понедельник, 2 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 15 февраля. Макарий Великий. Переменчивость чело...

Слово 231



231. Многие, хотя и присуща им
благодать, не знают, что окрадены они грехом.
Как если в каком-нибудь доме живут молодая
женщина, а также и молодой мужчина, и женщина, обольщаемая мужчиною, наконец
входит с ним в согласие, прелюбодействует и делается презренною, так и страшный
змий греха сопребывает с душою, соблазняет и убеждает ее, и если соглашается
она, то бесплотная душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е.
дух входит в общение с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто
приемлет в себя помысл лукавого и соглашается на оный.
Поэтому мера подвига твоего заключается в
том, чтобы тебе не прелюбодействовать в
мыслях
, но противостоять умом и внутренно вести брань, бороться с пороком и
не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах.
И если Господь обретет в тебе готовность сию,
то в последний день приимет тебя в Царство Свое (15, 26).


Прелюбодейство со грехом – это принятие помысла внутрь
своего ума и соуслаждение  этим помыслом.

Соблазн, некая мысль, картинка, образ, пожелание встает
перед нашим мысленным взором.
Мы не прогоняем его. Мы смотрим на него.
Услаждаемся тем, что мысль входит в наше сознание.
Нам приятно ее мыслить.
Переживать те чувства, которые внушает нам эта греховная
картинка.
Мы уже переживаем. На деле. может не случится в силу разных
обстоятельств нашего внутреннего отторжения.
Мысленно со услаждаемся тем, что предлагает нам этот помысл,
этот образ.

Мы хотели бы пережить то, что нам внушает эта мысль.
Мы можем испугаться и не сделать ничего.
Испугаться людей, наказания, стыда, боли, ответственности.
Человек может мечтать о том, как он изменит своей жене.
Но на самом деле не изменит никогда в силу разных причин.
Внутренней робости, страха потерять налаженную жизнь, страх
перед тем, что его ждет, ведь надо принимать какие-то решения.
Он реально никакого шага никогда не сделает, но внутри
своего сознания может представлять разные картинки.
Приятно осознавать, вот здорово было бы если бы было так-то
и так-то.
Вожделения могут быть в разных областях человеческой жизни.
Помысл может предлагать то или другое.
И человек испытывает сладость оттого, что только думает
мысль.

Получение удовольствия, сладости от греховного помысла это
и есть ПРЕЛЮБОДЕЙСТВО, т. е ИЗМЕНА Богу.
Т. е мы получаем наслаждение не от ОБЩЕНИЯ с Ним, а оттого,
что им прямо ЗАПРЕЩЕНО.
Мы сознаем, что это грех, что им запрещено и что ему не
нравится, что он не любит.
Получается, что в момент услаждения мы любим то, что Богу
противно.
Мы не просто не любим Бога, мы преклоняемся сердцем тому,
что он отвергает, ненавидит.
Никакого осуществления заповеди о возлюблении Бога всем сердцем
и быть не может.

36. Учитель! Какая заповедь в законе самая главная?
37. Он же сказал ему: возлюби
Господа Бога своего всем сердцем своим
, и всею душою своею, и всем разумом
своим.
38. Это главнейшая и первая заповедь.
39. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего своего как
самого себя.
40. На этих двух заповедях утверждаются и весь закон, и
писания пророков.
(Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Мы не любим Бога всем сердцем. Не видели таких людей,
которые возлюбили Бога всем сердцем.
В этом извинения нашего времени.
Вокруг нас нет людей, которые могут явить пример такого
человека.

Митрополит Федченков. «Промысел божий в моей жизни».
В городе встречает 4 человека протоирей, старушка,
юродивый, которые посвятили себя богу, возлюбили Бога всем сердцем свои,
которые о нем пророчествуют.

Жизнеописания Серафима Саровского.
В городе Курске Прохор Мошнин имел друзей. % друзей пошли
пешком в Киев, и старец Досифей пророчествовал куда они пошли. Четверо ушли в
монастырь, пятый не пошел, потому что у него большая семья, которую он должен
кормить, как старший в семье, хотя был не женат.

Такое было его окружение, его друзья.
Таким он был сам.
Возлюбили Бога всем сердцем своим и никогда в жизни не поколебались
в своем избранничестве, самоотдаче Богу до конца, до последней йоты.

Такие люди где-то есть вокруг нас, но очень спрятаны скрыты
и их очень мало.
Открытых людей, подсмотреть за которыми, их горение к Богу
мы могли.
Нам самим поддержать внутренний огонь очень сложно.

