вторник, 3 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 3 ноября. Антоний Великий. Об «умном» человеке. ...

Умным считается не человек, который имеет большое
количество знаний, владеющий множественностью информации, а человек, который
имеет попечение об уме, как составляющей души человека.





Умным считается человек, который высвободил свой ум от
погружения в суету.
Вырвал его как парение по событиям явлениям движениям этого
мира.
Обратил ум внутрь себя. Поднялся над суетой и развернул ум
внутрь себя, чтобы смотреть не за событиями в мире, а за событиями внутри
самого себя.

Слово 80
80. Будем бодрствовать и постоянно возгревать благую ревность в доме ума нашего, чтоб не назвали нас
нерадивыми и ленивыми.
Над ревностным и бодренным страсти никогда
не возьмут верха.
Если и падет он когда, по козням
искусителя, ревность и бодренность тотчас восстановляет его.
А нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений
диавола, даже не замечает совершенного им греха
, потому что сердце его
жестко, как камень, и он подобен мулу усмиренному и заузданному, на которого
всякий садится без сопротивления с его стороны.
В такого рода людях диавол совершает все
свои похоти и свое всецелое растление и куда хочет влечет каждого из них, пока
исполнятся неправды его и он умрет со стенаниями и плачем.
Нерадивый походит на дом развалившийся и
брошенный жильцами, который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен
всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не
печется, как о развалившемся и запустелом.
Таково состояние нерадивого!
Позаботьтесь
хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага
.
Когда есть в человеке эта прекрасная
ревность и благопепечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и
предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому
и, счастливо совершив путь свой, удостоивается в мире внити в покой святых.

Ум - образ мыслей, рассуждения
Ревность – область воли.
Человек напрягает волю, чтоб достичь результата.

Ум в отношении ревности играет принципиальную роль.
Как только ум перестал бдеть над сокровищницей своего
сердца, он перестал обращать внимание внутрь и не видит, что происходит с ним,
как тотчас же падает желание вообще что-либо делать.

Ревность стремление к богоугождению, достичь некий богом
отмеченный результат: достичь добродетели, спастись, не позволить себе
осквернится грехами, во всем соблюдать волю божию.

Как только ум перестает обращать внимание на внутренность
своего сердца, так сразу пропадает желание что –либо делать для Бога, по воле
божьей для спасения души.

Такая закономерность. Как только ум обращен во вне на события
этого мира так сразу падает решимость жить по заповеди божьей.

Если человек внимателен к тому, что происходит внутри него,
бдит оком своего ума над чувствами своего сердца.
В силу этого некая решимость, некое желание творить волю
божию и достичь спасения в человеке сохраняются.
Святые отцы говорят, что одного этого иногда бывает
достаточно, чтобы не потерять спасение.

Человек только внимательно относится к тому, что происходит
в его душе, а воля у него слабая. Человек в виду страстности своей души,
первоначальной испорченности своей души, оскверненности грехами не имеет
сильной воли, чтобы решительно стремится к исполнению заповеди божьей.
Он постоянно спотыкается и падает.
Но если он сосредоточен внутри себя, бдит над тем, что
происходит внутри него самого, то он всякий раз ловит себя на том, что упал.
Констатирует этот факт. Отмечает его про себя. Понимает,
что в этом состоянии падения он чужд надежд на спасение.

Отсюда приходит постепенное сокрушение и смирение.
Понимание, что ничего он из себя достойного не
представляет.
И если он пребудет в таком делании до конца, то даже при
расслабленности его воли, он не бывает чужд надежды на спасение.
У него остается надежда что в 11 час своей жизни на закате
он соберет волю свою в кулак и воспрянет от суеты, собственной немощи к Богу.
Если он внимателен, бдит к тому, что происходит в его
сердце.

Если человек не обращен внутрь себя, то даже имея сильную
волю или не имея, он не понимает, что происходит в его душе, не знает, что у
него есть некая душевная жизнь.
Он понятия не имеет в каком отношении его душевная жизнь
относится к исполнению заповедей божьих.
Он никогда себя не мерил этим. Он просто исполнял
положенные правила обязанности нормы, принятые в человеческом общежитии.

Никогда не обращал око ума внутрь собственного сердца. Что
же там творится. Насколько это соответствует исполнению заповедей божьих.

Григорий Полома говорит, ум как бодрствующий, усыпающее око,
которое постоянно обращено внутрь человека. Он бодрствует.
Состояние бдеть бодрствовать связано с напряжением воли.
Человек не спящий всегда напряжен.
Связь бодрого ума и воли, устремленной к богоугождению
элемент аскетической жизни.

