понедельник, 2 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 22 февраля. Макарий Великий. Житейское море

Слово 232



Человек переменчив, зыбок, колеблется в вещах мирских. Но
гораздо важнее, что он колеблется в вещах божественных.
Человек своей волей не способен сохранить стабильность
пребывания во Христе, стабильности пребывания в воле божией.
Человек не может своей волей всегда последовать воле
божьей.

Определение 6 вселенского собора относительно двух воль в
Иисусе Христе.
Его человеческая воля никогда не колебалась, всегда
последовала божьей воле.
Человек по своей воле этого сделать не может. Он
нестабилен, колеблется, постоянно отпадает от воли божьей.
Он не может пребывать привязанный укорененный в ней.
То следует, то не следует, то смущается, то соблазняется.
Органическая неспособность человека быть верным Богу,
творить его волю есть причина многих бед, несообразностей, колебаний, падений,
того промыслительного пути, которым Бог ведет человека, чтобы он, переживая
собственную переменчивость, смирялся, смирялся, смирялся, все тишел, укрощался.

По мере его смирения человек приобретает парадоксальным
образом непоколебимость.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо
Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим
Мф.
11:29

Не бойтесь, говорит Он, услышав об иге:
оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко. Как же Он прежде
сказал: Тесны врата и узок
путь
 (Мф.7:14)?

Постепенное смирение. Сознание того, что моя воля постоянно
отклоняет меня от воли божьей, плачь, молитва низводит на нас благодать,
которая все полнее и отчетливее восстанавливает в нас образ божий, отпечатляет
на нас лик Христов.
Воля наша становится все более покорной воле божьей.

Христос в человеке, Христос в нас – это и есть изменение
воли, когда воля делается  все полнее
непоколебимее соответствовать воле божьей.

Непоколебимость царства божьего.

Евреям 12:28



28 Итак мы,
приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить
благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

Воля божья есть совершенное благо. Она непоколебима, потому
что непоколебим Бог.
В человеке нет собственного источника жизни.
Его природа влается, колеблется как волна, перекатывается с
места на место, потому что она не имеет корня в себе.
Она сотворена и источника жизни, непоколебимости внутри
человека нет.

Придает ему устойчивость и стабильность погружение в Бога,
пропитывание Богом, когда человек делает Бога основанием своей жизни.
Укоренение в Боге, в камне, в корне, лога, питающая все.

Возможность пребывать в этом корне, стоять на этом камне со
времен прихода Иисуса Христа всецело находится в воле человеческой.
Захочет человек и укореняется этим корнем. Захочет строит
на этом камне, не захочет не строит.
Жизнь, как таковая – это есть воля божья.
Пребывать в жизни, жить во всей полноте этого слова можно только,
когда человек пребывает в воле божьей.
 Уклонение от воли
божьей есть уклонение от жизни, уклонение от блага, уклонение от добра,
уклонение в разрушительное состояние для созданной богом природы.

Человек должен основать свою жизнь только в воле божьей,
потому что только так он может жить. Только воля божья есть жизнь.
Нигде, кроме воли божьей жизни нет.
Любое отклонение от воли божьей есть уклонение в смерть,
потому что воля божья и есть жизнь.

Воля божья привела все в бытие. Все есть потоки его
животворящей силы воли.
Быть живым значит находится в течении воли божьей.

Каким образом человек может укорениться в воле божьей. Как
сердцем укорениться, если оно стихийно, то одно чувствует, то другое, то одним
увлечется, то другим.

Сердце слабое. Хороших навыков, добрых привычек никто не
воспитывает.
Чтобы были воспитаны привычки устойчивые непоколебимые
импульсы, нужен уклад, среда, которая живет этими волевыми установками, учитель.
Чтобы воспитание христианина, человека нужно воспитывать в
аскетических спартанских условиях.
С детства учить человека, что он должен ТЕРПЕТЬ,
ПРЕОДОЛЕВАТЬ трудности, сопротивление собственной ПЛОТИ. Не исполнять желания
плоти. Показывать пример.
Все общество на уровне идеологии обуздание похотей страстей
разделяло.

Тогда в человеке можно воспитать волю, способную следовать
за Христом.
Всего этого нет, откуда взяться тренированной воспитанной воле.

Можно прилепиться умом.

Слово 231.
231. Многие, хотя и присуща им
благодать, не знают, что окрадены они грехом. Как если в каком-нибудь доме
живут молодая женщина, а также и молодой мужчина, и женщина, обольщаемая
мужчиною, наконец входит с ним в согласие, прелюбодействует и делается
презренною, так и страшный змий греха сопребывает с душою, соблазняет и
убеждает ее, и если соглашается она, то бесплотная
душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е. дух входит в общение
с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто приемлет в себя помысл
лукавого и соглашается
на оный.
Поэтому мера подвига твоего заключается в том, чтобы тебе не прелюбодействовать
в мыслях, но противостоять умом
и внутренно вести брань, бороться с пороком
и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах.

И если Господь обретет в тебе готовность сию, то в последний день приимет тебя в
Царство
Свое (15, 26).

Это основание подвига, который позволяет человеку обрести
непоколебимость.

Чтобы человек в мыслях ПРОТИВОСТОЯЛ УМОМ.
Для этого он должен быть укоренен в Боге.
Сделать это можно МОЛИТВОЙ, ПАМЯТЬЮ, призыванием имени
Божьего.
Противостояние в помыслах является той средой, деланием,
инструментом, который помогает привязать ум к Богу, привязаться к богу,
вцепиться в него, укорениться на нем призыванием, памятью, мыслью.

Привязаться и тогда можно начать созидать через ум.
Укоренившись умом на незыблемости Христа постепенно,
отвергая расслабляющие неистинные лживые и льстивые помыслы постепенно привести
к изменению своего сердца, очищению, просветлению своего сердца, обузданию
своего сердца.

Сердце может быть обуздано умом и не просвещеным  и не благодатным.
В эпоху просвещения были идеи: рассудок должен
господствовать над стихией сердца, над страстями.
Рассудок был уже не обоженный ум, не ум, предстоящий Богу,
не ум напитанный призванием именем божьим, а некий просвещенный разум, который
должен был допускать только разумные вещи.

Это было рационализирование упрощение и уплощение человека.
Получился человек в футляре, делающий, что разумно. Может
сердце против этого противостояло, выступали многие тогдашние философы и
литераторы.
Это закончилось тем, последние остатки власти рассудка над стихиями
сердца произошло в 60-е годы 20-ого века.
Джин был выпущен из бутылки, сердце разлилось. Пожелания
сердца были априори оправданы.
Привело к разнузданности чувств, ощущений, всеобщего беспредела,
стихийности.

Сердце необузданное ни к чему хорошему не приведет

В те эпохи речь шла о том, что рассудок разум должен
обуздать чувства.

Ум, предстоящий Богу, соединенный с Богом должен очистить,
напитать сердце божественными энергиями, помочь раскрыть, лежащие в сердце
правильные чувства.
Потому что человек создан не на общество равняясь, а на Бога,
который это сердце человеческое сотворил.

233 слово
233. Иные, вкусив уже сладости Божией, подлежат еще действию в
них сопротивника, и по неопытности дивятся, что и после Божия посещения помыслы
оказывают свое действие и во время христианских таинств.
Но состаревшиеся в этом состоянии не дивятся
сему, как и опытные земледельцы по долговременному навыку, когда бывает
плодородие, не остаются совершенно беспечными, но ожидают и голода и скудости,
и наоборот, когда постигает их голод, или скудость, не теряют совершенно
надежды, зная, что времена переменяются.
Так и в духовном, когда душа подпадает
различным искушениям, не дивится она и не отчаивается; ибо знает, что по Божию
попущению дозволяется злобе испытывать и
наказывать ее
, и наоборот, при великом своем богатстве и покое, не делается
беспечною, но ожидает перемены (16, 3).

В духовных переживаниях человека есть настроение ходить в
храм, человек холит запросто на великопостные службы.
Потом ему вдруг не хочется ходить.
Период молитва совершается хорошо. Период нет настроения,
молитву оставляет.

К смерти готовься, а рожь-то сей.
Подобное настроение должно быть и в духовной жизни.
Духовные люди свои нестроения могли преодолевать и делать
дело нравится оно им или не нравится.

Постоянство в добрых делах и созидает человека. Ап. Павел.
В терпении вашем стяжите души ваши.

"В терпении вашем стяжите (то есть
обучите) 
души ваши"
(Лк., XXI, 19).

Терпение в том, чтобы не поддаваться настроению, а делать,
что должно, так нужно, даже если это не приносит мне радости.
Человек изменчив. Преодолеть изменчивость можно, когда мы
укореняем ум в Боге.
Сознаем, что это есть воля божья. Мы должны это делать и
делам зане так благоволил Бог.

Твердость ума помогает преодолеть житейское море.
Твердость ума в бурлении жизни зависит только от того насколько
мы укоренены во Христе.

Все благое созидается через укоренения ума в Боге,
посредством ума, молитвы, памяти, чтения слова божьего.

Житейское море не утихнет никогда. Обстоятельства жизни
будут меняться до смерти до конца времен

бодрствуйте и молитесь, чтобы
не впасть в искушение
: дух бодр, плоть
же немощна. Мф. 26

слово 242
242. Некоторые, оградив себя и при сильном действии в них благодати
Божией, находили свои члены столько освященными, что заключали о себе, будто бы
в христианстве нет места уже похоти, но приобретается ум целомудренный и
чистый, и что внутренний человек парит уже в божественном и небесном. Посему
такой человек думает, что несомненно достиг он в совершенную меру; и когда
почитает себя вступившим в безопасную пристань, – восстают на него волны,
и опять видит он себя среди моря, увлеченным туда, где только вода и небо, и
готовая смерть. Так вошедший в нас грех производит всякую злую похоть.

Но, снова сподобившись таковые некоей благодати,
и как бы, так сказать, из целой морской глубины прияв малую некую каплю, в сем
самом находят ежечасно и ежедневно совершающееся чудо; почему подвергшийся
такому необычайному новому и божественному действию дивится и изумляется, как
он обманулся. Наконец, благодать, как Божественная и небесная, просвещает,
руководит, умиряет его, все устрояет во благое (38, 4).

Когда человек в житейском море падает, перемещаясь волнами,
но терпит и умом своим не отклоняется от Бога, а сохраняет веру и потеряв курс
снова пытается его найти.
Человек, который упорно сопротивляется колебаниям
житейского моря, даже потеряв опору снова призывает имя Христово, чтобы эту
опору обрести, вот этот человек обретает постепенно внутрь себя дивное и необычное.

Читаем Добротолюбие. От 22 февраля. Макарий
Великий. Житейское море

Комментариев нет:

Отправить комментарий