Когда мы принимаем греховный помысел, практическая важность
этого действия в том, что всякий ПРИНЯТЫЙ ПОМЫСЛ, ОБРАЗ, картинка, МЕЧТА и
помышление греховное, которым мы СОУСЛАЖДАЕМСЯ, она гасит в нас огонь любви к
Богу.

Огонь гаснет, а мы не замечаем.  Ведь мы ничего плохого не делаем.
Не идем в ночной клуб, не смотрим неприличных передач, не
берем взятки, ходим по-прежнему в храм.
Незаметно понимаем для себя, что ходить в храм нам все
меньше и меньше хочется.
А стоя в храме все меньше понимаем, что там происходит.
Все меньше нам хочется понимать.
В нас что-то гаснет.
Труднее стать на молитву.
А встав труднее собрать себя воедино вести молитвы.
Мы не понимаем, почему так происходит.

А происходит потому что всякий принятый прелюбодейный
помысел, т. е. когда мы со услаждаемся тем, что заведомо Христу Богу противно,
мы гасим огонь благодати.

В слове важное свидетельство о мере подвига.
Каждый человек должен подвизаться трудиться, чтобы
обеспечить способность своего ума НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ с греховными ПОМЫСЛАМИ.
Т. е его подвиг должен быть таким, чтобы помог ему
сопротивляться принимать греховные помыслы.
Это и есть МЕРНОСТЬ человека.

Для одного человека, чтобы ум был твердым и сопротивлялся
греховным наваждениям необходимо жить на хлебе и воде.
Другому, чтобы ум не принимал льстивые помыслы лукавого
греха можно ест мясо и пить молоко.

Одному чтобы иметь силы сопротивляться греховному
наваждению устраивать всенощные бдения каждую ночь, иначе он не сможет сопротивляться.
Другому достаточно почитать утреннее и вечернее правило.
Потому что мы все разные. В силу неодинаковости у нас
разные силы, способности, разные слабости и сильности, разные призвания, разные
предназначения, разные задачи, стоящие пред нами, разные сферы служения,
применения своих талантов.

Мы разные и разное назначение у каждого из нас, поэтому и
мера подвига, необходимая каждому тоже разная.
Какую меру подвига каждому нести.
Сколько мне поститься, молиться, как часто причащаться,
исповедоваться.

МЕРОЙ является способность человеческого УМА СОПРОТИВЛЯТЬСЯ
греховным ПОМЫСЛАМ.
Если твой ум может сопротивляться, то мера подвига
достаточна.
Если чувствуешь, что ум не способен сопротивляться
греховным помыслам, подвига мало, надо его больше в отношении воздержания,
молитвы, различений.

Надо найти способ, который поможет избежать расслабленности
моего ума.

232 слово
232. Человек имеет такую природу, что и
тот, кто во глубине порока и работает греху, может обратиться к добру, и тот,
кто связан Духом Святым и упоен небесным, имеет власть обратиться к злу.
И те самые, которые вкусили Божией благодати
и стали уже причастниками Духа; если не будут осторожны, угасают и делаются
хуже того, какими были, живя в миру.
И сие бывает не потому, что Бог изменяем и
немощен, или Дух угасает, но потому, что сами люди не согласуются с благодатию,
почему и совращаются и впадают в тысячи зол (15, 34).
Для любого грешника это основания для надежды.
Какими бы мы грешными разболтанными, закостенелыми в грехе не
были можем обратиться от греха к добру.
Переменчивость, изменчивость, нестабильность человека в
таком случае радует, служи к благу.
Преступник, подлец, развратник, вор, взяточник, атеист
может перемениться.
Мы не можем поверить в их перемену, поэтому унываем,
скорбим.
Наша молитва уныла, бескрыла, когда мы молимся за подобных
несчастных людей.
Просим, чтоб бог принял их такими, чтобы простил их грехи.
Мы не верим, что они могут измениться. Нам даже в голову не
приходит об этом молиться.
 Таких в царстве своем
Бог не может упокоить.
Но
измениться они могут все.
Люди хорошие и плохие могут измениться в одночасье в
мгновение ока.

Изменение праведника в грешника заметно быстро и ему и
окружающим в силу особой одухотворенности.
Он падает мгновенном за одну принятую мысль, за одно
услаждение греховным помыслом человек божий может низвергнуться с высоты и
рухнуть невозвратно во веки вечные.

