воскресенье, 22 мая 2016 г.

Читаем Добротолюбие. От 29 сентября. Антоний Великий. Призывание к молит...

Для спасения во Христе Святой Антоний обозначает 2
необходимых условия МОЛИТВА и ЖЕРТВЕННАЯ ЖИЗНЬ человека, который обращается у
Богу с молитвой.





Молитва есть правильное естественное состояние верующего
И только молитва учит его естественному состоянию,
естественности его духовного состояния,
потому что молитва ставит человека в правильные отношения к
Богу, такие, какие они были изначально.
Смирение, обращенности прошения к Богу и благодарения Богу.

64. Пробудимся от сна, пока еще находимся в теле сем,
воздохнем о себе самих, и будем оплакивать себя от всего сердца нашего день и
ночь, чтоб избавиться от того страшного мучения, стенания, плача и туги, которым
не будет конца;
поостережемся идти в просторные врата и широким путем, вводящим
в пагубу, хотя очень многие идут им,
но пойдем в узкие врата и тесным путем, ведущим в живот, хотя
очень немногие идут им.
Идущие сим последним суть истинные делатели, которые получат
мзду трудов своих с радостию и наследуют Царство.
Кто же не совсем еще готов предстать туда, – умоляю его не
нерадеть, пока не ушло время, чтоб в нужный час не оказаться неимеющим елея,
притом так, что не будет никого, кто бы хотел продать его.
Ибо так случилось с теми пятью девами юродивыми, которые не
нашли у кого бы купить.
Тогда они с плачем воззвали, говоря: Господи, Господи, отверзи нам. Он
же отвещаврече им: аминь, аминь глаголю вам: не вем вас 
(Мф. 25, 11–12).
И это случилось с ними не по другой какой причине, как по
лености.
Потом они хоть пробудились и начали хлопотать, но уже это ни к
чему не послужило, потому что Господин дома встал и заключил двери, как
написано.
Приведу вам и другой, подобный сему, пример.
Когда Ной вошел в ковчег, сам с сыновьями своими и женами их, и
со всем прочим, что было с ним, и заключил дверь ковчега, по причине потопных
вод, ниспосланных на творящих злое,
то не открывал более двери ковчега, и сынам своим не попускал
видеть это ужасное зрелище, которое было в казнь нечестивым тем;
тем более злые сии, по заключении двери, не могли войти туда,
чтоб быть вместе с праведными, но пагубою погибли все от воды потопной, за свою
леность и непокорность.
Ибо Ной в продолжение тех ста лет, в которые строил ковчег, непрестанно призывал их к лучшей жизни, но
они не внимали ему и не послушались его, оттого и погибли
.

Антоний взывает, чтобы они не предавались ленности и все
свое время проводили, отрекаясь от страстей и похотей и УСТЕМЛЯЛИ ДУХ свой к
МОЛИТВЕ.

Молитва по святому Антонию есть дыхание жизни.

Приступая к причащению Христовых тайн, читая молитвы,
которые нам оставили святые отцы.
Святой Григорий Богослов, обращаясь ко Христу говорит:
-Ты дыхание мое. Ты радость моя.
Верующий человек дышит Христом.
Если он перестанет дышать Христом, то он умрет.

Для нас людей, не вкусивших правильных нормальных отношений
со Христом, не познавших ТАЙНУ ОСВОБОЖЕНИЯ от ГРЕХА, это представляется
метафорой.

Мы изредка вспоминаем о Христе и чаще всего не с молитвенным
обращением, а просто вспоминая, думая, размышляя о нем, медитируя.

Мы изредка кусочком сознания хоть как-то поворачиваемся ко
Христу.

Для святых, людей, перешедших в нормальное для человека
состояние Христос есть хлеб, Христос есть жизнь. Христос есть вода, пища,
питие, дыхание и жизнь.

Если они по дьявольскому наваждению забудут о Христе и
перестанут молиться, они почувствуют приближение смерти.
Они, перестав дышать Христом. просто умирают и чувствует живое
приближение смерти.

Для нормальных отношений с Богом, христианин у надо
приучать себя к молитве.
Аскетика – это упражнение тренировка, когда человек упорно проделывает
одно и то же упражнение, чтобы приобрести навык.

Мы приобрели дурные привычки и помогли развиться в нашей
душе тяги к страстям.
Труд обратный, чтобы не делать то, что мы привыкли делать,
а делать совершенно противоположное тому, мы не хотим.

Человек может приучить себя к молитве, если начнет молиться.
Даст Господь молитву молящемуся.

Навязанное ИСКУШЕНИЕ, которое люди не воспринимают, как
искушение
В Писании говорится, не надо многословствовать на молитве,
Господь Бог сам знает в чем мы нужду.
Христос сказал, просите и дано будет Вам, ищите и обрящете.

