воскресенье, 12 июня 2016 г.

Лекция 33.1. Книга пророка Даниила

5:03



26 По прошествии двенадцати
месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, 


27 царь сказал: это ли не величественный Вавилон,
который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего
величия
! 
Даниил
гл 4

28 Еще речь сия была в устах царя, как был с неба
голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! 




И только Навуходоносор сказал слова, с ним
произошли изменения. Он теряет разум и на 7 лет погружается в темноту.
Он живет как животное, уподобляется скоту.

За семь лет такого безумства никому в голову не пришло
поставить другого царя.
Царедворцы управляли от его имени, но никакого переворота
не возникло.
Никто не воспользовался, чтобы присвоить власть себе.
Вот что значит империя.

Сон показывает империю Навуходоносора золотой, ценностной
для человеческой жизни.
Империя была гарантом стабильности, уверенности в том, что
мы существуем- это порядок, незыблемость, уверенность в своей жизни и
завтрашнем дне.

Величественные империи тех дней были некоторой тенью
царства небесного, что дает стабильность, покой, упорядоченность жизни.

13 псалом: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог»

писание открывается только духом святым.

12:20 Слава всегда должна быть Божья.
Мы сделали дело своими руками. Мы это исповедуем. Это можно
еще принять, но сделав любую достойную вещь каждый человек должен чувствовать
осознавать исповедать того, что за эту вещь, это дело, за этот поло нужно
воздать славу Богу.

Откуда у нас вдруг появилась эта способность
Почему Пушкин писал стихи?
Он это своим трудом заработал?
За великие подвиги он получил такую способность?

Пушкин родился таким.
Какова его заслуга, что он родился таким. Или у него поэты
великие в роду передали ему по наследству поэтический дар.
Это дар Божий.

Пушкин как религиозный человек понимает, что это дар божий.
Каким–то образом он этим даром должен прославлять Бога. Но
как?
Искусство пользоваться дарами божьими в то время особенно
среди высшего слоя российского дворянства было утеряно.

Духовные отцы Серафим Саровский, оптинские старцы пытались
творческих людей научить служить своими талантами во славу божию, воздавать
славу Богу.

Навуходоносор этого не сделал.
Раньше он знал, исповедовал, то могущество, которое у него
есть- это дар Божий.
Он свидетельствовал об этом иудеям, когда разгромил
Иерусалим и увел их в плен.
-Разве сам я пришел, если Бог дает мне такую силу и власть.
Я от Бога пришел и то, что делаю, делаю по воле его.

И в забвении сказать, что это моя сила, мое могущество есть
полное безумие, и Господь ему это показывает.

Разве мало людей, которые так думают, но не все они
получают такое явное яркое вразумление от Бога.
Исповедуя то, что они делают, во славу свою, они
показывают, что они безумны.

От животных мы отличаемся не просто разумом, а умом, духом,
тем чем мы уподобляемся Богу,
тем чем мы способны постигнуть бога.
чем мы способны предстоять Богу, узнать волю Божью, чем мы
способны молиться к Богу.
Мнус, по-гречески, дух и ум одновременно.

Этим духовным органом, духовной своей составляющей мы, в
том числе, отличаемся от животных.

Если ум забывает по образу чему он создан,
кому он призван служить,
ради чего он пребывает в этом мире – это познание Бога.


3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого
истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Хрис
та.
4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты
поручил Мне исполнить.
(Св. Евангелие от Иоанна 17:3,4)

3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого
истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Хрис
та

Именно ЗНАЮТ. Это понятие предполагает умную духовную
природу человека.
С помощью инструмента ума и духа человек способен
постигнуть, узнать Бога, но и соединиться с ним.
Есть нечто общее по природе, что делает человека способным
воспринимать Бога, способным приобщаться к Богу, по крайней мере его
божественных энергиях.

