вторник, 3 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 27 октября. Антоний Великий. Об «умном» человеке...

В обычном состоянии человеку приходится бороться с ПОМЫСЛАМИ,
которые влагают в него ПАДШИЕ духи с целью, чтобы побудить человека исполнить
ИХ ВОЛЮ, которая всегда заканчивается РАЗРУШЕНИЕМ, потому что благо они
созидать не могут.





Когда мы отвергаем помыслы, проблем нет.
Когда мы помыслы принимаем, когда нам кажется, что мы не
можем этим помыслам сопротивляться.
Почему это происходит?
Помысел внушаемый нам падшими духами не случаен.
Помыслу попускается действовать только по промыслу божьему.
Промысел божий попускает помыслу от лукавого действовать на
нас, чтобы стали ЯВНЫМИ НАМЕРЕНИЯ нашего сердца. Что мы на самом деле хотим.

Если помысел нам совершенно чужд, то мы легко его
отвергаем.
Если помысел вызывает у нас внимание и интерес, тем более,
когда мы к нему прислушиваемся и исполняем.
Это свидетельствует о том, что внутри нас есть СТРАСТЬ, созвучная
воли, которую нам влагает падший дух.

В этом их исключительное значение и спасительное действие и
лекарство.

Они помогают нам познать, что мы существа, обремененные
страстями, чтобы мы от этой страсти избавились.

Если они внушают нам блудный помысел. Мы соглашаемся с ним
и делаем, что они говорят.
Не очень разумно обвинять в этом бесов.
Если бы мы не имели в себе блудной страсти, то отторгли бы
помысел.
Они не ведут нас насильно, просто предлагают то, что нам
нравится. И не предлагают то, что нам не нравится.
Они бесстыдны и упрямы, потому что они не устают и могут
докучать даже подвижнику помыслами, которые на 1,2,3-ий раз человек отверг.
Упорство падшего духа искушает упорство подвижника.

В Лавсаике говорится о подвижнике Памба,
который 5 лет был ТОМИМ БЛУДНОЙ СТРАСТЬЮ, хотя не имел желания и предлогов к
этому.
Его терпение искушалось подобным
мучительством.                                              
Иоанн Многострадальный. Человек может не принимать помысел,
но все равно быть томим бесом.
Некая уникальная черта его жизни, о которой свидетельствует
Бог, явившись аве Памбе, что Иоанну Многострадальному показано в чем смысл был
этого долгого искушения.
Это особые подвижники, несущие особые подвиги.
В обычной жизни помысел принимается нами потому, что
ЖЕЛАНИЕ этого помысла в нас уже ЕСТЬ.

Когда человек в принципе не хочет пить водки. Куда бы он не
пришел, ему предлагают водку, он не будет ее пить, потому что подвижник или
великий трезвенник не хочет.
Ему внутренне противен этот напиток и соблазна никакого
нет. Он отвергает это как неприятное отвратительное для себя.

Когда человеку нравится этот напиток, чувства, которые в
нем вызывает выпитая водка, то напиток вызывает в нем интерес и сладостное
желание. Для него это соблазн. Ему предлагается, он 1,2,3-ий отказывается.  На четвертый:
-Ладно, давай.
Виноват не предлагающий. Любовь к этому напитку у него
есть. Любовь к этой страсти.
Он хотел так согрешить, поэтому и не устоял в собственной
волевой установке.

Проблема не в том, что его кто-то соблазнил. Он любит это
вожделение, это состояние, эту страсть.
Бесы, искушая нас, помогают нам определить основные болезни
нашей души и восстать против этих болезней ПОСТОМ и МОЛИТВОЙ.

Антоний великий в 32 слове своих наставлений пишет:

32. Сколько мириад злых бесов, и
сколь бесчисленны виды козней их! Они и после того как увидели, что мы,
пришедши в познание своих страстей и своего посрамления, стараемся уже избегать
злых дел, на которые они нас наводят, и уха своего не склоняем к злым советам,
которые они нам внушают, – не отстали, но приступили к делу с отчаянным
усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их есть ад,
за их крайнюю злобу и отвращение (от Бога).
Да откроет Господь очи сердец ваших, чтоб
вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам
каждый день, – и да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы
могли принести самих себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти
демонов во всякое время и их злых советов, их скрытных козней и прикровенной
злобы, их обманчивой лжи и помышлений хульных, их тонких внушений, которые
влагают они каждый день в сердце, гнева и клеветы, на которые подущают они нас,
чтоб мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая,
чтоб злословили друг друга, или сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших
горечь, чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб
спорили между собою и шли наперекор друг другу, в желании поставить на своем и
показаться честнейшими.
Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно,
когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов, и
когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который
научает его всякому злу
.
Тело такого наполнится постыдными
срамотами; – ибо кто таков, тем
овладевают страсти демонские
, которых он не отгоняет от себя. Демоны не
суть видимые тела; но мы бываем для них телами,
когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии
помышления, мы принимаем самих демонов и явными их делаем в теле

Очень страшное слово.
Человек, который принимает греховные помыслы, падает произвольно,
потому что он сочувствует тому, что предлагает ему демон.
Он радуется тому, что влагают в него враги.
Поэтому само падение человека, может быть для него благом.
Падая, становясь игрушкой демонов, выполняя их срамные похотения
и желания, мы не должны отчаиваться.
Потому что пока мы живы, есть надежда.

Сама срамота, которую мы носим в теле и постоянное
надругательство бесов над нами,- свидетельство, что внутри  сердце не чисто.
Внутри мы считаем себя лучше других. Своеволие, осуждение
других, зависть, ревность, желание, чтобы все было, по-моему, делает нас
бессильными перед любыми кознями бесов.

Мы могли бы если бы захотели, но неправильная установка на
отношении других делает нас беззащитными перед их кознями.
Если бы мы смирились, то все было бы иначе.
В 34 слове Антоний Великий продолжает

34. Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость,
непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают
приступить к Господу, – тем же самым путем, каким и сам ниспал, т. е.
гордостию и любовию к суетной славе.
Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим
подобным думают они отдалить нас от Бога.
Сверх того, зная, что любящий брата своего
любит и Бога, они влагают в сердца наши ненависть друг к другу, – до того,
что иной видеть не может брата своего или сказать с ним слово.
Многие истинно великие подъяли труды в
добродетели, но по неразумению своему сгубили себя.
Этому не дивно быть и между вами, если,
например, охладевши к деланию, вы будете думать, что обладаете в себе
добродетелями. Ибо вот уже вы и ниспали в эту болезнь диавольскую (самомнение),
думая, что близки к Богу и пребываете во свете, тогда как в самом деле
находитесь во тьме.
Что побудило Господа нашего Иисуса Христа
сложить одежды Свои, препоясать чресла Свои лентием и, вливши воду в умывальницу
(Ин. 13, 4 и д.), умыть ноги тех, которые ниже Его, если не то, чтоб научить
нас смирению?
Да, – его Он изобразил нам примером
того, что сделал тогда.
И точно, все, хотящие быть принятыми в
первый чин, не иначе могут этого достигнуть, как смирением; так как в начале
то, что свергло с неба, было движение гордости.
Итак, если
не будет в человеке крайнего смирения, смирения всем сердцем, всем умом, всем
духом, всею душою и телом, – то он Царствия Божия не наследит
.

Это свидетельство.
Одного этого слова если его читать регулярно, поучатся и
внимать достаточно, чтобы наша духовная жизнь протекала ровно и без духовных
изгибов, вывертов, надрывав и катастрофических событий.

Нужно смириться, быть хоть сколько ни будь церковным
человеком. Мнить себя христианином серьезным невозможно без сознания того, что
нужно смириться.
Всякий раз находим оправдания, чтобы этого не делать.
Придумываем оправдания, почему мы поступили не по смирению.
Духовная жизнь рассыпается, не начавшись.
Потому что прежде чем быть христианами мы приняли внутрь
себя помысел, который внушает нам поступать противно смирению.

Всякий раз, когда дух внушает мне поступить не по смирению
это дух не Христов. Это дух лукавый. Именно он учит людей поступать по
гордости, самомнению, надменности, любым способом, лишь бы не любить другого
человека.

Мы не невидим другого человека.
Указываем обстоятельства, мы не имеем права его любить и
оправдываем это.
15 Только извращенец, сумасшедший, гнусный человек в таком
случае может говорить о смирении и любви.
Мы себе объясняем, что это нормальное христианское
поведение этого ненавидеть, этого любить, этого презирать, этого осуждать.
Просто всякий честный человек должен делать.

Неужели мы не понимаем, что сам дух, внушающий нам подобную
мысль есть определенный дух.
Что всякая ненависть, презрение к человеку, осуждение
человека есть помыслы, которые приняты от духа, который людей ненавидит,
презирает и осуждает на вечную погибель.

Отвергая подобный помысел врага, мы восходим от силы к
силе, к познанию Бога

Антоний говорит об умной природе человека.
33 слово.
33. Природа
умная
и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нем и чрез него обнаруживать свои
действия
.
Итак, сделав
тело это алтарем кадильным, приносите на него все помышления ваши и худые
советы ваши, и поставя их пред лицом Господа, возноситесь к Нему сердцем и
умом, умоляя Его, да ниспослет Он вам свыше Свой невещественный огнь, который
бы попалил все, находящееся на алтаре сем
, и очистил то.
И убоятся противники ваши, священники
вааловы, и погибнут от рук ваших, как от рук Илии Пророка (3 Цар. 18, 25 и д.).
Тогда узрите вы человека, исходящего из
вод Божественных, который сделает, – чтоб одождил на вас дождь духовный,
т. е. орошение Духа Утешителя.