Человек начинает варится в собственном соку.
Бог знает, в чем я имею нужду, в чем есть потребность.
Зачем постоянно взывать к нему день и ночь. Зачем я буду
молиться.

Слова Христа, чтобы не многословствовать сказаны про
язычников и их многословных молитв, кода они много долго и нудно просят всего
разного, что показано в сюжете про Илью пророка.

Долго и много взывали жрецы Ваала, чтобы получить просимое,
но не получили.

Христос учит нас молитве Господней, чтобы мы просили то,
что обозначено в этой молитве.

В Евангелии содержится несколько притч, что МОЛИТВА должна
быть НЕПРИСТАННОЙ, долгой.
Именно НАПРЯЖЕННОСТЬ МОЛИТВЕННОГО ИСКАНИЯ увенчивается
УСПЕХОМ.

Именно молитва производит на сердце удивительное действие.
Сердце умягчается, делается способным раскрыться навстречу
тому дару, который хочет дать нам Иисус.
Молитва принимает этот дар.

Именно во время молитвенного делания, молитвенного
воздыхания и плача человек вдруг становится ПРИЧАСТЫМ БОЖЕСТВЕННОГО
ПРИСУТСТВИЯ.
Он получает милость, утешение, исцеление от страсти.
Именно молитва поможет ему потом возделать этот дар, вверенный
ему огонь.
Чтобы огонь этот не погас.
Чтобы данный ему дар божественного духа был взгрет и
преобразил все его существо.

В таком напряженном постоянном молитвенном делании человек
достигает совершенной молитвы, когда вся его жизнь и вся его молитва становится
только БЛАГОДАРЕНИЕМ.
Человек благодарит в состояние ангельское.

Все святые отцы только об этом говорят.
Этому не только нужно учиться, этому можно учиться.

Молитва есть импульс нашего духа, энергия, которая движет
поднимает воздвигает нас к Богу наш порыв и наш вектор.
Молитва показывает, куда бы мы хотели направить нашу жизнь,
к чему она направлена, но и порыв тоже.

Мало прочертить направление, мало устремить взгляд к
вожделенному возлюбленному.
Надо предпринять усилие.
Надо устремиться жаждой сердца.
Надо предпринять какое-то действие деятельность,
Как человек, который воздыхает о возлюбленной своей, ничего
не делает, он ничего не достигнет.
Он должен действовать.

Как человек, который мечтает совершить открытия, сидя на
диване ничего не достигнет.
Хотя он мечтает и все мысли заняты целью его жизни.
Если он ничего в этом отношении делать не будет, то он ничего
не достигнет.

Так и в молитве. Она есть импульс, энергия жизни, энергия
действия, которая устремляет человека в выбранном им направлении, т. е ко
Христу.

Часто вектор у верующего обозначен.
Человек постоянно совершает некоторые молитвы, читает
акафисты, священное писание, но ничего с ним не происходит, ничего не
изменяется ни в его жизни, ни в нем самом, ни вокруг его.

Часто человек не замечает, что все его молитвы ни к чему не
ведут.
Я молюсь 8 лет, и чувствую, что ничего в моей жизни не
происходит.
Никакой обратной связи от Бог я не получил.

Потому что в молитве не было импульса, устремления взгляда
к Богу без привлечения к этому сердца.
Молитва не была вдохновенной.
Он не искал Бога с сердечной болью.
Он не устремлял себя усилием к молитвенному деланию.

Именно устремленность человека к Богу в молитве,
именно непросто переживания, эмоции,
простое вычитывания акафиста, молитвы СПАСИТЕЛЬНО,
а та внутренняя энергия, которая созидает эту молитву,
та СИЛА, с которой совершается молитва, она и есть показатель
жизненности человека.

30. Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что
свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем ее движениям и действиям, и
ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот не может получить спасения.
Кто же сделает это, над трудами того умилосердится Господь наш и
дарует ему невидимый и невещественный огнь, который попалит все находящияся в
нем страсти и совершенно очистит ум его.
Тогда возобитает в нем Дух Господа нашего Иисуса Христа и
пребудет с ним, научая его поклонению Отцу достодолжному.

Т. е в молитве, как во всяком духовном поприще человека,
обручившегося Господу, всегда все происходит синергийно.

Если что-то не получаете, то потому что нет благодати.
Но благодати нет и потому, что мы не хотим делать то, что
хочет благодать.

Ели бы мы хотели, что угодного благодати, то благодать
мгновенно со растворяется с нашим желанием.
Если благодать видит нашу предрасположенность исполнить
угодное ей, тут же нисходит к нам, воспламеняя желания наше, чтобы делать
угодное благодати.

Там, где есть некое человеческое усилие, там и есть
благодать.
Где нет человеческого усилия там и нет благодати.

Не понимаем обоюдоострость о синергийности спасения
человека.