Слово 41.
41. Молитесь – да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать,
что добро и что зло.
Написано у апостола Павла, что совершенных есть твердая пища (Евр. 5, 14).
Это суть те, которые долгим и тщательным
подвигом обучили чувства свои и
намерения относительно добра и зла,
сделались сынами Царствия и приписаны к Божественному усыновлению.
И Бог даровал им мудрость и рассуждение во
всех делах их, чтоб не прельстил их ни человек, ни диавол.
Должно вам знать, что враг искушает верных
видом добра, и многих успевает прельщать, оттого что у них нет рассуждения и
мудрости.
Посему блаженный Павел, когда узнал эти
богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела,
написал к Ефесянам: 
да даст вам Бог духа
премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко
есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего и кое
богатство славы достояния Его во святых
 (Еф. 1, 17, 18).
Это делал он по своей чрезмерной к ним
любви, зная, что если они достигнут этого, то ни в чем не будет им никакого
труда, и никакого не будут бояться они страха, радость же Господа будет утешать
их день и ночь и труды их будут им сладки во всякое время.
Многие из монахов и дев, живущих в
киновиях, не достигают этой меры.
И вы, если хотите достигнуть этой меры, в
которой верх совершенства, отступите от всех, которые носят такие имена,
т. е. монашества и девства, яснозрения же сего и рассуждения не имеют; ибо
если вы вступите в общество с ними, то они не дадут вам преуспевать, а еще
погасят жар ваш, потому что в них нет никакого жара, а есть хлад вследствие
того, что они ходят по своим желаниям.
Итак, если они придут к вам и заведут с
вами мирские речи, сообразно с своими желаниями, не соглашайтесь на это.
Ибо написано у апостола Павла: 
Духа не угашайте, пророчествия
не уничижайте
 (1
Фес. 5, 19, 20).
Знайте, что Дух ничем так не погашается,
как суетными беседами
.

Оживление ума, обращенность человека внутрь ума
и обращенность ума внутрь человеческого сердца
приобретается с непременным молитвенным деланием.
Т. е чтобы оторвать ум от представлений впечатлений этого
мира, от скольжения по плоскости суеты необходимо человеку начать молиться.

Необходимым условием молитвы является ее внимательность.
Т. е. ум должен быть сосредоточен на словах молитвенных.
Обращенность ума от событий этого мира, от явлений внешних
по отношению к человеку.
Сосредоточенность на словах молитвы обеспечивают
обращенность ума.
Ум постепенно отворачивается т внешнего и сосредотачивается
на внутреннем.

Закрепить обращение ума, привить навык обращенности
человека внутрь себя необходимо постоянное молитвенное делание.

Человек начинает постоянно молится, делает это своим
правилом, упражнением.
В силу постоянных молитвенных усилий человек отвращается от
внешнего и сосредотачивается на внутреннем.
Это не у всех получается и не всем полезно.

Есть сферы деятельности, сферы попечений, которые необходимо
человеку совершать.
Поскольку ум человеческий погружен во внешние
обстоятельства жизни, он не может вполне обратиться внутрь себя.
Поэтому и сокровищницу молитвы такой человек не откроет и
чистоту ума достигнуть не сможет.

Чтобы ум постепенно приучать к различению добра и зла,
сделать человека опытным того, что происходит в его сердце для этого
молитвенное дело представляется одним из самых важнейших элементов.

Антоний Великий:

1. Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего
слова.
Не те
умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых
душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого, и
душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то
с
великим к Богу благодарением.
Эти одни
по истине должны именоваться умными людьми
.

2. Истинно умный человек одну имеет
заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих.
Тому и единственно тому поучает он душу
свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в
каких бы ни находился случайностях по жизни.
Ибо неуместно врачей и тогда, как они дают
нам врачевства горькие и неприятные, не благодарить за оздоровление тела, а к
Богу из-за того, что кажется нам не радостным, оставаться неблагодарными, не
разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам.
В таком разумении и в такой вере в Бога –
спасение и покой души
.

Умность есть способность различать добро и зло, способность
от зла отстранятся, а к доброму прилепляться.
 О добром радеть и
делать с великим к Богу благодарением.
Умность — это способность всегда выбирать добро.
Предпочитать добро злу.
Предпочитать его усердием и усилием.
Видеть, как это добро предлагается сердцу.
Как входит зло и отсекать это.
Понимать, что есть зло и как оно действует в сердце человеческом.

Ум не просто орган, который указывает что добро, а что зло индифферентно,
безразлично.
Ум есть источник воли, решимости. Источник волевой.

Умным называется не тот человек, что изучил все писания и святых
отцов, заповеди божьи и готов об этом цитировать часами,
а тот который в собственной своей жизни умеет различать что
добро и что есть зло, и всегда по преимуществу избирать путь добра, отсекая
путь зла.

Ум имеет царственное достоинство в человеке.
Не просто орган указывающий, а орган, принимающий решения.
Именно от ума нашего исходят решения.
Ум принципиальна важный орган человеческой души, который
является ключевым в спасении человека, потому что от ума исходят решения.

Если ум скитается по внешним обстоятельствам жизни по
внешним впечатлениям, событиям, новостям, рабочим проблемам, нерешенным
задачам.
Он и принимает решения.
Потому что ум погружен в проблему и ее исследует он
принимает то или иное решение.
Чем более ум погружен в проблему, тем более правильное
решение этой проблемы человек и примет.

Человек должен быть умным, знать, что с экономической
политической финансовой точки зрения хорошо, что плохо и принять правильное
решение.
Это не имеет отношение к тому ради чего и дан человеку ум.

Ум дан человеку не для того, чтобы разрешать житейские
ситуации, а для того, чтобы принимать правильные решения в отношении спасения
себя, чтобы руководить своим путем к Богу.
Чтобы выбрать путь истины и отвергнуть путь лжи.

Человек, погруженный в суету, отмеченный правильным навыком
решения житейских проблем. Это может нисколько не приблизить его к спасению
жизни.
Именно это для человека цель жизни.
Чтобы выбрать правильный путь в жизни и дан человеку ум.
Он бодрствует бдит и должен рассматривать все, что входит
внутрь его, принимать правильные решения, руководить собственной жизнью,
т. е посылать правильные импульсы, стремления, воления,
чтобы двигать себя в направлении истины, направлении единения с Богом.

Муж умный имеет правильный мужественный ум, способный
принимать решения и твердо на этих решениях настаивать, твердо руководя
человеком к вечной жизни.

Ум, который колеблется в решении, хотя знает, что добро, но
сомневается. Может на самом деле добро другое.
Такого человека не называют мужественным богослужебные
книги и святые отцы.
Потому что колеблющийся ум стихиен, не твердый, не
последователен в своих решениях.

Только тот человек, который выбрал путь к истине, и жизнью
твердо шествует по этому пути, то ум у такого человека мужчины или женщины
называется мужественным, твердо следует принятым решениям.

Святые отцы некоторых людей называют душевными, не имеющими
духа, когда они руководствуются принятием решений, не обращаясь внутрь себя в
жизни на пути к истине, а руководствуясь стихиями этого мира, привычками,
традициями, тем, что существует в этом мире.
Не соотнося решения, принимаемые ими с волей Божьей.

Сила человеческому уму дается силой Святого Духа, силой
духа истины.
Сам человек не может быть твердым, чтобы шествовать по пути
истины.

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,
и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего Ин 15:5

Дух, данный человеку укрепляет ум,
внушает, определяет для него путь истины и
поддерживает человека в принятии этих решений.

Дух истины, дух святой, дух жизни, дух любви.

Человек, который очищает свой ум и укрепляет его благодатью
Святого Духа становится умным, очень твердым, решительны. Муж умный.
Такой человек не становится холодным, жестким колючим,
непримиримым и не милосердным.
Тот же самый дух, который приобщает его к твердости, воли
Божьей, последовательности исполнения волений божьих дает ему силы любить.

Иначе человек этот никак жить не может.
Как только он будет не любить, не милосердным по отношению
к ближним, так почувствует, что сила ума его колеблется и у него нет сил дальше
шествовать по пути указанному Богом.

Святые 18,19 века были принципиально жестоки в отношении
себя и очень милосердны в отношении других.
Требовательны к себе и снисходительны к другим.
Это ключ, который помогает понять, увидеть истинно человека
божьего, который в Боге строит свою жизнь.

Много людей милосердных и к себе, и к ближним.
Много людей, которые требовательны к себе, но при этом
требовательны к другим.
Но требовательность к себе и снисхождение милосердие к
ближним это отличение особого состояния ума, отмеченного печатью благодати
божьей.

Слово 2
Особое качество умного человека является его БЛАГОДАРЕНИЕ.
Он постоянно благодарит Бога.

Человек, который хвалится своим, человек не умный.
Человек, который не знает за что благодарить бога, человек
не со зрелым умом.
Человек постоянно впадающий в уныние, умом еще не окреп.
Ум его не проснулся.
Особое качество ума, обращённого внутрь себя, погруженного
в сердце человека, который познал дорогу жизни и увидел путь, ведущий к
спасению, истине все более возрастающее стремление и навык к благодарению Бога.

Читаем Добротолюбие. От 3 ноября. Антоний Великий. Об «умном» человеке. Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий