воскресенье, 22 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 15 декабря. Антоний Великий. Подлинная человечн...

42. Человек по уму соприкасается с неизреченною
Божественною силою, а по телу имеет сродство с животными.




Но немного таких, которые, как настоящие люди, умные, стараются
обращать мысль к Богу и Спасителю и иметь с Ним сродство, и это показывают
делами и добродетельною жизнию.
Большая же часть людей, несмысленные душою, оставив то
Божественное и бессмертное всыновление, склоняются к мертвому, бедному и
маловременному сродству с телами, и, как бессловесные, мудрствуя только о
плотском и похотию разжигаясь, отлучают сами себя от Бога, и душу с неба
низводят в пропасть плотских мучений.

Ум, по мысли Антония Великого имеет сродство с Богом. Он
приближает к Богу.
В нем есть нечто духовное, что сближает его с Богом.
И умом человек прикасается к Богу, познает Бога.

Тело же подобно животным.
И в теле как его сотворил Бог никакого греха нет.
Но после грехопадения правильное устранение человеческого
естества изменилось, нарушилось.
Тело стало выше ума.
Тело стало во главу угла в естестве человеческом.
Тело стало главным, а ум второстепенным

Ум, оторванный от Бога, был брошен в грязь.
Не размышляя о своем достоинстве, прельстившись плодом
значимым прекрасным в этом мире.
Ум обречен в этом состоянии падения исполнять вожделения
плоти.

Он сам поработил себя, свободно отрекся от свободы и
поработил себя в плоть.
Поработил себя веществом мира сего.
Смешался с этим веществом и суетой и погрузился в плоть.

Таким образом в падшем обезбоженном состоянии человек имеет
во главу угла тело, ставшее плотью

Не одухотворенное тело, потому что ум погряз в соблазнах,
удовольствиях житейских, размышлениях того, что приносит наслаждение,
обеспечивает покоем, удовольствием радостью тело в рамках земного вещественного
бытия.

И тело стало главным для человека, потому что как говорит
писание, из-за страха смерти люди стали подчиненными власти дьявола через
стремление к наслаждению.

Страх смерти, страх исчезновения, страх за свое тело стал
одной из главнейших сил, которая определяет бытие человека в этом мире естество
человеческое.

И человек всеми силами даже если он достаточно мужественный
твердый и крепкий, он боится за свое тело.

Люди мужественные или мудрые учатся преодолевать этот
страх.
Усилием воли возводить ум к приличествующему им достоинству
и отвергать разные прихоти и похоти тела, но это всегда дается с трудом.

А если человек не сопротивляется, то тело трепещет и
боится.
Тело жаждет удовольствий.
Тело становится кумиром и идолом для человека, символом
подлинно человеческого бытия.
Все больше представление о причинах своего бытия
связывается с плотью, с телом.

Физическое буйство плоти, физическая красота и другие
атрибуты, связанные с телом, которые являются атрибутами человеческой природы.
Физическая сила, красота, все, что связано с животной
стороной человеческого бытия становятся во главу угла.
Потому что чем дальше, тем больше именно эти
физиологические природные достоинства, которые сравняют нас с животными
помогают нам утвердиться в этой жизни.
Добиться всего в этой жизни.
Обезопасить свою жизнь, чтобы телу плоти обеспечить
комфортное безбедное существование.

Самое страшное искажение, что сам Бог, религия стали
использоваться только для того, чтобы обеспечить это безбедное это
существование плоти, как мы видим это в расцветшей языческой традиции

У них есть религиозное мышление, представление о Боге, но
все это для того, чтобы Бог меня здесь защитил, и даровал изобилие.
Благо, сила, возможность удовлетворять свои похоти и
прихоти, чтобы я не просто безбедно и долго прожил, но, чтобы я насыщено
прожил.
Понимается плотская насыщенность количество пищи, вина,
солнечных дней, изобилий, женщин, которые меня окружают, качество цветущих
садов.

Вот что стало знаком подлинной успешности жизни, знаком
настоящего человека.
И сама религия в языческой традиции должна обеспечивать
подобное плотское торжество человеческого существования.

Все это стало возможным потому, что ум был попран, раздавлен
плотью, погряз во плоти и не мог вырваться из-под груза плоти.
Мысли, которые входили в ум, внушались миром, заботой о
телесном выживании, стяжании изобилия, удовлетворении самых примитивных
низменных животных инстинктах.
Ум всю свою энергию тратил на это, становился плотским.
Это было в языческой традиции.
Когда человечество отказалось от того, что делает человека
близким к Богу 
от очищения ума,
от порабощения ума плотью,
от воздержания
от борьбы со своими прихотями похотями страстями.

Выйдя из эпохи средних веков человечество сохранило же
представление о религии, вере, христианстве с ее идеями воздержания и служения
долго-долго.
И в эпоху нового времени все-таки понимали, что исполнять
все свои прихоти и страсти недостойно человека.
И в приведениях литературы, философских дискусах можно
увидеть идею, что жить для себя – это плохо, недостойно человека.
Уже нет понятия грешно и нет понятия греха.
Но есть некоторые вещи, которые по-прежнему человека
достойны или недостойны.
Образование, развитие ума, элементом которых являлась добродетельная
жизнь даже для эпохи нового времени было значимой ценностью.

Человечество все-таки понимало свое отличие от животных.
Даже не принимая в полноте церковную веру в Бога, сохраняло
эту идею.
В силу сохранения этой идеи сохраняло и хоть какую-то
вертикаль, устремленность человека к Богу, именно воспитание ума неразрывно
связанного с добродетельной жизнью.
У человечества это было.

Когда же все это снова сало отвергаться и человек стал
снова погружаться в плоть.
Добродетели ума уже ничего не значат.
Значат только размеры мускулов, талии, размеры естественных
даров человеку, которые сроднит его с животными даже со скотами.

Вот что стало ключевым отличием человека.
Все культурное пространство, окружающее человека, кричит
нагло, что только количество этих телесных атрибутов и размеры моей телесности
могут быть гарантом моей успешности, полноценности, моей включенности в насыщенное человеческое бытие.

Когда раздаются острожные высказывания, что недостойно
сравнивать себя с животными,
Люди отказавшиеся от
развития ума

уже не с назойливостью, а наглостью начинают постулировать, что естественно, то
не безобразно,
что человек должен гордиться своей связью с животными.
Это достойно его, это и есть подлинная природа.
Ведь человек произошел от обезьяны.
Он родной этому животному миру.
То, что роднит его с естественным миром животных и есть
настоящее развитие природы.

А вещи, связанные с умом – это отклонение в сторону.
Это не имеет отношение к подлинной человеческой природе.
Это издержки цивилизации, от которой никакой пользы, прока не
жди и не ищи.
Все это кончится стадом двуногих живых существ, лишенных
нравственного, разумного облика, которые соединяются в прайды, воюют друг с
другом и пожирают себе подобных, если те слабы.

Самое печальное, что эта картина никого не пугает,
Современные тренды знают о такой возможности,
потому что чувствуют или знают, что альтернативы с их точки
зрения нет.

Если вспомнить о том, что у человека есть ум, тот по
образу, которого создан человек,
есть духовная природа в человеке и за пределами человека,
есть небесный дух все созидающий все наполняющий,
тогда придется полностью изменять мировоззрение и
отрекаться от угождения служения плоти.
Это значит вставать на путь воздержания, мужественной
борьбы, аскезы.
И это просто не хочется делать.

Они сознают это.
Просто внутренне не способны вернуться к тому, чтобы ум и
дух стали снова восстановлены в своих правах и признаны конституирующим
элементом человеческого бытия.

Только тогда, когда ум снова воцариться,
когда снова духовность и добродетельная жизнь станет
мерилом человечности в человеке,
тогда возможно изменение в человеке,
изменение того разрушающегося распадающегося мира, который
мы сейчас наблюдаем.

Если человек животное, то тогда борьба за существование и
борьба между семействами за ареалы обитания и поедание себе подобных, потому
что они слабые, неспособны дать хорошего потомства и просто являются обузой для
прайда.

Все это станет естественным, нормальным и никого не будет
пугать, не удивлять, что мы смышим сейчас в изобилии, как некоторые элементы
риторики экономических и политических деятелей, которые пытаются оправдать то,
что происходит в современном мире.

13. Человеком должно называть или того кто умен (по первому
пункту), или того кто принялся исправлять себя.
Неисправного не должно называть человеком; потому что это
(т. е. неисправимость) есть дело не человеческое.
От таковых должно бегать.
Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных
(т. е. блаженным бессмертием).

Важно обратить внимание на мысль Антония.
Если человек не исправляет себя, не пытается хоть как-то поставить
ум в приличествующее его естестве состояние,
потому что мы ходим не к верх ногами.
Стало быть, ум в силу этого должен занимать господствующее владычествующее
положение в естестве человеческом.


Если человек ничего
в этом отношении не делает, и пребывает неисправным
, то по мысли Антония
Великого сама эта неисправность не есть
дело человеческое
.
Т. е это не потому, что человек не хочет или не может
исправляться не понимает, не знает, не умеет.

Это показывает, что человек ПОПАЛ под ВЛАСТЬ СУЩЕСТВ духов,
сил, традиций, с которыми ему в принципе СПРАВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО.
Потому что если человек не понимает с очевидностью,
не считает и спорит с этой очевидностью, что ум в нем
занимает господствующее положение.

А если ум занимает господствующее положение, то стало быть
и мысль о Боге, устремлённость к Богу должны хоть как-то затрагивать и касаться
бытия человека.
Если он все это отвергает, хотя это очевидно, то процесс
его внутреннего разложения, процесс превращения в бессловесное животное
становится необратимым.

14. Только самым делом качествующая в нас умность (по
первому пункту) делает нас достойными называться людьми;
не имея же такой умности, мы разнимся от бессловесных одним
расположением членов и даром слова.
Итак, да познает разумный человек, что он бессмертен; и да
возненавидит всякую срамную похоть, которая бывает для людей причиною смерти.

Умность по мысли Антония Великого, есть качество
человечности.
Т. е ПОДЛИННЫЙ ЧЕЛОВЕК должен КОНТРОЛИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ своей
ДУШИ, движение своего тела,
должен подчинить свою природу свое существо высшей ЦЕЛИ
БЕССМЕРТИЯ.

Потому что человек – это ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Человек – существо, обреченное жить вечно.
Мысль об этом для человека естественна.

Ему не надо напрягаться и подумать хочет или не хочет он
жить вечно.
Даже если он убедил себя, что это для него не является
ценностью, его естество бунтует против этого.
Его естество хочет жить вечно.

Но вечное бытие возможно только в боге, потому что он
единственный живет вечно.
Все сотворенное вечно жить не может, потому что в этом мире
ЦАРСТВУЕТ ТЛЕНИЕ,
Только Бог вечно живой может приобщить к вечности.
Он и обещает человеку эту вечную жизнь.

Если человек ищет вечной жизни, должен устремиться к Богу, чтобы
этой вечной жизни взыскать.
Это и является подлинной целью человеческого бытия.

По мысли Антония Великого человек УМНЫЙ – это человек
ДУХОВНЫЙ,
потому что только энергия, исходящая от УМА, которое
соединено с сердцем,
только ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО ПОРЯДКА В человеке приводит
к одухотворению тела так, что ПЛОТИ в ней МЕСТА НЕ НАХОДИТЬСЯ.

Как говорил апостол Павел в Послании к Галатам,
есть дела плоти, есть дела духа.

Одухотворенный человек есть подлинная человечность.
Человеком называется то существо, которое ПРИЧАСТНО ДУХУ.

Человек, который не живет с духовной устремленностью к свету
духовному, умному, к Богу,
который не выстраивает духовную вертикаль,
не устремляет свой взгляд ввысь,
не ставит себе цель, находящуюся в вечности в бессмертии,
такой человек начинает СКАТЫВАТЬСЯ к ПРИРОДЕ БЕССЛОВЕСНЫХ
СКОТОВ,

потому что по мысли Антония Великого человек по телу своему
сродственнен с животным.

Нас отличает от него только духовный дар жизни, которым мы
были отмечены после того, как было завершено творение мира.
Но наша телесная природа было создана вместе с природами и
других скотов.

Это для нас узта смирения, потому что мы помним, что мы
всего лишь безволосые животные.
По духу, по способности ума человек почтен и образом божьим
и возможностью соединяться с Богом,
возможностью преображать свое собственное естество и
естество мира,
Способностью восходить к Богу, знать Бога и через знание Бога
весть мир, в т. ч и телесный вводить в тайну богообщения.

Если дух отказывается, не строит эту вертикаль, то хотя духовность
и остается непрекращающимся атрибутом человеческого енстества, потому что дары
Бога не приложны, он дал нам дух.
Но если вертикаль не строится,
если дух и ум попираются плотью,
то человек становится бессловесным скотом.

Дух в нем по-прежнему есть, но необращённый к Богу человек
достигает страшного состояния,
потому что в этой плоти
в этом торжестве извращенной телесности,
в торжестве плотской жизни примешивается духовное начало,
что придает этой плоти неутолимую, НЕНАСЫТИМУЮ ЖАЖДУ.

Животные могут насытиться.
Человек НЕ МОЖЕТ НАСЫТИТЬСЯ.
Его естество может прийти в тупик, его чрево может больше
не вмещать пищи.
Его тело не вмещает алкоголя, не выносит наркотиков.
Тело не может выносить,
а человек с ненасытимой жаждою хочет еще и еще телесных
ощущений, плотских сладостей и радостей, этого торжества плоти.

Потому что эта извращенная духовность и муки его в этой
отданности плоти УПОДОБЛЯЮТ его БЕСАМ.
Это страшные мучения.


26 Читаем Добротолюбие. От 15
декабря. Антоний Великий. Подлинная человечность 

Комментариев нет:

Отправить комментарий