Мы либо думаем, что мы спасаемся, а Бог нас за это милует.
Либо думаем, что Бог нас и так помилует, как бы мы себе не
жили.

Синергийность молитвы передана словами из 118 псалма. Давид
восклицает.
Уста мои отверзох и привлеков Дух, яко заповедям его
веровал.

Человек открывает на молитву уста сердца своего и Дух
сходит на молитву.

Но он ищет не уст, а сердца или ума.

Когда он возносится к Богу, тогда он нисходит и получается
действительно молитвенное делание.

Некоторые называют такую молитву горячей искренней
сердечной.
Но именно внутренний импульс, внутренняя сердечность,
внутренний порыв деятельный,
когда сердце в порыве устремляется навстречу к Богу,
именно эта составляющая делает молитву действительно
синергийной.

Делает молитву встречей, на которой человек встречается с
Богом.

Некоторые святые отцы Исаак Сирин говорят даже об экстазе.
Человек должен разорвать ту оболочку,
усилием воли отвергнуть все плотское, даже телесное, все
мирское, все немощное,  
все отвергнуть, как бы высвободиться из того, что мешает,
разлучает меня от Бога.
И в этом порыве он видит к себе устремившегося Господа.

Сердечность, внутренний импульс молитвы.
Без нее молитвы нет как практики бог общения, потому нет
изменений.
Молитва есть как некое действие человека.

Не сама по себе молитва изменяет человека.
Изменяет то, что в молитве человек соприкасается с
божественным Духом.

Уста мои отверзох и привлеков Дух

Дух, который входит в ответ на молитву, воспламеняет все
более сердце человека, он и меняет человека.

Если человек просто повторяет произносит молитвенные слова.
Сами по себе они не меняют человека.
Только Дух Божий, который открывается, раскрывается в этих словах
и действует в ответ на молитву человека.
Только он и меняет человека.

Именно этот внутренний импульс, движение человека
неравнодушие, порыв сего сердца движения к Богу.
Именно оно делает молитву молитвой.

Это хорошо поняли протестанты.
Они ищут этой порывистости, сердечности.
Но вырвав молитву из священного предания они ошиблись даже
больше, чем те, которые просто, забыв об этом внутреннем движении молитвы
занимаются просто вычитыванием правила.

Они увидели, заметили самое главное, но, когда они
разорвали с преданием, они ошиблись еще больше, чем те, которые просто
вычитывают правила.

39. Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен
возыметь страх Божий;
 страх же рождает и плач,
а плач рождает мужество.
Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во
всем.
И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе,
как воню фимиама избранного;
радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее
радостию,
и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место
упокоения своего.
Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее
окружающего;
даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой
силы.
Стяжите себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся
вам труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будет) вам Божественное.

Страх как источник,
потом плач, который рождается от страха и
любовь, как совершенная сила.

Так он пытается выразить внутреннюю силу молитвы.
Она должна из какого-то корня вырасти, и она вырастает из
страха и страх разрешается плачем.
И по мере плача в человеке вырастает любовь.

Таким образом, сердцевиной молитвенного делания у Антония
Великого является плач.
Именно он есть то неуловимое обаяние молитвы, неуловимая сила
молитвы, которая и делает ее молитвой, когда человек исходит из плача.

40. Бог слушает любящих Его и ищущих Его от всего сердца
своего, и снисходит им во всех их прошениях.
Прошения же тех, кои не от всего сердца своего приступают к
Нему, но раздвоены сердцем, и что ни делают, выставляют то на вид для получения
славы и похвалы человеческой, – не слушает, но гневается на них; так как
дела их – напоказ.
И исполняется над ними слово псалма, который говорит:Бог
разсыпа кости человекоугодников 
(Пс.
52, 6).


От всего сердца- это когда человек не думает о тщеславии.
Он забывает о себе, себе ничего не ищет, весь устремлен к
Богу.

Т. е когда человек взывает к Богу ради него самого,
Когда человек обращается к Богу ради самого Христа, без которого
жить он не может.

Если его молитва пронизана тем, что он думает о благах,
внутренне видит себя или каким-то образом рисуется перед самим собой или
другими,
когда его мысли о чем-то другом помимо их личных отношений,
в которых Бог милующий и спаситель, без которого жизнь пуста и ничего в этой
жизни со мной не случиться

 Такая молитва
становится слышимой, зримой и приносит плод.

Молитвенный призыв Антония.
Чтобы молитва ожила, представление о плаче, как сердечном
импульсе в молитве.
Молитва должна быть самозабвенной,
человек должен забыть о мире вообще,
о всякой реакции мира на его молитву.

Он должен от этого отречься.
Только тогда Бог будет его слушать.



20 Читаем Добротолюбие. От 29 сентября. Антоний
Великий. Призывание к молитве. Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий