суббота, 21 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 22 декабря. Антоний Великий. Окаменевшие умом

87. Истинный человек старается быть благочестивым.



Благочестив тот, кто не желает чуждого ему; чуждо же человеку
все сотворенное.
Итак, презри все, так как ты образ Божий.
Образом Божиим бывает человек, когда живет право и богоугодно, а
этому быть невозможно, если не отстанет человек от всего страстного.
У кого ум боголюбив, тот искусен во всем, что спасительно для
души, и во всяком благоговеинстве, требуемом от него.
Боголюбивый муж не укоряет никого другого, потому что знает, что
и сам согрешает, и это есть признак души спасающейся.

Истинная человечность – это благочестие.
Благочестие означает, что человек живет как существо
духовное.
Живет как вечный человек.
Живет перед лицом Бога и вечности, зная, что он должен жить
вечно и в мире, в котором плоти нет место, в котором есть тело, но нет плоти.
Плоть – это седалище страстей.
Страсти – то, что унижает человека, потому что он любит то,
что любить по природе, как духовное существо он не может.

Человек как существо духовное призван любить того, кто выше
него, потому что эта любовь делает его сильнее. Его возвышает, его
одухотворяет.
Это происходит и с нами, когда мы любим человека более
достойного, одаренного чем мы, более могучего.

Когда мы любим человека ниже нашего достоинства, то мы
становимся подобны ему.
Мы снижаем уровень. Мы смотрим вниз, а не смотрим вверх.
Человек должен смотреть на того, кто выше его.
И это возвышает, одухотворяет его, наполняет его жизнью
возлюбленного.

А если человек смотрит на то, что ниже или соразмерно ему,
тогда появляется страсть.
Страсть означает, что человек прилепился к тому, что его
недостойно.
Это не просто грех, нарушение заповеди божьей.
Это бесчеловечно, человека недостойно, делает его хуже, чем
он есть на самом деле.

Страсть обозначает явление неполноценного и недостойного
человеческого бытия.
И потому добродетельный человек смотрит вверх, человек,
устремленный к Богу.

Боголюбивый муж не укоряет никого другого, потому что знает, что
и сам согрешает, и это есть признак души спасающейся.

Человек благочестивый, знающий Бога, не должен укорять
никого.
Сказано еще, что человек согрешает.

Добродетельные люди тоже грешные. Все святые тоже люди
грешные.
Он грех называет грехом и это падение в грех ему не
нравится. Оно его не вдохновляет. Оно ему противно.
Он не хочет быть таким, каким он ощущает себя валяющимся в
грехе.

И это состояние подлинно человеческое.
Человек может быть в страшных грехах, скот скотом.
А внутри, он может ненавидеть, презирать себя за это. Не в
силах ставить свою страсть.
И вот это мера его человечности, потому что он гнушается
образом жизни, в который он попал.

Такому человеку можно и нужно протянуть руку помощи, не
укоряя его, ибо и мы тоже грешим.

Он страдает от своего состояния. Его надо обнять. Подать
руку помощи так, чтобы он действительно ее принял, видя, что брат подает руку
помощи, такой же несчастный, переживающий за свое не вполне человеческое бытие.

Такому человеку можно помочь, потому что он  знает, что грех есть  грех, и он ему неприятен.

В вот когда человек грешит и говорит, что это и есть
подлинная красота человечности,
Когда человек живет СТРАСНО, исполняет все свои ПРИХОТИ и
этим ГОРДИТСЯ,
Когда он грешит все хуже и хуже и трубит всем, что сейчас
он достиг новой степени полноты человечности,
Такому человеку почти невозможно помочь.

ПОЧТИ только потому, что Бог творит чудеса.
И невозможное человекам Богу возможно доколе жив человек.

Если человек НАУЧИЛСЯ ВИДЕТЬ свой ГРЕХ,
знать, что он грешен и
НЕГОДОВАТЬ по поводу своей немощи и
СКЛОННОСТИ ко ГРЕХУ,
И в силу этого
Хотя ему кажется, что он унывает,
он по всем параметрам связан, безволен, малодушен,
парализован волею и ничего не может сделать, но
если он, сознавая свой грех, НАУЧИЛСЯ НЕ УКОРЯТЬ ДРУГОГО ни
за глаза, ни в глаза, то этот человек относится к категории спасающихся.

