четверг, 9 июня 2016 г.

Лекция 28.2. Исторический контекст книги Иеремии

Пророк Иеремия пишет письмо бывшим жителям Иерусалима,
угнанным царем Вавилонским в рабство Вавилон.




Говорит, что ни должны жить там обычно по-человечески
радоваться и плакать, растить сыновей и дочерей, заключать браки, молиться,
чтоб мир был в земле вавилонской.

Это письмо возбудило ненависть и ревность как в князьях
иерусалимских, так и в лжепророках.
Непонятно каким образом пророк Иеремия еще жив до сих пор и
его никто не убил.
И он посылает свиток через ученика Варуха специально
написанный для царя Сидекии.
Ему бы надо молчать, он и так много сделал, но слово божие
не вяжется. 
Он не может молчать, потому что он пророк.

Не потому, что у него есть желание говорить, а потому что
Господь постоянно вновь и вновь толкает его, чтобы он свидетельствовал о том,
что ЖИЗНЬ этих людей совершенно НЕСОВМЕСТИМА с божьей ПРАВДОЙ, совершенно
несовместима с верой.


Устами пророка взывает Иеремия, чтобы спасти этот народ,
сохранить жизнь как можно большему числу людей.
Для них сдаться- это жизнь.
А Господь не хочет их смерти.
Именно поэтому, чтобы отстранить от них смерть, посылает
вновь и вновь пророка Иеремию.
Это попечение Бога о том, чтобы они не погибли, чтобы они
жили. В плену они могут жить еще долго, видеть сыновей и внуков и, может быть,
вернуться в эту оставленную землю.

Для этого он посылает Иеремию, чтобы они одумались и
прислушались к словам Бога.
Но они не одумываются.

Варух пришел с написанным свитком к царю Сидекеи.
Когда читали слово пророка царь отрезал кусочек и бросал
кусочек свитка в огонь жаровни, чтобы никто это не смог не услышать не
прочитать. Запретил делать еще раз такие пророчества.

Варух явился к Иеремии. Иеремия написал второй свиток, движимый
благодатью Святого Духа, петому что Дух Божий не вяжется и слово Господне
задержать невозможно.

Гнев князей распалился, и они бросили его в темницу.
В темнице не кормят вообще, потому что в Иерусалиме
наступает голод. Запасы истощаются. Заключенные умрут, зачем их кормить.

Царь, салившись над ним, по ходатайству друзей Иеремии
выпускает его из темницы и помещает в отдельную комнату во дворе стражи, где
Иеремии может жить в тепле и есть хлеб.

Князья находят пророка во дворе стражи. Приходят к царю и
говорят:
-Что это такое? Он продолжает пророчествовать вновь и
вновь.  Надо его уничтожить.
Седекия говорит:
-Делайте, что хотите. Все равно я уже сам здесь ничего не
решаю.
Вы все равно меня заставите сделать то, что вам угодно.

Царь Ирод умертвил Иоанна предтечу.
Он сам любил слушать Иоанна предтечу и уважал его как
пророка, но больше всего он уважал то, что думают о нем другие.
Он любил мнение человеческое больше, чем славу божью.
Из-за мнения возлежащих с ним Ирод царь убил Иоанна
предтечу.

Так же и Седекия сердцем тянется к пророку, хочет послушать
слов пророческих, но боится князей сильных мира сего, которые его окружают и НЕ
ИДЕТ по ЗОВУ СЕРДЦА, не хочет быть ПРИЗВАННЫМ, хочет быть званным.
А славу и покой человеческий он возлюбил больше.
И поэтому он отдает Иеремию фактически на смерть.

Князья схватили его, вывели из двора стражи и бросили в яму
из –под бывшего колодца. Там осталась грязь, жижа, болотистость.
Бросили его туда на смерть. Бросили на медленную смерть и
забыли.

Пророк Иеремия прообразует собой страдание Христово,
сошествие в пещеру, куда был положен Христос, как думали враги, что они его
преодолели.

Заключение в ров прообразует положение в пещере умершего
Христа. Запечатали, похоронили и думали, что никогда он не восстанет.

Однако, нашелся некоторый евнух из царских слуг, и как это
часто бывает в писании, нееврейского народа по происхождению эфиоплянин
Авимилех.

Он подошел к царю и говорит надо помиловать Иеремию.
Позвольте мне ему помочь.
И царь позволяет это сделать.
Только что он одним князьям его убить и тут же, когда
находится некоторый другой человек могущий походатайствовать ему и спастись, он
дает разрешение ему.

Авимелех с тридцатью людьми делает из лоскутков веревки,
спускает в колодец и с большим превеликим трудом вытаскивает из грязи и жижи
вытаскивает Иеремию и поселяет его во дворе стражи воинской.

Когда он прибывает во дворце стражи Сидекия тайком просит
его молитв:
-Помолись обо мне. Может быть Господь что-то переменит.

Иеремия пророк не может обнадежить человека, если человека
не обнадеживает Бог.
Он не может от себя сказать что-то, если Бог ему не
повелел.
Крест пророка тяжкий крест.
Сказать от себя нельзя ничего. И просто пожалеть не может:
-ладно помолюсь и все будет хорошо.

-Я помолюсь, но, если ты выйдешь сейчас к врагам халдеям,
бог свидетельствует, ты будешь жить.
-Нет я боюсь тех иудеев, которые уже перебежали к халдеям.
Они могут меня оклеветать, на меня наговорить и меня убьют.
- Нет, Бог свидетельствует, ты будешь жить и будешь жить
долго, только выйди к халдеям. Для тебя это единственная надежда, единственное
спасение.

Седекия не выходит. Просит об этом никому не говорить.
Иерусалим был взят и Сидекия был убит.

Сточки зрения человеческой Сидекия несчастный человек,
который не является лидером, вождем. По данным душевной природы он человек
слабый духовно и телесно, со слабой силой воли.
За что его наказывать?

Христос говорит иудеям:
-Вы возлюбили славу человеческую.
Для вас то что говорят, делают или пытаются сделать люди
для вас реально ощутимей весомей.
Мои слова для вас ничего не значат.

Часто в своей жизни мы уподобляемся царю Сидекеи.
Господь внушает нам и поддерживает нашу надежду, говоря:
-Иди, делай ничего не будет, никто не причинит тебе
никакого вреда.

Но мы боимся, не решаемся. У нас нет надежды. Мы боимся
видимого.
Невидимое для нас ничто.

Это ситуация, когда видимое важнее. Человеческий страх
преодолевает все.
Это греховная ситуация ясно свидетельствует, что мы
пребываем в грехе, под отлучение от Бога, для нас Бог не стал единственным
светом, единственной истиной, тем, кто безусловно управляет нашей жизнью, кто
не стал нашим богом, мы не исполнили заповедь возлюби Господа бога всей
крепостью твоей всем помышлением твоим.
На самом деле мы возлюбили этот мир, эту славу, этот покой.
Мы боимся не бога, а вещей, которые могут причинять нам
люди в этом мире.
Христос поэтому говорит не бойтесь убивающих тело, душе
ничего не могущих сделать. Бойтесь убивающих душу.


И не бойтесь убивающих тело, души же не
могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне
 Мф.
10:28

Мы часто оправдываем себя в немощи.
Насколько немощен был Иеремия.
 Насколько немощен
был Павел, сколько ему причиняли зла.
Даже камнями заметывали его, и он оставался жив, потому что
Бог повелел ему жить, потому что дыхание нашей жизни в руках Божьих.
Никто, если этого не захочет Бог, не в состоянии исторгнуть
из нас жизнь.
То упование, которым мы должны жить, та надежда в которой
мы должны себя утверждать.

В гл 35 книги Иеремия раскрывается мудрый глубокий эпизод.

Где-то в Иерусалиме проживает племя лиховиты.
Пророк Иеремия, чтобы вразумить иудеев, жителей Иерусалима
говорит:
-Пойдите к этому народу и предложите им выпить вина.
Посланные пошли, предложили вино.
Лиховиты отказались, сказали:
-Наши отцы заповедали нам никогда не пить вина. Мы не
нарушим того, что сказали нам наши отцы.

Бог устами пророка говорит.
-Видите, они боятся нарушить заповедь, которую дали им их отцы.
А народ мой не может сохранить заповеди, которые им дал я, Господь
Бог этого народа.
Т. е для них слова и наставления отцов являются более
значимыми, чем для иудеев заповеди и наставления их Бога.
Зато, что они хранят эти заповеди, я сделаю так, что
никогда, пока существует этот народ, среди этого народа не отымется человек,
предстоящий перед лицем моим.

Племя лиховитов оказывается в более выгодном положении, чем
племя иудейское.
Он ставит в пример племя лиховитов за то, что они ХРАНЯТ
ЗАПОВЕДИ.

Если народ этническая общность живет, соблюдая установления
своих предков или установления данные когда-то людям Богом, то этот народ
сохраняет с Богом некоторую связь.
-Предстоящий пред лицом моим, не отымется от этого народа
вовеки.
Т. е всегда по воле божьей есть среди этого народа человек
ходатайство, просьбы, молитвы которого Бог слышит по своему изволению. Он так
хочет.
За то, что этот народ ХРАНИТ ЗАПОВЕДИ хоть чьи-то Господь
всегда слышит молитвы и прошения за этот народ.

Все люди созданы Богом. И Бог о них заботится. Бог о них
промышляет. Бог творит с ними великие и славные дела.