Сименон столпник, когда к нему приехала огненная колесница,
чтобы взять его на небеса, он вознес ногу, чтобы ступить на колесницу, он
поверил.
И только ПРИВЫЧКА все делать ПЕРЕКРЕСТИВШИСЬ спасла его от
катастрофы. Он упал бы и разбился.
Он перекрестился, и колесница исчезла.
Нога, которую он занес, потом всю жизнь червоточила. Он
никогда не мог от этого избавиться.

Силуан Афонский. Когда он захотел подвигов и пошел на старый
русик, более сложные места обитания. Не послушался никого и пошел на самочинный
подвиг. Там у него заболела голова. Потом голова болела всю жизнь.
Он не мог забыть свое самочиние.

Людям, которым немного дана, все самочиния прощаются, на
них никто не обращает внимание.
Чем более духовный человек, чем более глубоко он пронизан
дыханием жизни, благодатью Святого Духа, тем легче ему за одну мысль
низвергнуться с высоты.
И все это переменчивость человека.

О том, как праведники становятся грешниками пишет
преподобный Макарий Великий.
Человек переменчив. Основание этому, что он не имеет в себе
КОРНЯ ЖИЗНИ.
Он не укоренен. Некое существо, брошенное в стихию мира.
Стихии мира постоянно меняются, меняется и человек, как
перекати поле.
У него нет якоря, чтобы зацепиться, за что-то незыблемое.
Он в волнении житейского моря.

Непоколебимости человеческой природе и не хватает.
Он оторвал себя от непоколебимости.
Он брошен в суету этого мира и осуетился вместе с ней,
потому что единственное основание его непоколебимости – это Бог.

Человек влается в житейском море, колеблемом постоянно
ветрами этого моря.
Солнце выглянуло, у человека хорошее настроение.
Солнце спряталось у него плохое настроение.
Ему улыбнулись, он рад. Не улыбнулись, он печален.
Дали подарок он доволен. Забрали подарок, он груб.
Сказали неприятное, он смущен в унынии, пал духом.
Сказали ободряющее он бодр, надеется, весел.

За одни сутки он может перемениться неисчислимое число раз.
Какая была пища, вкусная или невкусная, здоровая или не
здоровая, приятная или не приятная.

От многих вещей зависит настроение человека, которая меняет
людей, НЕ УКОРЕНЕННЫХ в Боге.
Меняет их отношение к людям, жизни, самому себе и Богу
много раз на дню.
Ум всегда в ДВИЖЕНИИ, реагирует на все, он в суете.
Сердце порывисто. Чувства разные обуревают.
Воля слаба, особенно, когда надо сделать доброе, поэтому
человек в ДОБРЕ УСТОЯТЬ НЕ МОЖЕТ.

Причина, потому что Бог не изменяем, силен. А человек вне
Бога подвержен таким изменениям.
Человек зыбок.

Что касается дел мирских человек может быть непреклонным и
волевым, настойчивым, непробиваемым.

В отношении исполнения воли божьей, в отношении задачи,
которую поставил перед ним Бог, человек не способен сохранить преданность,
направленность шествования по этому пути сам по себе.

У него нет на эти силы, твердости намерений, нет
правильного твердого мироощущения.
Он сегодня идет, завтра сел и сидит, а послезавтра
повернулся и пошел вспять.

Потому что идти по пути, указанному Богом, осуществлять
волю божью, человек может только тогда, когда он в Боге.
Только Бог сам придает ему незыблемость.
Только Бог придает ему непоколебимую стабильность.



До достижения совершенства, до достижения царства божьего,
пришедшего в силе, даже здесь в рамках конкретной жизни человека, приходится много
человеку колебаться, сомневаться, унывать, отчаиваться в шествовании по пути.
Потому что только полнота Бога, воссиявшая человеке,
гарантирует ему полную непоколебимость.

Т. е только тогда, когда человек отдал БОГУ все и все в нем
воспринято и наполнено богом, только тогда в силу совершенной обоженности
человек приобретает божественную непоколебимость.

Пока, он немного божий, а сильно и много грешный человек,
то зыбкости, нетвердости, колеблемости, сомнительности смущенности в нем
больше.

Малое причастие Богу обеспечивает ему хоть какие условия,
чтобы силы идти по пути, указанному Богом находились.
Свидетельством того, что происходит с человеком во время
его пути к Богу то, что ВОЛЯ Божье и есть ЖИЗНЬ. А ЖИЗНЬ ЕСТЬ ВОЛЯ Божья.


Читаем Добротолюбие. От 15 февраля. Макарий
Великий. Переменчивость человека



Комментариев нет:

Отправить комментарий