и источник смерти, что, когда
человек творит грех, он творит его всегда против Бога, отсекая себя от единственно
ИСТОЧНИКА ВСЕГО ХОРОШЕГО в нем самом человеке.

Совершая грех, человек производит духовную экзекуцию,
обрубая те ниточки, которые связывают его с жизнью.
Прежде чем однажды совершится самоубийство, с каждым грехом
совершает его духовно, разрывая свою связь с Богом, всякий раз идя наперекор
ему.

Именно способность человека в ГРЕХЕ ИДТИ НАПЕРЕКОР Бога,
опознается, определяется тем, что человек оправдывается.

Состояние, оправдывающего на исповеди человека мелко, некрасиво,
не спасительно, глупо, ничего человеку не дает.

Вспомнив, что он оправдывает себя на исповеди, он может
задумавшись об этом понять, почему он себя оправдывает.

Если ты не виноват, чего оправдываться. Бог и так знает,
что ты не виноват.

Если тебе хочется оправдаться, то само желание оправдаться
есть сознание отчетливой реальности, что я действительно виноват.

Мог поступить иначе, но мне это неприятно чувствовать. Мне
это стыдно.
Хочу замазать стыд перед совестью.
Я не хочу видеть правду о самом себе. Желание оправдаться.
Перед Богом невозможно оправдаться. Мы видели как это делал
Адам.


Человек сознает, что на самом деле он мог поступить иначе.
Только он хочет перед самим собой оправдаться.
Стало быть, и судья-то внутри его самого.
Он сознает, что мог он поступить иначе. Просто не захотел.

51. Грех, быв понят душою, ненавидим бывает ею, как зверь
зловоннейший; непонятый же он бывает и любим непонимающим его, и порабощая
любителя своего, держит его в плену у себя.
А он несчастный и бедный не видит, что для него спасительно,
даже не думает о том;
но полагая, что грех красит его, рад ему.

Грех, понятый душой,
т. е грех понятый, как противление Богу, как борьба с Богом,
в силу этого, как вкушение смерти,
вызывает ненависть ко греху.

Когда таким образом грех понимается.
Поэтому человек в грехе всегда отворачивается от подобного
понимания, и оправдывает себя,
придумывая извинения, чтобы не сознавать себя врагом Богу.

Потому что никто, сознавая, что Бог есть, не захочет
сознавать себя одновременно врагом Богу.
И поэтому человек пытается оправдаться бессмысленно
бесплодно также, как Адам.
Но сознавать себя врагом Богу невыносимо, как это мы видели
в судьбе Каина.

Душа должна понять грех не как сладость, а как смерть.
Душа должна понять грех не как свою волю, а как сопротивление
Богу, как то, что сделано наперекор Богу, как вражду против Бога.

Послание апостол Иакова: «Дружба с миром есть вражда против
бога»
Всякий раз, когда мы выбираем грех, мы враги Богу.
Душа должна это понять.
Именно тогда она обретает силы и может бороться насмерть
против греха.

Пока она не видит ужаса греха, она не может бороться.

Культура еще 200 лет назад всячески старается обелить грех,
показать, что он человечен, не страшен, допустим, оправдан, что ничего плохого
в нем нет.

Дойдя до того, что борьба с грехом есть самое страшное
заблуждение человечества, потому что порождает депрессии, фобии, комплексы.

Не надо бороться с грехом. Делай все, что нравится.
Что естественно, то не безобразно.
Таким образом у тебя не будет никаких проблем, ты будешь
свободен, будешь наслаждаться жизнью.

При таких условиях бороться с грехом нет никаких сил и желания,
и смысла.
Оказывается, грех одно из важнейших условий существования человека.

Человек поэтому продолжает грешить нисколько по этому
поводу не переживая.
Но от этого легче ему не становится, потому что грех есть
вражда Богу.

Цивилизация, которая поставила в основу своего
существования грех во всей его полноте, широте и глубине, сколько это доступно
человеку,
Становится богоборческой цивилизацией, богопротивной.

Отвоевав себе называть грех достоинством и благом
человеческого естества,
эти же люди в рамках этой культуры и парадигмы начинают
бороться с крестами, иконами, храмами, христианством, словом Божьим,
со всем, что связано представлением о Боге в человеческом
опыте и человеческой культуре.

Не от незнания и не от того, что люди забыли
демократические принципы.
Это логика жизни.
Если они в основу всего положили грех, им с неизбежностью приходиться
объявлять войну Богу, по-другому не бывает.

52. Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается
Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела.
Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее,
или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и
лукавые демоны, вошедши в помысл, внушают душе неподобные дела:
прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния.

Что происходит в грехе.
Говорят, Бог оставляет человека.
На самом деле человек отворачивается от Бога, поэтому и не
чувствует Бога.
Перерезает ниточки, корешки, веточки, связывающие его с
Богом, и поэтому не чувствует.
Он обрезает жизнь, посредством которой чувствовал себя
причастным этой жизни и поэтому кажется, что Бог его оставил.

Почему в моей жизни ничего не получается, возмущается
человек, на самом деле он сам регулярно посредством выбираемого греха оставлял
эту самую жизнь, источник радости в этой жизни, источник благо в этой жизни.

Видим людей, которые всю жизнь старались жить с Богом.
Даже находясь в отчаянных ситуациях они никогда не
отчаивались, чувствуя, что Бог никогда их не оставляет.

Но Бог никогда не запрещает перерубать эти ниточки.
Хочешь иди и делай, как хочешь.

Господь отпустил их по начинаниям сердец их.
Пойдут по истине своей. Псалом.

Т. е Господь отпускает человека, когда он хочет жить как
хочет.
Когда он сам придумывает себе истину и по ней живет.
Он н сопротивляется.
Но человек чувствует нарастающую пустоту, тоску, отчаяние и
думает, что это от недостатка мирских благ или недостатка друзей, недостатка
настроения или плохо погоды.

На самом деле причина одна, он отрезал себя от источника
жизни.


30 !!! Читаем Добротолюбие. От 12 января.
Антоний Великий. Грех и падение

Комментариев нет:

Отправить комментарий