вторник, 24 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 29 декабря. Антоний Великий. Не суди

Состояние окаменевшего ума делает невозможным плодотворное
общение с человеком духовным,




который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы оживить ум,
сделать его светлым, вернуть его на основание божественных
заповедей и
просветить этими заповедями, их сознанием и исполнением
свою волю, свой ум.
И соединив все воедино, исполнится светом и осуществить
свою жизнь в соответствии с тем предназначением, которое заложено в человека,
просто потому, что он есть творение Божие, созданное по образу и подобию своего
создателя.

Об этом же пишет апостол Павел, советуя в послании к
Тимофею, не сообщаться с людьми ПОВРЕЖДЕННОГО УМА.
Повреждение ума по Павлу или окаменение ума по Антонию
Великому есть тяжкий недуг умной жизни человека, его духовной целостности.
Исцелить ум может только благодать Святого Духа.
Пока ум не исцелен, сделать для человека что-либо
невозможно.
Потому что ум является тем каналом, инструментом, через
которым можно влиять на человеческую жизнью,
с исцеление которой начинается исцеление всего человека,
начинается его обращение к богу.

Это обращение есть дело благодати божьей и человеком оно
воспринимается как некое озарение светом, некая мысль, как некий свет помысел
желание.
Как бы пелена спадает с ума и человек
видит божий мир, видит, что бог есть в этом мире,
видит себя, осквернившего свое бытие,
образ, по которому он создан и себя ведомого к вечной славе
и вечной жизни.

40, народ сей ослепил глаза свои и
окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не
обратятся, чтобы Я исцелил их.
Иоанна 12:41

Человек окаменил свое сердце, и поэтому не может слышать
столько слов божьих, чтобы поверить им и исцелиться, сколько не хочет

54. Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают
Бога, ибо не трезвенствуют они душою;
Бог же умствен (т. е. трезвенным умом только может быть
познаваем).
Он хотя невидим, но очень явствен в видимом, как душа в теле.
Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не
может стоять без Бога.

55. Для чего создан человек?
Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и
прославлял Создавшего их для человека; ум, любовию к Богу прилепленный
(боголюбец и боголюбезный), есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за
добрую жизнь.

Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога.
Евангелие от Иоанна говорит, что народ окаменил сердце.

Человек возлюбил невежество.
Он, исполненный греха, возлюбил грех.
Возлюбил то, что несет с собой грех.
Возлюбил тьму, путаницу, которую несет грех.
И сама ясность чистота божественного учения о человеке, о Боге
для человека, возлюбившего сумрак, не сытость греха
Для них это невыносимо, для них это свет обжигающий, несет
боль.

Они любят невежество и потому чтут его и НЕ ХОТЯТ
ОБРАТИТЬСЯ к Богу.

Дело спасение человека зависит от него самого.
Поскольку он любит тьму, в которой живет, Бог ничего не
может сделать.
Как только он возненавидит это и возлюбит чистоту и
простоту божественных истин,
когда ему захочется выйти на чистый свет божественных и
нравственных учений,
тогда человек обращается к Богу.
Но это едва ли когда происходит без действия божественной
благодати.

3. Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в
своем глазу бревна не замечаешь?
4. Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок
из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?
5. Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда
увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.
(Св. Евангелие от Матфея 7:3-5)

Бревно в собственном глазу может пониматься как грехи,
которые человек не замечает, и они всегда больше, чем грехи, которые мы замечаем
в других.

Или сама страсть осуждения мешает ему правильно относится к
людям,
или отсутствие любви.

Желание осудить и отсутствие любви к этому человеку
воспринимается как бревно.

Т. е нелюбовь и осуждение более весомы, более страшны, чем
другие грехи человеческие.

Наше стремление выносить суждения о людях, их скрытых
мотивах, желаниях, страстях суждениях является повседневной нашей потребностью
Где здесь есть греховная страсть, а где есть естественное стремление
дать оценку тому или иному явлению жизни человек всякий не сможет.

Любой искренний человек, старающийся буквально исполнить
заповедь господню о не осуждении, сталкивается с тем, что трудно ему исполнить
заповедь и он не знает как уклониться от тех соблазнов, которые подстерегают
его по жизни, хотя никакой зловредной установки нет.

Обстоятельства жизни времени и места ставят его , когда он
должен, каким-то образом высказать суждения о человеке или его поступке.

Только в затворе он может избежать этой страсти.

Если мы живем среди мира, то, о чем тогда говорить.
Как общаться с братьями христианами.

29. Тому, кто не умеет различить, что добро и что зло, не
пристало судить, кто добр и кто зол из людей.
Человек, знающий Бога, – добр; а когда он не добр, то
значит не знает (Бога) и никогда не будет познан (от Него):
ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта.

Прежде чем человек решится рассуждать о ком-то или чем-то
он должен знать, что есть добро и что зло.
Способность к рассуждению должна наличествовать.
Мы не позволим рассуждать 5 летнему ребенку о вещах,
которых он не знает. Он не знает ничего. Как он может рассуждать.

Человек, не сведущий в математике, пытается рассудить спор
двух математиков. Он будет неправ, поому что у него нет необходимого знания.

Хотим высказать нравственное суждение в отношении человека.
Надо различать, что такое добро и зло.
Умели бы по вкусу цвету запаху послевкусию разговора о том
или другом определять добро и зло сразу же.

Наша рассудительная способность и умственная деятельность
должны быть изощрены в рассуждении добра и зла, что мы безошибочно могли
определять, где добро, где зло.

Наш ум должен быть настолько просвещен Богом, что мы должны
видеть, где ДОБРО, которое от Бога, где зло, которое не от Бога.

Только человек имеющий просвещённый, а не окаменевший ум
может рассуждать, что есть добро и зло, и выносить определенные суждения о
человеке.

Другой человек это не в состоянии будет сделать и его суждения
будут неправильны.

Человеческий ум единственным образом может быть просвещен в
познании добра и зла. Когда он упражняется в этом.
Не тогда, когда он читает книги о добре и зле, учебник по
нравственному богословию, книги святых отцов,
когда он пытается жить в соответствии с тем, что прочитал.

Незнание слово божьего спасает человека, а исполнение.
Не слышащий слово Божие, а исполняющий его будет оправдан
перед Богом.
Получит знание о добродетели мы можем, но способность ума
иметь правильное суждение об этом добре будет получена тогда, когда человек
попробует исполнить то, что он считает добром.

Т. е знание добра и зла предполагает опытное прохождение
этого пути.

Знание у святых отцов - опыт узнавания познавания,
проживание и переживание этого зла и этого добра.
Тогда человек по мере серьезности своего проживания может
уразуметь, что есть добро и что зло.

Если человек в собственной жизни не способен следовать
добру, то как он может о добре рассуждать.

Добро, которым человек следует в своей жизни позволяет
сказать, что он добр милостив сострадателен, долготерпелив, праведен.
Если же он не воздержан, злой, гневен, раздражителен, то этот
человек НЕ ЗНАЕТ ДОБРА, именно потому, что он РАЗДРАЖИТЕЛЕН.

Само раздражение, гнев, указывает, что человек в данном
случае не на стороне добра.
Он уклонился от него.

Потому что если бы он знал добро, то не гневался бы.

Раз по какой-то причине ПРЕБЫВАЕТ В ГНЕВЕ и РАЗДРАЖЕНИИ,
тогда в тот момент, когда он уклонился в сторону раздражения и гнева он оставил
путь добра.

Стало быть, в этом состоянии иметь правильное суждение о наличествующем
добре или зле другого человека, он просто не может.

3:14.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь
и не лгите на истину.
3:15.
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
3:16.
ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
3:17.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна,
послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
3:18.
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Послание Иакова. Глава 3:14-18

Это свидетельство Антония о доброте, как качестве, что
человек различает добро и зло, о мирности.
Мир для Иакова является характеристикой мудрости.
Или любовь, как пишет Иоанн Богослов, что только любящий
человека знает правду и знает добр.
Но все это условия, которые и делают возможным выносить
суждение о человеке.

Когда я в мире, когда люблю, когда я добр.
Это указывает, что я могу иметь правильное суждение о добре
и зле.

Если я в гневе что-то высказываю, то мое суждение теряет
всякую истинность, претензию на правдивость.

Любое даже меткое замечание, сделанное в гневе, без любви,
не имеет никакого нравственного смысла, потому что сказано в состоянии, когда
человек не идет и не живет добром, не понимает, что есть добро, а что зло.

30. Добрые и боголюбивые мужи обличают в чем-либо худом
людей, когда они есть налицо, а отсутствующих не только не укоряют сами, но и
тем, кои покушаются говорить что-либо о них, не позволяют того.

Никто не может рассуждать о другом человеке за глаза, т. е не
в присутствии этого человека, укорять человека в его отсутствии.
Это не честно трусливо и необъективно.

Это бесчеловечно. Мы не даем другому чловеку высказаться,
чтобы оправдать свои дела, поступки, мысли
Может у него совсем другие мотивы, о которых мы не
подозреваем, цели, желания.

В силу объективности, честности и уважения к другому
человеку, мы должны дать ему возможность высказаться.

В церкви никогда не было допустимо выносить суд заочно.
Человек должен был предстать на суд.
Человека нужно пригласить, с человеком нужно поговорить,
установить личный контакт и после этого и после личного увещевания ознакомления
с человеком, мы можем принять решение, что делать дальше.
Наказать или не осудить.

Это решается в присутствии синклита, собрания священников
данной епархии или епископов данной митрополии.
Очность, с глазу на глаз рассмотрение дела было принципом
церковного существования, рассуждение человеке.

Гнусность, когда мы обсуждаем кого-либо за глаза, особенно,
если это власть, имеющий человек, властитель, богатый человек, сильный человек.

За этим прячется обыкновенная наша трусость страх, чувство
сущности позорной.
Вместо того, чтобы наедине оплакать собственную духовную
немощь,
мы культивируем ее, сваливая вину, не сознавая этого, на
другого человека, боясь сказать некоторые вещи в глаза или призвать к ответу
человека в глаза.

Если мы не можем укорить человека в глаза, то стало быть мы
не имеем никакого нравственного права укорять его или судить его за глаза.

Только в присутствии этого человека мы можем произнести вслух
какие-то нравственные суждения о поступках этого человека.

31. В собеседованиях не должно быть никакой грубости: ибо
умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев.
Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело.

69. На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые
ими проступки были достойны наказания.
Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный)
и наказывать, если потребуется, или самим, или чрез других, а гневаться на них
или серчать не следует,
потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и
правде.
Не должно одобрять тех, кои сверх должной меры милостивы, но и
наказывать злых должно ради самого добра и правды, а не ради собственной
страсти гнева.

Суждение или укорение, произносимое нами, не должно быть
совершено по страсти, а только по любви к истине или любви к этому человеку.

Если нами движет злость, раздражение или страсть, то это
суждение нам не должно произносить.

Наказание должно осуществиться не по страсти, не потому что
человек не удовлетворяет мое воли, а преследуя любовь к истине и к душе данного
человека.


29  Читаем
Добротолюбие. От 29 декабря. Антоний Великий. Не суди  

Комментариев нет:

Отправить комментарий