Хотя ему кажется, что он весь опутан узами греха, он находится
на стези спасительной.
И дай ему Бог по этой стези дойти до конца.

46. О тех, которые
не любят узнавать, что им полезно
и что должно почитать добром, можно
сказать, что они не в добром здоровьи;
у тех же, кои, познав истину, бесстыдно спорят против нее,
умерщвлена разумность:
нрав их сделался скотским, не знают они Бога, и душа их не
озарена светом

Человек создан по образу и подобию Божьему.
Это свидетельство писания.
Человек является существом духовным, разумным, словесным.
Об этом свидетельствует не только священное писание, но и
объективный опыт человечества обыденный научный философский.

Люди знали очень долго, по крайней мере, до недавнего
времени, что это их отличительные черты.

Есть научные школы, которые пытаются с нивелировать
разумность человека, которые раньше считались прерогативой человека до уровня
животных.
Т. е что и животные разумны, словесны и духовны.

Само нивелирование стало возможным потому что изменилось и
представление человека, что такое разумность, духовность, словесность.

Если смерть от тоски по умершему человеку или умершему сыну
является атрибутами духовности, тогда и животные духовны.

Если строительство городов, многоквартирных домов,
организация социальной жизни большого количества людей есть атрибут и
единственное качество разумности, то и животные разумны.

Если общение в социальных сетях, телефонные переговоры,
наносная строка есть единственная функция слова, тогда и животные словесны.

Человек, который спорит с другим по поводу занимающей его
вещи – это не есть показатель словестности.

Люди забыли, что такое слово, для чего оно дано и какую
силу имеет.
Поэтому используют слово только для того, чтобы
обмениваться информацией, что делают и животные.

Если человек забыл, что духовность- это то, что роднит его
с Богом.
ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ – это МОЛИТВА, преображение жизни,
жизнь в соответствии с заповедями божьими, богопознание и способность знать
Бога и предстоять ему лицом к лицу.
Люди это забыли, то конечно, легко найти разные
человеческие возвышенные чувства и в мире животных.

Разум дан человеку различать,
что такое хорошо и что такое плохо,
чтобы воспитывать себя,
чтобы познавать этот мир и вести себя к вечной жизни.

Вместо этого человек играет в технические игрушки,
конструирует мастерит и разрушает собственную среду обитания, доказывая, что
это уникальное проявление его разумности.
Хотя человеку уже трудно выживать в тех условиях, в которые
он сам себя загнал.
Это выдается как за прогресс развития человека и торжество
разума.
То такие вещи мы можем найти и у животных.

И они могут созидать сложные структуры, похожие на наши
города, организовать взаимодействие между разными членами семьи, большой как у
пчел или муравьев и маленькой как у львов.
Это не есть проявление разумности.

Мы потеряли подлинное знание о духе, о слове и о разуме.
Мы низвели все это до уровня животных.
Начинаем сравнивать себя с животными.
Животные стали для нас критерием настоящего животного
бытия.
Мы начинаем говорить, что и животные разумны, словесны и
духовны.
Прежде, чем это сделать мы умертвили собственную
разумность, духовность, словесность.

Потому что в споре с истиной, в борьбе с Богом мы
отказались от всякой добродетели.
Чем более целенаправленно и методично мы боролись с Богом,
чем более мы искореняли из нашей среды, наших душ, нашего
общества представление и понятие о добродетели,
тем прочнее отмирала в нас разумность, духовность и словесность.

Об этом говорит Антоний Великий.
Человек, который не хочет узнавать, что ему полезно,
не хочет познавать, что является добром.
Про него можно сказать, что он болен.
Человек, который познав истину, с ней борется,
Человек, который вырос в обществе, которое верило в Бога,
знало истину, учило добродетели,
который все это отверг,
сам низводит себя на уровень бесловесных.

Мысль Антония.
Человек, который рубит сук, на котором сидит.

Человек, отвергающий Бога и истину, который является
источником духовности разумности словесности
естественно убивает в себе ту часть, которая делает его
человеком, образом и подобием божьим.

Таким образом, восставая против Бога и объявляя войну
добродетели и истине человек естественно, начинает жить как бессловесное животное,
уподобится скотом несмысленным, говорит псалтырь,
показывая, что это не только явление сегодняшнего времени.
Так было всегда, когда человек объявлял войну очевидности,
Объявлял войну Богу как источнику своего собственного
человеческого бытия тем, что его и отличает от бессловесных животных.

Раньше человек гордился этим, что это его отличает от
животных.
Для него было постыдным, что его уподобляют скотам.
Он хотя и через силу, но старался жить добродетельно.
И хоть какие-то добродетели исполнять искренне, потому что
очень хотелось человеку быть человечным.

Сейчас же человек не хочет быть человечным.
Идеалом для него является бессловесное животное.
Он им меряет свою жизнь.

Первое движение к такому состоянию было отвержение о Бога и
от истины.

Антоний Великий называет это состояние ОКАМЕНЕНИЕМ УМА.
Каменность как отсутствие жизни.
Ум, который стал камнем, как мертвое инородное тело в
человеческом естестве.
Мертвая неживая природа.

Человек, который восстал против Бога и отверг Бога Ветхого,
нового завета.
Отверг Бога как идею, то что выше его, как ценность своей
жизни.
Отвергая такое представление о Боге, человек превращает ум
свой в камень.
Он становится безумным человеком. Человек с каменным умом.

44. Когда встретишь человека, который, любя спорить,
вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности,
то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом.
Ибо как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие
вина, т
ак и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и
нраву.

Человек вступает в борьбу против истины и очевидности.

Простой здравый смысл в иные эпохи было достаточно, чтобы
прекратить дискуссию и не требовалось других аргументов.

Самоочевидность и здравый смысл были орудиями, которые помогли
обрести правду.

Когда же очевидность и здравый смысл становятся
бессильными, то никакими аргументами не поможешь.

Ведь аргументы действенны тогда, когда аксиомы общечеловеческие
принимаются и той, и другой дискутирующей спорящей стороной.
Т. е. когда очевидные вещи, т. е аксиомы, которые не имеют
доказания, потому что они всем всегда очевидны.

Когда люди принимают эти аксиомы, тогда есть точка опоры,
плоскость, в которой можно выстраивать спор дискуссию, разговор.
Потому что он в конце концов к какому-то плоду приведет, потому
что они исходят из общих оснований.

Если человек не принимает аксиомы,
если для него очевидное не очевидно,
если он пытается размышлять подвергнуть критическому
разбору саму очевидность, доказывая, что отнюдь все не так должно быть.
Потому что есть парадигма научная философская социальная, при
которой очевидность вовсе и не такова.
Ее можно не принимать в расчет, а исходить из других
элементов.

Тогда говорить нечего, потому что люди находятся в разных
измерениях, в разных системах отсчета, в разных плоскостях.
Невозможно ни о чем договориться.
Сам диалог невозможен.

Потому что диалог возможен среди людей, находящихся в одном
горизонте.
А если люди находятся в разных горизонтах, то они в разных
вселенных находятся,
поэтому всякая возможность говорить отпадает.

Если человек не принимает истины и очевидности,
если истина для него не ценность.
очевидность им не принимается,
то говорить с таким человеком просто не о чем.
Не потому что он плохой и гадкий человек, а просто говорить
не о чем.
Это ни к чему хорошему не поведет.

Потому что огромных усилий человеку стоит того, чтобы
созидать свою жизнь и делать ее все более цельной лучшей.
И выстаивая ее, вертикаль устремляя к царству Божьему.

А если человек забудет, с каким трудом он созидал свою жизнь,
потеряет ценность этого созидания, и начнет терять время и силы в беспредметных
и бесплодных речах, то может потерпеть очень большой урон.


Ведь и первый человек потерпел урон лишь от того, что вступил
в диалог с существом, которое пребывало в совершенно другом горизонте, чем
человек.
Которое исходило из совершенно иных предпосылок очевидности
и истины, чем исходил человек, поэтому все и кончилось так плачевно


23 !!!Читаем Добротолюбие. От 22 декабря. Антоний Великий. Окаменевшие
умом

Комментариев нет:

Отправить комментарий