Если ум говорит, все, что есть, есть только ради меня. Моей
личной славы, моего могущества, и забывает того, кто его создал и даровал это
могущество и таланты, разумеется, безумен.
Ему сразу Господь делает вразумление и этим показывает, что
судьба царя Навуходоносора ему не безразлична.

В книгах Священного писания видно, как Бог заботится о
еврейском народе Израиля.
Как он его воспитывает, с ним нянчится.
Как он его долго терпит, с болью наказывает.

Такую заботу и попечение мы видим к личности одного Навуходоносора
языческого царя.
Причем царя, который взял Иерусалим и разрушил этот город.
Господь о нем заботится и сразу его наказывает.
Через 7 лет возвращается к нему разум.
Прошло время, отмеренное Богом для смирения и наказания
Навуходоносора, и он говорит

31 По окончании же дней тех, я,
Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и
благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого
владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. 




32 И все, живущие на земле, ничего
не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих
на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему:
"что Ты сделал?" 




34 Ныне я, Навуходоносор, славлю,
превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны,
и Который силен смирить ходящих гордо.
Даниил гл 4

Навуходоносор исповедует творца неба и земли своим Богом,
Богом всечеловеческим, единственным, который управляет воинством небесным и
человеками.
Он един ими управляет.
Он един может смирить, ходящих гордо.

Этим он приносит свое покаяние, понимает, что это наказание
за гордыню.
Именно гордыня взывает к тому, чтобы Господь вмешался и
сокрушил гордыню.

Он сокрушает. Другое дело это не всегда так ярко и сильно
проявляется, так зримо как в судьбе Навуходоносора, потому что промысел у Бога
свой.

История царя Навуходоносора, история Иерусалима, история
уведения в плен иудейского израильского народа, представление о промысле божьем
в истории помогала в нашей церкви нашим иерархам определить свое отношение в
сложный период октябрьского переворота, когда к власти пришли большевики.

Тогда церковь в лице патриарха Тихона и его сподвижников митрополита
Сергия, в будущем патриарха, образами священного писания и словами апостола
Павла определяли свое отношение к новой власти.

Ведь очевидно, что власть безбожная работает на разрушение
прежде существующих святынь, как это сделал Навуходоносор. Он разрушил святыню
израильского народа храм господень, единственный храм Бога на земле.
Осквернил это место город и многих убил из народа божьего.

Но пророк Иеремия, пророк Даниил свидетельствует о том, что
в лице царя Навуходоносора действовал Бог.
Подчинение власти Навуходоносора сообразно подчинению
власти Божьей.

По мысли пророков не надо обращать внимание на то, что
происходит видимое безбожие этой власти, видимое кощунство, видимое разрушение.

Надо увидеть другую реальность. Увидеть промысел божий,
увидеть присутствие Бога в этой власти.

Это помогло им выработать правильное отношение к революции.
Патриарх Тихон, митрополит Сергий настаивали на том, что
власти надо подчиняться независимо от того, каково ее отношение к Богу.

Исповедование Навуходоносора сделано по наитию Святого
Духа, что по воле своей он действует у живущих на земле, и дает власть, творит
что хочет по воле своей.

Никто не может сделать что-то вопреки его воле.
Если революция произошла, то надо это принять, как
свершившийся факт,
и понять, как с этим жить, как хранить исповедование, веру,
таинства, молитву, состояние присутствия, хранить упование,
а не то, как бороться с тем, что установил Господь.

Власть изменчива, колеблемая вещь, это не царство небесное.
Церковь есть столб и утверждение истины.
Церковь есть образ непоколебимого царства, а государство
меняется.

Но чтобы сохранить нормальное согласие с Богом бытие в этом
мире, церковь должна постоянно исповедовать, что если власть есть, то это
именно та власть, которую в данный момент промысел божий судил быть в рамках
данного исторического пространства.

Лекция 33.1. Книга пророка Даниила


Комментариев нет:

Отправить комментарий