В конце книги Иеремии плач по погибающим народам.
В его плаче слышен голос благодати Святого Духа.
Апостол Павел скажет в послании к Римлянам, что
Дух Святой ходатайствует за вас воздыханиями неизреченными.

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших;
ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас
воздыханиями неизреченными
  Рим. 8:26

Плача о погибающих народах Дух святой устами пророка
Иеремии глазами пророка Иеремии плачет о погибающем человечестве, погибающих
людях, потому что никто из людей ему не чужд, потому что Бог израильского
народа, есть Бог всех народов.

В библии сам Дух Святой указывает на то, что его промысел
пребывает над всеми народами.

В Священном Писании постоянно подчеркивается, что промысел
божий распростерт над всеми народами,
Над израильским народом по преимуществу, потому что задача.
мессия у этого народа особенная.
Сделать этому народу надлежит больше, чем другим, потому
так сильно и премного заботится о них Бог.

На основе народа лиховитов можно сделать вывод, любое
хранение традиций есть благо.

В век либерализма и разрывания связей с прошлым,
разрушением всех традиций во имя совершенно непонятных целей, ценностей идеалов,
задач есть демоническая попытка разрушить основы нормального существования человека
на земле.

Если раньше с сохранением традиций народ мог жить, даже
если он и не знал истинного Бога, например, Китай.
С традициями, которыми он жил до середины 20 века до того,
как пришли к власти коммунисты.
Традиции в нем были заложены еще Конфуцием.
Сохраняя верность Конфуцию народ сохранял себя в мире.

Это уникальная культура, цивилизация, народ, который сумел
сохранить свою самобытность, свою систему ценностей вопреки всему.
Имел дар внутренний. Там были философы, культура, изобилие
плодов, ресурсов, вождей, начальников того, чем может гордиться народ, нация,
любая культурная среда.

Все там было, потому что через сохранение традиций Бог
благословлял и этот народ, хотя и лишенный дара правильного богопознания,
Именно потому, что они были верны своим отцам.

И наоборот разрушение традиций уничтожает почву, на которой
народ дальше может процветать.

Почему сейчас происходит истощение земли.
Беда не только в том, что народу стало много.
Беда в том, что люди живут сами и ждут от земли только одного,
чтобы земля удовлетворяла их прихоти и их похоти, чтобы земля служила их обогащению
и больше ничего.

Никто не думает о традиционности, чтобы передать землю
будущему поколению.
Мы разрываем традиции прошлого.
Но мы и о будущем не думаем.
Мы живем одним днем.

Это наша беспочвенность, безосновность, неукорененность ни в
чем. Каждый см себе голова.
Каждый жизнь свою живет так, будто он первый на земле
живет.
Каждый живет так, как будто после него никто не будет жить.
Это состояние человека разрушает все вокруг него.
Разрушает самого человека, потому что это абсолютно
безбожное состояние.
Даже не столь важно во что и в кого человек верит, если он
ни на чем не основан и никому ничего не собирается передавать, не думает о
будущем, то этот человек вырывает себя из истории.
Он становится пустым, опустошенным.
Он вырвал своей беспочвенностью и бесперспективностью из
нити истории.
Он ни на чем не строит здание своей жизни,
поэтому лишается благословения божьего, и вся жизнь его
становится пустой.

Племя лиховитов является показателем тог, что восхождение к
Богу начинается с душевного.
Если человек сохраняет верность своим отцам, то возможно,
если он получит благодать божью, он будет сохранять и верность Богу.

Восхождение к Богу начинается с душевного, выразил апостол
Павел.

Важно понимать, что если нет душевного, то никогда не будет
и духовного.
Если человек не чтит своего отца, верности заветов, которые
дал ему свой плотской отец, то он никогда не будет чтить заповедей божьих.

Если человек проходит мимо монетки, на которой изображен
Георгий Победоносец или герб, то н никогда не научится чтить святыни и в храме.
Никогда не будет чтить и храма.

Если человек проходит и позволяет кощунствовать над
могилами павших воинов, ветераны войны и смерть человеческая для него ничего не
значит или он кощунственно смеется над тем, что было в годы войны, то значит,
он никогда не сможет ценить святых, мучеников.
Он не сможет почитать своих наставников, никогда не будет дорожить
храмом.

Именно через душевных человек восходит к духовному.
Если нет первого, то никогда не появится и второго.

Именно поэтому воспитание в человеке традиционности или
простого набора благоговения перед чем-то очень важным святым священным в этой
человеческой жизни может стать фундаментом того, чтобы из человека вырос
настоящий христианин.
А если не будет этого, то никогда не вырастит и духовное.

Лекция 28.2. Исторический контекст книги
Иеремии

Комментариев нет:

Отправить комментарий