По святым отцам
Ум – это око, ВНИМАНИЕ человека, обращенное либо к Богу,
либо внутрь самого себя.
Высшая способность ума ПРЕДСТОЯТЬ Богу.
Важнейшая сила ума – это РАССУЖДЕНИЕ.

Апостол Павел говорит об уме.

18Благодарю
Бога моего: я более всех вас говорю языками; 
19но в церкви
хочу лучше пять слов сказать умом моим,
чтобы и других наставить, нежели тьму
слов
на незнакомом языке.
20Братия! не
будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.   
1 Кор. 14:19

"Обновиться духом ума вашего…" (Еф 4:23).


и не сообразуйтесь с веком
сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам
познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
 К Римлянам 12:2

3 Кто учит иному и не следует здравым словам
Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от
которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения
5 Пустые споры между людьми
поврежденного ума
, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит
для прибытка. Удаляйся от таких.
Великое
приобретение - быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что
ничего не можем и вынести из
него
1-е Тимофею 6

Ум более всего раскрывается и осознается определяется в
молитве.
Тогда, когда мы можем молиться умом и познали, что значит
молиться умом.
Мы уловили эту силу, определили, поняли, что есть ум только
тогда, когда научились умом молиться, когда слово не ускользает от нашего
внимания.

Когда читаем молитву, а мысль гуляет в стороне, то ум не с
нами. Ум размазан по всему миру, он рассеян.
Он в переживании событий, мечтах о будущем, в решении
житейских проблем, в обидах, дрязгах, мечтах, составлении планов, оформлении
работы. Ум не в молитве.

Человек через делания молитвы начинает свой ум собирать.
Наш ум рассеян, рассыпан как мешок пшеницы на поле.
Каждую крупинку мысль, рассеянную по событиям мира, надо
собрать.
Собирая мысли внутрь себя во внимании к Богу, мы и собираем
ум.

Когда человек размышляет в ценах на нефть о курсе доллара,
плане диссертации, отношении с коллегами.
Во всех этих размышлениях ума нет.
Есть мысли. Ум рассеян.
Ум становится тогда, когда он собран воедино.
Он собрался и стал неким органическим элементом жизни
человека. Тогда он становится умом.
Когда мысли рассыпаны по событиям мира – это не ум, это
мысли.

Человек в молитве обретает собственную умность.
Он устанавливает качеств ума.
Молитва для обретения ума, для постижения умной собственной
силы.

Покаянный канон.
Господи возвыси ум мой к тебе долу поникший.
Т. е наш ум упал на землю и рассыпался, как разлетелись
крупинки пшеницы.

Пока он долу поник. Вниз опущен мой ум.
Погружен в суету этого мира и стал рассеян, посеян по
разным местам.
Он не собран воедино. Он везде и в целостности нигде.
Пока ум не собран, то человек не имеет покаяния, не имеет
умиления, не имеет слезы утешительной.

Покаянии переводится как обращение ума.
Чтобы обратит ум к Богу, мы должны собрать его воедино.
Мы можем подумать о Боге. Это мысль, с которой соотнесено
память о Боге.
Но от этого далеко о начале духовной жизни.
Пришла мысль о боге. Куча других мыслей.
Это еще не ум.

Мысли о Боге в молитвенном предстоянии начинают отрывать от
других переживаний и   собирать только
перед лицо Бога,
тогда начинается обращение покаяние, которое приводит к
умилению, слезам, о чем мы читаем у святых отцов.

Омрачился умом в житейских страстях.
Т. е ум становится мрачным, когда погружается в другие
страсти.

Слово 33.
Т. е человек собирая свой ум, мысли о суетных предметах.
Каждую мысль возносит перед Богом, закалает лицом Бога, т.
е отрекается, мысль отрывает от суетной вещи и соотносит ее только с Богом.

Все мысли оторвать от всего суетного и обратить только к
Богу.
Тогда человек получить благодать и по примеру святых к
мирским греховным делам более не возвратиться.

Если не все, то большую часть мыслей оторвать от мира сего
вознести к Богу.
Отречься, оторвать мысль от страсти, от предмета
вожделенного в мире сем находящегося.
Все это пронизано молитвой к Богу.
Частично ум осветиться.
Все остальное предмет аскетических дальнейших усилий
Чтобы все мысли отобрать и вознести к Богу, потому что
возлюбить господа Бога нужно не только всем сердцем своим, но и всеми
ПОМЫШЛЕНИЯМИ своими.

Читаем Добротолюбие. От 27 октября. Антоний
Великий. Об «умном» человеке. Часть 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий